рабочая программа внеурочная деятельность 5 класс Введение в мир профессий
рабочая программа (5 класс) на тему
Пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематический план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочная деятельность 5 класс Введение в мир профессий | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №350
Невского района Санкт-Петербурга
«Согласована» «Принята» «Утверждаю»
Рук.МО ________________ Протокол педагогического совета Директор ГБОУ №350
________________________ № _______ от ____________ __________/ Д.С.Мельников
«____» _____________2018 г. Приказ № ____ от ____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Введение в мир профессий»
для 5А класса
на 2018 – 2019 уч год
Составитель:
Шевелева Марина Станиславовна
Срок реализации программы: 1 год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составленав соответствии с требованиями ФГОС ООО с учетом примерной основной программы
1. Цель
Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
2. Задачи (познавательные, воспиательные, развивающие)
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Курс «Введение в мир профессий» направлен на решение задач воспитания и социализации школьников:
В области формирования личной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»:
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В области формирования семейной культуры:
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
3. Результаты (личностные, предметные, метапредметные)
Личностные:
У обучающегося будут сформированы:
∙ положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
∙ осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь
людям, в том числе сверстникам;
∙ умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
У обучающегося могут быть сформированы:
∙ стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
∙ стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
∙ организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
∙ принимать(ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
∙ планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
∙ действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
∙ контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
∙ оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
∙ ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий;
∙ проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
∙ адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные:
Обучающийся научится:
∙ осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
∙ осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
∙понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
∙ применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
∙ наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
∙ использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
∙ осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
∙ обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
∙ дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
∙ осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
∙ осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
∙ аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач
общения;
∙ вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
∙ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
Обучающийся получит возможность научиться:
∙ оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
∙ планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
∙ проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
∙ уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела; участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на
заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные:
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Введение в мир профессий» обучающийся должен
Знать:
Основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; предприятия и учреждения населенного пункта, района; основные приемы выполнения учебных проектов.
Уметь:
Оперировать основными понятиями и категориями; рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
выполнять учебные проекты.
4. Формы проведения занятий
- экскурсии;
- чтение литературы;
- просмотр фильмов;
- поисковая деятельность;
- исследовательская деятельность;
- беседы с представителями различных профессий;
- ролевые игры;
- дидактические игры;
- работа с семьей;
- праздники;
- изобразительная деятельность;
- создание книг-самоделок.
5. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Программа
На реализацию курса «Введение в мир профессий» в 5А классе отводится 34 ч в год (1 час в неделю).
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | Введение | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде». Презентация. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. |
2 | Профессии «Человек - человек» | 7 | Экскурсия в школьную библиотеку. Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке». Конкурс загадок на тему «Школа» . Беседа о любимых воспитателях, выявление главных их качеств. За что можно не любить воспитателя, учителя, человека. От каких качеств надо избавляться с детства. Знакомство с профессией врача. Беседа со школьным врачом. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация «Халат врача, аптечка». Беседы с представителями профессий. Экскурсия на почту. Знакомство с профессией продавца |
3 | Профессии «Человек -художественный образ» | 6 | Знакомство с профессией архитектора, скульптора, строителя. Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание». Знакомство с профессией пекаря. Экскурсия на пекарню. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Познавательная игра «Русская хозяюшка». Урок-аукцион «Скатерть самобранка». Беседы с представителями профессий. |
4 | Профессии «Человек - техника» | 7 | Знакомство с профессией водителя. Устные рассказы детей об известных им машинах. Маршрутная карта водителя. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Знакомство с профессиями пожарного, пилота, машиниста. Беседы с представителями профессий |
5 | Профессии «Человек – знаковая система» | 5 | Знакомство с профессиями бухгалтера, программиста, картографа. Беседы с представителями профессий. Чтение карт, защита работ |
6 | Профессии «Человек - природа» | 6 | Знакомство с профессиями цветовода, агронома, селекционера –овощевода, лесничего, егеря. Беседы с представителями профессий. Уход за комнатными растениями. |
7 | Заключение | 2 | Защита мини-проектов «Профессии моих родителей». |
III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Введение (1 час) | ||
Путешествие в мир профессий | 1 | беседа |
Профессия «Человек – человек» (7 часов) | ||
Профессия «библиотекарь» | 1 | экскурсия в школьную библиотеку |
Профессия «врач» | 1 | беседа со школьным врачом |
Презентация «Халат врача, аптечка» | 1 | защита презентации |
Профессия «почтальон» | 1 | экскурсия на почту |
Профессия «продавец» | 1 | презентация |
Профессия «учитель» | 1 | Защита презентации |
Диетолог. Формирование здорового образа жизни | 1 | мини проект |
Профессия «Человек – художественный образ» (6 часов) | ||
Что такое архитектура? | 1 | просмотр фильма |
Профессия «строитель» | 1 | встреча со строителем |
Знакомство со зданиями района. | 1 | экскурсия |
Нарисуй дом будущего. Выставка рисунков | 1 | защита рисунков |
Профессия «скульптор» | 1 | лепка из пластилина, защита работ |
Профессия «пекарь» | 1 | экскурсия |
Профессия «Человек – техника» (7 часов) | ||
Профессия «водитель» | 1 | встреча с водителем |
Мини проект «Типы машин» | 1 | викторина |
Профессия «пожарный» | 1 | экскурсия в пожарную часть |
Игра «Вызов пожарной команды по телефону» | 1 | игра |
Пилот – самый главный в самолете | 1 | встреча с пилотом |
Проект - игра «Лоции на карте» | 1 | проект - игра |
Профессия «машинист» | 1 | встреча с машинистом |
Профессия «Человек – знаковая система» (5 часов) | ||
Чем занимается бухгалтер? | 1 | встреча с бухгалтером |
Профессия «программист» | 1 | умение работать на компьютере |
Создание компьютерного рисунка | 1 | защита работы |
Картограф | 1 | просмотр фильма |
Работа по изучению и составлению топографических карт | 1 | чтение карт |
Профессия «Человек – природа» (6 часов) | ||
Чем занимается человек по профессии «агроном» | 1 | мини проект |
Цветовод | 1 | мини книжка |
Посадка комнатных растений | 1 | практическая работа |
Кто бережёт наш лес? | 1 | оформление альбома «Берегите лес от пожара!» |
Профессии «лесничий, егерь» | 1 | встреча с егерем |
Селекционер - овощевод | 1 | селекционером - овощеводом |
Заключение (2 часа) | ||
Профессии наших родителей | 1 | рассказы родителей |
Подготовка и проведение праздника «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | представление выбранной профессии на празднике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"
Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"
Курс «Азбука профессий» реализует познавательное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "Азбука профессий"
Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасн...
рабочая программа внеурочной деятельности "Мой выбор профессии"
Рабочая программа рассчитана на 34 часов. Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку экспертной группы, соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС, заняла 2 место в XIII Международном педаг...
Рабочая программа Внеурочной деятельности "Выбираем профессию"
Рабочая программа Внеурочной деятельности 14-15 лет "Выбираем профессию"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...
рабочая программа внеурочной деятельности "Дорога в страну профессий
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Дорога в страну профессий» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственно...