РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 8 класс Духовно-нравственное направление на 2018 – 2019 учебный год
рабочая программа (8 класс) на тему
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_poezii_8.docx | 38.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа кружка « В мире поэзии» создана с целью повышения интереса обучающихся к художественному слову, приобщения к творческой работе, развитию стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного стихосложения. Данная программа позволяет в доступной форме познакомить обучающихся с теорией литературы, создаёт благоприятные условия для формирования правильной, грамотной речи, развития творческого воображения, эмоций, помогает выработать способность образно, нестандартно мыслить, найти возможность для самовыражения.
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 8 класса.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения. Количество часов -35 часа в год (1 раз в неделю).
Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение обучающихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* освоение учащимися теоретических сведений по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимания закономерностей, умения решать сложные проблемные ситуации;
* развитие способности образно, нестандартно мыслить, умения выразить свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у учащихся любви к чтению художественных произведений;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по данной программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок, анализ лирических произведений, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, заочные встречи с поэтами, участие в конкурсах, проведение внеклассных мероприятий. Результатом занятий являются практические работы, участие в творческих конкурсах, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: проблемное, развивающее, интерактивное обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.
- Планируемые результаты освоения изучаемого курса:
-рост познавательной и творческой активности у ребят;
-увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой;
-формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
-развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;
-повышение уровня обученности учащихся в области литературы, культурологи, эстетики.
1. Обучающиеся должны знать:
- основы теории литературы;
- композицию литературного произведения;
- жанровое разнообразие литературы;
-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;
- систему стихосложения;
- размер стиха.
2. Обучающиеся должны уметь:
- отличать прозаическое произведение от поэтического;
- подбирать рифму;
- рифмовать строфы в разных размерах;
- декламировать литературные произведения.
3. Обучающиеся должны приобрести навыки:
- аккуратности и трудолюбия;
- основные навыки работы в группе.
2. Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Как научиться читать стихи? Поэтические жанры.
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы: анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: Поэт – собеседник. «Стихи не пишутся- случаются…» С кем из поэтов хочется беседовать? Как привить понимание прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни нравственной, умственной, гражданской.
Теория: Тема, идея, настроение стихотворения
Практические работы: Чтение стихотворений любимых поэтов. Определение темы и идеи, настроения стихотворения.
Тема 3: «Вечная» тема в стихотворениях. Стихотворения на философские темы. Внутреннее содержание стихов.
Теория: Характер лирического героя.
Практические работы: Определение нравственного выбора поэта на примере стихотворений М. Лермонтова, Н. Заболоцкого.
Тема 4: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии.
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Освещение проблемы назначения поэта и поэзии в творчестве разных поэтов.
Тема 5-6: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе, о семье.
Тема 7: Системы стихосложения.
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Тема 8-9: Размер стиха.
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Практикум по написанию четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 10: Рифма. «Поход за вдохновением».
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 11: Стили речи.
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения.
Практические работы: Определение типов текстов, стилистической принадлежности. Композиция стихотворения как средство выражения основной мысли.
Тема 12: Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Чтение собственных произведений на тему: «Строкой стиха я постигаю мир…». Анализ работ, исправление ошибок.
Тема13: Лирика и логика. Возможно ли?
Теория: Стихотворения как источник знаний. Поэтическая информация.
Практические работы: Наблюдения: «Описание события, факта, предмета» в стихотворениях поэтов 20 века.
Тема 14: Выдуманные и невыдуманные стихи.
Теория: Условия стиховой речи. Мысль и способы ее выражения в стихотворениях.
Практические работы: Определение условий стиховой речи на примере стихотворений А. Твардовского, Б Слуцкого и др.
Тема 15: Поэзия и живопись.
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: « Портретная галерея в поэзии». «Портреты» Ярослава Смелякова.
Тема 16: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 17: Итоговое занятие по курсу занятий.
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный конкурс «Это мой мир».
3. Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. Что такое поэзия? Как научиться читать стихи? Поэтические жанры | 2 | 1 | 1 |
2 | Поэт – собеседник. Тема, идея, настроение стихотворения | 2 | 1 | 1 |
3 | «Вечная» тема в стихотворениях. Внутреннее содержание стихов | 2 | 1 | 1 |
4 | «Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии | 2 | 1 | 1 |
5 | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка | 2 | 1 | 1 |
6 | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка | 2 | 1 | 1 |
7 | Системы стихосложения. | 2 | 1 | 1 |
8 | Размер стиха | 2 | 1 | 1 |
9 | Размер стиха | 2 | 1 | 1 |
10 | Рифма. «Поход за вдохновением». | 2 | 1 | 1 |
11 | Стили речи. | 2 | 1 | 1 |
12 | Типы речевых ошибок и способы их исправления | 2 | 1 | 1 |
13 | Лирика и логика. Возможно ли? | 2 | 1 | 1 |
14 | Выдуманные и невыдуманные стихи | 2 | 1 | 1 |
15 | Поэзия и живопись | 2 | 1 | 1 |
16 | Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество | 2 | 1 | 1 |
17 | Итоговое занятие по курсу занятий. Литературный конкурс «Это мой мир» | 3 | 1 | 2 |
Итого | 35 | 17 | 18 |
4 .Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Содержание материала |
1. | Вводное занятие. Что такое поэзия? Как научиться читать стихи? | Круглый стол анкетирование | - цели и задачи курса, виды и тематика занятий - анкетирование обучающихся «Немного о себе» - беседа за «круглым столом»: почему я пришёл заниматься в кружок? - самопрезентации «Мир моих увлечений» |
2. | Поэтические жанры. | Лекция с элементами беседы, практикум | - отличительные признаки стихотворной и прозаической речи - произведения эпические, лирические, драматические и их особенности -анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности. |
3. | Поэт – собеседник. Как привить понимание прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни нравственной, умственной, гражданской. Теория: Тема, идея, настроение стихотворения | Практикум | - «Прочитать произведение лирическое – вовсе не безделица…» - прослушивание классических образцов выразительного чтения - обучение выразительному чтению |
4. | Чтение стихотворений любимых поэтов. Тема, идея, настроение стихотворения. | Лекция с элементами беседы, практикум | - основные признаки стихотворного текста: ритм, рифма - что такое рифма, знакомство со словарём рифм - игра «найди рифму», «угадай рифму» - знакомство с группами рифм и их особенностями - основные способы рифмовки - как определить способ рифмовки |
5. | «Вечная» тема в стихотворениях. Стихотворения на философские темы. Внутреннее содержание стихов. Характер лирического героя. |
| - подбор рифм к заданным словам - составление словаря рифм - анализируем стихи русских поэтов, - учимся определять способ рифмовки |
6. | Определение нравственного выбора поэта на примере стихотворений М. Лермонтова, Н. Заболоцкого. | Практикум | Анализ стихотворений |
7. | «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. | Беседа | - Анализ стихотворений |
8. | Викторина по творчеству русских поэтов. Освещение проблемы назначения поэта и поэзии в творчестве разных поэтов. | Практикум | Анализ стихотворений |
9. | . Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое средства выразительности и для чего они нужны - что такое омонимы, синонимы, антонимы; когда они становятся средствами выразительности - анализ примеров использования тропов |
10. | Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. | практикум | - анализ примеров использования тропов |
11. | Игра «Подбери тропы». | практикум |
|
12. | Конкурс стихотворений о природе, о семье. | практикум | Выразительное чтение стихотворений |
13. | Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая). | Лекция с элементами беседы, практикум | - что такое система стихосложения, виды систем - основные стихотворные размеры и их особенности |
14. | Игра «Угадай». | практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся определять стихотворный размер лирического произведения |
15. | Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий). | Лекция с элементами беседы, практикум | анализируем стихи русских поэтов, - учимся определять стихотворный размер лирического произведения |
16. | Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий). | Лекция с элементами беседы, практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
17. | Практикум по написанию четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. | практикум | - звукопись как выразительное средство фонетики - аллитерация, ассонанс как средства художественной выразительности - анализируем стихи русских поэтов - учимся определять выразительные средства фонетики |
18. | Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни. | практикум | Выразительное чтение стихотворений |
19. | Рифма. «Поход за вдохновением». | Лекция с элементами беседы, практикум | - анализируем стихи русских поэтов |
20. | Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. | Лекция с элементами беседы, практикум | - анализируем стихи русских поэтов |
