Сценка по повести ненецкой писательницы А.П.Неркаги "Анико из рода НОГО"
методическая разработка (8 класс)

Зинченко Галина Ачувна

Сценка составлена по повести ненецкой писательницы Анны Павловны Неркаги. Анна Павловна ненецкая писательница - человек большого таланта и открытой души. Она написала самые оригинальные по содержанию книги. Повесть "Анико из рода Ного" написана в 1974 году и сразу поразила читателей жизненной правдой о своём народе. Повесть начинается с остросюжетного момента: мать и младшую сестру Анико загрыз волк. Отец Анико Соберуй отправляет письмо дочери с сообщением о смерти матери, но дочь получает письмо с большим опозданием. . .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priezd_aniko_v_rodnye_kraya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

Зинченко Галина Ачувна

учитель родного (ненецкого) языка и литературы

          Анна Павловна Неркаги ненецкая писательница - человек большого таланта и открытой души. Она написала самые оригинальные на Севере книги, а теперь посвятила себя детям своего народа – открыла школу для ненецких ребятишек прямо в тундре и учит их не забывать родной язык и родную культуру. Повесть «Анико из рода Ного» написана в 1976 году и сразу поразила читателей жизненной правдой, о своем народе. Повесть начинается с того, что мать и маленькую сестру ненецкой девушки Анико, которая учится в городе, загрыз волк. Отец Анико, Соберуй, посылает дочери в город письмо с сообщением о смерти матери, но она получает письмо с большим опозданием. Анико летит на вертолете в родное стойбище, встречается с отцом. Но Анико уже другая, жизнь в городе изменила ее, на многое в обычаях сородичей она уже смотрит другими глазами.

Сценка по повести ненецкой писательницы А.П.Неркаги «Анико из рода Ного».

Возвращение Анико в родные края.

(Отец идет навстречу. Целует дочь. Анико отворачивается, выхватывает из кармана платок, вытирает щёку. Анико подходит к оленям.)

Соберуй: Это, дочка, мамины олени. Почти всех она воспитала сама. А теперь они твои. Нарту тебе сделал Пасса. Передовым у тебя будет Тэмуйко. Если он в упряжке - ты можешь спать в дороге.

(Подходит мать Пассы. Протягивает ягушку.)

Жена Пассы: Носи дочка. Никогда не замерзнешь. Можешь в ней спать на снегу, как куропатка.

( Принимает ягушку и кладет на нарту.)

Мать Алешки: И я тебе приготовила подарок. Ноги твои будут в тепле, никогда не замерзнут. (Отдаёт кисы, и сумочку, которой все залюбовались).

 Жена Пассы: Ой, какая красивая сумочка. 

Мать Алешки: Сумочка - это сердце женщины, она должна быть красивой.

(Женщины заняты своими делами. Анико села на нарту, задумалась и не заметила, как подошел Алешка.)

Алешка: Ты меня не узнаешь?

Анико: Нет. Лицо вроде знакомое, но не помню.

Алешка: Алешка я, Лаптандер. В Белоярске в интернате вместе жили. Ты тогда меньше была, а сейчас…

Анико: Да, сейчас совсем не та. Скажи, что мне делать с этим богатством?

Алеша: Это твоё дело.

Анико: А если я отца с собой возьму?

Алеша: Ну, это совсем смех. Всю тундру рассмешишь. Твой отец все равно, что олень, в стайку не загонишь.

Анико: Почему?

Алеша: Будто сама не знаешь. Грамотная ведь.

Анико: И грамотные часто не все понимают.

Алеша: Он всю жизнь прожил в тундре. Без чума, оленей жить не сможет.

Анико: Но ведь привыкла я к городу.

Алеша: Да слишком. Тебя, как и других наших парней и девушек, испортил интернат.

Анико: Ты, что против образования?

Алеша:  Почему против? Просто многие грамоте толком не научились, и ремесло своих отцов позабыли. Вот и получается из вас не тундровые жители, не городские, смесь какая-то.

Анико: А если человек хочет по - настоящему учиться.

Алеша: Тундра будет всегда, значит, кто-то должен ухаживать за оленями, ловить песцов, рыбачить. Ну, ладно об этом. Что ты собираешься делать?

 

(Анико пожала плечами, отвернулась)

Анико: Я не знаю, Алеша. Отца не могу обидеть, но и остаться жить, как вы не могу. Но как … как бросить всё: институт, театр, кино, танцы. Как забыть шумные улицы города? Отдать себя мерзлой тишине, затеряться в белом просторе снегов, надеть ягушку, жить при керосиновой лампе и … состариться.

