Программа внеурочной деятельности "Моя будущая профессия"
рабочая программа (8 класс)

Карпова Светлана Сергеевна

Внеурочная деятельность «Я и моя будущая профессия» разработана на основании диагностических средств (тестов) по профессиональной ориентации для учащихся 8–9 классов. Авторы:  Кузнецов К.Г., кандидат психологических наук, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»; Кувшинина О.Л., кандидат психологических наук, ведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии»; Серебряков А.Г., научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и др.

Содержание программы «Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников 8 класс (9 класс)». Предлагает учащимся специально разработанные тесты,  призванные помочь определится с их способностями, а также даются конкретные рекомендации по построению образовательного маршрута на основе полученных результатов. На изучение курса выделяются 34 часа (17 часов в 8 классе и 17 часов в 9 классе). При этом 70% учебного времени отводится на практические и 30%  - на теоретические занятия. Изучение курса завершается выполнением и составлением профиля обучения.

Актуальность программы. Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе будущей деятельности.

Целью программы является оказание психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учётом профиля обучения на ближайшие годы, а затем профессии.

Задачи реализации  программы состоят в том, чтобы обучающиеся:

  •  составили целостное представление о мире профессий; освоили понятия,

характеризующие профессиональную деятельность человека;

  • исследовали    собственные    познавательные    интересы,    склонности,
  • способности;
  • определили пути и способы развития познавательных и личностных возможностей в системе образовательной подготовки к будущей профессии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_budushchaya_professiya.docx47.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                            «Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»

 

Рассмотрено

на заседании  ШМС

Протокол  №___

от 31.08.2020 г.

Согласовано

Зам. директора по ВР

____А.В. Андреев

31.09.2020 г.

Утверждено

Приказом директора

Салемальской школы-интерната

от 02.09.2020 г.№__-ОД

_______И.А. Огородникова

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Моя будущая профессия»

для обучающихся

8-9 классов

Составитель:  

Карпова С.С.,

педагог внеурочной деятельности                                        

                             

с. Салемал, 2020 г.

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность «Я и моя будущая профессия» разработана на основании диагностических средств (тестов) по профессиональной ориентации для учащихся 8–9 классов. Авторы:  Кузнецов К.Г., кандидат психологических наук, руководитель отдела профориентации ЦТР «Гуманитарные технологии»; Кувшинина О.Л., кандидат психологических наук, ведущий специалист научно-методического отдела ЦТР «Гуманитарные технологии»; Серебряков А.Г., научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова и др.

Содержание программы «Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников 8 класс (9 класс)». Предлагает учащимся специально разработанные тесты,  призванные помочь определится с их способностями, а также даются конкретные рекомендации по построению образовательного маршрута на основе полученных результатов. На изучение курса выделяются 34 часа (17 часов в 8 классе и 17 часов в 9 классе). При этом 70% учебного времени отводится на практические и 30%  - на теоретические занятия. Изучение курса завершается выполнением и составлением профиля обучения.

Актуальность программы. Данный курс способствует активизации процесса самопознания, позволит учащимся ориентироваться в мире профессий и специальностей, поможет им в выборе будущей деятельности.

Целью программы является оказание психологической помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учётом профиля обучения на ближайшие годы, а затем профессии.

Задачи реализации  программы состоят в том, чтобы обучающиеся:

  •  составили целостное представление о мире профессий; освоили понятия,

характеризующие профессиональную деятельность человека;

  • исследовали    собственные    познавательные    интересы,    склонности,
  • способности;
  • определили пути и способы развития познавательных и личностных возможностей в системе образовательной подготовки к будущей профессии.

Организационно-педагогические основы обучения.

Программа ориентирована на детей  от 13 до 15 лет. Принимаются все желающие без  конкурсов и отборов. Группы формируются из  обучающихся отдельно 8, 9 классов от 10 до 25 человек.  Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность занятия 40 минут.          

Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, дискуссию, ролевое проигрывание, психотехнические приёмы.

 Используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, ролевые игры, деловые и настольные игры.

Формы контроля

Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, ведение рабочей тетради в 8 и 9 классе «Моя будущая профессия». Тесты по профессиональной ориентации школьников.

Программой в 8 и 9 классах предусматривается выполнением и составлением профиля обучения.

Примерный перечень формируемых знаний и умений

Учащиеся должны знать:

  •  значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана;
  • правила выбора профессии;
  •  понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
  • понятие  об  интересах,  мотивах  и  ценностях  профессионального  труда,
  • также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-
  • волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
  • значение творческого потенциала человека, карьеры.

Учащиеся должны уметь:

  • соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять  личный  профессиональный  план  и  мобильно  изменять  его;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • преодолевать барьеры общения, стереотипы поведения, распознавать манипуляции; развитие умения адекватного использования невербальных и вербальных средств выразительности в процессе общения;
  • ставить  перспективные  цели  и  планировать  способы  их  достижения;
  • развитие умений презентовать себя и свою деятельность в рамках разработанных проектов; формирование уверенного поведения в ситуациях профессиональных проб;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Учебно-методическое сопровождение программы:

тетрадь «Моя будущая профессия». Тесты по профессиональной ориентации школьников.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • наглядные пособия: карты, схемы, иллюстрации.

Основные понятия курса

Психологическая готовность подростка к вступлению во взрослую жизнь — наличие способностей и потребностей, которые позволят подростку с возможной полнотой реализовать себя в обществе, в труде, в будущей семейной жизни. Это, во-первых, потребность в общении и владении способами его построения; во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания, что выступает в виде сложившихся основ научного и общественного мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе; в-третьих, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах.

Самооценка  оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят его взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. 

Самоопределение личности  самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Личностное самоопределение  это определение себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих критериев. Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на основе личностного самоопределения складываются требования к профессии.

Профессиональное самоопределение  поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также — нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Профиль обучения   — программа обучения, предполагающая приоритетное (более глубокое) изучение нескольких учебных предметов, являющихся основным для определенной группы профессий.

Предпрофильная подготовка  - самоопределение в широкой сфере будущей профессиональной деятельности: направлена на выбор профиля и конкретного места обучения или иных путей продолжения образования.

Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств.

Общение - обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Сотрудничество - стремление человека к согласованной, слаженной работе

с людьми. Готовность поддержать и оказать помощь им.

Коммуникативная сфера личности -  сообщение информации как передача интеллектуального содержания; ориентирована на совместное постижение предмета

  • формирование новых приемов и способов общения и поведения. Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Коммуникативная компетентность - соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность. 

Эмпатия - переживание чувств, мыслей или установок другого человека.

  • качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Рефлексия - процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план

8 класс

Тема занятий

1 год обучения

всего

из них

теория

практика

1

Группа предметов: «Математика», «Информатика» и «ИКТ»

2

20.01

27.01

1

1

2

Группа предметов: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература»

2

03.02

10.02

1

1

3

Группа предметов: «История», «Обществознание», «Мировая художественная культура»

2

17.02

25.02

1

1

4

Группа предметов: «Физика»

2

02.03

10.03

1

1

5

Группа предметов: «Химия»

2

16.03

01.04

1

1

6

Группа предметов: «Биология»

2

06.04

13.04

1

1

7

Группа предметов: «География»

2

20.04

27.04

1

1

8

Группа предметов: «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура»

2

04.05

18.05

1

1

9

Подведение итогов. Ваш профиль обучения

1

25.05

-

1

Итого

17

8

9

Учебно-тематический план

9 класс

Тема занятий

1 год обучения

всего

из них

теория

практика

1

Информационно-технологический, математический профиль

2

1

1

2

Инженерно-технический (физико-технический) профиль

2

1

1

3

Финансово-экономический профиль

2

1

1

4

Естественно-научный профиль

2

1

1

5

Производственно-технологический профиль

2

1

1

6

Социально-гуманитарный профиль

2

1

1

7

Творческий профиль

2

1

1

8

Военно-спортивный профиль

2

1

1

9

Возможности профессионального образования

1

-

1

Итого

17

8

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. класс

Группа предметов: «Математика», «Информатика» и «ИКТ»

 «Узнаю»

Обучающиеся узнают о предмете, о способностях, которые развивают учебные предметы и для каких профилей необходимы  «Математика», «Информатика» и «ИКТ».