21. | Игра «Найди рифму». Конкурс стихов, посвящённый временам года. | практикум | - учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте - анализируем стихи русских поэтов |
22. | Типы речевых ошибок и способы их исправления. | Лекция с элементами беседы, практикум | - анализируем стихи свои стихи, учимся находить речевые ошибки - учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте. |
23. | Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. | Лекция с элементами беседы, практикум | - анализируем стихи русских поэтов, - учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте. |
24. | Определение типов текстов, стилистической принадлежности. Композиция стихотворения как средство выражения основной мысли. | Лекция с элементами беседы, практикум | - знакомство с фигурами речи: риторический вопрос, восклицание, обращение; повтор (анафора, эпифора), антитеза, градация, инверсия |
25. | Чтение собственных произведений на тему: «Строкой стиха я постигаю мир…». Анализ работ, исправление ошибок. | практикум | - анализируем собственные стихи - учимся «видеть» средства выразительности в поэтическом тексте |
26. | Лирика и логика. Возможно ли? Стихотворения как источник знаний. Поэтическая информация. | Лекция с элементами беседы, практикум | анализ стихотворений |
27. | Наблюдения: «Описание события, факта, предмета» в стихотворениях поэтов 20 века. | практикум | - сочиняем юмористическую сценку |
28. | Выдуманные и невыдуманные стихи. Условия стиховой речи. Мысль и способы ее выражения в стихотворениях. | Лекция с элементами беседы | анализ стихотворений |
29. | Определение условий стиховой речи на примере стихотворений А. Твардовского, Б Слуцкого и др. | практикум | анализ стихотворений |
30. | Поэзия и живопись. Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием. | практикум | - корректировка написанных произведений - работа над речевыми ошибками и недочётами |
31. | « Портретная галерея в поэзии». «Портреты» Ярослава Смелякова. | практикум | - пишем стихи о весне, описываем чью-либо внешность |
32. | Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение. | Лекция с элементами беседы | Прослушивание песен на стихи известных поэтов |
33. | Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. | практикум | Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку. |
34. | Литературный конкурс «Это мой мир». | практикум | Обобщение знаний и подведение итогов. |
35. | Литературный конкурс «Это мой мир». | практикум | Обобщение знаний и подведение итогов. |
Список литературы
Литература для педагога:
- Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
- Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
- Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
- Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
- Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
- Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.
- Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;
Литература для обучающихся:
- Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
- Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
- Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.
- Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
- Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
- Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.
- Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
- Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол».
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волейбол» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, предназначена для физкультурно – спортивной и оз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по физкультурно – спортивному и оздоровительному направлению «Мир спортивных игр» для обучающихся 5 класса
Программа внеурочной деятельности «Мир спортивных игр» разработана на основе примерной программы для реализации в основной школе. Темы и разделы в...
Рабочая программа внеурочной деятельности « В мире истории : науки- помощницы » 5 класс
Программа внеурочной деятельности школьников «В мире истории» посвящена предметам изучения вспомогательных исторических дисциплин и ознакомление с их методами исследований исторического пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в рамках ФГОС туристско-краеведческого направления «НАШ КРАЙ» 5 класс
Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе школы на основе изучения родного края....
рабочая программа внеурочной деятельности " В мире английской грамматики" для 6 класса
Реализация ФГОС второго поколения связана с существенными преобразованиями процесса обучения школьников. Особую роль в данном контексте приобретает организация внеурочной деятельности. Програма ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире поэзии » 7 класс Духовно-нравственное направление
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамо...
Рабочая программа внеурочной деятельности творческого объединения "Пульс"(Школьного пресс-центра) 2017-2018 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности для юнкоров школьного пресс-центра....