Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко».
Цели урока:
- расширить представления о мире сказок;
- показать способы построения сказки;
- совершенствовать навыки пересказа и диалога;
- знать жанровые особенности сказки;
- уметь охарактеризовать героев сказки;
- уметь отличать виды сказок;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- знание характера, повадок отдельных животных;
- развить чувственно-эмоциональное восприятие сказки;
- воспитывать наблюдательность;
- прививать любовь к своему родному краю;
- прививать толерантное отношение к соседям, товарищам, друзьям, родным и другим народностям, проживающим на земле.
Оборудование урока:
- выставка книг на данную тематику;
- выставка рисунков учащихся по ненецкой сказке «Лабтэйко»;
- маски животных для показа сказки, сундучок;
- видеопроектор; диск со сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nenecaya_skazka.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Архангельской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат имени А.П.Пырерки».
166000, Архангельская область,
Ненецкий Автономный округ,
г. Нарьян-Мар, ул. Студенческая 3.
Окружной конкурс разработок уроков/ внеклассных мероприятий на тему «Мой Ненецкий округ – многонациональный регион»
Номинация: Формирование чувства толерантности.
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Тема: Ненецкая сказка «Лабтэйко».
Участник: Ледкова Оксана Егоровна,
учитель русского языка и
литературы.
2011
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко».
Цели урока:
- расширить представления о мире сказок;
- показать способы построения сказки;
- совершенствовать навыки пересказа и диалога;
- знать жанровые особенности сказки;
- уметь охарактеризовать героев сказки;
- уметь отличать виды сказок;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- знание характера, повадок отдельных животных;
- развить чувственно-эмоциональное восприятие сказки;
- воспитывать наблюдательность;
- прививать любовь к своему родному краю;
- прививать толерантное отношение к соседям, товарищам, друзьям, родным и другим народностям, проживающим на земле.
Оборудование урока:
- выставка книг на данную тематику;
- выставка рисунков учащихся по ненецкой сказке «Лабтэйко»;
- маски животных для показа сказки, сундучок;
- видеопроектор; диск со сказкой.
Словарная работа: толерантность, глобальный, этнос, вадако, лаханако.
Приглашенные:
- ветеран округа, области и Российской Федерации, поэт, прозаик, сказитель, исполнитель ненецких песен сюдбабц и автор современных песен сё и хынабц Тайбарей Г.Г.
- библиотекарь ОГУ НЦБ им. А.И.Пичкова, актриса ненецкого самодеятельного театра «Илебц» Талеева Н.Н.
- Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- так говорит русская народная пословица. Россия никогда не была населена только русскими, потому что сами русские возникли на пересечении финно-угорских, балканских и кочевых евроазиатских племен. Все этнические народности сформировавшие русский этнос так и оставались жить бок о бок с ним. Поэтому терпимость к соседям, стремление понять их и боязнь обидеть были исконной чертой народов, населявших Русскую равнину.
Толерантность (от.лат. tolerantia – терпение) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность является признак культуры ума и выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям. Цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.
Этнос, -а, м. (спец.). Исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация.
Сказки создавались веками и аккумулировали мудрость и доброту сложивших их людей. То, что сказки разных, порой за многие тысячи километров друг то друга живущих народов часто рассказывают нам примерно одну и ту же историю, глубоко символично. Значит, нынешняя глобализация мира не первая.
Глобализация или глобальный, -ая, -ое; -лен, -льна. 1. пол.ф. Охватывающий весь земной шар. В глобальном масштабе. 2. перен. Полный, всеобъемлющий. Глобальное изучение. // сущ. Глобальность, -и, ж. (ко 2 значе.)
Когда-то давным-давно мир был единым, его населял один народ. Различные условия проживания и разные выпавшие на долю людей испытания постепенно сделали их непохожими. Тем интереснее они должны быть друг другу по прошествии времени. Наш Ненецкий автономный округ – многонациональный регион, в нем проживает более семидесяти народов России и ближнего зарубежья.
Учитель:
- Дайте определение сказки.
Дети: Сказка (от слов сказывать, молвить, рассказывать, повествовать) - произведение устного творчества о вымышленных героях и событиях.
Учитель:
- Когда возникли сказки? Как они сохранились в народе?
Дети: Сказки возникшие в глубокой древности, впитавшие в себя народную мудрость сказки передавались из поколения в поколение, совершенствуясь, в чём-то изменяясь, обогащаясь по содержанию и средствам словесного выражения.
