Проект "Путь к успешному будущему"
проект
Подростковый возраст – время, когда идет активный процесс социализации учащихся: процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации учащийся приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя. Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sotsializatsii.docx | 96.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Купинская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
Новосибирской области (МКОУ Купинская школа-интернат)
Принято на методическом
объединении воспитателей
« 01 » августа 2016г.
"ПУТЬ К УСПЕШНОМУ БУДУЩЕМУ"
Проект социализации учащихся
Срок реализации: 2016 г. -2018 г.
выполнила: Лухманова И.С.,
воспитатель 2 группы
г. Купино 2016
Основные разработчики проекта:
Лухманова И.С., воспитатель 2 группы МКОУ Купинская школа – интернат
Иванчикова М.А., член родительского комитета группы
Хитрова Л.А., член родительского комитета группы
Учащиеся 8а класса
Образовательный проект направлен на достижение результатов по социализации учащихся в соответствии с требованиями основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Купинская школа – интернат.
Путь к успешному будущему: Проект социализации учащихся / под рук. Лухмановой И.С. –Купино: МКОУ Купинская школа – интернат, 2016.
Купино,
МКОУ Купинская школа – интернат,
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта…………………………………………….………….............. Образовательный проект……………………………………………………… 1. Актуальность проекта…………………………………………………… 2. Анализ исходного состояния проблемы…………………………………. 3. Цели и задачи проекта……………………………………………………. 4. Новизна и практическая значимость проекта….……………………….. 5. Целевые группы и партнеры проекта….………………………………… 6. Описание проекта по этапам…………………………….................…….. 7. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта ……..…………. 8. Возможные ограничения и риски и их компенсации в процессе реализации проекта………………………………………………………… 9. Ресурсы проекта……………………………………………………..……. 11. Формы представления результатов…………………………………….. Список литературы…………………………………………..………………….. Приложение………………………………………………….………………….. | 5 8 8 8 10 10 12 13 16 21 21 22 23 24 |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Вместе в успешное будущее |
Основные разработчики проекта | Лухманова И.С., воспитатель МКОУ Купинская школа – интернат, 2016. Иванчикова М.А., член родительского комитета группы Хитрова Л.А., член родительского комитета группы Учащиеся 8а класса |
Нормативно-правовое обеспечение проекта | Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изм. и доп.). Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №12» (утверждена приказом от 30.08.2013 №98, с изм. и доп. от 28.02.2015, 16.02. 2016). |
Цель и задачи | Цель проекта: создание условий для саморазвития, самореализации, самоопределения личности учащихся, их успешной социализации в обществе. Задачи: Развивать у учащихся положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности. Вырабатывать у учащихся компетенции, необходимые для продолжения образования и выбора профессии, и готовность их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности. Способствовать освоению учащимися социального опыта, основных социальных ролей. Формировать и развивать знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни для сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья учащихся. |
Сроки и этапы реализации проекта, перечень основных мероприятий | Срок реализации: 2 года Подготовительный этап – сентябрь 2016 г. – Предпроектный анализ, стартовая диагностика учащихся, разработка основного перечня мероприятий проекта. Практический этап – октябрь 2016 – май 2018 г. – Реализация мероприятий проекта. Заключительный этап – май – июнь 2018 г. – Мониторинг результатов. Подведение итогов. Обобщение и распространение опыта реализации проекта. |
Исполнители проекта и основных мероприятий | Учащиеся 8а класса (2016-2017 учебный год), 9а класса (2017-2018 учебный год). Родители группы |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Наблюдается положительная динамика качественной успеваемости. Проявляется применение компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, в ситуации реальной жизнедеятельности и при проведении «Марафона предприимчивости». Повышен уровень развития социальных навыков поведения у учащихся. Рост числа учащихся занимающихся физической культурой и спортом. Рост числа участников мероприятий экологической направленности. Положительная динамика участия родителей в мероприятиях проекта. |
Целевые группы проекта | Учащиеся 8а класса (2016-2017 учебный год), 9а класса (2017-2018 учебный год). Родители группы. |
Проект социализации учащихся
«ПУТЬ К УСПЕШНОМУ БУДУЩЕМУ»
Таланты создавать нельзя,
но можно создавать почву,
на которой растут и
процветают таланты.
Г. Нейгауз
Актуальность проекта
Подростковый возраст – время, когда идет активный процесс социализации учащихся: процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации учащийся приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя. Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.
Первоочередная задача родителей и воспитателя в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего с нравственных позиций, принимать решения, систематически корректировать его поведение. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.
Достигнуть результатов по социализации, запланированных в основной образовательной программе основного общего образования МКОУ Купинская школа-интернат поможет, на наш взгляд, планомерная и системно выстроенная работа с группой во взаимодействии воспитателя, учащихся и родителей.
Анализ исходного состояния в вопросе социализации учащихся позволил выявить противоречия:
между результатами по социализации, предъявляемыми в основной образовательной программе основного общего образования МКОУ Купинкая школа - интернат», и низким уровнем сформированности компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, и готовности их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности;
между необходимостью у учащихся взаимодействовать в различных ситуациях межличностного общения и низким уровнем развития социальных навыков поведения.
Необходимость разрешения данных противоречий обуславливает цель нашего проекта.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: создание условий для саморазвития, самореализации, самоопределения личности учащихся, их успешной социализации в обществе.
Задачи:
Развивать у учащихся положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности.
Вырабатывать у учащихся компетенции, необходимые для продолжения образования и выбора профессии, и готовность их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности.
Способствовать освоению учащимися социального опыта, основных социальных ролей.
Формировать и развивать знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни для сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья учащихся.
Новизна и практическая значимость проекта
Новизна проекта
Проект социализации учащихся «ПУТЬ К УСПЕШНОМУ БУДУЩЕМУ» направлен на достижение результатов по социализации, запланированных в основной образовательной программе основного общего образования МКОУ Купинская школа - интернат и представляет собой планомерную и системно выстроенную работу с классом во взаимодействии воспитателя, учащихся и родителей.
Направленность на освоение учащимися знаний алгоритмов развития социальных навыков поведения, компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, и готовность их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности.
Решение задач проекта направлено на достижение «Портрета выпускника».
Соотнесение «Портрета выпускника» и задач проекта
Таблица 1.
«Портрет выпускника» | Задача проекта |
Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике. Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества | Развивать у учащихся положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности |
Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы | Вырабатывать у учащихся компетенции, необходимые для продолжения образования и выбора профессии, и готовность их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности |
Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством. Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов | Способствовать освоению учащимися социального опыта, основных социальных ролей |
Осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды | Формировать и развивать знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни для сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья учащихся |
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта состоит в существенном повышении эффективности работы по социализации учащихся для достижения результатов основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Купинская школа - интернат.
Реализация проекта содержит в себе потенциал для развития участника проекта:
самопознание;
самореализация;
стремление к самообразованию;
самоопределение;
взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
повышение социальной активности.
Получая развернутую картину своей личности, он размышляет о своем месте в жизни, о смысле жизни; проверяет себя, включаясь в разрешение жизненных ситуаций-проб.
Целевые группы и партнеры проекта
Целевые группы проекта
Учащиеся 8а класса (2016-2017 учебный год), 9а класса (2017-2018 учебный год).
Партнеры проекта. Целевые установки партнеров
Основой модели взаимодействия является идея объединения участников образовательных отношений в интересах социализации учащихся.
Основными партнерами проекта являются: учителя-предметники класса, администрация МКОУ Купинская школа - интернат.
Временные партнеры: педагог-психолог, библиотекарь, учащиеся классов МКОУ Купинская школа - интернат.
Целевые установки, потребности партнеров проекта представлены в таблице 2.
Целевые установки, потребности, интересы партнеров
Таблица 2.