«Проверяю»

Обучающиеся выполняют тест «Способности к математике и информационно-коммуникационным технологиям».

«Применяю»

Обучающиеся выполняют Упражнения в тетради и принимают участие в онлайн-контрольных.

Группа предметов: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература»

«Узнаю»

Обучающиеся узнают о предмете, о способностях, которые развивают учебные предметы и для каких профилей необходимы  «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература».

«Проверяю»

Обучающиеся выполняют тест «Способности к русскому и иностранным языкам, литературе».

«Применяю»

Обучающиеся выполняют Упражнения в тетради и принимают участие в проекте «Первый образовательный».

Группа предметов: «История», «обществознание», «Мировая художественная культура»

«Узнаю»

Обучающиеся узнают о предмете, о способностях, которые развивают учебные предметы и для каких профилей необходимы  «История», «обществознание», «Мировая художественная культура».

«Проверяю»

Обучающиеся выполняют тест «Способности к истории».

«Применяю»

Обучающиеся выполняют Упражнения в тетради и участвуют в реализации проекта (презентация или стенгазета).

Группа предметов: «Физика»

«Узнаю»

Обучающиеся узнают о предмете, о способностях, которые развивают учебные предметы и для каких профилей необходимы  «Физика» .

«Проверяю»

Обучающиеся выполняют тест «Способности к физике».

«Применяю»

Обучающиеся выполняют Упражнения в тетради и принимают участие в создании ролика, демонстрирующий принцип физического явления.

Группа предметов: «Физика»

«Узнаю»

Обучающиеся узнают о предмете, о способностях, которые развивают учебные предметы и для каких профилей необходимы  «Химия» .

«Проверяю»

Обучающиеся выполняют тест «Способности к химии».

«Применяю»

Обучающиеся выполняют Упражнения в тетради и знакомятся с YouTube-каналом проекта «Простая наука».

Группа предметов: «Биология»

«Узнаю»

Обучающиеся узнают о предмете, о способностях, которые развивают учебные предметы и для каких профилей необходимы  «Биология» .

«Проверяю»

Обучающиеся выполняют тест «Способности к биологии».

«Применяю»

Обучающиеся выполняют Упражнения в тетради и знакомятся с образовательным проектом InternetUrok.ru

Группа предметов: «География»

«Узнаю»

Обучающиеся узнают о предмете, о способностях, которые развивают учебные предметы и для каких профилей необходимы  «География» .

«Проверяю»

Обучающиеся выполняют тест «Способности к географии».

«Применяю»

Обучающиеся выполняют Упражнения в тетради и узнают о различных функциях и сервисах Гугл-карт.

Группа предметов: «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура»

«Узнаю»

Обучающиеся узнают о предмете, о способностях, которые развивают учебные предметы и для каких профилей необходимы  «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура».

«Проверяю»

Обучающиеся выполняют тест «Способности к физической культуре, спорту и основам безопасности жизнедеятельности».

«Применяю»

Обучающиеся выполняют Упражнения в тетради и изучают нормативы, которые рекомендованы   для 4 ступени.

Подведение итогов. Ваш профиль обучения

Обучающиеся заполняют информацию о своих способностях:

Заполняют таблицы. Наносят на круговую таблицу точки и соединяют линиями. Создают профиль обучения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс

Информационно-технологический, математический профиль

Обучающиеся узнают о группах профессий данного профиля.

«Хочу»  

Обучающиеся выполняют тест «Склонности к информационно-технологическому, математическому профилю».

