Конспект урока обществознания с использованием технологии бриколаж. Тема. Билет в моё успешное будущее.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Особенности технологии, используемой на уроке. Бриколаж от фр. смекалка, в образовательной деятельности - это использование для учёбы всего, кроме специально созданных инструментов: учебников, дидактических материалов и т.д. Данный подход способствует развитию soft skills: комплекса неспециализированных важных для карьеры и жизни надпрофессиональных навыков: умение организовывать командную работу, вести переговоры, договариваться, способность учиться и адаптироваться к изменениям, креативность. Развивает критическое и дивергентное мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока. | 36.09 КБ |
Презентация к уроку. | 1.16 МБ |
Технологическая карта урока. | 57.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания.
Целевая аудитория – 10 класс.
Автор. Скабёлкин К.Ю. учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №8» г. Лабытнанги, ЯНАО.
Тема. Человек в обществе. Билет в моё успешное будущее.
Цель урока: содействовать формированию представлений учащихся об обществе, общественных отношениях и роли человека в социуме .
Задачи урока:
- Продолжить знакомство обучающихся с положением человека в обществе.
- Способствовать формированию социальной компетенции личности в сфере общественных отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
- Совершенствовать навык работы с текстовыми материалами, интернет – источниками. Продолжить формирование грамотной устной речи, через демонстрацию результатов работы группы.
- При помощи технологии бриколаж содействовать индивидуальному видению, выражению и изображению собственного взгляда на мир, посредством нового, нестандартного использования вещей и предметов.
- Ориентировать обучающихся на развитие личностного, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора. Воспитывать сознательное уважение к обществу, государству, активную гражданскую позицию.
Развитие УУД.
Личностные: повышение уровня социализации, формирование личностного самосознания, профессионального самоопределения; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивации к обучению, формирование гражданской ответственности; развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся.
Предметные: знания в области социологии, профориентации, совершенствование навыка поиска, отбора, анализа необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач.
Метапредметные:
Регулятивные: исходя из цели, различать результат и способ действий; планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать сотрудничество со сверстниками; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; уметь выдвигать версии решения проблемы; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; самооценка и прогнозирование результатов; осуществление самоконтроля; осознание конечного результата деятельности.
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, синтезировать информацию; установление причинно-следственных связей; обоснование гипотез; умение формулировать проблему, самостоятельно создавать способы её разрешения; умение применить знаково-символические действия для преобразования информации.
Коммуникативные: взаимодействие с окружающими людьми, навыки работы в группе, навыки грамотного выражения мыслей, аргументированного отстаивания своей точки зрения.
Ожидаемый результат.
Знать / понимать:
- Что такое общество, общественные отношения.
- Принцип поиска информации с использованием QR кода.
- Принцип работы с использованием приемов INSERT, ZIG – ZAG, PLICKERS.
Уметь:
- Объяснять место человека в современном обществе.
- Работать с текстовой и интернет – информацией.
- Выбирать главное и правильно формулировать проблемы и делать выводы.
- Извлекать информацию, сохранять ее, структурировать и представлять в виде схемы.
- Планировать деятельность, время, ресурсы.
- Взаимодействовать с партнером в группе, педагогом.
- Объективно оценить свою учебную деятельность.
- Применить SWOT – анализ в дальнейшей учебной деятельности.
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Форма урока: работа в группах с использованием технологии бриколаж.
Оборудование: презентация, видео клип «Жить», информационные листы, листы самооценки, бэйджики: белые, синие, красные, магнитная доска, интерактивная доска.
Предметы бриколажа: дорожный указатель, телефоны (планшеты), маркеры (12), весы, монеты.
Основные понятия урока: общество, общественные отношения.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация. СЛАЙД 30 секунд
Я: Здравствуйте, уважаемые члены жюри, ребята. Меня зовут Клим Юрьевич, я учитель обществознания Горковской школы. Сегодня у нас необычный урок, этот урок проводится в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года». Очень надеюсь, что для нас это будет эффективное общение.
Важно! На слайде!
- Актуализация знаний. Диалог. 5 минут
СЛАЙД
- Рассмотрите иллюстрации, объедините их одним понятием.
- Что такое общество?
Я. С понятием общество мы сталкиваемся каждый день. Мы живем среди людей. Взаимодействуем со знакомыми и незнакомыми. Выполняем определенный вид деятельности. Играем разные социальные роли.
- Можно ли сказать, что мир вокруг меняется, меняется общество?
- Объясните это, используя исторические знания.
Я. Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений различны в различные исторические эпохи.
- Кто же является основой общества (основным элементом общества), который присутствует в любой период, в любом обществе?
- Почему мы не представляем себе общество без человека? Докажите на конкретных примерах (Человек – существо общественное. Не может существовать без коммуникации. Если уйдем от общества? Какими станем? Примет ли нас общество обратно? Пример: к/ф «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли. Способен поставить цель, выбрать средства для осуществления деятельности.)
Я. Человек, благодаря конформизму умеет жить в любом обществе. Благодаря стремлению к переменам и преобразованию меняет окружающий мир, что приводит в изменениям в обществе. Следовательно, человек – универсальный элемент любого общества.
- Вывод темы. Целеполагание. 3 минуты
- Определите тему. Тема. Человек в обществе.
Задачи: Что мы должны узнать?
ЧТО? ( Такое общество.)
КАК? ( Происходит общение? Называются отношения в обществе?) ДОСКА
ПОЧЕМУ? ( Надо научиться жить в обществе.)
Если не назовут последний вопрос, сказать возможно этот вопрос нам поможет определить видео, т.е. это будет ? проблемы.
- Постановка проблемы. СЛАЙД
Просмотр видеоклипа «Жить» (с 5.10 – 6.13 сек.) 3 минуты
- Почему человек должен научиться жить в обществе?
- Работа по разрешению проблемы.
Работа в группах для рассмотрения проблемы. 3 группы по 4 человека. Самостоятельно.
3 минуты
СЛАЙД
INSERT 1 гр.
У каждого свой текст (всего 3 разных Инф. Листа по цветам бэйджиков) для Б.
Исследуем текст, сидя в ОСНОВНОЙ группе.
+, V, –
PLICKERS 2 и 3 гр.
- С. и К. работают с QR кодом: изучают информацию, записывают возникшие вопросы.
ZIG – ZAG Самостоятельно. СЛАЙД 5 минуты
Расходятся по группам ЭКСПЕРТОВ (по цветам бэйджиков)
Группа Б. работает с текстовой информацией.
- Дать определение, что такое общество.
- Какие отношения называются общественными?
- Заполните схему о взаимоотношении поколений в статичных и динамичных
обществах (на листах А4, ответ презентовать у доски). Б
- В каком обществе вы хотели бы жить? Почему?
Группа С. работает с QR кодом. https://edunews.ru/
- Отсканировать, перейти по ссылке.
- Рассмотреть, проанализировать страницу сайта.
- Изучить информацию страницы сайта.
- Просмотреть все разделы, представленные на странице. С
- Рассказать, о чем можно узнать?
- Полезна ли эта информация? Чем?
Группа К. работает с QR кодом. https://rg.ru/2018/12/02/molodye-rossiiane-rasskazali-o-svoih-planah-i-opaseniiah.html
- Отсканировать, перейти по ссылке.
- Прочитать статью в Российской газете «Молодые россияне рассказали о своих планах и опасениях».
- Составить две таблицы: в первой отразить приоритеты
молодежи и их % соотношение.
- Вторая таблица рисков и их % соотношение К
- Используй листы А 4.
Профессиональные предпочтения | % |
Естественные науки | 17% |
Экономика, менеджмент | 17% |
Инженерные, технические науки | 16% |
Педагоги | 15% |
Риски | % |
Безработица | 60,8 |
Не найти свое место | 53,6 |
Не реализовать потенциал | 51 |
- Заключительная часть урока. Аналитический блок. СЛАЙД 7 минут
Возвращаются в ОСНОВНЫЕ группы, представитель от ЭКСПЕРТОВ.
Б: У доски. На доске.
- Определения ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
- Схема на магнитной доске.
старшее молодежь старшее молодежь
поколение скрытый поколение обновляющая
опора резерв опыт сила
? В каком обществе вы хотели бы жить?
С: У доски. На указателе.
- Рассказывают о станице сайта: https://edunews.ru/
- Топ 10 самых востребованных профессий.
? Для того, чтобы проверить свои профессиональные предпочтения, воспользуйтесь сайтом:
К: С места озвучивают таблицы, учитель иллюстрирует на слайде.
- Представляют две таблицы «Приоритеты молодых», «Риски: чего опасаются молодые».
