Реализация программы «От школы здоровья сегодня – к успешному будущему – завтра»
статья по физкультуре на тему
В коррекционной школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них кроме основного диагноза (умственная отсталость) имеют нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелые речевые и эмоциональные нарушения. В результате сочетания первичных и вторичных дефектов формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах известных на сегодняшний день типов нарушенного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация программы «От школы здоровья сегодня – к успешному будущему – завтра»
Учитель физической культуры МКОУ С(К)Ш
Л.Т. Ромашова
В коррекционной школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Многие из них кроме основного диагноза (умственная отсталость) имеют нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, тяжелые речевые и эмоциональные нарушения. В результате сочетания первичных и вторичных дефектов формируется сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах известных на сегодняшний день типов нарушенного развития.
Обучающиеся школы большую часть времени проводят в школе. Поэтому, помимо решения педагогических задач, необходимо содействовать укреплению здоровья детей. В данном случае рассматривается физическое здоровье детей и их психологическое благополучие.
В связи с этим возникла необходимость разработки программы по использованию современных здоровьеразвивающих технологий в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) школы.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Исходя из результатов, полученных в ходе диспансеризации детей, мониторинга, проведенного специалистами ПМПк, по изучению состояния здоровья детей за последние три года в образовательном учреждении увеличивается количество детей с множественными нарушениями развития, хроническими заболеваниями. В связи с этим, коррекционно-развивающая и реабилитационная работа узких специалистов является приоритетной.
Очевидно, что для превращения коррекционной школы в школу содействия укреплению здоровья детей недостаточно простого набора отдельных профилактических, оздоровительных и коррекционных мероприятий, необходима комплексная, системная работа по сопровождению обучающихся и их семей.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Большое значение уделяется профилактике нарушений в соматическом, психическом, эмоциональном и речевом статусе ребенка.
Для максимальной эффективности реализации программы необходимо тесное взаимодействие и преемственность всех специалистов школы, участвующих в учебно-воспитательном процессе: администрации учебного учреждения, специалистов ПМПк, учителей, воспитателей и медицинских работников, а также учителя физической культуры.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня профессионализма педагогического коллектива в области здоровьеразвивающих технологий и методики коррекционно-развивающей работы.
- Формирование мотивационных компонентов у всех участников педагогического процесса (педагоги, обучающиеся, родители).
- Повышение уровня физического, психологического и личностного развития умственно отсталых обучающихся посредством применения здоровьеразвивающих технологий.
- Обобщение опыта использования здоровьеразвивающих технологий в коррекционном образовательном процессе.
Необходимые условия:
- Повышение профессионального мастерства педагогического коллектива в области здоровьеразвивающих технологий.
- Овладение навыками разработки здоровьеразвивающих программ с учетом психофизических и личностных особенностей обучающихся.
- Индивидуализация обучения детей, имеющих сложные нарушения;
- Обеспечение необходимой материально-технической базы для реализации Программы;
- Наличие возможностей проведения занятий включающих здоровьеразвивающие технологии.
Здоровьесберегающая технология – построение последовательности факторов, предупреждающих разрушение здоровья при одновременном создании благоприятных для здоровья условий
Виды здоровьесберегающих технологий
защитно-профилактические
направлены на защиту детей от неблагоприятных условий (санитарно-гигиенические требования, чистота, прививки и пр.)
компенсаторно-нейтрализующие
используются для нейтрализации какого-либо негативного воздействия
(физкультминутки, витаминизация пищевого рациона и др.)
Стимулирующие технологии
позволяют активизировать собственные ресурсы детского организма (закаливание, физические нагрузки и др.)
Информационно-обучающие
призваны обеспечить уровень грамотности в вопросах здоровья
Подходы МКОУ С(К)Ш к здоровьесбережению
Дидактический
на первый план выступают учебные программы и программы коррекционных курсов (РПСП, дефектологические, логопедические, ритмика, ЛФК, СБО).
Событийный
основное внимание уделяется конкурсам на тему здоровья, агитации
Проблемный
все усилия на решение какой-то конкретной задачи:
питания, двигательной активности, профилактике переутомления и др.