 «Могу»  

Обучающиеся выполняют тест «Способности к информационно-технологическому, математическому профилю». Выполняют практикум и задания в тетради.

«Надо»

Изучают профиль на рынке труда.

Инженерно-технический (физико-технический) профиль

Обучающиеся узнают о видах профессий данного профиля.

«Хочу»  

Обучающиеся выполняют тест «Склонности к инженерно-техническому профилю»

 «Могу»  

Обучающиеся выполняют тест «Способности к инженерно-техническому профилю». Выполняют практикум и задания в тетради.

«Надо»

Изучают профиль на рынке труда.

Финансово-экономический профиль

Обучающиеся узнают о группах профессий данного профиля.

«Хочу»  

Обучающиеся выполняют тест «Склонности к финансово-экономическому  профилю»

 «Могу»  

Обучающиеся выполняют тест «Способности к финансово-экономическому  профилю». Выполняют практикум и задания в тетради.

«Надо»

Изучают профиль на рынке труда.

Естественно-научный профиль

Обучающиеся узнают о видах профессий данного профиля.

«Хочу»  

Обучающиеся выполняют тест «Склонности к естественно-научному профилю»

 «Могу»  

Обучающиеся выполняют тест «Способности к естественно-научному профилю». Выполняют практикум и задания в тетради.

«Надо»

Изучают профиль на рынке труда.

Производственно-технологический профиль

Обучающиеся узнают о типах профессий данного профиля.

«Хочу»  

Обучающиеся выполняют тест «Склонности к производственно-технологическому  профилю».

 «Могу»  

Обучающиеся выполняют тест «Способности к производственно-технологическому  профилю». Выполняют практикум и задания в тетради.

«Надо»

Изучают профиль на рынке труда.

Социально-гуманитарный профиль

Обучающиеся узнают о группах профессий данного профиля.

«Хочу»  

Обучающиеся выполняют тест «Склонности к социально-гуманитарному профилю»

 «Могу»  

Обучающиеся выполняют тест «Способности к социально-гуманитарному профилю». Выполняют практикум и задания в тетради.

«Надо»

Изучают профиль на рынке труда.

Творческий профиль

Обучающиеся узнают о группах профессий данного профиля.

«Хочу»  

Обучающиеся выполняют тест «Склонности к творческому профилю»

 «Могу»  

Обучающиеся выполняют тест «Способности к творческому профилю». Выполняют практикум и задания в тетради.

«Надо»

Изучают профиль на рынке труда.

Военно-спортивный профиль

Обучающиеся узнают о типах профессий данного профиля.

«Хочу»  

Обучающиеся выполняют тест «Склонности к военно-спортивному профилю»

 «Могу»  

Обучающиеся выполняют тест «Способности к военно-спортивному профилю». Выполняют практикум и задания в тетради.

«Надо»

Изучают профиль на рынке труда.

Возможности профессионального образования

Обучающиеся изучают возможности обучения в колледжах или ВУЗах.

Подведение итогов. Ваша «Формула профессии».  Заполняют информацию о своем профиле обучения. Заполняют таблицы. Наносят на круговую таблицу точки и соединяют линиями.

Методическое обеспечение

       Дополнительная общеобразовательная программа разработана на основе программы курса «Профориентация» для учащихся 8–9 классов. Составители: Т.Л. Яковишина, науч. сотрудник НМЦ ИРО ГОУ ДПО «ИРОиПК»; Т.С. Левченко, педагог-психолог первой квалиф. категории МОУ «Тираспольская средняя школа №9».……..

        Программа ориентирована на детей  от 14 до 15 лет. Принимаются все желающие без  конкурсов и отборов. Группы формируются из  обучающихся отдельно 8, 9 классов от 10 до 25 человек.  Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность занятия 40 минут.          

Используются разнообразные формы организации занятий: индивидуальные и групповые беседы, тестирование, ролевые игры, деловые и настольные игры.