Составление SWOT – анализа «Чего хочет молодёжь?» 4 минуты
+ | - |
Возможности. Реализация возможностей. Создание крепкой гармоничной семьи. Верная дружба. | Риски. Безработица. Нереализованность. |
Разрешение проблемы.
- Почему человек должен научиться жить в обществе? На указателе на стояке.
- Рефлексия. СЛАЙД 14 2 минуты
- Привлечь внимание к монетам и весам: почему эти предметы на уроке?
- Вы слышали выражение «Внести свою лепту…» Что такое лепта, на уроке истории вы наверняка об этом говорили.
Информация: ЛЕПТА, древнегреческая монета, самое интересное, что она имела хождение на территории современной Греции до 2002 года. Вот и мы внесли свою ЛЕПТУ в разрешение проблемы.
- Я предлагаю вам внести свою лепту……………
- Оценивание. Сдача оценочных листов. 30 секунд
- Домашнее задание. В целях экономии времени, предложить детям сделать фото слайда. СЛАЙД 14
Хронометраж.
№ | Этап урока | Время |
I | Организационный момент. Мотивация. | 30 сек. |
II | Актуализация. | 5 мин. |
III | Тема. Целеполагание. | 3 мин. |
IV | Проблема. | 3 мин. |
V | Работа по разрешению проблемы. INSERT 3 мин. PLICKERS ZIG – ZAG 5 мин. | 8 мин. |
VI | Заключительная часть урока. Аналитический блок. | 7 мин. |
VII | Совместная работа по SWOT анализу. | 4 мин. |
VIII | Рефлексивный блок. | 2 мин. |
IX | Оценивание. | 30 сек. |
X | Домашнее задание. | |
Итого | 33 минут ЗАПАС 2 минуты |
Социология – статистические данные. История – древнегреческая монета, об обществе.
Информатика – plickers, Интернет. Профориентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : содействовать формированию представлений учащихся об обществе, общественных отношениях и роли человека в социуме . Задачи урока : Способствовать формированию социальной компетенции личности в сфере общественных отношений, развитию умения выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей. Совершенствовать навык работы с текстовыми материалами, интернет – источниками. Продолжить формирование грамотной устной речи, через демонстрацию результатов работы группы. При помощи технологии бриколаж содействовать индивидуальному видению, выражению и изображению собственного взгляда на мир, посредством нового, нестандартного использования вещей и предметов. Ориентировать обучающихся на развитие личностного, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора. Воспитывать сознательное уважение к обществу, государству, активную гражданскую позицию.
Тип урока: у рок систематизации знаний(общеметодологической направленности) Форма урока: работа в группах с использованием технологии бриколаж.
Бриколаж - это создание предмета или объекта из подручных материалов, а также сам это предмет или объект. Бриколер - это тот, кто творит сам, самостоятельно используя подручные средства. Бриколаж - что, кроме учебника?
Планируемые результаты. Формирование УУД. Личностные: повышение уровня социализации, формирование личностного самосознания, профессионального самоопределения; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивации к обучению, формирование гражданской ответственности; развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся Предметные: понимать смысл обществоведческих терминов и понятий, характеризовать явления общественной жизни , иметь относительно целостное представление об обществе и человеке , сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Метапредметные : регулятивные : исходя из цели, различать результат и способ действий; планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать сотрудничество со сверстниками; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; уметь выдвигать версии решения проблемы; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; самооценка и прогнозирование результатов; осуществление самоконтроля; осознание конечного результата деятельности. п ознавательные : умение анализировать, сравнивать, синтезировать информацию; установление причинно-следственных связей; обоснование гипотез; умение формулировать проблему, самостоятельно создавать способы её разрешения; умение применить знаково-символические действия для преобразования информации. к оммуникативные : взаимодействие с окружающими людьми, навыки работы в группе, навыки грамотного выражения мыслей, аргументированного отстаивания своей точки зрения.
Ожидаемый результат. . Знать / понимать: Что такое общество, общественные отношения. Зачем человеку нужно научиться жить в обществе. Принцип поиска информации с использованием QR кода. Принцип работы с использованием приемов INSERT , ZIG – ZAG. Уметь : Объяснять место человека в современном обществе. Работать с текстовой и интернет – информацией. Выбирать главное и правильно формулировать проблемы и делать выводы. Извлекать информацию, сохранять ее, структурировать и представлять в виде схемы. Планировать деятельность, время, ресурсы. Взаимодействовать с партнером в группе, педагогом. Объективно оценить свою учебную деятельность. Применить SWOT – анализ в дальнейшей учебной деятельности.