Они отразили глубокую веру народа в победу добра над злом, любви и дружбы над враждой и коварством, трудолюбия и мастерства над ленью, праздностью, паразитизмом.
Учитель.- На какие три группы делятся сказки?
Дети: Все сказки могут быть разделены на три группы: сказки о животных, бытовые и волшебные.
Сказки о животных самые древние. В них действуют звери, наделенные чертами человеческих характеров: лиса – хитрая обманщица; волк – хищник; заяц – трусишка; кот – баловень, лакомка. Из сказки в сказку переходят их прозвища: «лиса – рыжая краса», Волк – волчище, серый хвостище», зайчонок – бегунок, по горам скок». | Герой бытовых сказок – люди различного общественного положения. Они изображаются в обыденной, повседневной жизни и оцениваются с позиций народных представлений о добре и зле. Простой крестьянин, солдат или крестьянская девушка оказывается умнее барина, купца, царских придворных и даже самого царя. Недостатки богатых и знатных людей: жадность, жестокость, трусость – высмеиваются и противопоставляются душевным качествам людей из народа: щедрости, доброте, храбрости, смекалке, находчивости. | В волшебных сказках преобладает фантастика, вымысел: невероятные события, неслыханные происшествия, небывалые приключения. Герои побеждают врагов, среди которых нередко оказывается Кащей, Змей, ведьма, вообще нечистая сила, спасают друзей, разыскивают и находят диковинные предметы, попадают в подземное царство, поднимаются выше туч, достают мертвую и живую воду, побеждают смерть. Им помогают ковры – самолеты, сапоги – скороходы, говорящие растения и животные. |
Учитель:
- Как начинаются сказки?
Дети: Как правило, сказка начинается с присказки, или с зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были (старик со старухой)», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве».
Учитель:
- Какими словами заканчиваются сказки?
Дети: Нередко сказка завершается устоявшейся концовкой: Стали жить-поживать и добра наживать», «Я там был, мед- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Между зачином и концовкой развертывается главные события сказки, завершающиеся обычно счастливым исходом – торжество справедливости и добра над силами зла и неправды.
Учитель. Для сказок характерно троекратное повторение событий. Вообще число «три» часто встречается в сказках: три брата, три сестры, три ночи или три дня и т.д.
Повествование ведется с помощью повторяющихся выражений – формул: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Долго ли коротко ли», «Пир на весь мир» - и устойчивых художественных определений: добрый молодец, чисто поле, серый волк, буйная головушка, зелено вино.
Как и в других произведениях устного народного творчества, в сказке имена существительные нередко употребляются с уменьшительными и ласкательными суффиксами: братец, Алёнушка, хозяюшка, доченька, солнышко.
Учитель:
- Как нужно сказывать народные сказки?
Дети: Сказки рассчитаны на медленное, напевное исполнение.
Учитель:
- У разных народов мира встречаются близкие по содержанию сказки: в этом выражается связи между людьми, общность их интересов в повседневной жизни. Сегодня на уроке поговорим о ненецкой сказке «Лабтэйко». Сюжет какой сказки напоминает «Лабтэйко»?
Дети: Сказка «Лабтэйко» - ненецкая, «Теремок» - русская.
Учитель:
- В ненецкой язык есть специальный термин – «вадако» - сказка. Термин «вадако» (дословно: словечко, вада- слово, ко – уменьшительный суффикс).
В восточных говорах лаханако – сказка, рассказ от глагола лаханакось – разговаривать.
- Кто являются главными героями сказки «Теремок»? К какой группе относится эта сказка?
Дети: Главными героями являются животные. Сказка о животных.
Учитель:
- Назовите героев в сказке «Теремок» и «Лабтэйко»?
Основными персонажами ненецких сказок о животных является лисица, медведь, росомаха, песец, домашний и дикий олень, куропатка, заяц, сова, волк, из домашних животных – собака. По ненецкой традиции медведь и волк считались священными животными. Медведь – Варк; париденяко – черненький, ирико – дедушка, хадако – бабушка, ервко – хозяин. Волк – Сармик; хибяхава – кто-то, тэва ямб – длиннохвостый, тэва ямб ирии – хвостатый старик, тэва ямб иленя – хвостатый зверь (его шкуру хранят в священной нарте)
По своей форме ненецкие сказки о животных представляют собой чаще всего диалог, небольшие по размерам рассказы, простые по композиции и языку.
