Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
рабочая программа
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» (далее – программа ПС) предполагает реализацию мероприятий в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_postinternatnogo_soprovozhdeniya.docx | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Миллеровский техникум агропромышленных технологий
и управления (ДСХТ)»
Принято Утверждено
на заседании педагогического Директор ГБПОУ РО «МТАТиУ
совета техникума (ДСХТ)»
______________Н.В.Курман
протокол № 1 от « 31» 08 2020 г. « ____» ______________ 2020 г.
Программа
постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Мое успешное будущее»
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Информационная карта программы постинтернатного сопровождения | Стр. 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
2.1. | Основные понятия, используемые в Программе ПС | 4 |
2.2. | Актуальность Программы ПС | 6 |
3. | Цель и задачи программы ПС | 6 |
4. | Принципы организации постинтернатного сопровождения | 7 |
5. | Основные направления в реализации программы ПС | 7 |
6. | Этапы реализации программы ПС | 7 |
7. | План реализации программы ПС | 8 |
8. | Ожидаемые результаты | 12 |
9. | Список литературы | 12 |
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Информационная карта программы постинтернатного сопровождения
Наименование программы | «Мое успешное будущее» |
Правовые основания | Конституция Российской Федерации Семейный кодекс Российской Федерации Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации; Трудовой кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции) Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) |
Цель программы | Самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении, правонарушений и преступлений) |
Основные задачи программы | 1. Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа. 2. Осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, на формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения. 3. Поддержка обучающихся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, в решении проблем их самореализации. |
Основные направления программы | 1.Психолого-педагогическое 2.Социально - правовое |
Срок реализации программы | В течение всего периода обучения студента (1-3, 1-4 курсы) |
Ожидаемые результаты | Увеличение числа успешно адаптировавшихся в жизни выпускников |
2. Пояснительная записка
2.1. Основные понятия, используемые в Программе ПС.
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее» (далее – программа ПС) предполагает реализацию мероприятий в рамках государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Миллеровский техникум агропромышленных технологий и управления (ДСХТ)» (далее - техникум).
Для целей программы используются следующие понятия, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей;
трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства, которую он не может преодолеть самостоятельно;
постинтернатное сопровождение – комплекс осуществляемых на основе межведомственного взаимодействия мероприятий по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
лица, подлежащие постинтернатному сопровождению – воспитанники и выпускники организаций для детей-сирот в возрасте до 18 лет, лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также лица из числа детей-сирот, ранее находившихся под опекой (попечительством) и находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте до 23 лет;
участники постинтернатного сопровождения – постинтернатные сопровождающие, образовательные организации Миллеровского района, организации социального обслуживания Миллеровского района, оказывающие содействие в защите прав и законных интересов лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению;
договор о постинтернатном сопровождении – договор, заключаемый между участниками постинтернатного сопровождения и лицом, подлежащим постинтернатному сопровождению;
индивидуальная программа постинтернатного сопровождения – документ, утвержденный руководителем организации, определяющий сроки и перечень мероприятий на основе межведомственного взаимодействия участников постинтернатного сопровождения, направленных на комплексную помощь по социальной адаптации и подготовку к самостоятельной жизни лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению.
2.2. Актуальность Программы ПС
Актуальность организации постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, заключается в том, что в силу низкого уровня социальной компетентности, своих индивидуальных особенностей, обучающиеся категории «дети-сироты», даже окончив техникум, не могут самостоятельно устроиться и закрепиться на работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать полноценную семью, нередко попадают в весьма трудную жизненную ситуацию. В связи с этим, возникла необходимость создания эффективной системы сопровождения обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе их социальной адаптации.
Для того, чтобы будущие выпускники чувствовали себя эмоционально и психологически защищёнными, необходимо грамотно организовать их постинтернатное сопровождение: научить отстаивать свои права, обучить финансовой грамотности, приучить к самообслуживанию. На протяжении всего периода обучения в техникуме, применяются разнообразные формы и методы в учебно-воспитательном процессе, которые способствуют обучающимся категории «дети-сироты» успешной адаптации, реализации себя в разнообразной деятельности: внеурочной, участие в конкурсах, проектах, научно-практических конференциях, олимпиадах разного уровня, спортивной и социально-значимой деятельности.
Ранее накопленный опыт работы с обучающимися категории «дети-сироты» позволил нам составить схему постинтернатного сопровождения, в которой отражены основные этапы взаимодействия образовательного учреждения, организаций района и области в решении вопросов адаптации и социализации обучающихся данной категории, а также подготовки специалистов в работе с данной категорией детей.
Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удастся, но по возможности максимально помочь им в социальной и трудовой адаптации, получении среднего и высшего образования, при трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений призвана данная программа. Все вышеизложенное определяет актуальность необходимости постинтернатного сопровождения в техникуме. Комплекс условий, реализуемых в рамках данной программы, поспособствует обучающимся категории «дети-сироты» успешно подготовиться в личностном и профессиональном плане к самостоятельной жизнедеятельности.
