Сценка по повести ненецкой писательницы А.П.Неркаги "Анико из рода НОГО"
методическая разработка (8 класс)
Сценка составлена по повести ненецкой писательницы Анны Павловны Неркаги. Анна Павловна ненецкая писательница - человек большого таланта и открытой души. Она написала самые оригинальные по содержанию книги. Повесть "Анико из рода Ного" написана в 1974 году и сразу поразила читателей жизненной правдой о своём народе. Повесть начинается с остросюжетного момента: мать и младшую сестру Анико загрыз волк. Отец Анико Соберуй отправляет письмо дочери с сообщением о смерти матери, но дочь получает письмо с большим опозданием. . .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priezd_aniko_v_rodnye_kraya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург
Зинченко Галина Ачувна
учитель родного (ненецкого) языка и литературы
Анна Павловна Неркаги ненецкая писательница - человек большого таланта и открытой души. Она написала самые оригинальные на Севере книги, а теперь посвятила себя детям своего народа – открыла школу для ненецких ребятишек прямо в тундре и учит их не забывать родной язык и родную культуру. Повесть «Анико из рода Ного» написана в 1976 году и сразу поразила читателей жизненной правдой, о своем народе. Повесть начинается с того, что мать и маленькую сестру ненецкой девушки Анико, которая учится в городе, загрыз волк. Отец Анико, Соберуй, посылает дочери в город письмо с сообщением о смерти матери, но она получает письмо с большим опозданием. Анико летит на вертолете в родное стойбище, встречается с отцом. Но Анико уже другая, жизнь в городе изменила ее, на многое в обычаях сородичей она уже смотрит другими глазами.
Сценка по повести ненецкой писательницы А.П.Неркаги «Анико из рода Ного».
Возвращение Анико в родные края.
(Отец идет навстречу. Целует дочь. Анико отворачивается, выхватывает из кармана платок, вытирает щёку. Анико подходит к оленям.)
Соберуй: Это, дочка, мамины олени. Почти всех она воспитала сама. А теперь они твои. Нарту тебе сделал Пасса. Передовым у тебя будет Тэмуйко. Если он в упряжке - ты можешь спать в дороге.
(Подходит мать Пассы. Протягивает ягушку.)
Жена Пассы: Носи дочка. Никогда не замерзнешь. Можешь в ней спать на снегу, как куропатка.
( Принимает ягушку и кладет на нарту.)
Мать Алешки: И я тебе приготовила подарок. Ноги твои будут в тепле, никогда не замерзнут. (Отдаёт кисы, и сумочку, которой все залюбовались).
Жена Пассы: Ой, какая красивая сумочка.
Мать Алешки: Сумочка - это сердце женщины, она должна быть красивой.
(Женщины заняты своими делами. Анико села на нарту, задумалась и не заметила, как подошел Алешка.)
Алешка: Ты меня не узнаешь?
Анико: Нет. Лицо вроде знакомое, но не помню.
Алешка: Алешка я, Лаптандер. В Белоярске в интернате вместе жили. Ты тогда меньше была, а сейчас…
Анико: Да, сейчас совсем не та. Скажи, что мне делать с этим богатством?
Алеша: Это твоё дело.
Анико: А если я отца с собой возьму?
Алеша: Ну, это совсем смех. Всю тундру рассмешишь. Твой отец все равно, что олень, в стайку не загонишь.
Анико: Почему?
Алеша: Будто сама не знаешь. Грамотная ведь.
Анико: И грамотные часто не все понимают.
Алеша: Он всю жизнь прожил в тундре. Без чума, оленей жить не сможет.
Анико: Но ведь привыкла я к городу.
Алеша: Да слишком. Тебя, как и других наших парней и девушек, испортил интернат.
Анико: Ты, что против образования?
Алеша: Почему против? Просто многие грамоте толком не научились, и ремесло своих отцов позабыли. Вот и получается из вас не тундровые жители, не городские, смесь какая-то.
Анико: А если человек хочет по - настоящему учиться.
Алеша: Тундра будет всегда, значит, кто-то должен ухаживать за оленями, ловить песцов, рыбачить. Ну, ладно об этом. Что ты собираешься делать?
(Анико пожала плечами, отвернулась)
Анико: Я не знаю, Алеша. Отца не могу обидеть, но и остаться жить, как вы не могу. Но как … как бросить всё: институт, театр, кино, танцы. Как забыть шумные улицы города? Отдать себя мерзлой тишине, затеряться в белом просторе снегов, надеть ягушку, жить при керосиновой лампе и … состариться.