II. Звуковое чтение сказки - Г.Г.Тайбарей на литературном ненецком языке (большеземельский говор).
Лабтэйко
Яв’вархана лабтэйко на. Яв’маравна писяко варна. Лабтэйком’ тоебта.
- Хибя лабтэйко’ мюня иле?
- Мань халякодм’. Пыдар нани’ хибян?
- Писякоцядм’.
- Нэё, нобкана илехэни’!
Хов”, ханяд нэбта нод” пиякор нявоты. Лабтэйкон’ тэвы”. Лабтэйкоам’ тоебта.
- Хибя лабтэйко’ мюня иле?
- Мань писякодм’. Пыдар нани хибян?
- Пиякоцядм’.
- Нэё, нобкана илехэва”!
Хов”, яв’маравна нохокоця пыяримда нодо”ла. Лабтэйкон’ тэвы”. Лабэйком’ тоебта.
- Хибя лабтэйко’ мюня иле?
- Мань пиякоцядм’. Пыдар нани’ хибян?
- Нохокоцядм’.
- Нэё, нобкана илехэва”?
Хов”, яв’маравна тёняко нихиры. Сянад хунад мимы нэб”нанда нэда таб”ла. Тосаркахава лабтэйкон’ тэвы”. Лабтэйком’ тоеба.
- Хибя лабтэйко’ мюня иле?
- Мань нохокоцядм’. Пыдар нани’ хибян?
- Тёнякоцядм’.
- Нэё, нобкана илехэва”!
Хов”, яв’маравна сармик халмарна. Сэврида ясида”. Миндаханда лаптэйкон’ тэвы”. Лабтэйком’ тюнарпадаханда намгэхэвам’ намда.
- Няна” наврадами хонарахадм’.
Лабтэйком’ тоебта.
- Хибя лабтэйко’ мюня иле?
- Мань тёнякоцядм’. Пыдар нани’ хибян?
- Сармикэцядм’. Си” еми лабтэйконд мю’ илеванзь нин нэдарангу”?
- Нэё, нобкана илехэва”!
Сармик лабтэйко’ мю’ тю”. Тю” махаданда нялида хорто”на.
Тарцям’ манэкава халякор ит’ лынгарэй”. Писякор я’ ванган’ сакада. Пиякор пя’ вано’ ныл’ вэхэда. Нохокор пэ’ ванган’ сакада. Ти, сармикар тёняком’ нёдалнада. Таняна хунанда тёнякор нод” ванготаханда сакада. Навранэ пэрмыда тенад’ хая”|
III. Презентация «Ученые – ненецеведы».
Зинаида Николаевна Куприянова
Наталья Митрофановна Терещенко
Антон Петрович Пырерка.
Мы благодарны исследователям – ненцеведам, что они сумели собрать по крупицам достояние устного народного творчества ненцев. Это лучшие представители русского народа. Они любили ненцев, ненецкий язык за мелодичность и образность, мечтали и знали, что ненецкий язык будет жить не только в быту, но и в литературе (научной и художественной).
III. Сценарий ненецкой сказки «Лабтэйко».
Действующие лица:
Вадаком’ минрена -автор – Софья Евсюгина
Халяко- рыбка – Боря Пырерка
Писяко- мышка – Степа Большаков
Пияко-горностай – Аркадий Галев
Нохоко-песец – Вова Семенов
Тёняко-лиса – Валера Иванов
Сармик-волк – Игорь Поносенко
Нобкана- хор - Костя Копытов
Словарная работа глагол в настоящем времени единственного числа
Мышка семенит- варна, юркнгула - сакада
Горностай бежит – нявоты, вэхэда – спрятался
Песец принюхивается – пыяримда нодо”ла, забежал - сакада
Лиса идет важно – нихиры, юркнула - сакада
Волк петляет – халмарна, гнался - нёдалнада
Рыбка нырнула – лынгарэй”
Действие происходит на берегу песчаной, каменистой, тундровой широкой реки.
Картина 1 По берегу реки семенит мышка.
Автор: «Яв’вархана лабтэйко на. Яв’маравна писяко варна».
Мышка: «Хибя лабтэйко’ мюня иле?»
Рыбка: «Мань халякодм’. Пыдар нани’ хибян?»
