Рабочая программа по курсу "Исследовательская деятельность. Брянский край "10 класс
рабочая программа по краеведению (10 класс) на тему
Программа к курсу "Исследовательская деятельность модуль курса Брянский край" для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_10_kl.docx | 40.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Дятьковского района Брянской области
«Рассмотрено на МО и «УТВЕРЖДАЮ» рекомендовано Директор
к утверждению» Тищенко Г.И.
Протокол №___от «___»__ 2017г. Приказ № ____ от «___»_______2017г.
Руководитель ШМО
Стёпина О.В.
Рабочая программа
по предмету
Исследовательская деятельность,
модуль курса «Брянский край»
для 10 класса
учителя истории
Составитель:
Стёпина О.В.
высшая категория
г. Дятьково
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.
- Обязательного минимума содержания исторического образования.
- Стандарта среднего (полного) общего образования по истории.
- Учебного плана МБОУ ДСОШ №1 на 2017 -2018 учебный год
- региональным базисным учебным планом (Приказ департамента образования Брянской области №917 от 13апреля 2016 года)
- Программы Проектная и исследовательская деятельность В.И.Голованова, О.В.Корбанович, Л.Ю.Лупоядова
Используемый УМК:
1. Проектная и исследовательская деятельность. В.И.Голованова, О.В.Корбанович,
Л.Ю.Лупоядова Брянск: «Курсив» 2012г.
2. Портфолио ученика. Строим своё будущее В.И.Голованова, О.В.Корбанович,
Л.Ю.Лупоядова Брянск: «Курсив» 2012г.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДСОШ №1 на 2017 -2018 учебный год на изучение курса Исследовательская деятельность, модуль курса «Брянский край»
в 10 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Цель курса:
- Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи курса:
- знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
- формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
- развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
- формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
- развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Проектирование (проектная деятельность) - это практическая учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Принципы:
• интегральность — объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости, развитию психологической сферы;
• непрерывность — процесс длительного профессионально- ориентирующего образования воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
• межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Основное направление проектной и исследовательской деятельности в 10 классе:
• История личности
• История семьи
• История рода
• История организации и учреждения
• История дома
• История малой Родины
предполагающее историко-краеведческие исследования.
Основные формы контроля:
- создание мини - проекта.
- тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
- творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.)
- выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров;
- результаты решения тестов.
Итогом изучения является защита проектной работы.
Содержание тем
Введение. (1ч.)
Сущность исследовательской деятельности. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.
Методология научного творчества (2ч.)
Цели и задачи научного общества. Специфика организации занятий, общие требования к учащимся. Практическая работа 1. «Составление словаря терминов по исследовательской работе» Формирование банка тем для исследовательской работы. Практическая работа 2. «Знакомство с методами исследований»
Этапы работы в рамках научного исследования (2ч.)
Этапы исследовательского процесса. Основные этапы исследовательского процесса: аналитический, прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.
Систематизация материала и оформление работы (19ч.)
(Организация исследовательской деятельности)
Тема и проблема исследования, поиск и подбор информации. Определение целей и задач, поиск и формулировка проблемы. Гипотеза исследования. Основные методы исследования. Применение методов на различных этапах исследования. Практическая работа. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на к каждом этапе. Практическая работа 3.
Защита творческой работы (10ч.)
Встреча с консультантами по выбранной теме. Корректировка исследовательской части работы. Подготовка и оформление приложения к работе. Представление результатов исследовательской деятельности. Подготовка к выступлению Практическая работа. Защита проектных работ.5Обработка полученного материала.