Скабёлкин Клим Юрьевич Важно! Слушать учителя, слышать друг друга. Работаем на уроке в группах. Оценивать свою работу вы будете сами, в конце урока отметки необходимо занести в оценочные листы. Критерии оценки в информационных листах.
Тема . Человек в обществе. Билет в моё успешное будущее.
# Проблема . Почему человек должен научиться жить в обществе ?
Работа в основных группах. V Я это знаю. - Я думал иначе. + Новая для меня информация. ? Это мне непонятно. Выделить новое: термины или фразу. Тезисно сообщить, что известно. Отметить противоречия. Записать возникший вопрос. Сайт RG.ru Сайт EDUNEWS. ru Информационные листы
Работа в группе экспертов: * Объединиться по цвету. * Обсудить информацию. * Подготовить ответ. Что такое общество? Какие отношения называют общественными? Изучив текст, составьте схему, характеризующую статичное и динамичное общество. Сайт EDUNEWS. RU https://edunews.ru/ Всё для поступающих. Какую информацию содержит сайт? Чем она полезна? Топ - 10 профессий, востребованных в России. Сайт RG.RU https://rg.ru/ Опрос о планах и опасениях молодых россиян. Мнение респондентов. Приоритеты молодёжи. Их риски.
Планы и опасения молодых россиян. Приоритеты молодых % Семейные ценности. 74,8 Профессиональная самореализация. 42,2 Дружба. 38,6 Образование. 36,15 Богатство. 17,2 Слава. 4,6 Риски % Безработица. 60,8 Не найти своё место. 53,6 Не реализация личного потенциала. 51
SWOT - анализ. Чего хочет молодёжь? ВОЗМОЖНОСТИ Реализовать свои возможности и способности. Создание крепкой и гармоничной семьи. Найти хороших друзей. РИСКИ Безработица. Нереализованность.
Рефлексия. Домашнее задание. ЛЕПТА - древнегреческая монета. Интересно, что она имела хождение на территории современной Греции до 2002 года . Прочитать параграф 1. Ответить на вопросы с. 17. Выполнить задание 5 на с. 18. Повышенный уровень Изучить, проанализировать сайт: https://bilet.worldskills.ru/ Познакомиться с проектом «Атлас новых профессий» http://atlas100.ru/about/
ЗА УРОК, ДРУЗЬЯ,
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе
по теме: «Человек в обществе. Билет в моё успешное будущее».
Подготовил:
Скабёлкин Клим Юрьевич,
учитель истории и обществознания первой
квалификационной категории МАОУ СОШ № 8
Лабытнанги 2021 г
Мой лучший урок по ФГОС.
ФИО | Скабёлкин Клим Юрьевич |
Должность. | Учитель истории и обществознания |
Место работы. | МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Лабытнанги, ЯНАО |
Тип урока по ФГОС. | урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) |
Автор УМК. | Л. Н. Боголюбов |
Тема урока. | Человек в обществе. Билет в моё успешное будущее. |
Цель урока. | Содействовать формированию представлений учащихся об обществе, общественных отношениях и роли человека в социуме. |
Задачи урока. |
|
Планируемые образовательные результаты. | Знать / понимать:
Уметь:
|
Оборудование. | Презентация, видео клип «Жить», информационные листы, листы самооценки, бэйджики: белые, синие, красные; магнитная доска, интерактивная доска; предметы бриколажа: дорожный указатель, телефоны (планшеты), маркеры, весы, монеты – лепты (шоколадные). |
Образовательные ресурсы |
|
УУД | Личностные: повышение уровня социализации, формирование личностного самосознания, профессионального самоопределения; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивации к обучению, формирование гражданской ответственности; развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся. Предметные: знания в области социологии, профориентации, совершенствование навыка поиска, отбора, анализа необходимой информации, а также ее применения для решения конкретных задач. Метапредметные: Регулятивные: исходя из цели, различать результат и способ действий; планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать сотрудничество со сверстниками; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; уметь выдвигать версии решения проблемы; уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности; самооценка и прогнозирование результатов; осуществление самоконтроля; осознание конечного результата деятельности. Познавательные: умение анализировать, сравнивать, синтезировать информацию; установление причинно-следственных связей; обоснование гипотез; умение формулировать проблему, самостоятельно создавать способы её разрешения; умение применить знаково-символические действия для преобразования информации. Коммуникативные: взаимодействие с окружающими людьми, навыки работы в группе, навыки грамотного выражения мыслей, аргументированного отстаивания своей точки зрения. |
Форма урока. Методы и приёмы, используемые на уроке. | Форма урока: работа в группах с использованием подхода бриколаж. Методы: наглядный, проблемный, частично – поисковый, практический, контроля. Приёмы (предметы интеллектуального бриколажа): ассоциации, INSERT, ZIG – ZAG, работа с QR – кодом, SWOT – анализ. |
Основные понятия урока: | Общество, общественные отношения. |
