Программа внеурочной деятельности в 8-9 классах "Моя будущая профессия"
рабочая программа (8 класс)
Программа внеурочной деятельности в 8-9 классах "Моя будущая профессия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_8_klass.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛАДЬИНСКАЯ ШКОЛА»
. |
Программа
внеурочной деятельности
«Моя будущая профессия»
Программа рассчитана на учащихся 8 класса
Срок реализации – 2 года
Автор: учитель Никитаева Милинтина Юрьевна |
2018-2020учебный год
Ожидаемым результатом предполагается выбор профиля дальнейшего обучения или профессионального образования с учетом психологических ресурсов школьника в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Объем программы рассчитан на 34 часа аудиторных занятий и является частью работы, которая организуется и проводится с 8-го по 9 -й класс.
Учащиеся должны знать:
- ситуацию на рынке труда района, области; категории работников, востребованных на рынке труда, образовательную карту Рязанского региона;
- уровень развития своих профессионально важных качеств;
- сферы трудовой деятельности;
- правила выбора профессии;
- значение правильного самоопределения для личности и общества;
- основы профессионального самоопределения.
Учащиеся должны уметь:
- проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку со своими возможностями;
- осуществлять самооценку своей личности;
- формировать свой профессиональный план, модель собственной профессиональной карьеры
Содержание программы курса
1. Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии (6 час.)
Внутренний мир человека, возможности его познания. Представление о себе и выборе профессии (2 час.)
Теоретическое обучение (1 час). Формирование установки на саморазвитие в рамках занятий ориентационного курса. Анализ справки по результатам профориентационной диагностики в 8-м классе. Пути к самопознанию: «Кто Я?», «Каков Я?», «Что скрывается за собственным Я?». Метод самонаблюдения, тесты, эксперимент. «Я-концепция» и профессиональное будущее.
Практическое обучение (1 час). Оформление дневника выбора профессии. Проведение ориентировочного анкетирования.
Секреты выбора профессии (хочу, могу, надо) (1 час)
Теоретическое обучение (1 час). Ответственность человека за
выбор профессии. Выбор вида и места работы и учебы с учетом реальных личностных возможностей и существующих ограничений, нахождение путей реального преодоления возникших трудностей. Профессиональные намерения. Профессиональный план.
Проверка своего «Я» в различных видах деятельности. Программа профессионального самовоспитания («хочу», «могу», «надо»), профессиональные пробы. Типичные ошибки при выборе профессии (незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессий). Анкета изучения жизненных потребностей (под ред. Т.В. Черниковой).
Интересы и склонности в профессиональном выборе («ХОЧУ») (1 час)
Практическое обучение (1 час). Изучение собственных интересов, развитие рефлексии, формирование системности мышления и установки на преемственность в работе. Карта интересов (А.Е. Голомшток).
Возможности личности в профессиональной деятельности («МОГУ») (1 час)
Практическое обучение (1 час). Индивидуальные особенности личности, условие для успешного выполнения деятельности. Особенности психики человека, характеризующие его способности. Специфические сложности профессий (усвоение и выполнение). Профпригодность - совпадение требований профессии с личными качествами, возможностями и индивидуально-психологическими особенностями человека. Влияние здоровья на успех в профессии. «Могу» - личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения. Тест интересов и склонностей С.И. Вершинина. Анкета «Медицинские противопоказания».
Типы направленности личности. Профессионально значимые качества личности (ПВК) (1 час)
Практическое обучение (1 час). Преобладающий тип личностной направленности в профессиональной деятельности: реалистический, социальный, артистический, конвенциальный, предприимчивый, интеллектуальный. Определение своего профессионального типа личности, развитие рефлексии, совершенствование навыков по работе со стандартным инструментарием, формирование навыков целеполагания и планирования. Определение типа личностной направленности по Дж. Холланду. Упражнение «Закончи предложение».
2. Анализ профессий (12 часов.)
Выбор и моделирование. Классификация профессий. Схема анализа профессий (2 час.)
Теоретическое обучение (1 час). Установка на необходимость профессионального самоопределения. Теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий. Опорные схемы «Классификация профессий» .Схема анализа профессий. Формулы профессий.
Практическое обучение (1 час). Анкета «Мотивы выбора профессии» (С. С. Гриншпун). Упражнение «Выбор», «Моды», «Формула профессий» (работа в группах). Конкурс «Угадай профессию».
Профессиограмма и анализ профессий (Ч-Ч, Ч-Т, Ч-Г1, Ч-З. 4-Х). Схема изучения профессий по психологическим характеристикам. требованиям. Формула профессии. Социальные пробы (6 час.)
Теоретическое обучение (1 час). Профессиограмма - словесное описание профессий (характеристика профессии, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда). Информационные источники для знакомства с профессиями. Схема анализа профессий но Е. А. Климову. Схема профессиограммы по Н. С. Пряжникову.
Практическое обучение (5 час.). Составление схемы профессиограммы по Н. С. Пряжникову. Знакомство с профессиями основных сфер человеческой деятельности по типам труда: Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч- '(. 4-Х. Рассмотрение профессий в указанных сферах деятельност Расширение представлений о требованиях, характеристиках профессий. Исследование своих способностей применительно к рассматриваемой профессии (социальные пробы). Коллективное обсуждение полученных результатов.
