Рабочая программа по профориентации "Выбор профессий"
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа для внеклассной работы по профориентации для учащихся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vybor_professii.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района
Программа элективного курса «Выбор профессии»
Автор-составитель:
Федаев А.И.
учитель биологии
МОУ «Атемарская СОШ»
Атемар 2013 г.
Программа элективного курса «Выбор профессии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели:
актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Общая характеристика учебного курса
Изменяющаяся структура экономики России влечет за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.
Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван новый экспериментальный курс «Твоя профессиональная карьера». От курса «Основы производства. Выбор профессии он отличается тем, что в процессе его проведения школьники 9 - класса осуществляют профессиональные пробы по различным профессиям. Это помогает им соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности. Программа курса осуществляется за счет часов, отводимых на трудовое обучение, общественно полезный, производительный труд, факультативы.
Курс «Выбор профессии» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. Общее количество часов, отводимое на курс- 17 часов. В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, кооперативы, объединения, концерны, учебные заведения.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних заданий различными упражнениями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа. Первый — подготовительный, в котором выделяется обучающая и диагностическая части. Второй — практический, включающий задания по трем направлениям — технологическому, ситуативному и функциональному. Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение учащимися основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности; диагностическая направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Практический этап включает пробы трех уровней сложности. Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе. Пробы второго уровня рекомендуются учащимся, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе. Пробы третьего уровня выполняют учащиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
Алгоритм пробы задан таким образом, что учащиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно избирают степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней.
Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Разработано два пакета программ профессиональных проб. Программы, входящие в первый пакет, включены в календарно-тематический план курса и выполняются в урочное время. Программы, входящие во второй пакет, предназначены для углубленного практического знакомства с миром профессий во внеурочное время. Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями, участием школьников в общественно полезном, производительном труде.
Учащимся, не имеющим возможности осуществить на базе учебного заведения пробу сил в интересующей области профессиональной деятельности или желающим углубить свои знания, умения и навыки в конкретной профессиональной сфере, может быть предложена индивидуальная программа обучения, которая осуществляется в кружках по интересам, на факультативных занятиях, на рабочих местах под руководством наставников. Не исключено проведение профессиональных проб под руководством родителей, например, по редким профессиям творческой, исследовательской направленности и др.
Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах или их сочетаниях: трудовое задание, связанное с выполнением технологически завершенного изделия (узла, технологически взаимосвязанных законченных операций); серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат и др.).
К профессиональным пробам учащиеся приступают в VIII классе. При этом мой класс последовательно выполняет серию проб по пяти сферам профессиональной деятельности. В VIII классе на профессиональные пробы предусматривается двухчасовой нагрузке — 9 ч, Таким образом, восьмиклассники имеют возможность в течение учебного года ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности по нескольким профессиональным сферам. В результате они должны научиться соотносить свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями интересующей профессии, сознательно выбирать направление профессиональной деятельности для более углубленного ее изучения.
Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы.
Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.
К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей учащихся. Руководителю важно знать их мнение, пожелания, конструктивные предложения.
Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.
Занятия можно проводить в учебно-методических кабинетах профориентации школ, межшкольных УПК, на предприятиях, в учебных заведениях, территориальных центрах профориентации.
Я как классный руководитель занятия провожу в кабинетах школы, ПТУ, которое находиться при школе, на птицефабрике «Атемарская», в больнице.
Общей объем часов на изучение -17, 0,5 ч.в неделю.
Место учебного предмета в учебном плане -17, 0,5 ч.в неделю.