Особенность деления класса на группы. | У каждого учащегося бэйджики цвета российского триколора и информационные листы (пакет документов) для самостоятельной работы, соответствующие цвету бэйджика. В начале урока образуются основные группы, в которые входят представители всех цветов: белые, синие, красные. При использовании приёма ZIG – ZAG, учащиеся переходят из основных групп в группы экспертов, объединяясь по цвету. |
Особенность урока. | Бриколаж от фр. смекалка, в образовательной деятельности - это использование для учёбы всего, кроме специально созданных инструментов: учебников, дидактических материалов и т.д. Данный подход способствует развитию soft skills: комплекса неспециализированных важных для карьеры надпрофессиональных навыков: умение организовывать командную работу, вести переговоры, договариваться, способность учиться и адаптироваться к изменениям, креативность. Принципы бриколажа:
|
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе.
№ | Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодейст вия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I | Мотивация к учебной деятельности. | 1 минута | Слайд 1 Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка к учебной деятельности. | Вовлечение учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха. Прикоснитесь друг другу ладонями подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что у нас все сегодня получится. Улыбнитесь друг другу, улыбка – универсальный знак доброты. Учитель озвучивает особенности деления класса на группы, обращает внимание на пакет документов у каждого ученика. | Учащиеся разделены на 3 группы. Учащиеся обращают внимание на слайд с рекомендациями: Важно!!! Слушать учителя, слышать друг друга. Работаем на уроке в группах. Оценивать свою работу вы будете сами, в конце урока отметки необходимо занести в оценочные листы. Критерии оценки в информационных листах. | Фронтальная |
Личностные: формирование учебной мотивации; повышение устойчивой мотивации к предмету; формирование психофизического состояния, позволяющего эффективно осуществлять учебную деятельность. | |
II | Актуализация знаний. | 5 минут | Слайд 2 Работа с дорожным указателем. На указателе км от Лабытнанги до крупных городов РФ, куда ребята поедут учиться. Приём ассоциации. Беседа по теме «Что такое общество». | Предлагается рассмотреть иллюстрации и объединить их общим понятием. Беседа: Что такое общество? Можно ли утвердительно сказать, что мир меняется и меняется общество? Объясните это, используя исторические знания. Кто является основным элементом любого общества в любой исторический период? Почему мы не представляем себе общество без человека? Докажите на конкретных примерах. | Учащиеся размышляют о том, что дорожный указатель – это жизненный путеводитель. Делают вывод о том, что правильно выбранный путь – это уверенность в себе, самодостаточность, успешность. Ассоциации – объединяют иллюстрации общим понятием. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная | Познавательные: умение анализировать и синтезировать полученную ранее информацию; установление причинно-следственных связей; умение сравнивать, группировать объекты, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; грамотное построение осознанных речевых высказываний. | Устный опрос. |
III | Целеполагание. Вывод темы. | 4 минуты | Слайд 3 Стратегия простых вопросов: Что? Как? Почему (зачем)? | Предлагается учащимся назвать тему урока. Учитель предлагает учащимся назвать задачи, которые, на их взгляд, необходимо решить на уроке. Начинаться они должны с простого вопроса. Вопросы записываются на доске. Учитель предлагает дополнить их устно. | Самостоятельно формулируют тему урока, исходя из проведенной выше беседы. Учащиеся называют вопросы:
| Фронтальная | Предметные: умение конкретизировать основные факты; умение выделить главное и аргументировать выбор. | Беседа |
IV | Постановка проблемы. | 5 минут | Слайд 4 Просмотр видеоклипа «Жить» (с 5м10с – 6 м13 с). | Предлагает учащимся внимательно посмотреть и послушать отрывок видео, попытаться определить проблему сегодняшнего урока, эта проблема касается каждого человека. | Учащиеся, анализируя исходные данные, формулируют проблему. Почему человек должен научиться жить в обществе? | Коллективная | Познавательные: умение выделить существенное и акцентировать внимание на отдельном элементе; умение сформулировать проблему и аргументировать свою позицию. | |