Мышка: «Писякоцядм’».
Хор: «Нэё, нобкана илехэни’!»
Картина 2 По берегу реки бежит горностай.
Автор: «Хов”, ханяд нэбта нод” пиякор нявоты».
Горностай: «Хибя лабтэйко’ мюня иле?»
Мышка: «Мань писякодм’. Пыдар нани’ хибян?»
Горностай: «Пиякоцядм’».
Хор: «Нэё, нобкана илехэва”».
Картина 3 По берегу реки, принюхиваясь, бежит песец.
Автор: «Хов”, яв’маравна нохокоця пыяримда нодо”ла».
Песец: «Хибя лабтэйко’ мюня иле?»
Горностай: «Мань пиякоцядм’. Пыдар нани’ хибян?»
Песец: «Нохокоцядм’».
Хор: «Нэё, нобкана илехэва”!»
Картина 4 По берегу реки, задрав голову, идет важно лиса.
Автор: «Хов’, яв’маравна тёняко нихиры».
Лиса: «Хибя лабтэйко’ мюня иле?»
Песец: «Мань нохокоцядм’. Пыдар нани’ хибян?»
Лиса: «Тёнякоцядм’».
Хор: «Нэё, нобкана илехэва”!»
Картина 5 По берегу реки, петляя, бежит волк.
Автор: «Хов”, яв’маравна сармик халмарна».
Волк: «Няна” наврадами хонарахадм’.
Хибя лабтэйко’ мюня иле?»
Лиса: «Мань тёнякоцядм’. Пыдар нани’ хибян?»
Волк: «Сармикэцядм’. Си”еми лабтэйконд мю’ илеванзь нин нэдарангу”?»
Хор: «Нэё, нобкана илехэва”!»
Автор: «Сармик лабтэйко’ мю’тю’. Тю"махаданда нялида хорто”на.
Тарцям’ манэкава халякор ит’ лынгарэй”. Писякор я’ вангана’ сакада. Пиякор пя’ вано’ ныл’ вэхэда. Нохокор пэ’ ванган’ сакада. Ти, сармикар тёняком’ нёдалнада. Таняна хунанда тёнякор нод” ванготаханда сакада. Навранэ пэрмыда тенад’ хая”».
Главный вывод обсуждения и всего урока:
Учитель: Чему учит сказка «Лабтэйко»? У кого из персонаже нет толерантности?
Чтобы не допустить худшего на земле уже сегодня мы должны заботиться о мирном, дружелюбном взаимодействии представителей разных народов, которым придется долгие десятилетия жить рядом друг с другом. Скажите хором главные, ключевые слова сказки: «Жить вместе дружно, мирно».
Дети: Нэё, нобкана илехава”!
Итог урока.
Информационно-методическое обеспечение:
З.Н.Куприянова. Ненецкий фольклор. - Л.: Учпедгиз, 1960.
А.М.Щербакова. Ненецкие сказки. - Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1984.
Н.М.Терещенко. Ненэця’ вадако’. -М.,Л.: Учпедгиз, 1954.
Л.В.Лапцуй. Инзер’ толангобць’. - Л.: «Просвещение», 1979.
Г.П.Харючи. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2001.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
Журнал «Вынгы Вада. (Слово тундры)». Архангельск, «Типография Пресс-Принт», № 2(11) 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока по предметам "Материаловедение" и "Устройство автомобиля" "Автомобиль века".
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости учащихся. В многолетнем...
Бинарный урок по предмету "Литература народов мира"
Методическая разработка бинарного урока по теме "Э.Бёрджесс "Заводной апельсин". Личность.Общество.Государство" для студентов 4 курса. Дисциплины: "Литература народов мира", "Основы социологии и полит...
Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)" 9 класс
Настоящая программа основана на базе «Региональной программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области» (Научный редактор: доктор филологических наук, профессор Лебедев Ю. В.)...
Рабочая программа по предмету "Литература родного края (Костромская область)". 8 класс
Рабочая учебная программа по предмету «Литературе родного края» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства обр...
Рабочая программа по предмету «Литература родного края» для 10-11 классов
Рабочая программа по предмету «Литература родного края» для 10-11 классов составлена на основе приказа Департамента образования и науки Костромской ...
Конспект урока по предмету родная (русская) литература
Конспект урока по предмету родная (русская) литература по теме "Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей"...
ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)
на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...