Результаты освоения курса:
— ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Личностные - значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Метопредметные- о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Предметные - соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
тематическое планирование курса
«Выбор профессии»
Номер | Тема | Количество часов | |
на теоретические занятия | на профессиональные пробы | ||
1. | Вводное занятие | 1 | |
2. | Внутренний мир человека и возможности его познания | 1 | |
3. | Многообразие мира профессий | 1 | |
4. | Представление о себе и проблема выбора профессии | 1 | |
5 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 1 | |
6 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» (торговое дело, работа с детьми) | 1 | |
7 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» (птичница) | 1 | |
8 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» (деревообработка, швейное дело) | 1 | |
9 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника»(механизатор) | 1 |
|
10 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» (растениеводство) | 1 |
|
11 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа»( шофер) | 1 | |
12 | Классификация профессий) | 1 |
|
13 | Здоровье и выбор профессии | 1 |
|
14 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» | 1 |
|
15 | Темперамент в профессиональном становлении личности | 1 | |
16 | Ведущие отношения личности и типы профессий | 1 | |
17 | Волевые качества личности | 1 | |
Итого 17 ч | 14 | 3 |
Содержание учебного предмета
9 класс
- Вводное занятие
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессии.
- Внутренний мир человека и возможности его познания
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей.
Общее представление о психологии как науке, изучающей внутренний психологический мир человека.
Методы изучения личности.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
- Многообразие мира профессий
Труд в жизни человека и общества.
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Составление словаря профессий.
- Представление о себе и проблема выбора профессии
«Образ „Я“» как система представлений о себе. Структура «образа „Я“» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методика «Кто я?».
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального „я“»).
- «Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо») —
«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Личный профессиональный план.
Практическая работа. Ответы на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).
- Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») —
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.
Индивидуальные интересы.
Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.
Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
- Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных
Практическая работа. Знакомство с описаниями профессий.
8. Социальные проблемы труда («надо»)
Разделение труда .
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.
Профессионализация. Специализация. Квалификация.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
Содержание и характер труда
Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, простой, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
Процесс и условия труда
Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
Практическая работа. Письменная работа на тему «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
- Социально-психологический портрет современного профессионала
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Развивающие процедуры. Деловая игра «Мэрия».
10. Анализ профессий
Основные признаки профессиональной деятельности
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
Классификация профессий
Способы классификации профессий.
Профессии типа «человек — человек», «человек — техника», «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
11. Здоровье и выбор профессии
Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Практическая работа. Работа с «Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
12. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).
Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.
Диагностические процедуры. Теппинг-тест; проба Ланчиса.
13. Темперамент в профессиональном становлении личности
Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.
Психологические состояния (монотонность, утомление, психическая направленность в ситуациях аварийности и риска) в трудовом процессе.
Диагностические процедуры. Опросник Айзенка.
Развивающие процедуры. Сюжетно-ролевая игра «Проявление темперамента в профессиональных ситуациях».
Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
14. Ведущие отношения личности и типы профессий
Отношение к деятельности (удовлетворенность трудом, местом работы, профессией).
Отношение к людям (профессиональные взаимоотношения). Отношение к самому себе. Особенности самовосприятия и самооценивания.
Отношение к предметному миру.
Диагностические процедуры. Опросники «Ориентировочная анкета», «Отношение к другому человеку как к ценности».
Развивающие процедуры. Деловая игра «Модель идеального города».
15. Эмоциональные состояния личности
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).
Диагностические процедуры. Опросник «Беспокойство — тревога», методика «Незаконченные предложения».
Развивающие процедуры. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции.
Практическая работа. Самонаблюдение за динамикой настроения.
16. Волевые качества личности
Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.
Роль воли в процессе принятия профессиональных решений.
Диагностические процедуры. Опросник «Какая у меня воля?».
Практическая работа. Выполнение упражнений по воспитанию воли.