V | Работа в группах по разрешению проблемы. | 10 минут | Слайд 5 Используется множество интересных приёмов и методов, направленных на развитие критического мышления. Приём INSERT Приём работы с QR кодом. Частично-поисковый метод. Приём ZIG – ZAG. | Учитель показывает и поясняет слайды презентации, демонстрирующие порядок выполнения самостоятельной работы учащихся в основных группах. Обращает внимание на самооценку каждого этапа работы и необходимость занесения отметки в оценочный лист. Учитель выступает в роли консультанта, модератора. | Учащиеся с пакетом документов белого цвета, используя приём INSERT, изучают информацию. Приложение 1. Учащиеся с пакетом документов синего и красного цвета, используя QR коды, переходят по ним, визуально знакомятся с информацией. Приложение 2. Приложение 3. После первичного ознакомления с представленной информацией, используя приём ZIG – ZAG, учащиеся объединяются по цветам в группы экспертов. Обсуждают и анализируют информацию, готовят её презентацию (представление). | Работа в группах. | Познавательные: умение структурировать: дополнять и расширять имеющиеся знания; осуществляют поиск информации; умение применить знаково-символические действия для преобразования информации. Личностные: сохранение высокого уровня мотивации; проявление интереса к учебному материалу. Регулятивные: умение планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать сотрудничество; умение осуществлять контроль деятельности в процессе достижения результата; умение выдвигать версии решения проблемы; уметь оценить степень успешности индивидуальной образовательной деятельности; самооценка. | Составление схем, таблиц. Устная презентация связного, логически построенного ответа на обозначенные темой вопросы. |
VI | Первичное осмысление материала. Аналитический блок. | 10 минут | Слайд 6 Слайд 7 Использование приема ZIG – ZAG на данном этапе можно приравнять к динамической паузе. Работа с дорожным указателем. | Учитель предлагает вернуться из групп экспертов в основные группы (приём ZIG – ZAG) и предоставить подготовленную группами экспертов информацию всем учащимся. После представления и обсуждения учащимися информации, учитель проводит обобщающую беседу:
| Учащиеся возвращаются в основные группы, находясь в движении, тем самым проводят мини-паузу. Выступают по одному представителю от каждой группы. Учащиеся дополняют, идёт обсуждение. Учащиеся из группы синих, проанализировав сайтhttps://edunews.ru/ прикрепляют на указатель таблички с названиями наиболее востребованных профессий. Рассуждают о профессиональных предпочтениях. | Работа в группах | Коммуникативные: навыки работы в группе, навыки грамотного выражения мыслей, аргументированного отстаивания своей точки зрения; умение принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: умение использовать наглядные формы представления информации; умение самостоятельно давать оценки и принимать решения, определяющие стратегию поведения. | Представление схемы, таблицы. Устная презентация связного, логически построенного ответа на обозначенные темой вопросы. |
VII | Разрешение проблемы. Итог урока. | 6 минут | Слайд 8 Составление SWOT – анализа. Разрешение проблемы. | Учитель предлагает, осмыслив всю представленную на уроке информацию, провести SWOT – анализ. Затем предлагается учащимся разрешить поставленную в начале урока проблему. | Составление SWOT – анализа «Чего хочет молодёжь?» Учащиеся разрешают проблему:
| Фронтальная | Предметные: выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей многообразие и противоречивость социального развития; Регулятивные: умение рассчитывать и прогнозировать свою деятельность с позиций целесообразности и результативности. | |
VIII | Рефлексия. | 1,5 минуты | Слайд 9 Работа с предметами бриколажа: весы, монеты (шоколадные) | Учитель привлекает внимание к монетам и весам:
Учитель подводит итоги голосования: ведётся подсчёт монет. | Учащиеся отвечают на вопросы. Вспоминают, что лепта – это древнегреческая монета, которая имела хождение на территории современной Греции до 2002 года. Проводят голосование (вносят свою лепту на чашечки весов):
Ребята получают вознаграждение за работу в виде «сладкой монеты». | Личностные: умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия. Регулятивные: использовать знания и умения, приобретённые по другим предметам, курсам. | ||
IX | Оценка учебной деятельности. | 2 минуты | Самооценка. | Учитель предлагает заполнить оценочные листы. | Учащиеся заполнят оценочный лист. Приложение 4 | Личностные: определение границ собственного знания и незнания; способность ставить личные цели и строить жизненные планы. Регулятивные: определение уровня усвоения изучаемого материала. | ||
X | Домашнее задание. | 30 секунд | Слайд 9 Приём работы с QR кодом Слайд 10 | Прочитать параграф 1. Ответить на вопросы с. 17. Выполнить задание 5, с. 18. Повышенный уровень Изучить, проанализировать сайт: https://bilet.worldskills.ru/ (перейти по QR коду и проверить свои профессиональные предпочтения) Познакомиться с проектом «Атлас новых профессий» http://atlas100.ru/about/ | Учащиеся фотографируют слайд с домашним заданием (в целях экономии времени). Делают коллективное сэлфи. | Личностные: готовность к реализации своего профессионального выбора; готовность и способность к образованию и самообразованию. Регулятивные: способность анализировать свои познавательные возможности и образовательные результаты; планировать дальнейшую образовательную деятельность. |
Приложение 1.