Алеша. А отец? А род? Забываешь, что ты единственная из рода Ного? Сможешь ли ты продолжить его, не потерять честь Ного? Ведь отцу будет тяжело умирать. Зная, что вместе с ним уйдет и его род.
(Анико услышала голос, спокойный и доверчивый, будто отец говорил с самым близким человеком.)
Соберуй: Буро, мы опять останемся одни. Мы будем жить тихо, никому не будем мешать. Ты знаешь, я шить научился. Сам себе кисы и малицу буду чинить. А ты хорошо следи за оленями, чтоб на нас никто плохо не смотрел и не думал, что Себеруй с Буро не работают.
Анико: Папа! Не говори так, не говори с собакой. Посмотри на меня. Я вернусь, папа, а пока отпусти меня. Не могу остаться.
Соберуй: Иди. Дочь, но будь хорошим человеком. Подожди меня тут.
(Вернувшись, положил на нарту что-то завернутое в красную тряпку. Он развернул тряпку, опустился на колени долго стоял, нагнув голову. Потом поднялся и позвал к себе дочь.)
Соберуй: Встань на колени. Ты осталась одна из рода Ного. Смотри. Это его хозяин. Помни, он всегда должен жить. Неважно где: в чуме или деревянном доме, но жить. Не идола передаю тебе, а право, святой долг жить на родной земле и быть человеком.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург
Зинченко Галина Ачувна
учитель родного (ненецкого) языка и литературы
Анна Павловна Неркаги ненэй ненэцие паднана. Пыда падвэда ӈока, тикы падвыда ненэцие " ила᾿ нямна ӈа".Теда᾿ пэртяда манзаяда саць ӈарка - Пэ" тер" нида ӈоб ныхыхына едэй илаӈгана иле тохоламбида. Нита илам᾿савумдамба , маянторта ӈацекы е"эмня школам᾿ нэсь, тикы школада выӈгана ӈа.Тарем᾿ ӈоб᾿ныхыхына, нидо᾿ пармець иленя ӈацекы илаӈгандо᾿ маямби.
1976 похона «Урал» журналхана «Ӈанико Нохой᾿» повестьда ӈадимясь тикы падвэмда толавы" нида маидаць – падвэда ненэй ненэцие" ила" нямна ӈа.Тикы повестьда ила᾿ хари тохоламба табеку.Пыда харта иланда нямна падвэда.Ӈарка маркана тохолкованда мальӈгана небямда, ӈолькоця папамда сармик маедавэюда᾿.Соберуй нисяда не нюхунда падарм᾿ ӈэдаравы. Тикы падар" пон мимы. Ӈамгэ пиркана Анико ӈэсын᾿ то. Пыда таняна иле нида пирас.
Анико ӈэсын това.
( Нисяда неранда няд маймба миӈа. Не нюмда нюте. Анико маханя паӈгамзь, сепанда᾿ мюд ӈокамзь ӈэкалӈа, паромбари падумда тэӈа.Ты" няю хая.)
Соберуй: Недата, тикыд небянд ты".Пыда харта вадавыда. Теда пыдар тыд".Хандамд Пасса ирир сертась.Нензаминдяр Тэмуйко ӈэӈгу.Тэмуйко ӈули тэмг.
( Пассы пухуця то, паным᾿ та)
Пассы пухуця:Недата панэр мэт. Панэмд мэць сыра нина хонёбт, сяхарт нин ханимд.
( Анико панэмда хан ни мэда)
Алёша небя: Мань ӈод᾿ пыдар нянд мядонсэйдамт ӈанедадамзь.Ӈэд етри ибета, сяхарт ни ханимд.
(Пива, туцям᾿ нянда вэӈгала)
Пассы пухуця: Мадэй, мадэй хад туця᾿сомбой. Туця᾿ не сей ӈэнив, ханя сава ӈа
( Анико хан᾿ ни ӈамды, ида ядэлы, Алеша товам᾿ невэда хамеда)
Алёша: Сими нин тумд?
Анико: Яӈго. Сят теневана толхав, ивхалць ямав.
Алеша: Мань Лаптандер Алешкадм. Белоярск хардахана интернатхана ӈобкана илевате.Тамальӈгана пыдар ӈолькоцянась, тедав…
Анико: Теда тамальӈгэдм᾿ вунидм ӈа. Теда тюку ханя ханаӈгун?
Алеша: Харт серл.
Анико: Екар нисями нянани ханаӈгув?
Алеша: Ненэця" ни писянд. Нисяр ты тотрев хэвня ни хант.
Анико:Хама?