№ | Партнеры | Целевые установки, потребности, интересы |
Основные партнеры | ||
1 | Родители учащихся | Участие в тренингах, родительских собраниях, в реализации мероприятий проекта, в планировании деятельности класса |
2 | Педагоги-предметники класса | Оказание содействия в развитии положительной учебной мотивации. Применение техник и приемов по выработке компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии. |
3 | Администрация МКОУ Купинская школа - интернат | Оказание содействия в реализации мероприятий проекта. Участие в поощрении учащихся по итогам мероприятий |
Временные партнеры | ||
1 | Педагог-психолог | Проведение тренингов по профилактике ПАВ, индивидуальных занятий по коррекции отклоняющегося поведения. Участие в диагностике учащихся. |
2 | Библиотекарь | Проведение выставок профориентационной направленности |
3 | Учащиеся МКОУ Купинская школа - интернат | Участие в мероприятиях отдела малышковых дел. Совместное участие в делах, организуемых по инициативе ученического самоуправления класса |
Описание проекта по этапам
Срок реализации проекта: 2 года.
Подготовительный этап – сентябрь 2016 г. – Предпроектный анализ, стартовая диагностика учащихся, разработка основного перечня мероприятий проекта.
Практический этап – октябрь 2016 – май 2018 г. – Реализация мероприятий проекта.
Развитие у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, осознания важности образования и самообразования для жизни и деятельности.
Решение данной задачи включает следующие мероприятия по социализации:
- изучение учебной мотивации учащихся с использованием методики «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной (Приложение 1).
Работа с учащимся строится в соответствии с полученными данными, данные также доводятся до сведения родителей, учителей-предметников;
- создание ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности;
- организация группы взаимопомощи по своевременной ликвидации пробелов знаний;
- проведение классных часов об условиях становления успешной личности;
- расширение кругозора, формирования желания заниматься самообразованием происходит путем организации познавательных часов, экскурсий на выставки, музеи (Приложение 2).
- участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, предметных конкурсах. Чтобы слабоуспевающие учащиеся могли почувствовать себя успешными, они привлекаются к участию в дистанционных конкурсах, 100% участвуют в проектной деятельности, выполняя групповые проекты (Приложение 3).
Выработка у учащихся компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, и готовности их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности.
Решение данной задачи содержит в себе потенциал для развития участника проекта:
самопознание;
самореализация;
творческое проявление личности;
взаимодействие со сверстниками и заинтересованными творческими взрослыми;
повышение социальной активности.
Учащиеся класса при реализации данной задачи включены в следующие виды деятельности:
- освоение техник и приемов, направленных на выработку компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, по модулям: «Системное мышление», «Речевое мышление», «Стратегия жизненного успеха», «Предприимчивость и ценности творческой личности» (Приложение 4);
- организация, проведение и участие в социально значимых акциях, проектах, мероприятиях.
Итогом работы по решению данной задачи является участие учащихся в «Марафоне предприимчивости», который включает в себя прохождение 4-х дистанций:
дистанция «Эрудит» – решение заданий на основе кейсовых практик;
дистанция «Экспериментальный коллайдер» – анализ и прогнозирование;
дистанция «Проблем.net» – проектные решения актуальных социально-экономических и технологических проблем;
дистанция «Эффективный спикер» – умение кратко и понятно доносить свои мысли до других, умение слушать и слышать, умение вести переговоры и цивилизованно участвовать в дискуссиях.
Освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей.
Освоение учащимися социального опыта, основных социальных ролей происходит по двум направлениям:
Участие в работе ученического самоуправления.
Наша групппа – город «Адреналин» – является одним из городов детской организации «Республика Беспокойных Сердец». В группе-городе работает Мэрия, в которую входят отделы образования, культуры, печати, спорта, труда и экологии, малышковых дел. Распределение обязанностей среди учащихся позволит им попробовать себя в разных социальных ролях, как лидера, так и подчиненного.
Ученическое самоуправление открывает для учащихся возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение, способствует формированию более чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим. Позволяет повысить социальную компетентность, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных социальных ситуациях.
Развитие социальных навыков поведения у учащихся.
Развитие социальных навыков поведения у учащихся происходит за счет усвоения «Структурированного метода обучения общению (метод профессора Гольдштейна)» (Приложение 5). Освоение данного метода призвано способствовать успешному взаимодействию учащихся в различных ситуациях, установлению межличностных контактов и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.
Задача проекта | Ожидаемый результат | Критерии оценивания | Показатели | Инструмент оценки |
Развивать у учащихся положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности, осознание важности образования и самообразования для жизни и деятельности | Рост числа учащихся, имеющих устойчивую положительную мотивацию | Доля числа учащихся, имеющих положительную учебную мотивацию, не менее 92%. | Результаты изучения мотивации учащихся Качественные результаты участия в предметных олимпиадах и конкурсах, научно-практических конференциях, проектной деятельности Рост числа хорошистов | Методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной Анализ динамики и результативности участия Анализ успеваемости |
Вырабатывать у учащихся компетенции, необходимые для продолжения образования и выбора профессии, и готовность их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности | Доля числа учащихся, проявляющих компетенции, необходимые для продолжения образования и выбора профессии, в ситуации реальной жизнедеятельности, не менее 75% | Когнитив-ный (сформиро-ванность компетенции, необходимые для продолжения образования и выбора профессии) | Полнота и дифференцирован-ность знаний о предприимчивом мышлении, техниках и приемах формирования мышления | Опросник по определению сильных сторон мышления. Определение уровня развития творческого потенциала |
Мотиваци-онно-волевой (сформиро-ванностьмотиваци-онно-волевой регуляции к участию в профориентационныхмероприя-тиях и «Марафоне предприимчивости») | Уровень сформированности мотивации к выработке компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, готовность их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности | Количествен-ный и качественный анализ участия в мероприятиях «Марафона предприимчивости» | ||
Инструмен-тально-деятельнос-тный | Участие в командных делах, в социально значимых конкурсах, акциях, мероприятиях. Учащиеся применяют приобретённые умения и навыки относительно целого ряда жизненных ситуаций | Тест оценки компетентно-сти членов команды Опросник «Профиль оратора» | ||
Наличие инструмен-тария для мониторин-га сформиро-ванности компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии | Уровень сформированности компетенций, компетенции, необходимые для продолжения образования и выбора профессии, и готовность их проявления в ситуации реальной жизнедеятельности | Анализ индивидуального участия в «Марафоне предприимчивости» | ||
3.Способствовать освоению учащимися социального опыта, основных социальных ролей | Доля числа обучающихся, повысивших уровень развития социальных навыков поведения, не менее 55% | Когнитив-ный (сформиро-ванность системы представлений о социальных навыках общения) | Полнота и дифференцирован-ность знаний алгоритмов развития социальных навыков поведения | Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции) выпускника |
Мотиваци-онно-волевой (сформиро-ванностьмотиваци-онно-волевой регуляции к проявлению социальных навыков поведения) | Уровень сформированности мотивации к участию в мероприятиях по развитию социальных навыков поведения | Количествен-ный и качественный анализ участия в мероприятиях, направленных на развитие социальных навыков поведения | ||
Инструмен-тально-деятельнос-тный | Учащиеся проявляют алгоритмы развития социальных навыков поведения относительно целого ряда жизненных ситуаций, в различных моделях поведения | Анализ результативности участия в дистанции «Эффективный спикер» «Марафона предприимчивости» | ||
Наличие инструментария для мониторинга развития социальных навыков поведения у учащихся | Уровень развития социальных навыков поведения у учащихся | Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции) выпускника | ||
4. Формировать и развивать знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни для сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья учащихся | Доля числа учащихся, занимающих физической культурой и спортом, не менее 92%. Доля числа учащихся, участвующих в мероприятиях экологической направленности, не менее 100% | Когнитивный (сформированность системы представлений о здоровом и безопасном образе жизни, основах информационной безопасности, экологических знаний) | Полнота и дифференцирован-ность знаний о здоровом и безопасном образе жизни, основах информационной безопасности, экологических знаний. Сформированность представлений о способах профилактики вредных привычек через занятия физической культурой и спортом. | Тест на выявление уровня знаний учащихся по вопросам о здоровом и безопасном образе жизни, основах информационной безопасности, экологических знаний |
Мотивационно-волевой (сформированностьмотивацинноволевой регуляции) | Уровень сформированности мотивации к ведению здорового и безопасного образа жизни. Место экологической культуры, здорового образа жизни, информационной безопасности в ценностно-смысловой иерархии | Ценностная иерархия | ||
Инструментально-деятельностный | Участие в соревнованиях, в социально значимых конкурсах, акциях, мероприятиях. Учащиеся применяют приобретённые умения и навыки относительно целого ряда жизненных ситуаций | Количествен-ный и качественный анализ участия в мероприятиях |
Модель социального поведения, созданная А.П. Гольдштейном, включает в себя 37 навыков, которые поделены на 5 категорий:
начальные навыки – некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре;
самовыражение в разговоре – умение выразить свои чувства и переживания;
реакция на мнение или поведение другого человека в разговоре или на то, что он переживает, умение передать информацию другому человеку;
навыки планирования предстоящих действий: прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что-то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию;
альтернативы агрессивному поведению: каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным образом.