Подчеркнем, что судьбы выпускников техникума во многом зависят от той помощи и поддержки, которую они могут получить в процессе обучения в образовательном учреждении.
3. Цель и задачи программы ПС
Цель: самореализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешная социальная адаптация (трудоустройство, создание полноценной семьи, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений).
Задачи:
1. Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи обучающимся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.
2. Осуществление индивидуальной и групповой работы с обучающимися, направленной на подготовку их к самостоятельной жизни, на формирование психологической готовности к взрослой жизни, навыков межличностного общения, навыков самоорганизации и самообеспечения.
3. Поддержка обучающихся категории дети–сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лиц из их числа, в решении проблем их самореализации.
4. Принципы организации постинтернатного сопровождения
Принципами постинтернатного сопровождения обучающихся техникума являются:
- гуманизация - уважение личности обучающегося, индивидуальный подход к судьбе каждого (приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей);
- комплексность, предусматривающая взаимосвязанное и последовательное осуществление мероприятий субъектами постинтернатного сопровождения по решению проблем обучающегося, затрудняющих его социализацию в обществе;
- конфиденциальность - в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- непрерывность, гарантирующая оказание содействия лицу, подлежащему постинтернатному сопровождению, в процессе сопровождения на всех этапах помощи, вплоть до полного решения проблемы.
5. Основные направления в реализации программы ПС:
Психолого-педагогическое направление (заведующий СПС, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, преподаватели, руководители кружков и спортивных секций). Обеспечивает создание социально-психологических условий для развития личности и включает изучение индивидуальных личностных особенностей обучающихся, индивидуальное и групповое консультирование, профилактику поведенческих рисков, пропаганду здорового образа жизни, формирование положительной мотивации к обучению и будущей профессиональной деятельности. Обеспечивает обучающимся поддержку в успешном вхождении в новый коллектив сверстников и взрослых, проведение индивидуального и группового консультирования по жизненным, личным, профессиональным и учебным проблемам. Формирует у обучающихся положительную мотивацию в сфере учебной деятельности, содействует реализации их творческого потенциала во внеучебной деятельности и сфере дополнительного образования, воспитывает положительное отношение к труду, к получаемой специальности, уважение к законодательным и нравственным нормам.
Социально - правовое направление (социальный педагог). Обеспечивает создание условий, которые способствуют повышению социального статуса обучающихся, формированию их социального опыта, способствуют решению проблем, связанных с выплатой пособий и стипендий, охраной и защитой их прав.
- Этапы реализации программы ПС
- Адаптационный этап: сопровождение обучающихся в период адаптации.
- Основной этап: целенаправленная подготовка обучающихся к самостоятельной жизни.
- Заключительный этап: сопровождение выпускников после окончания техникума.
Этап | Модуль | Предполагаемый результат |
Адаптационный | - сбор информации: определение статуса обучающегося, изучение документов, проведение первичной диагностики; - оказание социально-психологической, педагогической помощи обучающимся в период адаптации; - разработка индивидуальных планов сопровождения. | Успешная социально-психологическая адаптация обучающихся в новых социальных условиях; профилактика социальной дезадаптации. |
Основной | - оказание помощи обучающимся при решении наиболее актуальных вопросов, связанных с жильём, получением образования, а также юридической и иной помощи; - оказание психологической помощи обучающимся и содействие росту самостоятельности; -подготовка к трудоустройству и адаптации обучающихся на рынке труда. | Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность |
Заключительный | - формирование успешной социализации; - повышение правовой грамотности; - формирование общих и профессиональных компетенций. | Достаточный социальный и личностный потенциал у обучающихся для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе. |
7. План реализации программы ПС
Мероприятия | Срок | Ответственный | Форма представления результата | |
1. Сбор информации об обучающихся: - анализ информации личного дела; -беседы с социальным педагогом учреждения, направившего воспитанника на обучение; - информация, полученная в органах опеки и попечительства, КДН; - посещение жилищно-бытовых условий; - индивидуальные беседы с обучающимися, его законным представителем. | Первая неделя после поступления | Социальный педагог
Педагог - психолог Классный руководитель | Рекомендации по сопровождению развития обучающихся Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
2. Составление общих сведений об обучающихся, ведение базы данных: - заключение и подписание договора о предоставлении социальных услуг постинтернатного сопровождения между обучающимся и техникумом; - составление индивидуальных планов сопровождения; - ведение дневников педагогических наблюдений. | сентябрь | Социальный педагог Классный руководитель Педагог-психолог | Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
3. Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей, личностных качеств обучающегося, коммуникативных навыков, социально-бытовых и трудовых умений, готовности к самостоятельной жизни, отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих, изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил); изучение особенностей социальной адаптации и оценки сферы межличностных отношений; выявление факторов и условий, способствующих/препятствующих их успешной социализации; изучение состояния физического и психического здоровья | В течение периода сопровождения | Педагог-психолог | Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
4.Организация работы с обучающимися по ознакомлению с системой жизнедеятельности техникума: -беседа с обучающимися об особенностях жизнедеятельности техникума (история и традиции, условия обучения, особенности проведения учебных занятий, проживания, питания, материального обеспечения, возможности предоставления дополнительного образования, организация досуга, меры социальной поддержки, организация самоуправления). | Первая неделя после поступления | Социальный педагог
Педагог-психолог