Алеша:Харт ехэранадарев.Падарм᾿ теневаранё
Анико: Падарм᾿ теневана ӈод хусувэй ӈамгэрим᾿вуни тасламбю.
Алёша:Нисяр илеванда ямбан выӈгана илена ненэць.Тэсипой, ненэй мясипой ханзер иле пиртада?
Анико:Мань маркана иле пирӈавню
Алёша: Ӈа-а тарси тоховэн. Пыдар сит , ӈани нина" тотрев луца ил᾿ вомдавыда
Анико: Пыдар ӈамгэ тохолкова сер" нямна ир" вэва?
Алёша:Тари ӈока хэвдо᾿ сомбовна ни толку", нисянандо᾿ сер" тарси юрыдо᾿.
Анико:Харвабт᾿ ненэць᾿ ненэйвана тохолко харванакы.
Алёша: Выӈгана хибяхав илебта таранив.Ты" пэраць", хане", ёраць". Тикав хадри ӈэя. Пыдар теда ханзер ӈэвтан?
(Анико мацьда парпа, хэвня сылы)
Анико: Алёшов, ехэрадм᾿ ханзер сава ӈэдакы. Нисяни им᾿ вомда нидм᾿ харварка,тюкона ӈод" иле мань ямӈгув. Ханзер хаеӈгун: - институтм᾿, театрм᾿, кином᾿.Марнасавэй марм᾿ ханзер юрӈгун? Ханзер пыхыдами ханюй, сыӈгосяда ян᾿ митав, паным᾿серӈгудм᾿, керосиновой лампахана илеӈгудм? Тарем иленахани пухумдадм, няна явлынё.
Алёша: Нисяр? Тэнзар? Пыдар теневан, Нохо тэнзкад ӈопойӈэ хаин .Тэнзар тикахад яӈгумда. Нисянд илм᾿ нерде минренаӈэ пыдар нинӈа?
( Анико нисянда вабцм᾿ намда)
Соберуй: Буро, теда ӈани харни хаёдани. Янамбовна илеени᾿, хибяхартм᾿ нидини᾿ яебтамбю᾿.Теневан, мань сэдора тухудамзь.Мальцяни, пивини си харни сэда пиръян. Пыдар тыд" сомбовна маниен᾿, пуна ненэця" нева е"эмня ман᾿ Соберуйха, Бурохо нихи манзара.
Анико: Ӈаця! Тарем нён᾿ лахана, вэнекохонанд нён᾿ лаханакур.Няни сыр.Ӈацёв, мань тутадм᾿, тедари сими ӈэдара.
Соберуй:Хань.Недата, ӈод сава ненэцян᾿ ӈа. Сими тюкона ӈатенахаркар.
( Няръяна тохокоця᾿ мю пэбдавы ӈамгэрим᾿хан ᾿ни мэ.Тохокоцям᾿сибтада, пулытыта᾿ ни нулкая, ӈэвамда тыси пырыла. Пуна нулй, не нюмда хаӈа.)
Соберуй: Пулыт᾿ ни нулад. Пыдар ӈопойӈэ Нохо еркарахад хаин.Сыр.Тикор пыда ервада.Тенед, пыда етри илебта тара.Ханярихина илея:ненэй мякна, харад мякна, пили илебта тара, инзелен. Сядэйм᾿ нянд нидм тамбю, харт янд᾿ ниня савана илеванд е"эмня серт᾿ ӈэда серм᾿ тамбидм᾿.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Донгак Барыкаан- первая писательница Тувы (материал на тувинском языке)
В данном материале рассмотрена о жизни тувинской женщины, о истории письменности в ТАР, как Донгак Барыкаан начала писать стихи....
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.
Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью....
"Зачем я жил? Для какой цели я родился" (повесть "Фаталист")
(повесть "Фаталист")Маранцман В.Г...
методическая разработка урока физкультуры "Опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги и ноги врозь."
Развитие двигательных способностей, приобретение умений и навыков.Основные правила развития физических качествПредметные результаты (образовательные задачи):1.Закрепить выполнение опорного прыжка2.Укр...
Акция воспитанников старшей группы "Фантазёры" с учителем родного (ненецкого) языка Рогалевой О.Г. "Поздравительная открытка к дню матери на родном (ненецком) языке".27.11.2019
Слово мама - особое слово. Оно рождается с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Мама - нет дороже слова, мама - это целый мир... Мама обучила нас всему: первому слову, первому шагу, пе...
Мастер-класс «Гимнастика вдвоем, или в ногу с мамой, в ногу с папой»
Мастер-класс «Гимнастика вдвоем, или в ногу с мамой, в ногу с папой»...