При обучении каждому навыку используется определенный алгоритм.
Каждый обучающийся ведет «Карту навыка».
Формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни для сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья учащихся.
Решение данной задачи включает мероприятия по следующим направлениям:
- пропаганда здорового образа жизни. Составление режима дня, учёбы и отдыха. Учащиеся вовлекаются во внеурочную деятельность по спортивно-оздоровительному направлению, принимают участие в спортивных соревнованиях. Проводится работа по профилактике ПАВ, отклоняющегося поведения, вредных привычек;
- обеспечение информационной безопасности учащихся. Получение представлений о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Особенности онлайн-общения. Молодежные депрессивные субкультуры, экстремизм. Обучение пользованию гаджетами в целях самообразования;
- развитие экологической грамотности. Повышение мотивации у подростков к изучению естественнонаучных дисциплин как способ повышения потребности понимания окружающего мира и становления экологически грамотной личности. Развитие устойчивой потребности в эколого-ориентированной деятельности как результат реализации экологических знаний на практике и использование их в будущей профессиональной деятельности.
Заключительный этап – май – июнь 2018 г. – Мониторинг результатов. Подведение итогов. Обобщение и распространение опыта реализации проекта.
Оценка эффективности реализации проекта
Наблюдается положительная динамика качественной успеваемости.
Повышен уровень развития социальных навыков поведения у учащихся.
Рост числа учащихся занимающихся физической культурой и спортом.
Рост числа участников мероприятий экологической направленности.
Положительная динамика участия родителей в мероприятиях проекта.
Возможные ограничения и риски и их компенсации представлены в таблице 5.
Возможные ограничения и риски и их компенсации в процессе реализации проекта
Таблица 5.
№ | Ограничения и риски | Компенсации |
1. | Несоответствие планируемых результатов реальным показателям | Корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов |
2. | Мероприятия проекта могут быть проведены неэффективно из-за инерции учащихся | Мотивация учащихся. Система поощрения учащихся, активно участвующих в мероприятиях проекта |
Ресурсы проекта
Проект рассчитан на внутренние ресурсы группы.
Кадровые: классный руководитель группы.
Информационно-методические:
Материально-технические: спортивный зал, кабинет, компьютерный класс, библиотека, медиатека, множительная, копировальная техника, цифровая видеокамера, фотоаппарат, локальная сеть.
Приложение 1.
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника.
(М.В.Матюхина)
Инструкция к тесту
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
Тестовый материал
Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Ключ к тесту
Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.
Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Учащийся стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.
Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эмоциональные. Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Учащийся осознает социальную необходимость.
Позиция школьника. Учащийся ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
Мотив достижения. Учащийся, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.
Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Учащийся выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.
Приложение 2. Экскурсии группы
Приложение № 3 Достижения детей
Приложение 4. Описание методик, техник и приемов, используемых при подготовке
ДИСТАНЦИЯ «ЭФФЕКТИВНЫЙ СПИКЕР»
Задания при подготовке:
«Тонкие и толстые вопросы»
Знак вопроса можно сравнить с крючком, на который ловятся новые идеи. И, действительно, на хороший вопрос всегда интересно отвечать. Он является мощным инструментом развития мышления и пробуждения интереса. Но здесь мы имеем в виду вопросы, которые задают сами ученики.
Мы знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет» или дать какой-то однозначный ответ. В технологии развития критического мышления такие вопросы называются «тонкими». Например, «Где Джек хранил пшеницу?». Но есть вопросы, на которые не ответить в двух-трех словах. Это «толстые» вопросы. Например, «Почему у коровы и старого пса сложились плохие отношения?».
Таблица тонких и толстых вопросов.
Таблица 7.
? | ? |
Кто… | Дайте объяснение, почему… |
Что… | Почему Вы думаете… |
Когда… | Почему Вы считаете… |
Может… | В чем разница… |
Будет…я | Предположите, что будет, если… |
Мог ли… | Что, если… |
Как звали… | |
Было ли… | |
Согласны ли Вы… | |
Верно… |
«НГОК-НГОК»
Задание выполняется индивидуально, и затем результаты их выполнения представляются всей группе.
Этап 1. У каждого участника лист бумаги и ручка. В верхней части листа все участники записывают буквы-стимулы. Их задача – за ограниченное время (3 минуты) составить как можно больше предложений из четырех слов: первое слово должно начинаться на первую букву, второе – на вторую, третье – на третью, четвертое – на четвертую; допускается использование предлогов (НГОК – новогодние гостинцы в открытой коробке). Когда три минуты истекли, участники подсчитывают написанные ими предложения, говорят, сколько их получилось, и каждый по очереди зачитывает одно-два наиболее, по их мнению, удачных.
Этап 2. В течение еще трех минут сочинение предложений продолжается, потом подсчитываются и оглашаются результаты.
Этап 3. Участники группы должны написать рассказ. Количество слов и предложений этого рассказа не регламентируется, но они должны начинаться на те же буквы в той же последовательности (НГОК-НГОК-НГОК…). Знаки препинания могут быть любыми и ставиться в любом месте. На выполнение этого задания – 5 минут. Когда эта работа завершена, участники зачитывают получившиеся рассказы. Содержание этих рассказов не комментируется и не оценивается.
«Школа оратора»
Типичные приемы для выступлений
1. Жесты, мимика
В первую очередь жесты и мимика должны соответствовать словам. Жесты должны быть открытыми. Прекрасным примером являются выступления Стива Джобса, для ознакомления с его ораторским искусством предлагается просмотр фрагмента фильма……
2. Интонация, голос
Нужно научиться играть голосом, говорить более низким. Для этого следует дома читать стихи то высоким, то низким голосом, то быстро, то медленно, постепенно ускоряя темп. Это поможет научиться управлять голосом.
3. Личные истории
Подкрепляя сказанное историями из личного опыта, Вы сильно увеличите вес Ваших слов. Поэтому подготовьте истории по тематике выступлений, короткие, интересные, запоминающиеся.
4. Искусство ответа на вопросы
Не торопитесь отвечать на вопрос, сделайте паузу. Сложный вопрос разделяйте на составляющие. В случае затруднения с ответом просите повторить вопрос, либо уточнить его смысловые аспекты. Можно уточнить, какая конкретно информация интересует. В случае непредвиденного вопроса можно просить время на поиск ответа. Не отвечайте на вопрос сразу и немедленно. Попытайтесь вначале определить подоплеку вопроса, выявить лежащее в его основе намерение
Важные мелочи
Фразы. Короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Паузы — очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после минипауз. Не следует говорить без паузы дольше, чем 5,5 сек.
Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.
Темпоритм. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов в минуту.
Грамотность. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения.
Конспект. Основные тезисы речи лучше записать на небольшие карточки. Читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки.
Репетиция. Отшлифуйте фразы, интонацию, мимику перед зеркалом. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.
Место выступления. Если предусмотрена трибуна — докладчик должен быть виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, то нельзя сутулиться, опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, на груди, вертеть в руках посторонние предметы.
Одежда. Универсальное правило успешного публичного выступления— не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать внимание аудитории.
Психологический настрой. При выходе к аудитории двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Не спешите сразу начинать выступление, сделайте паузу (5-7секунд), чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение. При сильном волнении сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи.
Контакт с аудиторией. Обведите взглядом всю аудиторию. Зафиксируйте для себя взглядом нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры в вашем выступлении, затем начинайте говорить.
Приветствие. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. — Позвольте представиться! — Разрешите представиться! Далее выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы (учёбы), должность и профессию.
Общение с аудиторией. Обращение к аудитории помогает установить доверительный контакт в ходе выступления. Косвенными обращениями могут служить такие выражения: «Как вам известно», «Уверен, что вас это не оставит равнодушными» и т.д.
Жесты и мимика дают человеку куда больше впечатлений, чем всё, что вы произносите. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, двигайтесь естественно. Нужно показать себя живым и энергичным. Примите открытую позу и время от времени демонстрируйте улыбку.
Аудитория. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику.
Эмоциональность. Бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И, наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего.
Неожиданности. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе.
Последний акцент — прощание. Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.
«Спорщики»
В данном случае можно взять за основу видеоролики программы «Галилео. Спорщики». Каждая кинолента сопровождается кратким описанием и оценкой, чтобы облегчить выбор. Материалы размещены на сайте http://videobox.tv/v/5tuI4-n8uu-1jbH26Ixun9jmzqj7k--Y26LJm_Kfzw/
Дистанция «Эффективный спикер». Задания:
«Шифровальщик» (заочный этап)
Предлагается зашифровать предложение, зафиксировав только начальные буквы слов. Команды должны предложить свои варианты «расшифровок» получившихся аббревиатур.
«Спорщики»
«Реклама профессий»
Представить рекламу профессии. Способ презентации профессии на выбор команд.
«Уложись в 25 слов»
В киноиндустрии есть такой термин Лог Лаин (log-line). Лог (Log) с английского языка - это амбарная книга. Лаин (Line) с английского языка - строка. Все вместе переводится как - запись в амбарной книге. Первоначально термин возник у кладовщиков кинопрокатных компаний. Представьте себе общую тетрадь. На левой странице вы записываете номенклатуру товара (№, дата, количество пленки и т.д.), а на правой странице краткое содержание. Но так, чтобы поместилось в одну строку. Стихийно возник стандарт записи - 25 слов. Позже этот термин позаимствовали директора-кинопрокатчики, от них он перешло к продюсерам, потом к редакторам, режиссерам и в самый последний момент пришел к сценаристам. Если сценарист хочет ознакомить продюсера со сценарием, то он должен прислать ему краткое описание этого сценария, состоящие не более чем из 25-и слов. И задача сценариста, непросто уложиться в двадцать пять слов, но и написать так, чтобы это зацепила продюсера.
Задание: Уложите в формат log-line содержание текста.
ДИСТАНЦИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОЛЛАЙДЕР»
Задания при подготовке:
«Да-нетка»
Игра способствует развитию внимания, речи, умению устанавливать причинно-следственные связи, позволяющие снять психологические зажимы, развивающие навык анализа решения жизненных проблем. Необходимо разгадать некоторую тайну, заданную ведущим. Для разгадки тайны участники должны задавать вопросы, требующие ответа "да" ли "нет". Ведущему можно давать следующие ответы: «да», «нет», «и да, и нет», «это не существенно», «не знаю».
Н. Хоменко выделил типы задач для игры «Да-Нет»:
1) Определить значение атрибута. В задачах этого типа требуется отгадать конкретное значение заданного атрибута:
а) задачи с линейными атрибутами - высота самой высокой горы, рост самого маленького человека, даты каких-либо событий и т.п.
б) задачи с «географическими» атрибутами - название страны, города, науки, архитектурного стиля и т.п.
2) Описать объект (система атрибутов и их значение). Необходимо определить какими атрибутами (признаками) описывается заданный объект и каковы значения этих атрибутов. Например: «Он ходил, но обувь не снашивал. Что это?» или «Какой объект я задумал?»
«Загадочные слова»
«Звуковая клякса». Образ неизвестного слова.
Произносится незнакомое слово или бессмысленное сочетание, например, курлембарута. Звучание слова, его ритм порождают какие-то ассоциации. Необходимо описать возникший образ.
Независимо от выбранного звукового комплекса, наделение его значением (семантизация объекта) распределяется на такие тематические группы:
быт;
природа;
географические объекты;
объекты техники;
человек и его социальные роли;
состояния эмоциональное и физическое;
фантастические персонажи и объекты.
«Фантазийка»
Предлагается для обыденных повседневных вещей найти новое применение.
«Дорисуйка»
За одну минуту изобразите пять кружочков.
Понятие «творчество» всегда оставалось предметом анализа многих наук. Многогранность мира творчества отразилась в различных его определениях. Несмотря на некоторые различия в этих определениях можно выделить общие признаки:
новизна;
оригинальность;
отход от шаблона;
неожиданность;
целесообразность;
ценность.
Рассмотрим только один из его существенных признаков, без которого нет творчества - это «новизна». В области техники понятия «новизна» и «прототип» играют значимую роль при патентовании нового технического решения. Эти же понятия являются определяющими при оценке творческой деятельности в любой области.
Прообразом способа оценки творчества по новизне является работа Г.С. Альтшуллера «Краски для фантазии», в которой приводится шкала оценки научно-фантастической литературы. «Новизна» является первым критерием этой интересной шкалы, а уровни новизны фантастической идеи представлены в следующем виде:
Идея (ситуация, сюжет) использована повторно "один к одному" или перекрывается более полной идеей.
Прототип изменен, но нет качественно новой идеи.
Прототип изменен так, что появляется качественно новая идея.
Новая идея, не имеющая близких прототипов в литературе.
Уровни новизны (по материалам статьи Гафитулина М. «Уровни творчества или Рождение новизны»)
1 уровень — репродуктивный.
Новизны нет. Деятельность направлена на повторение прототипа (ранее известного). Выполненное полностью копирует прототип. Девиз уровня: «Так может каждый!»
Изобразить квадрат.
Пример выполнения задания на 1 уровне:
2 уровень – репродуктивно творческий. Новизна есть. Деятельность направлена на самостоятельное небольшое изменение прототипа, существенным образом не меняет первоначальный образец. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими к его новому качеству. Новизна достигается за счет изменения (замены, добавления или удаления) нескольких параметров прототипа.
Девиз уровня: «Так может большинство!»
3 уровень – творческо-репродуктивный. Новизна есть. Деятельность направлена на значительное изменение прототипа, существенным образом меняет первоначальный образец. Выполненное базируется на прототипе (знании об известном), значительно изменяет его и приводит к новому качеству. Происходит выход за рамки задания. Новизна достигается за счет: снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются; выполнения известного другим способом, другими средствами; расширения сферы применения известного (многофункциональность); включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим; решения противоречия: прототип есть и его нет.
Девиз уровня: «Так могут только некоторые!»
4 уровень – творческий. Новизна есть. Деятельность направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального. Выполненное не имеет прототипа. Новая идея достигается за счет: замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновение признаков первоначального образца и появление новых элементов для реализации новой функции; высокого уровня обобщения и выход на методологический уровень. Девиз уровня: «Так может только один!»