Классный руководитель | Индивидуальная карта сопровожде- ния обучающегося |
5. Сопровождение процесса социальной адаптации обучающихся: - посещение учебных занятий в группах; - ориентация обучающихся на рациональное использование свободного времени посредством функционирующих на базе техникума спортивных секций, творческих кружков. | Сентябрь - декабрь | Социальный педагог
Педагог- психолог
Классный руководитель | Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
Основной этап | |||
1. Формирование у обучающихся конструктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса: - индивидуальные беседы с обучающимися о взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, определение конструктивного стиля общения. | В течение первого года обучения | Социальный педагог Педагог-психолог Классный руководитель | Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
2. Консультирование обучающихся по личным, жилищным, имущественным, профессиональным и учебным проблемам: - организация групповых мероприятий с привлечением специалистов здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, центра занятости, работников банка; - проведение индивидуальных консультаций; - выездные экскурсионные мероприятия. | В течение всего периода обучения | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классный руководитель | Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
3. Содействие в реализации творческого потенциала обучающихся во внеучебной деятельности: - предоставление обучающимся исчерпывающей информации о деятельности кружков и секций как внутри техникума, так и вне техникума; - вовлечение обучающихся к участию в общественной работе, творческих мероприятиях района, техникума. | В течение всего периода обучения | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классный руководитель
| Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
4. Формирование у обучающихся здорового образа жизни: -проведение профилактических недель, ориентированных на ведение здорового образа жизни; - работа спортивных секций на базе техникума, участие обучающихся в соревнованиях разного уровня.
| В течение всего периода обучения | Зам. директора по ВР Социальный педагог Классный руководитель | Протоколы проведенных мероприятий |
5.Формирование у обучающихся нравственных норм и культуры поведения: - Профилактические занятия по воспитанию нравственных норм и ценностей. - Беседы об общепринятых нормах культуры поведения с анализом конкретных ситуаций | В течение всего периода обучения | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классный руководитель | Протоколы проведенных мероприятий |
6. Подготовка обучающихся к семейной жизни: - формирование ответственного отношения к браку, родительским обязанностям через проведение профилактических мероприятий, бесед в групповой и индивидуальной форме; -помощь и поддержка девушкам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (ранняя беременность, нежелательная беременность, рождение ребенка одинокой матерью) | В течение всего периода обучения | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классный руководитель
| Протоколы проведенных мероприятий
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
7. Формирование у обучающихся конструктивных взаимоотношений с родственниками: -беседы с обучающимися - сиротами об их взаимоотношениях с родственниками; - практические занятия по выстраиванию конструктивных взаимоотношений с социально значимыми родственниками (разбор конкретных ситуаций) | В течение всего периода обучения | Социальный педагог Педагог-психолог Классный руководитель
| Индивидуальная карта сопровождения обучающегося |
8. Работа по профилактике курения, употребления алкоголя и психоактивных веществ (ПАВ): - индивидуальные профилактические беседы; - групповые мероприятия с привлечением специалистов здравоохранения, комитета по молодежной политики, органов полиции. | В течение всего периода обучения | Зам. директора по ВР Социальный педагог Педагог-психолог Классный руководитель | Протоколы проведенных мероприятий
Индивидуальная карта сопровождения обучающегося
|
Заключительный этап | |||
Проведение анализа эффективности данной программы в процессе сопровождения обучающихся - сирот, заключения/выводы специалистов работающих с обучающимися - сиротами | По окончании обучения | Зам. директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог Классный руководитель | Индивидуальные планы сопровождения Общие выводы по реализации программы сопровождения. |
8. Ожидаемые результаты:
- Юридически грамотная, социально-адаптированная, профессионально-ориентированная личность обучающегося категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа.
- Высокий уровень подготовки к самостоятельной жизни:
- сформированные навыки межличностного общения
- социально – бытовая ориентация
- организация самостоятельной жизни и деятельности
- сформированность профессионального самоопределения
- Психологическая готовность (развитое чувство самоуважения, волевых качеств, духовно-нравственных принципов).
- Сформированный индивидуальный стиль здорового образа жизни.
- Достаточный социальный и личностный потенциал у обучающихся для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
9. Список литературы
1. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни// Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С.6-15.
2. Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Народное образование. Педагогика. 2014. №2. С. 19-25.
3. Ольховикова, Г.Н. Подготовка к будущей жизнедеятельности учащихся – сирот учреждений профессионального образования: дисс. канд. пед. наук. СПб, 2010. 233 с.
4. Социализация детей – сирот: проблемы и пути их решения (сборник материалов научно-практической конференции) 12.04.2018 - Москва: ИИПКРО, 2012. – 160 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-
В ГКОУ РО школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии
Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является создание условий для социализации де...
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии
Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является создание условий для социализации де...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Представление инновационного педагогического опыта "Правовое сопровождение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей как средство их успешной социализации"
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях,негативных явле...
Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Программа разработана с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...