Получение сводной таблицы результатов исследования тендерных аспектов мотивов выбора профессии:
- выявление ценностных ориентаций (М. Рокич);
- выявление трудовых ценностных ориентаций (Е. Н. Павлютенков);
- определение уровня самооценки (тест-опросник С. В. Ковалева).
Развивающие упражнения «Знакомство с профессиями». Коллективное обсуждение:
- что я знал об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают получить эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, журналов и т. д.;
- самостоятельная оценка своих способностей (что не получилось и почему).
3. Человек на рынке труда (9 часов.)
- Образовательная карта территории Рязанской области (2 часа)
Теоретическое обучение (1 час). Понятие рынка труда. Анализ современного рынка труда в районе, области. Проективная методика «Карта региона». Есть ли на нарисованной мною «Карте региона» мое будущее место работы? Куда и зачем ходят люди на работу? Рейтинг профессий. За что люди получают зарплату, почему люди становятся безработными? Принципы формирования рынка труда, причины безработицы. Где можно приобрести профессии?
Практическое обучение (I час). Поиск информации об учебных заведениях. Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами. Контент - анализ материалов, отражающих рынок образовательных услуг и профессионального труда. Новые профессии на рынке труда. Профессиональная консультация: тест «Трудовые ценностные ориентации старшеклассников» (Е.Н. Павлютенков).
- Дневник профессиональной карьеры (1 час)
Практическое обучение (1 час). Этапы планирования профессиональной карьеры. Сбор и оценка информации. Профессиональные пробы, принятие решений. Планирование достижения цели, выбор желанного пути (прорисовка жизненных стилей). Пуги получения профессии.
Диагностические методики «Анкета изучения жизненных потребностей», «Индекс жизненной удовлетворенности». Опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) Э. Шомстром (под ред. Л. Я. Гозмана, Н. Ф. Калининой).
5. Подготовка к профессиональной деятельности (2 часа)
Рынок труда и профессий. Виды профессионального образования.
6.Трудоустройство. С чего начать? (5 часов)
Профессиональное резюме. Формы самопрезентации
Практическая работа «Составление своего резюме»
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства.
Экскурсия на предприятие
Домашнее задание. Эвристическое сочинение на тему «Мои возможности, проблемы и затруднения в достижении профессиональной карьеры».
4. Итоговое занятие. Изучение и оценка альтернативных путей индивидуального образовательного развития (1 час)
Практическое обучение (1 час). Составление индивидуального образовательного маршрута. Определение способов его реализации. Формирование информационного пространства, мотивов самоакуализации.
Оценка эффективности занятий по программе курса по следующим вопросам:
Что нового ты узнал на занятиях?
Чему научился?
Сделал ли ты профессиональный выбор? Какой?
Каковы твои впечатления от занятий?
Что запомнилось больше всего?
Календарно-тематическое планирование кружка «Моя будущая профессия»
№п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение | Предмет и задачи профориентационного кружка | 1 | |
2 | Образ «Я» и профессии,тестирование | . Внутренний мир человека, возможности его познания. Представление о себе и о выборе профессии | 1 | |
Секреты выбора профессии (хочу, могу, надо). | 1 | |||
Типы направленности личности | 1 | |||
Профессионально значимые качества личности | 1 | |||
Профессиограмма и анализ профессий | 1 | |||
3 | Анализ профессий | Сферы современного производства и их составляющие | 1 | |
Производство и окружающая среда | 1 | |||
Виды и формы организации предприятий | 1 | |||
. Экономика и организация производства | 1 | |||
Основы предпринимательства | 1 | |||
Проект «Собственное дело» | 3 | |||
Пути получения профессионального образования и его выбор | 1 | |||
Проект «Моя профессиональная карьера» | 3 | |||
4 | Человек на рынке труда Профессиональное самоопределение и карьера | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства | 1 | |
Практическая работа «Определение цели, задач и содержания основных компонентов своей будущей профессии» | 1 | |||
Нормированиеи и оплата труда | 1 | |||
Практическая работа «Определение видов оплаты труда для заданных профессий» | 1 | |||
Культура труда и профессиональная этика. | 1 | |||
Практическая работа «Обоснуйте смысл и содержание этических норм своей будущей профессии» | 1 | |||
Профессиональное становление личности. | 1 | |||
Профессиональная карьера | 1 | |||
Практическая работа «Составление плана своей будущей карьеры | 1 | |||
5 | Подготовка к профессиональной деятельности | Рынок труда и профессий | 1 | |
Виды профессионального образования. | 1 | |||
6 | Трудоустройство. С чего начать? | Профессиональное резюме. Формы самопрезентации | 1 | |
Практическая работа «Составление своего резюме» | 1 | |||
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 | |||
Экскурсия на предприятие | 1 | |||
Экскурсия на предприятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Кружок « Будущие олимпийцы»
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. П...
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»
рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...
рабочая программа внеурочная деятельность 5 класс Введение в мир профессий
Пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематический план...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Будущее в настоящем»
Нравственное воспитание и развитие личности в воспитательно-образовательном процессе всегда стояло на первом месте и являлось важным компонентом в целостной си...
Программа внеурочной деятельности "Моя будущая профессия"
Внеурочная деятельность «Я и моя будущая профессия» разработана на основании диагностических средств (тестов) по профессиональной ориентации для учащихся 8–9 классов. Авторы: К...
Рабочая программа по программе внеурочной деятельности «Билет в будущее».
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора профессии (информационными, психологическими, практическими). Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения, как о выбор...