Информационный лист. Белые.
INSERT Изучи текст. Сделай разметку в конце каждой фразы:
V это я знаю;
+ это новая для меня информация;
– я думал по-другому, это мне неизвестно.
Общество – это исторически сложившаяся и обособившаяся от природы часть мира. Отношения, которые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности – общественные отношения. Молодёжь – один из ресурсов, имеющийся в любом обществе, от которого зависит жизнеспособность этого общества.
Традиционные статичные общества опираются, прежде всего, на старшее поколение. Молодежь остаётся скрытым ресурсом, не реализовавшем себя.
Для динамичного общества востребован опыт старшего поколения. Опытные реформаторы могут составить лишь проект будущих реформ, дать им толчок. Но реализацию своих идей доверяют молодым. Они видят в молодом поколении обновляющую силу, интеллектуальный, духовный, энергетический резерв, необходимый для претворения в жизнь проектов и реформ.
Критерии оценки приёма INSERT.
«5» - понял принцип приёма, задание выполнил быстро, не испытывал затруднений;
«4» - обращался за разъяснением и помощью, т.к. при выполнении задания испытывал затруднения, все же задание выполнил;
«3» - самостоятельно не смог выполнить задание;
Моя отметка _____________________
ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.
- Дать определение, что такое общество.
- Какие отношения называются общественными?
- Заполните схему о взаимоотношении поколений в статичных и динамичных обществах (на листах А4, ответ презентовать у доски).
- В каком обществе вы хотели бы жить? Почему?
Критерии оценки приёма ZIG-ZAG:
«5» - активно участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;
«4» - воспользовался помощью товарищей при ответе на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;
«3» - не мог самостоятельно ответить на вопросы, испытывал дискомфорт в группе.
Моя отметка _____________________
Приложение 2.
Информационный лист. Синие.
Работа с QR кодом.
- Отсканировать, перейти по ссылке.
- Рассмотреть, проанализировать страницу сайта:
- Изучить информацию страницы сайта.
- Просмотреть все разделы, представленные на странице.
- Рассказать, о чем можно узнать?
- Полезна ли эта информация? Чем?
Критерии оценки приёма работы с QR кодом.
«5» - понял принцип приёма, задание выполнил быстро, не испытывал затруднений;
«4» - обращался за разъяснением и помощью, т.к. при выполнении задания испытывал затруднения, все же задание выполнил;
«3» - самостоятельно не смог выполнить задание;
Моя отметка _____________________
ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.
- Обсудить в группе изученную информацию.
- Рассказать, о чем можно узнать?
- Полезна ли эта информация? Чем?
- На листах записать самые востребованные профессии РФ.
- Закрепить их на табличках указателя.
Критерии оценки приёма ZIG-ZAG:
«5» - активно участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;
«4» - воспользовался помощью товарищей при ответе на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;
«3» - не мог самостоятельно ответить на вопросы, испытывал дискомфорт в группе.
Моя отметка _____________________
Приложение 3.
Информационный лист. Красные.
Работа с QR кодом.
- Отсканировать, перейти по ссылке:
- Прочитать статью в Российской газете «Молодые россияне рассказали о своих планах и опасениях».