Ресурсное обеспечение программы

Для эффективного обеспечения организации профориентационной работы в школе используются материально-технические, финансово-экономические, нормативно-правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, информационные ресурсы с целью аккумулирования потенциала внешней среды и собственно системы профориентации, рассчитанного на непосредственную деятельность и длительную перспективу развития системы профориентации в школе.

  1. Материально-технические ресурсы: знакомство с дистанционными профориентационными технологиями с целью расширения форм допрофессиональной подготовки обучающихся, апробирование дистанционных профориентационными технологий.
  2. Организационно-управленческие: изучение современных управленческих технологий в образовательной сфере по профориентации, разработка диагностических материалов для мониторинга качества профориентационной подготовки обучающихся.
  3. Информационные ресурсы: изучение современных методов и приемов использования ИКТ в процессе профориентационной работы, изучение профориентационной литературы для обеспечения свободного доступа обучающихся к информационным ресурсам (электронный вид).
  4. Программно-методические: изучение программ тестирования/анкетирования для различных возрастных категорий, знакомство с технологиями проведения профдиагностики с обучающимися посредством использования сети Интернета, выявление, изучение инновационных методов и средств профориентации.
  5. Кадровые: изучение мотивационных стимулов для привлечения педагогов к активному участию в профориентационной работе с обучающимися.

Мониторинг осуществляется с помощью следующих методов: 

  • Опрос – прогноз выпускников 8,9 классов на дальнейшее обучение и трудоустройство.
  • Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.
  • Тестирование через сайт «Zасобой» «Всероссийская профдиагностика - 2019» (Всероссийский тест по профориентации).

Ожидаемые результаты и способы их проверки

               Реализация  программы профориентационной работы  «Моя будущая профессия»:

  • конкретизирует цели профориентационной работы;
  • содействует социализации обучающихся;
  • позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
  • создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;
  • повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие обучающихся;
  • даст подростку возможность деятельностного ознакомления с миром профессий;
  • позволит создать условия для преемственности поколений.

          Выполнение программы «Моя будущая профессия» приведёт к  совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у подростков способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.  

Выполнение данной программы «Моя будущая профессия» позволит обучающимся:

  1. Сделать выбор  элективных курсов, адекватных их интересов.
  2. выявить удовлетворение потребностей обучающихся в рамках того или иного профиля, курса дополнительной подготовки.
  3. Формирование личного профессионального плана  выпускника школы.

Литература для педагога

  1. Кудряшова Н.В., Полякова И.А., Быкова Л.В., Руппиева Е.О., Короваева Л.В., Палагин А.А. «Азбук профориентации XXI  века».
  2. Презентации для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации ХХI века»
  3. Видеопрофессиограммы. для занятий учебно-методического комплекса «Азбука профориентации ХХI века»

Литература для учащихся

  1. Тетрадь «Моя будущая профессия». Тесты по профессиональной ориентации школьников. Линия УМК: Профессиональная ориентация школьников Автор: Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л., Серебряков А. Г. и др.
  2. Энциклопедия для детей: Выбор профессии / Ред. Е. Ананьева; отв. ред.

В. Белоусова. — М.: Аванта, 2003.

Смета для реализации программы

Наименование

Кол-во

на 1 учащегося

Кол-во на группу

рабочая тетрадь ученика

1 шт.

24 шт.

шариковая ручка

1 шт

24 шт

простой карандаш

1 шт

24 шт

бумага А-4

1 пачка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»

рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий"

Программа  внеурочной деятельности  “Мир профессий ” по социальному направлению разработана для учащихся 8-9 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Внеурочная дея...

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Выбираем профессию"

Рабочая  программа Внеурочной деятельности 14-15 лет "Выбираем профессию"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровы...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий. Ищу дело своей жизни» ( 8, 9 класс)

Рабочая программавнеурочной деятельности«Мир профессий.  Ищу дело своей жизни»( 8, 9 класс)...

Пояснительная записка программы внеурочной деятельности "Атлас профессий"

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обос...