Алеша. А отец? А род? Забываешь, что ты единственная из рода Ного? Сможешь ли ты продолжить его, не потерять честь Ного? Ведь отцу будет тяжело умирать. Зная, что вместе с ним уйдет и его род.

(Анико услышала голос, спокойный и доверчивый,  будто отец говорил с самым близким человеком.)

Соберуй: Буро, мы опять останемся одни. Мы будем жить тихо, никому не будем мешать. Ты знаешь, я шить научился. Сам себе кисы и малицу буду чинить. А ты хорошо следи за оленями, чтоб на нас никто плохо не смотрел и не думал, что Себеруй с Буро не работают.

Анико: Папа! Не говори так, не говори с собакой. Посмотри на меня. Я вернусь, папа, а пока отпусти меня. Не могу остаться.

Соберуй: Иди. Дочь, но будь хорошим человеком. Подожди меня тут.

(Вернувшись, положил на нарту что-то завернутое в красную тряпку. Он развернул тряпку, опустился на колени долго стоял, нагнув голову. Потом поднялся и позвал к себе дочь.)

Соберуй: Встань на колени. Ты осталась одна из рода Ного. Смотри. Это его хозяин. Помни, он всегда должен жить. Неважно где: в чуме или деревянном доме, но жить. Не идола передаю тебе, а право, святой долг жить на родной земле и быть человеком.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с.Самбург

Зинченко Галина Ачувна

учитель родного (ненецкого) языка и литературы

          Анна Павловна Неркаги ненэй ненэцие паднана. Пыда падвэда ӈока, тикы падвыда ненэцие " ила᾿ нямна ӈа".Теда᾿ пэртяда манзаяда саць ӈарка - Пэ" тер" нида ӈоб ныхыхына едэй илаӈгана иле тохоламбида. Нита илам᾿савумдамба , маянторта ӈацекы е"эмня школам᾿ нэсь, тикы школада выӈгана ӈа.Тарем᾿ ӈоб᾿ныхыхына, нидо᾿ пармець иленя  ӈацекы илаӈгандо᾿ маямби.

        1976 похона «Урал» журналхана «Ӈанико Нохой᾿» повестьда ӈадимясь тикы падвэмда толавы" нида маидаць – падвэда ненэй ненэцие" ила" нямна ӈа.Тикы повестьда ила᾿ хари тохоламба табеку.Пыда харта иланда нямна падвэда.Ӈарка маркана тохолкованда мальӈгана небямда, ӈолькоця папамда сармик маедавэюда᾿.Соберуй нисяда не нюхунда падарм᾿ ӈэдаравы. Тикы падар" пон мимы. Ӈамгэ пиркана Анико ӈэсын᾿ то. Пыда таняна иле нида пирас.

Анико ӈэсын това.

( Нисяда неранда няд маймба миӈа. Не нюмда нюте. Анико маханя паӈгамзь, сепанда᾿ мюд ӈокамзь ӈэкалӈа, паромбари падумда тэӈа.Ты" няю хая.)

 Соберуй: Недата, тикыд небянд ты".Пыда харта вадавыда. Теда пыдар тыд".Хандамд Пасса ирир сертась.Нензаминдяр Тэмуйко ӈэӈгу.Тэмуйко ӈули тэмг.

( Пассы пухуця то, паным᾿ та)

Пассы пухуця:Недата панэр мэт. Панэмд мэць сыра нина хонёбт, сяхарт нин ханимд.

 

( Анико панэмда хан ни мэда)

Алёша небя: Мань ӈод᾿ пыдар нянд мядонсэйдамт ӈанедадамзь.Ӈэд етри ибета, сяхарт ни ханимд.

(Пива, туцям᾿ нянда вэӈгала)

Пассы пухуця: Мадэй, мадэй хад туця᾿сомбой. Туця᾿ не сей ӈэнив, ханя сава ӈа

( Анико хан᾿ ни ӈамды, ида ядэлы, Алеша товам᾿ невэда хамеда)

Алёша: Сими нин тумд?

Анико: Яӈго. Сят теневана толхав, ивхалць ямав.

Алеша: Мань Лаптандер Алешкадм. Белоярск хардахана интернатхана ӈобкана илевате.Тамальӈгана пыдар ӈолькоцянась, тедав…

Анико: Теда тамальӈгэдм᾿ вунидм ӈа. Теда тюку ханя ханаӈгун?

Алеша: Харт серл.

Анико: Екар нисями нянани ханаӈгув?

Алеша: Ненэця" ни писянд. Нисяр ты тотрев хэвня ни хант.

Анико:Хама?