- Обратить внимание на цифры, которые комментируют общественное мнение.
Критерии оценки приёма работы с QR кодом.
«5» - понял принцип приёма, задание выполнил быстро, не испытывал затруднений;
«4» - обращался за разъяснением и помощью, т.к. при выполнении задания испытывал затруднения, все же задание выполнил;
«3» - самостоятельно не смог выполнить задание;
Моя отметка _____________________
ZIG – ZAG Задание для коллективного обсуждения и выполнения в группе ЭКСПЕРТОВ.
- Обсудить в группе изученную информацию.
- Составить две таблицы: в первой отразить приоритеты молодежи и их % соотношение.
- Вторая таблица рисков и их % соотношение
- Используй листы А 4 для демонстрации своего ответа у доски (информация должна быть видна всему классу).
Критерии оценки приёма ZIG-ZAG:
«5» - активно участвовал в обсуждении, высказывал свою точку зрения, помогал товарищам, чувствовал себя комфортно;
«4» - воспользовался помощью товарищей при ответе на один вопрос, активно участвовал в обсуждении;
«3» - не мог самостоятельно ответить на вопросы, испытывал дискомфорт в группе.
Моя отметка _____________________
Приложение 4.
Лист самооценки ФИ учащегося _______________________________________________________________________________________
№1
Оценка учебной деятельности на каждом этапе урока.
№ | Этап урока. | Отметка |
Выставляешь отметку только за тот приём, который использовался в группе. Критерии оценки даны в информационных листах групп. | ||
INSERT | ||
Работа с QR кодом | ||
ZIG – ZAG | ||
Устные ответы: «5» отвечал на вопросы грамотно, речью владел умело; «4» на вопросы отвечал, но были дополнения, исправления; «3» на вопросы смог ответить только после уточнений, наводящих вопросов, с помощью учителя; если не отвечал, отметка не выставляется. | ||
Итоговая отметка (как среднее арифметическое) |
№2
Итоговая оценка эмоционального состояния по трёхбалльной шкале, где:
«3» - самая низкая оценка твоей деятельности и эмоционального состояния;
«4» - на уроке было комфортно, затруднялся в чем-то и не сразу выходил(а) из затруднений;
«5» высокий уровень знаний, комфорта.
Критерии | Показатели | Оценка успешности | Комментарий учителя | ||
«Я» Как чувствовал(а) себя на уроке? | Уровень комфорта. _______ | Настроение. _______ | Доволен(льна) ли я собой. ________ | Общая отметка: _______ | |
«МЫ» насколько мне было комфортно работать в группе | Затруднения в общении с группой. ________ | Мог(ла) ли я помочь товарищам. ________ | Могли ли товарищи помочь мне. _________ | Общая отметка: _______ | |
«ДЕЛО» я достиг цели учения. Подчеркни да или нет: ДА/НЕТ | Учебный материал нужен для дальнейшей учебы, работы, жизни. Подчеркни да или нет: ДА/НЕТ | Мои затруднения. | Что хочу сделать для того, чтобы в дальнейшем не испытывать подобные затруднения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока с использованием технологии критического мышления
Технология критического мышления необходима для того, чтобы ученики не оставались наблюдателями, а старались активно участвовать в учебном процессе....
Конспекты уроков с использованием технологии критического мышления
Технология критического мышления помогаетповысить интерес как к предмету, так и к процессу обучения...
Тихий океан.7 класс. Конспект урока с использованием технологии критического мышления.
Новая тема. Учащиеся знакомятся с уникальным природным комплексом - Тихим океаном....
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления по теме "Связь слов в словосочетании"
Тип урока: усвоение новых знаний.Использованная технология: развитие критического мышления через чтение и письмоИспользованные приёмы:-«Мозговой штурм»-таблица «Знаю-хочу знать-узнал»-объеди...
Конспект урока с использованием технологии "Развитие критического мышления..." по рассказу И.А. Бунина "Красавица"
В уроке используются стратегии технологии "Развитие критического мышления..."...
Конспект урока с использованием технологии проблемного обучения в 7 классе по теме "Австралия"
Австралия, её географическое положение и история исследования...
Внеурочное занятие по обществознанию с использованием технологии бриколаж. Тема. "Россия - Родина моя".
Внеурочная деятельность — это совокупность разных видов внеучебной, внеурочной активности, при реализации которых учащиеся наиболее успешно осваивают основную образовательную...