Индивидуальный подход
концентрация усилий с учетом особенностей каждого обучающегося
забота о здоровье школьников = забота об их физическом развитии
Оценка результатов реализации инновационной деятельности осуществлялась с помощью различных методов:
- экспертная оценка результатов деятельности (внутренними и внешними экспертами);
- социологические опросы учащихся, педагогов и родителей;
- методы психодиагностики
Здоровьесберегающие технологии используемые в МКОУ С(К)Ш позволяют
-сформировать социальную зрелость
- обеспечить возможность обучающимся реализовать свой потенциал
- сохранить и поддержать физиологическое здоровье обучающихся
Концептуальные подходы
В соответствии с основной целью Программы созданию здоровьесберегающей среды приоритетным является средовой подход.
В исследованиях ведущих отечественных ученых отмечается, что, воспитательно-образовательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:
- создание оптимальных внешнесредовых условий - микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, В.И. Зверева, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.);
- обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Т.М. Давыденко, В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин, С.В. Попов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Якунин и др.).
Среда - совокупность взаимоотношений ребенка с окружающей его действительностью. Для ребенка среда может быть: комфортной, развивающей, стрессогенной.
Комфортная среда - возможности ребенка соответствуют требованиям среды, ему не приходится прикладывать усилия для освоения среды
Стрессогенная среда - ребенок испытывает чрезмерное напряжение при освоении среды, не может справиться с предъявляемыми к нему требованиями
Развивающая среда - от ребенка требуется некоторое напряжение, чтобы справиться с теми требованиями, которые ему предъявляет среда, если это соответствует зоне ближайшего развития ребенка, то имеет место развивающий эффект
Нельзя работать, жить, учиться в постоянном напряжении, в жизни ребенка развивающие среды должны чередоваться с комфортными, а стрессогенных быть не должно!
Характеристики/аспекты среды
Пространство и время различаются по интенсивности и степени структурированности.
Эмоции различаются по интенсивности и могут быть заданы определенными ролями
Смысл в, казалось бы, одних и тех же с внешней стороны действиях может быть скрыт разный для ребенка смысл.
Создание среды. Меняя интенсивность и степень структурированности пространства и времени, меняя интенсивность и ролевую заданность эмоций, обращая внимание ребенка на те или иные аспекты окружающего, мы создаем разные среды.
Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения здоровому образу жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.
Системообразующим фактором здоровьесберегающей работы специалистов школы с обучающимися является включение их в деятельность, направленную на обучение и сохранение здоровья, правильное отношения к окружающему миру, самому себе, окружающим людям, умение устанавливать взаимосвязь между организмом человека и окружающей средой - важное условие социальной адаптации личности ребенка.
В основу концепции здоровьесбережения детей в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения положены следующие принципы:
«Не навреди!» - все применяемые формы и методы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и педагога.
Непрерывность и преемственность - работа носит комплексный характер и проводится в системе.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным и психофизическим особенностям обучающихся - объем предъявляемой нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту и особенностям психофизического развития детей.
Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психолога, логопеда, дефектолога, медицинских работников и других специалистов.
Успех порождает успех - акцент делается только на положительные качества ребенка; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Принцип природосообразности - обеспечивается воспитанием личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил.
Принцип единства индивидуализации и дифференциации.
Принцип целеполагающего подхода к педагогической деятельности по созданию здоровьесберегающей среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы «Образование и здоровье»
Результаты деятельности МБОУ СОШ № 17 по реализации программы...
Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»
В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....
Программа развития школы "Здоровый взгляд в будущее"
Критерии результативности: 1.Повышение уровня физического и психического развития учащихся.2.Улучшение следующих показателей:- число заболеваний за год; - количество дней, пропущенных по болезни...
Личный план реализации Программы развития школы на 2013-2014 учебный год.
Личный план реализации Программы развития школы на 2013-2014 учебный год....
Реализация программы развития школы
План работы по реализации Программы развития МБОУ "Никифоровская СОШ №2"...
Отчет о реализации программы "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни"
В данном материале представлен отчет о резализации программы "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни" за 2012 - 2015 годы...
Базовый алгоритм разработки и реализации программы развития школы
Раскрыты основные этапы разработки программы развития ОУ...