Алеша:Харт ехэранадарев.Падарм᾿ теневаранё

Анико: Падарм᾿ теневана ӈод хусувэй ӈамгэрим᾿вуни тасламбю.

Алёша:Нисяр илеванда ямбан выӈгана илена ненэць.Тэсипой, ненэй мясипой ханзер иле пиртада?

Анико:Мань маркана иле пирӈавню

Алёша: Ӈа-а тарси тоховэн. Пыдар сит , ӈани нина" тотрев луца ил᾿ вомдавыда

Анико: Пыдар ӈамгэ тохолкова сер" нямна ир" вэва?

Алёша:Тари ӈока хэвдо᾿ сомбовна ни толку", нисянандо᾿ сер" тарси юрыдо᾿.

Анико:Харвабт᾿ ненэць᾿ ненэйвана тохолко харванакы.

Алёша: Выӈгана хибяхав илебта таранив.Ты" пэраць", хане", ёраць". Тикав хадри ӈэя. Пыдар теда ханзер ӈэвтан?

(Анико мацьда парпа, хэвня сылы)

Анико: Алёшов, ехэрадм᾿ ханзер сава ӈэдакы. Нисяни им᾿ вомда нидм᾿ харварка,тюкона ӈод" иле мань ямӈгув. Ханзер хаеӈгун: - институтм᾿, театрм᾿, кином᾿.Марнасавэй марм᾿ ханзер юрӈгун? Ханзер пыхыдами ханюй, сыӈгосяда ян᾿ митав, паным᾿серӈгудм᾿, керосиновой лампахана илеӈгудм? Тарем иленахани пухумдадм, няна явлынё.

Алёша: Нисяр? Тэнзар? Пыдар теневан, Нохо тэнзкад ӈопойӈэ хаин .Тэнзар тикахад яӈгумда. Нисянд илм᾿ нерде минренаӈэ пыдар нинӈа?

( Анико нисянда вабцм᾿ намда)

Соберуй: Буро, теда ӈани харни хаёдани. Янамбовна илеени᾿, хибяхартм᾿ нидини᾿ яебтамбю᾿.Теневан, мань сэдора тухудамзь.Мальцяни, пивини си харни сэда пиръян. Пыдар тыд" сомбовна маниен᾿, пуна ненэця" нева е"эмня ман᾿ Соберуйха, Бурохо нихи манзара.

Анико: Ӈаця! Тарем нён᾿ лахана, вэнекохонанд нён᾿ лаханакур.Няни сыр.Ӈацёв, мань тутадм᾿, тедари сими ӈэдара.

Соберуй:Хань.Недата, ӈод сава ненэцян᾿ ӈа. Сими тюкона ӈатенахаркар.

( Няръяна тохокоця᾿ мю пэбдавы ӈамгэрим᾿хан ᾿ни мэ.Тохокоцям᾿сибтада, пулытыта᾿ ни нулкая, ӈэвамда тыси пырыла. Пуна нулй, не нюмда хаӈа.)

Соберуй: Пулыт᾿ ни нулад. Пыдар ӈопойӈэ Нохо еркарахад хаин.Сыр.Тикор пыда ервада.Тенед, пыда етри илебта тара.Ханярихина илея:ненэй мякна, харад мякна, пили илебта тара, инзелен. Сядэйм᾿ нянд нидм тамбю, харт янд᾿ ниня савана илеванд е"эмня  серт᾿ ӈэда серм᾿ тамбидм᾿.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донгак Барыкаан- первая писательница Тувы (материал на тувинском языке)

В данном материале рассмотрена о жизни тувинской женщины, о истории письменности в ТАР, как Донгак Барыкаан начала писать стихи....

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью.

Конспект занятия на тему «Чум - жилище ненцев» по развитию ненецкой разговорной речи для детей, не владеющих ненецкой речью....

методическая разработка урока физкультуры "Опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги и ноги врозь."

Развитие двигательных способностей, приобретение умений и навыков.Основные правила развития физических качествПредметные результаты (образовательные задачи):1.Закрепить выполнение опорного прыжка2.Укр...

Акция воспитанников старшей группы "Фантазёры" с учителем родного (ненецкого) языка Рогалевой О.Г. "Поздравительная открытка к дню матери на родном (ненецком) языке".27.11.2019

Слово мама - особое слово. Оно рождается с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Мама - нет дороже слова, мама - это целый мир... Мама обучила нас всему: первому слову, первому шагу, пе...

Мастер-класс «Гимнастика вдвоем, или в ногу с мамой, в ногу с папой»

Мастер-класс «Гимнастика вдвоем, или в ногу с мамой, в ногу с папой»...