Рабочая программа по курсу "Исследовательская деятельность. Брянский край "10 класс
рабочая программа по краеведению (10 класс) на тему

Стёпина Оксана Владимировна

Программа к курсу "Исследовательская деятельность модуль курса Брянский край" для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_10_kl.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1

Дятьковского района Брянской области

«Рассмотрено на МО и                                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»                                  рекомендовано                                                                                                                          Директор

к утверждению»                                                                                                                  Тищенко Г.И.

Протокол №___от «___»__ 2017г.                                                        Приказ № ____ от «___»_______2017г.

Руководитель ШМО

                             Стёпина О.В.

Рабочая программа

по предмету

Исследовательская деятельность,

модуль курса «Брянский край»

для 10 класса

учителя истории

                                         

                                                              Составитель:

                                             Стёпина О.В.                                                    

                                                     высшая категория                              

                                                   

     

             

г. Дятьково

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.
  • Обязательного минимума содержания исторического образования.
  • Стандарта среднего (полного) общего образования по истории.
  • Учебного плана  МБОУ ДСОШ №1  на 2017 -2018 учебный год
  • региональным базисным учебным планом (Приказ департамента образования Брянской области №917 от 13апреля 2016 года)
  • Программы Проектная и исследовательская деятельность В.И.Голованова, О.В.Корбанович, Л.Ю.Лупоядова

   

 Используемый УМК:

1. Проектная и исследовательская деятельность. В.И.Голованова, О.В.Корбанович,

         Л.Ю.Лупоядова  Брянск: «Курсив» 2012г.

2. Портфолио ученика. Строим своё будущее В.И.Голованова, О.В.Корбанович,

         Л.Ю.Лупоядова  Брянск: «Курсив» 2012г.

 В соответствии с учебным планом МБОУ ДСОШ №1 на 2017 -2018  учебный год на изучение курса Исследовательская деятельность, модуль курса «Брянский край»

в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Цель курса:

  • Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи курса:

  • знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
  • формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
  • формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
  • развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
  • формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
  • формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
  • развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Проектирование (проектная деятельность) - это практическая учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами  являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Принципы:

интегральность — объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости, развитию психологической сферы;

• непрерывность — процесс длительного профессионально- ориентирующего образования воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

• межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает  глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Основное направление проектной и исследовательской деятельности в 10 классе:

• История личности

• История семьи

• История рода

• История организации и учреждения

• История дома

• История малой Родины

предполагающее историко-краеведческие исследования.

Основные формы контроля:

  1. создание мини - проекта.
  2. тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
  3. творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)
  4. выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;
  5. результаты решения тестов.

Итогом изучения является защита проектной работы.

Содержание тем

Введение. (1ч.)

Сущность исследовательской деятельности. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня  образованности.

 Методология научного творчества (2ч.)                                                                                                                                              

Цели и задачи научного общества. Специфика организации занятий, общие требования к учащимся. Практическая работа 1. «Составление словаря терминов по исследовательской работе» Формирование банка тем для исследовательской работы. Практическая работа 2. «Знакомство с методами исследований»

Этапы работы в рамках научного исследования (2ч.)

Этапы исследовательского процесса. Основные этапы исследовательского процесса: аналитический,  прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

Систематизация материала и оформление работы (19ч.)

(Организация исследовательской деятельности)

Тема и проблема исследования, поиск и подбор информации. Определение целей и задач, поиск и формулировка проблемы. Гипотеза исследования. Основные методы исследования. Применение методов на различных этапах исследования. Практическая работа. Планирование  процесса исследования. Роль и позиция исследователя на к  каждом этапе. Практическая работа 3.                                                                                          

Защита творческой работы (10ч.)

Встреча с консультантами по выбранной теме. Корректировка исследовательской части работы. Подготовка и оформление приложения к работе. Представление результатов исследовательской деятельности. Подготовка к выступлению Практическая работа. Защита проектных работ.5Обработка полученного материала.

Анализ работ (3ч)

 Анализ работ. Самооценка. Подведение итогов исследовательской деятельности.