Календарно-тематическое планирование
№п | Наименование тем | Вид занитий | Кол.ч | Вид сам работы | По плану | факт |
1 | Вводное занятие | беседа | 1 | |||
2 | Внутренний мир человека и возможности его познания | беседа | 1 | Доп. лит | ||
3 | Многообразие мира профессий | Беседа | 1 | |||
4 | Представление о себе и проблема выбора профессии | Беседа | 1 | Доп. лит | ||
5 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | Беседа | 1 | |||
6 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» (торговое дело, работа с детьми) | беседа | 1 | |||
7 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — человек» (птичница) | Беседа | 1 | |||
8 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника» (деревообработка, швейное дело) | Беседа | 1 | |||
9 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — техника»(механизатор) | Беседа | 1 | |||
10 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа» (растениеводство) | Беседа | 1 | Доп.лит | ||
11 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — природа»( шофер) | Беседа | 1 | |||
12 | Классификация профессий) | Беседа | 1 | |||
13 | Здоровье и выбор профессии | Беседа | 1 | |||
14 | Профессиональные пробы по профессиям типа «человек — знаковая система» | Беседа | 1 | Доп.лит | ||
15 | Темперамент в профессиональном становлении личности | Беседа | 1 | |||
16 | Ведущие отношения личности и типы профессий | Беседа | 1 | |||
17 | Волевые качества личности | беседа | 1 | |||
Итого: | 17 | |||||
Материально-техническое обеспечение
Птецефабрика «Атемарская», ПТУ при школе, больница, магазины
Учебно-методическое обеспечение
Основная уч. метод. литература
- Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.
- Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999.
Дополнительная уч. метод. литература
Бондарев В. Выбор профессии. — М., 1989.
Воробьев А. М. Тренинг интеллекта. — М., 1989.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. — М., 1990.
Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 1998.
Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 1990.
Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону, 1996.
Коломинский Я. Л. Человек — психология. — М., 1986.
Коломинский Я. Л. Беседы о тайнах психики. — Минск, 1990.
Кабаков В. С., Порховник Ю. М., Зубов И. П. Менеджмент: проблемы, программа, решения. — Л., 1990.
Крутецкий В. А. Психология: Учеб. для учащихся пед. училищ. — М., 1986.
Кучевская Н. В. Советы психолога продавцу. — М., 1990.
Мир профессий: В 6 т. — М., 1985—1989.
Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию. — М., 1990.
Павлютенков Е. М. Кем быть? — Киев, 1989.
Переход к рынку: концепция и программа. — М., 1990.
Чистякова С. Н., Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. — М., 1987.
Интернет
Терминологический словарь
Воля — психическая способность, выражающаяся в сознательной целенаправленности движений, действий, поступков, поведения. В. тесно связана с восприятием, памятью, мышлением, речью, воображением.
Личность - это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность.
Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию.
Самоопределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни...
Темперамент – это совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношения к окружающей деятельности.
Эмоции - это контекст поведения, в котором это поведение приобретает определенный смысл и цель. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями.
Склонности — это потребность личности в определенных видах деятельности.
Интересы — предмет заинтересованности, желания и побудительные мотивы действий экономических субъектов. Принято выделять материальные, духовные, денежные, имущественные интересы, а также интересы человека, семьи, социальной группы, фирмы, отрасли…
Специалист – это непоколебимый индивидуалист, занимающий свое место и зарабатывающий свой кусок хлеба.
Специфика (от средневекового лат. specificus - особый, особенный), отличительные, характерные особенности, присущие только данному предмету, явлению.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"
Юридическое образование – это огромный и интересный мир, таящий поистине безграничные возможности в области формирования карьеры.Юридические специальности вес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 «АВТОМЕХАНИК»
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений.. Содерж...
рабочая программа по физике (профессия Повар, кондитер)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по профессии 19.01.04 Повар, кондитер...
рабочая программа по физике (профессия Парикмахер)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по профессии 43.01.02 Парикмахер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «БИОЛОГИЯ» профессия Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Материал содержит Рабочую программу по учебной дисциплине "Биология" для профессии Наладчик аппаратного и программного обеспечения....
Рабочая программа курса "Мир профессий"
Знакомство с миром профессий учащихся начальной школы....
Рабочая программа по литературе (профессия "Парикмахер") 2016 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки Росси...