Примеры выполнения задания на 4 уровне:
"Квадрат",
"x2",
"Прямоугольник с одинаковыми сторонами"
Дистанция «Экспериментальныйколлайдер». Задания:
«Лента изобретений» (заочный этап)
Выстраивается лента изобретений, где первый рисунок – как это было в самом начале, как предмет выглядел, какими свойствами обладал и т.д., рядом изображается современный облик этого предмета (например, велосипед –его первоначальный вид и вид современный).
«Да-нетка»
«Загадочные слова»
«Фантазийка»
ДИСТАНЦИЯ «ПРОБЛЕМ.NET»
Задания при подготовке:
«Хорошо-плохо»
Позволяет в обыденных предметах, ситуациях увидеть противоречивые свойства. Ребенку необходимо объяснить, почему данный объект или ситуацию можно назвать «хорошими» или «плохими».
Например, «Идет дождь - это хорошо или плохо?» Начинать работу целесообразно с предметов, имеющий нейтральный характер. В таких объектах легче увидеть противоречивые свойства, т.к. в сознании ребенка еще нет относительно них устоявшихся стереотипов.
Далее называются объекты, имеющие положительный и отрицательный характер. В них также устанавливаются как положительные, так и отрицательные свойства. Например, «Родители не разрешают долго смотреть телевизор - это хорошо или плохо?»
«Хорошо-плохо»
Напишите, хорошо или плохо то, что существуют
а)стол _____________________________________
б)отметка «двойка» ___________________________
в) праздник __________________________________
«Что было бы, если…»
Подумайте, что может произойти, если ...
"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."
«Загадалки»
Вам надо загадать слово, обозначающее любой объект или процесс. Для того, чтобы его отгадали другие участники работы, надо придумать 3 подсказки, в которых значение загаданного слова объясняется другими словами (загаданное слово использовать нельзя!). Если после первого объяснения слово не отгадано, предлагается второй вариант объяснения, но уже другими словами. Если и в этом случае слово не отгадано, предлагается третий вариант подсказки.
«Дерево предсказаний»
Мы постоянно занимаемся построением прогнозов, что-то предполагаем. Вместе с тем, насколько прочные основания, на которых покоятся наши предположения. Для развития умения обосновывать, аргументировать свои прогнозы предлагается прием «Дерево предсказаний». Его лучше «выращивать» при работе с текстом, имеющим сюжетную линию. Тема записывается на стволе. Она должна содержать вопрос, адресованный в будущее. Веточки – это аргументы, листочки - обоснования прогнозов.
«Вырастите Дерево предсказаний»
Два мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу…
Дистанция «Проблем.net». Заданиe:
ПРОЕКТ
(творческий, информационный, …)
1-й день – презентация проекта
2, 3-й дни - реализация проекта
4-й день – отчет о реализации проект
Приложение
Метод структурированного обучения общению
(метод Гольдштейна)
Метод структурированного общения был разработан А.П. Гольдштейном и Р.П. Спрафкиным.
Свое название получил в связи с тем, что, по мнению авторов, каждый навык составляют специфические поведенческие шаги, алгоритм последовательных действий. Поэтому метод предполагает соблюдение четкого алгоритма и последовательной реализации основных компонентов-этапов обучения. В структурированном обучении выделяется 4 компонента:
моделирование,
ролевая игра,
обратная связь,
перенос навыка.
Моделирование – это «зарисовка» жизненной ситуации, цель которой –показ участникам группы изучаемого навыка с помощью ролевого проигрывания гипотетической ситуации.
Ролевая игра – служит поведенческой репетицией изучаемого навыка, что позволяет обучающимся:
потренироваться в применении изучаемого навыка,
в игровой форме присвоить конструктивную модель поведения,
увидеть ситуацию «другими глазами»,
открыть в себе что-то новое.
Обратная связь – представляет собой обсуждение, которое проводится после каждой игры. Обратная связь позволяет обучающимся:
выступить экспертами в обсуждении поведения другого человека,
понять и осознать свои ошибки в поведении.
Перенос навыка – это домашнее задание, которое позволяет обучающимся:
применить изученный навык в реальной жизненной ситуации,
поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков,
поддержать друг друга,
увидеть пути своего дальнейшего психологического роста.
Таким образом, метод структурированного обучения (метод Гольдштейна) позволяет участникам группы:
увидеть и пошагово проанализировать изучаемый навык,
проиграть и применить изучаемый навык в реальной жизни.
Отличительной особенностью метода структурированного обучения является то, что он позволяет разрабатывать и проводить занятия не только профессиональным психологам и социальным педагогам, но учителям, не имеющим специальной психологической подготовки. Конечно, необходимо учитывать степень готовности педагога, его личный опыт и состав участников,
с которыми педагог собирается работать.
Включение метода структурированного обучения в работу педагога предполагает разработку программы и сценариев занятий, которые осуществляются в соответствии с определенным алгоритмом.
Алгоритм разработки программы отдельных занятий
по формированию социальных навыков общения
Целью программ по формированию социальных навыков общения является – способствование успешному взаимодействию учащихся в различных ситуациях, установлению межличностных контактов и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.
Разработка программы предполагает обязательное осуществление ряда последовательных шагов.
Выбирается вид программы. В зависимости от особенностей подростков, для которых организуется обучение, программа может быть обучающей, развивающей или коррекционной.
Формулируются цель и конкретные задачи программы.
Определяется целевая группа освоения программы. Целевой группой могут быть не только подростки, но и их родители, педагоги.
Уточняется продолжительность реализации программы. В частности, определяется в течение какого времени программа будет реализована, какое количество занятий она будет включать, устанавливается продолжительность и периодичность занятий.
Разрабатывается содержание программы. На этом этапе формируется концепция и принципы работы, определяются формы и методы работы, осуществляется тематическое планирование, разрабатывается структура и содержание каждого занятия.
Структура занятий
по формированию социальных навыков общения
Структура отдельных занятий, в соответствии с методом структурированного обучения, всегда включает в себя восемь компонентов, последовательность которых не может меняться:
1. Приветствие участников группы.
2. Целевая установка занятия.
3. Формирование банка ситуаций участниками группы.
4. Моделирование ситуаций.
5. Ролевые игры.
6. Обратная связь.
7. Домашнее задание – перенос навыка.
8. Прощание.
Содержательное наполнение каждого из компонентов может определяться педагогом самостоятельно в зависимости от вида и целей программы, особенностей целевой группы, с которой проводятся занятия.
Методические рекомендации для разработки занятий
по формированию социальных навыков общения подростков
1. Приветствие участников группы
Этот компонент имеет свою специфику на первом и последующих занятиях.
Первое занятие начинается со знакомства, которое является важной процедурой любого тренинга. Участники договариваются о том, как они будут обращаться друг к другу (по имени, имени отчеству, как-то по-другому), пишут на индивидуальной визитке, как они хотят, чтобы к ним обращались, прикрепляют визитки.
Знакомство непременно проводится даже в том случае, если тренинг проходит в уже действующем коллективе, поскольку оно способствует формированию общегруппового запроса, снятию напряжения во время работы.
На этапе знакомства также определяются и принимаются правила групповой работы. Работа группы не возможна без установления правил. Они необходимы, прежде всего, для того, чтобы с самого начала совместной работы дать понять участникам занятий, что именно от них ожидается и настроить их на достижение групповых целей.
Принятие правил - это момент рождения группы, момент довольно сложный, как для участников, так и для ведущего. Для того чтобы облегчить работу ведущего, рекомендуется следующая процедура введения правил:
на стену (доску) прикрепляется большой лист ватмана;
участникам группы предлагается назвать правил, которые, по их мнению, необходимо соблюдать, чтобы группа работала продуктивно и без конфликтов;
ведущий записывает все предложения;
предложения обсуждаются, определяется необходимость и полезность правил каждого из них;
принятые всеми предложения формулируются в виде правил групповой работы.