                           

 

                             

Требования к уровню подготовки обучающихся

  В результате изучения курса «Исследовательская деятельность» учащиеся должны

знать/понимать:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

уметь:

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
  • наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

  По окончании изучения курса  учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

                               

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В  том     числе  на:

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные

работы

1.

Введение

1

1

2.

Методология научного творчества.

2

2

3.

Этапы работы в рамках научного исследования

2

1

1

4.

Систематизация материала и оформление работы

18

13

5

5.

Защита творческой работы

8

4

4

6.

Анализ работ

4

2

2

7.

Итого:

35

21

12

2

                   

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов

Поурочное планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ

Дата проведения

по плану и фактически

                     

Примечание

1.

Введение 1ч.

Введение. Что такое исследовательская деятельность. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.

Методология научного творчества 2ч.

2.

Цели и задачи научного общества. Специфика организации занятий, общие требования к учащимся. Практическая работа 1. «Составления словаря терминов по исследовательской работе.

3.

Формирование банка тем  для исследовательской работы. Практическая работа 2. «Знакомство с методами исследований»

Этапы работы в рамках научного исследования 2ч.

4.

Основные этапы исследовательского процесса

5.

Актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. Практикум «Обоснование  выбранной темы»

Систематизация материала и оформление работы

18ч.

6.

Тема и проблема исследования.

7-8.

Поиск и подбор информации по выбранной теме.

9.

Определение целей и задач перед каждым членом

10-11.

Поиск и формулировка проблемы. Практическое занятие

12.

Гипотеза исследования. Типы гипотез. Техника формулирования гипотез.

13.

Основные методы исследования. Их классификация

14-15

Понятие «методы исследования»

16.

Эмпирические методы

17.

 Эмпирические методы Практическое занятие

17-18

Применение методов на разных этапах исследования. Практическая работа

19.

Планирование процесса исследования.

20-21.

Роль и позиция исследователя на каждом этапе. Практическая работа

22.

Корректировка исследовательской части работы

Защита творческой работы 8ч.

23-24.

Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы)

25-26

Представление результатов исследовательской деятельности. Отработка выступления

27.

Корректировка исследовательской части работы

29

Подготовка к выступлению на защите проектных работ. Практическое занятие

30-31

Защита проектных работ

Анализ работ 4ч.

32-34

Анализ работ.  Практическое занятие

35

Подведение итогов

Контроль уровня обученности

  • защита темы исследования (проекта);
  • обсуждение исследовательской работы (проекта);
  • предзащита исследовательской работы (проекта).

Критерии оценивания проекта

Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения

(максимум 3 балла)

Цель не сформирована

0

Цель определена, но план её достижения отсутствует

1

Цель определена, дан краткий план её достижения

2

Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения

3

Критерий глубины раскрытия темы проекта

(максимум 3 балла)

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта фрагментарно

1

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы.

2

Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

3

Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла)

Использована неподходящая информация

0

Большая часть представленной информации не относится к теме работы

1

Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

2

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

3

Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе

(максимум 3 балла)

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества

2

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

3

Критерий соответствия требованиям оформления письменной части

(максимум 3 балла)

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении

1

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру

2

Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

3

Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла)

Проектный продукт отсутствует

0

Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

2

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

3

«5» - 35 – 40 баллов
«4» - 30 – 35 баллов

«3» - 20 – 30 баллов

«2» - менее 20 баллов

Учебно-методическое обеспечение

№ п/п

Содержание

Класс

Автор

Издательство

Год издания

1.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность»

10

В.И.Голованова,

О.В.Корбанович,

Л.Ю.Лупоядова

Брянск, «Курсив»

2012

2.

Методическое

пособие

«Проектная и исследовательская деятельность»

В.И.Голованова,

О.В.Корбанович,

Л.Ю.Лупоядова

Брянск, «Курсив»

2012

3.

Методическое

пособие

«Социальное

проектирование»

Е.В.Высотская

Брянск, «Курсив»

2013

4.

«Кто если не мы?» Практическое пособие для учащихся по социальному проектированию

Е.В.Высотская

Брянск, «Курсив»

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел  учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность»  предназначена для работы с учащимися 5 классов и является  пропедевтическим ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....