Анализ работ (3ч)
Анализ работ. Самооценка. Подведение итогов исследовательской деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Исследовательская деятельность» учащиеся должны
знать/понимать:
- основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
- структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
уметь:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | лабораторно-практические работы | контрольные работы | |||
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Методология научного творчества. | 2 | 2 | ||
3. | Этапы работы в рамках научного исследования | 2 | 1 | 1 | |
4. | Систематизация материала и оформление работы | 18 | 13 | 5 | |
5. | Защита творческой работы | 8 | 4 | 4 | |
6. | Анализ работ | 4 | 2 | 2 | |
7. | Итого: | 35 | 21 | 12 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тематическое планирование с указанием количества часов | Поурочное планирование с указанием экскурсий, лабораторных и практических работ | Дата проведения по плану и фактически
| Примечание |
1. | Введение 1ч. | Введение. Что такое исследовательская деятельность. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности. | ||
Методология научного творчества 2ч. | ||||
2. | Цели и задачи научного общества. Специфика организации занятий, общие требования к учащимся. Практическая работа 1. «Составления словаря терминов по исследовательской работе. | |||
3. | Формирование банка тем для исследовательской работы. Практическая работа 2. «Знакомство с методами исследований» | |||
Этапы работы в рамках научного исследования 2ч. | ||||
4. | Основные этапы исследовательского процесса | |||
5. | Актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы. Практикум «Обоснование выбранной темы» | |||
Систематизация материала и оформление работы 18ч. | ||||
6. | Тема и проблема исследования. | |||
7-8. | Поиск и подбор информации по выбранной теме. | |||
9. | Определение целей и задач перед каждым членом | |||
10-11. | Поиск и формулировка проблемы. Практическое занятие | |||
12. | Гипотеза исследования. Типы гипотез. Техника формулирования гипотез. | |||
13. | Основные методы исследования. Их классификация | |||
14-15 | Понятие «методы исследования» | |||
16. | Эмпирические методы | |||
17. | Эмпирические методы Практическое занятие | |||
17-18 | Применение методов на разных этапах исследования. Практическая работа | |||
19. | Планирование процесса исследования. | |||
20-21. | Роль и позиция исследователя на каждом этапе. Практическая работа | |||
22. | Корректировка исследовательской части работы | |||
Защита творческой работы 8ч. | ||||
23-24. | Подготовка и оформление приложения к работе (схемы, таблицы, фотоматериалы) | |||
25-26 | Представление результатов исследовательской деятельности. Отработка выступления | |||
27. | Корректировка исследовательской части работы | |||
29 | Подготовка к выступлению на защите проектных работ. Практическое занятие | |||
30-31 | Защита проектных работ | |||
Анализ работ 4ч. | ||||
32-34 | Анализ работ. Практическое занятие | |||
35 | Подведение итогов |
Контроль уровня обученности
- защита темы исследования (проекта);
- обсуждение исследовательской работы (проекта);
- предзащита исследовательской работы (проекта).
Критерии оценивания проекта
Критерий постановки цели, гипотезы, планирование путей её достижения (максимум 3 балла) | |
Цель не сформирована | 0 |
Цель определена, но план её достижения отсутствует | 1 |
Цель определена, дан краткий план её достижения | 2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения | 3 |
Критерий глубины раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы. | 2 |
Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий разнообразия источников информации, целесообразность их использования (максимум 3 балла) | |
Использована неподходящая информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий личной заинтересованности автора, творческий подход к работе (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий соответствия требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий качества проектного продукта (максимум 3 балла) | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
«5» - 35 – 40 баллов
«4» - 30 – 35 баллов
«3» - 20 – 30 баллов
«2» - менее 20 баллов
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1. | Программа «Проектная и исследовательская деятельность» | 10 | В.И.Голованова, О.В.Корбанович, Л.Ю.Лупоядова | Брянск, «Курсив» | 2012 |
2. | Методическое пособие «Проектная и исследовательская деятельность» | В.И.Голованова, О.В.Корбанович, Л.Ю.Лупоядова | Брянск, «Курсив» | 2012 | |
3. | Методическое пособие «Социальное проектирование» | Е.В.Высотская | Брянск, «Курсив» | 2013 | |
4. | «Кто если не мы?» Практическое пособие для учащихся по социальному проектированию | Е.В.Высотская | Брянск, «Курсив» | 2013 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....