Эти правила всегда присутствуют в помещении, где работает группа. Они могут постепенно, по мере надобности, пополняться.
Все последующие занятия начинаются с приветствия, которое создает эмоциональный настрой участников на работу в группе. Для проведения приветствия используются специальные упражнения, которые, на первый взгляд, могут показаться не связанными с темой занятия. Их психологический смысл в том, чтобы дать участникам группы возможность разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, усилить готовность к восприятию чувств участников группы и выражению собственных чувств.
2. Целевая установка занятия
Этот этап занятия осуществляется через несколько видов деятельности: Модуль «Эмоциональное мышление»
А) упражнение, которое содержит иллюстрацию цели занятия, служит подсказкой для определения участниками группы цели занятия. После выполнения упражнения участники группы обсуждают и анализируют особенности данного навыка и его значение в общении людей;
Б) речь ведущего о цели данного занятия, которая дает возможность настроить участников группы на определенную тему и сразу понять, чем они будут заниматься, чему научатся. Например, ведущий может сказать о том, что слушание – это не молчание, а процесс более сложный, активный, в ходе которого определенным образом устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, и т.д.;
В) создание мотивации к овладению навыком. Для этого надо обратиться к личному опыту участников группы, например, можно узнать бывали ли в их жизни трудные ситуации подобного плана (в соответствии с изучаемым навыком)?
Таким образом, отработка навыка начинается с демонстрации подросткам ценности использования осваиваемых навыков в жизни.
3. Формирование банка ситуаций участниками группы
Эффективность занятий значительно возрастает, если затрагивает личный опыт участников. Для того чтобы обеспечить высокий уровень мотивации и личностной значимости занятий, формирование банка ситуаций рекомендуется проводить через обсуждение вопросов, которые можно объединить в два блока:
Первый блок вопросов касается затруднений в общении, связанных с отсутствием навыка. Участникам группы предлагаются следующие вопросы:
Вспомните случаи из вашей жизни, когда …
Какие чувства вы испытывали?
Хотелось ли вам… ?
Возникало ли у вас чувство …?
Участники группы отвечают на вопросы, приводят примеры из личного опыта.
Второй блок вопросов затрагивает область удачного общения участников группы. Им предлагается ответить на следующие вопросы:
Вспомните другие случаи, когда…
Как это удалось?
Что же такое делал … (вы сами или ваш партнер по общению)?
Участники приводят примеры удачного общения и объясняют, почему это общение состоялось.
4. Моделирование ситуаций
В соответствии с методом структурированного обучения, каждый навык составляют специфические поведенческие шаги. Участникам дается алгоритм изучаемого навыка, т.е. его пошаговое использование, для того, чтобы участники внимательно следили за представлением навыка.
Моделирование ситуаций может осуществляться различными способами, но начинается работа со вступительного слова ведущего. Например, на занятии по формированию навыка «умение слушать», ведущий может начать работу следующими словами: «Нередко контакта между людьми не происходит потому, что один человек не может выслушать другого. Как правильно выслушать своего собеседника, чтобы от общения остались только приятные воспоминания? Для того чтобы общение состоялось, чтобы человек смог довериться, а вы смогли принять его и выслушать, рекомендуется соблюдать следующую последовательность действий: ….»
Представлять изучаемый навык можно различными способами, чаще всего для этого используется ролевое проигрывание ситуации и видеосюжеты.
Ролевое проигрывание ситуации с применением данного навыка, которое показывает кто-то из участников группы, проводится следующим образом: из состава участников группы выбираются два «актера-добровольца» для представления отрабатываемого навыка (желательно, чтобы удачный и неудачный варианты общения представляли разные актеры). Ведущий выдает слова для каждой пары и 2-3 минуты актеры готовятся. Затем каждая из пар инсценирует свою ситуацию. Каждая ситуация анализируется и обсуждается всеми участниками тренинга.
Видеосюжет ролевого проигрывания ситуации кем-то из подростков. При показе все шаги, составляющие навык, должны быть смоделированы в правильной последовательности. Все второстепенные детали должны быть минимизированы.
Моделирующие показы должны изображать только один навык за один раз.
5. Ролевые игры
На этом этапе занятия участникам группы предлагается проиграть жизненные ситуации использования осваиваемого навыка. Эти ситуации выбираются в процессе обсуждения или ведущий предлагает сам. Для проигрывания можно использовать и гипотетическую, возможную ситуацию.
Проведение ролевой игры осуществляется в следующей последовательности:
придумывается ситуация из жизни, в которой надо применить изучаемый навык. Назначается (или по желанию выбирается) главный актер. Это может быть тот человек, кто предложил данную ситуацию;
уточняется вся ситуация: обстановка, настроение участников, что предшествовало данной сцене и т.д., это повышает реализм ситуации;
акцентируется внимание на том, что главный актер должен стараться выполнить все поведенческие шаги изучаемого навыка. Это очень важно, поскольку именно этим определяется главное назначение ролевой игры в структурируемом обучении;
выбираются остальные актеры-участники ситуации;
проигрывается ситуация.
Остальные участники тренинга становятся наблюдателями, которые следят за качеством выполнения данного навыка по алгоритму.
6. Обратная связь
После каждой игры проводится обсуждение.
Участники обмениваются мнениями, что получилось, а что нет, выступают экспертами, дают конструктивные предложения.
Действия главного героя ситуации анализируются со стороны остальных участников инсценировки, наблюдателей (участников тренинга) и ведущего.
На этапе обратной связи ведущему важно следить за тем, чтобы поддерживался поведенческий фокус обсуждения.
Комментарии самого ведущего должны указывать на присутствие или отсутствие используемого навыка и не принимать формы оценочного суждения. Возможна критика отдельных моментов, а целиком «плохое» исполнение может быть рассмотрено как «хорошая попытка».
После обсуждения можно переиграть ролевую игру, первый и второй участники могут поменяться ролями или сцену могут разыграть другие участники.
7. Домашнее задание – перенос навыка
Позволяет учащимся применить изученный навык в реальной жизненной ситуации. Для переноса навыка в реальную жизнь можно использовать «Домашнее задание», когда участники берутся попробовать данное поведение в своей реальной жизни. Для этого они записывают, где, когда и с кем они попробуют использовать изученный навык. Записи ведутся в «Карте навыка». Эти записи участники делают на занятии, а не дома!
Последующие занятия начинаются с обсуждения домашнего задания.
8. Прощание
Дает возможность участникам ощутить чувство принадлежности к группе, поблагодарить друг друга за хорошую работу.
Приложение 6.
Модель социального поведения, созданная А.П. Гольдштейном
Основные социальные навыки | ||
I | Начальные навыки – некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре | |
1 | Вступить в разговор с кем-либо и направить его в нужное русло | Умение начать разговор |
2 | Перейти в разговоре к интересующему Вас вопросу, детально обсудить его и ответить на вопросы собеседника | Умение поддерживать беседу |
3 | Дать другому человеку понять, что Вы внимательно выслушали его и затем умело завершить разговор каким-то уместным замечанием | Умение завершить разговор |
4 | Выслушивать другого человека, быть внимательным к нему, постараться понять его и показать ему свою заинтересованность | Умение слушать |
II | Самовыражение в разговоре – умение выразить свои чувства и переживания | |
5 | Сказать комплимент. Сказать собеседнику, что Вам что-то нравится в нем или в его действиях | Умение говорить комплименты. Умение оказывать знаки внимания |
6 | Дать понять другому человеку, что Вы благодарны ему за то, что он сделал для Вас | Умение выразить благодарность |
7 | Поддержать человека, если он сомневается в своих силах | Умение оказать поддержку |
8 | Попросить кого-либо помочь Вам квалифицированно справиться со сложной ситуацией, с которой Вы не можете справиться самостоятельно | Умение попросить о помощи |
9 | Доходчиво объяснить кому-либо, что и как ему делать | Умение дать инструкцию, указание |
10 | Выразить нежные чувства, дать понять кому-либо, что Вы неравнодушны к нему (к ней) | Умение выразить симпатию (любовь) |
11 | Дать понять кому-либо, что он виноват перед Вами и попытаться найти решение проблемы. | Умение объяснить другому, что он виноват |
12 | Убедить другого человека, что Ваша точка зрения на что-либо более правильная и лучше, чем его | Умение убеждать других |
13 | Выразить свое недовольство, возмущение (свои злые чувства) в откровенной, но вежливой манере (прямо и честно) | Умение выразить недовольство |
III | Реакция на мнение или поведение другого человека в разговоре или на то, что человек переживает, умение передать информацию другому человеку | |
14 | Дать понять другому человеку, что Вам приятна его похвала, и вы цените ее | Умение принять комплимент |
15 | Откликнуться на переживания другого человека. Попытаться понять, что другой человек чувствует и выразить ему свое понимание | Умение эмоционально сопереживать. Умение выразить понимание чувств другого |
16 | Принести извинения - сказать кому-либо искренне, что Вы искренне сожалеете, что причинили ему неприятность | Умение принести извинения |
17 | Строго следовать инструкции или указаниям и выполнять соответствующие действия | Умение следовать инструкции, выполнять указания |
18 | Учесть предложения другого человека, сравнить их со своими идеями и решить, какой способ действия будет лучше для Вас в конечном счете | Умение сказать «нет» (отказать). Умение преодолевать давление |
19 | Реакция на неудачу. Выделить, что в Ваших действиях было неправильно, и что можно изменить, чтобы более успешно действовать в будущем | Умение конструктивно реагировать на неудачи. Умение воспринимать критику (реагировать на критику) |
20 | Разобраться в противоречивых заявлениях: выяснить, что в словах другого человека соответствует действительности | Умение критически мыслить и воспринимать информацию |
21 | Справедливо реагировать на неудовольствие другого человека в ситуации, виновником которой являетесь Вы | Умение признать свою вину |
22 | Попытаться понять гнев другого человека и показать ему, что Вы стараетесь понять его | Умение понять гнев другого |
IV | Навыки планирования предстоящих действий – прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что-то, необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию | |
23 | Решить, чего Вы хотите добиться и оценить насколько это реально | Умение ставить цели |
24 | Решить, какая специальная информация Вам нужна и обратиться за ней к компетентным людям | Умение получать необходимую информацию от других |
25 | Сосредоточиться на выполнении задания, создать такие условия, которые позволят Вам сделать работу эффективно | Умение организовать себя и пространство |
26 | Честно и искренне оценить свои способности, чтобы определить, насколько Вы компетентны в соответствующем деле | Умение оценивать себя |
27 | Приготовиться к нелегкому разговору - заранее планировать обоснование вашей позиции в разговоре, который обещает быть трудным | Умение эмоционально настроиться и спланировать свои действия |
28 | Решить, какая из существующих проблем наиболее важная и должна быть решена в первую очередь | Умение выделять приоритетные проблемы. Умение делать выбор |
29 | Принять решение - оценить, какое из возможных решений является, по Вашему мнению, наиболее подходящим (реалистичным), отвечает Вашим интересам | Умение принимать решения |
V | Альтернативы агрессивному поведению – каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом | |
30 | Определить, какие именно эмоции или чувства Вы испытываете | Умение определять свои чувства, актуальные эмоциональные состояния |
31 | Определить виновного – определить, чьи именно действия (Ваши или кого-то другого) явились причиной того, что произошло | Умение определить виновного |
32 | Обратиться с просьбой. Попросить у соответствующих людей то, что Вам надо и что Вы хотите | Умение обратиться с просьбой |
33 | Успокоиться и расслабиться, когда Вы напряжены | Умение расслабиться, снять напряжение |
34 | Владеть собой. Контролировать свои чувства и не допускать срыва | Умение владеть собой. Умение контролировать эмоции в напряженных ситуациях |
35 | Договориться. Прийти к согласию с человеком, который придерживается другой точки зрения, чем Вы | Умение идти на компромисс. Умение договариваться. Умение решать проблемы путем переговоров |
36 | Помочь другому человеку, когда он не может сам справиться со своими проблемами | Умение оказать помощь |
37 | Открыто выразить свою позицию, показав другим, что вы думаете, чувствуете или хотите по поводу чего-либо | Умение отстаивать свое мнение |
Приложение 7.
Алгоритмы развития социальных навыков общения
Начальные навыки
1.
УМЕНИЕ НАЧАТЬ БЕСЕДУ (РАЗГОВОР) Поздоровайтесь с другим человеком Поболтайте о чем-нибудь Посмотрите на него, дает ли он вам знать, что слушает вас Перейдите к главной теме |
2.
УМЕНИЕ ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗГОВОР Внимательно выслушивайте и не перебивайте собеседника. Задавайте вопросы, чтобы собеседник продолжал рассказывать. Формулируйте вопросы так, чтобы при ответе собеседник излагал свою точку зрения. Интересуйтесь мнением собеседника. Внимательно выслушивайте ответ и находите в нем тему для следующего вопроса. Важно поддерживать нить разговора, не отвлекаться и не «тянуть одеяло на себя». |
3.
УМЕНИЕ ЗАВЕРШИТЬ РАЗГОВОР Не прерывайте собеседника на середине фразы. Выберите подходящий момент в разговоре (пауза, завершение мысли в разговоре или монологе) Поблагодарите человека за беседу либо извинитесь в правильной формулировке «Прошу прощения …», «Извините, пожалуйста…», «Простите…» Корректно объясните человеку причину окончания беседы. Как вариант, можно сообщить о том, что у вас есть некие неотложные дела. Выскажите искреннее и открытое удовлетворение от разговора. Улыбнитесь и попрощайтесь. |
4.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ Ваша поза должна быть «открытой» и тон голоса дружелюбным. Смотрите в глаза партнеру. Покажите свою заинтересованность беседой следующими способами: Задайте уточняющий вопрос; Повторите последнюю фразу; «Расшифруйте» чувства партнера. Внимательно выслушайте ответ. Выскажите свое мнение по поводу услышанного. |
Самовыражение в разговоре
5.
УМЕНИЕ СДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТ Выберите подходящее время и место Перед тем как сделать комплимент, установите контакт глаз с собеседником Будьте искренны, говорите понятным языком Произносите комплимент спокойным, доброжелательным голосом. Используйте фразы: «Мне нравится…», «Я в восторге…» и т.д. Опирайтесь на реальные факты, подчеркивайте детали |
6.
УМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ Решите, что сделал или сказал другой человек, за что вы хотите его поблагодарить (это может быть комплимент, помощь, или подарок). Подумайте, как именно вы хотите выразить свою признательность (словами, подарком) Выберите правильное время и место, чтобы поблагодарить другого человека. Поблагодарите другого человека по-дружески (выразите благодарность словами, подарком или сделайте ответный подарок) Скажите другому человеку, почему вы благодарите его. |
8.
УМЕНИЕ ПОПРОСИТЬ О ПОМОЩИ Решите, в чем заключается проблема Решите, хотите ли вы помощи. Подумайте, можете ли вы решить проблему сами Подумайте об определенных людях, которые могут помочь вам и выберите одного Расскажите человеку о проблеме и попросите его помочь вам Скажите, какой помощи вы ждете от него |
13.
УМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ НЕДОВОЛЬСТВО Скажите человеку, в чем дело. Скажите или покажите, что чувствуете. Опишите свое чувство или эмоцию. Обозначьте конкретное поведение другого человека, которое вызвало эту эмоцию или чувство. Объясните, почему (назовите причины) Выскажите предложения по улучшению ситуации |
Реакция на мнение или поведение другого человека
14.
НАВЫК УМЕНИЕ РЕАГИРОВАТЬ НА КОМПЛИМЕНТЫ (принять комплимент) Тепло улыбнуться и поблагодарить, глядя в глаза собеседнику Не надо в ответ хвалить собеседника, это будет выглядеть неестественно Получив комплимент, не игнорируйте его, не возражайте и не отнекивайтесь Поблагодарите собеседника Если вам грубо льстят и вам это неприятно, не одергивайте человека, сделайте вид, что не поняли смысла и переведите разговор на другую тему или вежливо поблагодарите. Если комплимент двусмысленный и неуместный, не комментируйте его. |
15.
УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА Внимательно, но не навязчиво посмотрите на человека Обратите внимание на его позу, мимику, жесты, тембр голоса, речь Понаблюдайте, как человек реагирует Постарайтесь определить, в каком состоянии находится человек Предположите, какие чувства он испытывает |
16.
УМЕНИЕ ПРИНЕСТИ ИЗВИНЕНИЕ Выразите своё сожаление Признайте, что были неправы Загладьте свою вину Выразите раскаяние Получите прощение |
18.
УМЕНИЕ СКАЗАТЬ: «НЕТ» Выслушайте просьбу спокойно и доброжелательно Попросите разъяснения, если что-то осталось неясным Оставайтесь спокойным и скажите «нет» Объясните, почему вы говорите «нет» Если собеседник настаивает на просьбе, повторите «нет» без объяснений |
19.
УМЕНИЕ ВОСПРИНИМАТЬ КРИТИКУ Выслушайте спокойно, «не заводитесь» Попросите уточнить, что осталось неясным Выскажитесь, с чем вы согласны Выскажитесь, с чем вы не согласны Объясните, почему ситуация сложилась именно так Скажите, что предпримите в связи с полученной критикой |
20.
ПЕРОДОЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЕ. Умение адекватно реагировать на обвинение. Выслушайте спокойно, не заводитесь. Подумайте о том, в чем вас обвиняет другой человек. (Является ли это обвинение справедливым или нет? Было ли это сказано неконструктивным способом или конструктивным?) Подумайте о том, почему человек мог обвинить вас. (Нарушили ли вы его права или испортили имущество, распространяются ли слухи кем-то другим?) Подумайте о способах, как можно ответить на обвинение. Выберите наилучший способ: -объяснить в дружественной манере, что вы не делали этого -признать свою ошибку и извиниться -предложить загладить свою вину |
21.
УМЕНИЕ ПРИЗНАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ОШИБКИ (ВИНУ) Осознайте свой промах. Поймите, где вы допустили ошибку. Признайтесь в совершении ошибки. Извинитесь за последствия Возьмите на себя ответственность. Объяснитесь, если это требуется. Объясните, что такого больше не случится. Дайте другому человеку время, чтобы ответить. |
Навыки планирования предстоящих действий
29.
НАВЫК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Поставить задачу (Осознать в чем проблема?) Прояснить контекст (Что мы знаем об этой проблеме?) Назвать возможные варианты решения (Какие 3-4 варианта приходят в голову?) Проанализировать варианты (Какой вариант самый лучший, если оценить все плюсы и минусы?) Ясно сформулировать критерии и причины (Почему мы предпочли именно это решение другим?) Проанализировать ближние и дальние последствия (Что будет, если?) Самоконтроль (Давайте посмотрим на все еще раз, вдруг мы что-то пропустили.) |
НАВЫК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Определитесь с проблемой. Осознание того, что проблема действительно существует Анализируйте проблему. Попробуйте тщательно разобраться в причинах, ее вызвавших. Сформулируйте цель. Подумайте, чего вы хотите добиться Рассмотрите варианты. Придумайте как можно больше возможных вариантов решения проблемы. Подумайте, какие ресурсы понадобятся вам для каждого варианта решения. Выберите лучший вариант. Не забудьте подумать о ближних и дальних последствиях вашего решения. Решите, что будет дальше Принятие ответственности. Примите на себя ответственность за принятое решение и его последствия. Оцените результат. |
Альтернативы агрессивному поведению
30.
УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ, СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ Осознайте, какую именно эмоцию вы испытываете в данный момент. Определите источник и причину возникновения этой эмоции. Определите степень полезности этой эмоции в данной ситуации и возможные последствия ее проявления. В соответствии с этим измените степень интенсивности этой эмоции или замените ее на другую. Выразите эмоцию конструктивным способом. |
34.
УМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ СОБОЙ, СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ Осознайте, какую именно эмоцию вы испытываете в данный момент. Определите источник и причину возникновения этой эмоции. Определите степень полезности этой эмоции в данной ситуации и возможные последствия ее проявления. В соответствии с этим измените степень интенсивности этой эмоции или замените ее на другую. Выразите эмоцию конструктивным способом. |
35.
НАВЫК ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ Подумайте, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях. Скажите другому человеку, что вы думаете о проблеме. Спросите собеседника, что он думает о проблеме. Внимательно выслушайте ответ. Подумайте о том, что в его мнении является позитивным. Почему собеседник может выбрать это решение проблемы. Предложите компромисс, учитывающий мнение и чувства обеих сторон. |
37.
ОТСТАИВАНИЕ СВОЕГО МНЕНИЯ Подумайте, что случилось, из-за чего вы почувствовали себя недовольным (вы подавлены преимуществом, вас не замечают, с вами плохо обращаются, вас дразнят?) Подумайте о способах, которыми вы можете отстоять свои права, и выберите лучший. Выслушайте ответное мнение, избегая давать оценки. Последовательно отстаивайте свое мнение разумным способом. |
Приложение 8.
КАРТА НАВЫКА
Фамилия, имя:_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
класс:_ _ учебный год:_ _ _ _ _ _ _
Заполни в течение занятия:
Какой навык изучаем?_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Какие «шаги» составляет навык?
1._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _
2._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _
3._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _
4._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _
5._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _
6._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _
Участвовал(а) ли ты в ролевой игре? Если «да», то в каком качестве?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Заполни, прежде чем выполнять домашнее задание:
Где ты попробуешь использовать навык?_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
С кем ты попробуешь использовать навык?_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Когда ты попробуешь использовать навык?_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Если ты хорошо или отлично выполнишь домашнюю работу, как ты себя наградишь? _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _
Заполни после выполнения домашнего задания:
Что происходило, когда ты выполнял(а) домашнюю работу?_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Какие «шаги» ты действительно выполнил(а)?_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ __ _ _ _ _ _
Оцени своё выполнение домашней работы (подчеркни нужное):
ПРЕВОСХОДНО ХОРОШО НЕПЛОХО ПЛОХО
Как ты наградил(а) себя?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Приложение 9.
Формы распространения опыта реализации проекта
«Вместе в успешное будущее»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы «От школы здоровья сегодня – к успешному будущему – завтра»
В коррекционной школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них кроме основного диагноза (умственная отсталость) имеют нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппа...
Химически активные вещества - залог успешного будущего"
При учебных и физических нагрузках возрастает потребность в витаминах и микроэлементах, дефицит которых ведет к нарушениям процесса роста, снижению памяти и внимания, риску заболеваемости детей. Поэто...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...
Проект "Путь к успешному будущему"
Образовательный проект направлен на достижение результатов по социализации учащихся в соответствии с требованиями основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Купинская школа ...
Конспект урока обществознания с использованием технологии бриколаж. Тема. Билет в моё успешное будущее.
Особенности технологии, используемой на уроке. Бриколаж от фр. смекалка, в образовательной деятельности - это использование для учёбы всего, кроме специально созданных инструментов: учебников, д...
ВЫСТУПЛЕНИЕ "Успешный ученик - успешное будущее страны"
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность ш...