Внеклассное мероприятие «Активная жизненная позиция»
методическая разработка по теме
Активная жизненная позиция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие на тему «Активная жизненная позиция» | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа по теме «Активная жизненная позиция»
Представляемый классный час – один из цикла привития житейских умений по развитию активной жизненной позиции подростков и построенный на основе использования дискуссионных методов в игре «Джеффа». Классный час способствует формированию положительной мотивации подростков к саморазвитию активной жизненной позиции, а также умению строить собственные суждения, аргументировано высказываться, оценивать себя и собственные поступки, осуществлять нравственный выбор.
.
Оборудование: Толковый словарь под редакцией Ожегова; доска, мел; три разноцветных листа с надписями «да», «нет», «не знаю»; микрофон, аудиозапись V симфонии И.С. Баха.
Цель: - способствовать формированию положительной мотивации детей к развитию активной жизненной позиции.
Задачи:
- Раскрыть понятие «активная жизненная позиция»;
- Способствовать развитию уровня осознания детьми значимости активной жизненной позиции;
- Организовать деятельность ответственного выбора каждым ребёнком активной жизненной позиции;
- Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивных умений участников классного часа.
Содержание деятельности
Добрый день, все неравнодушные. Существует мнение, что счастливый человек – это успешный в жизни человек.
- Как вы считаете, что именно позволяет успешному человеку быть таковым? (классный руководитель подводит детей к таким понятиям как ответственность поступков, выбора; инициативность и др.).
- Взрослые в таких случаях говорят о наличии активной жизненной позиции. Сегодня я предлагаю поговорить именно об этом. Итак, я объявляю тему нашего классного часа «Активная жизненная позиция».
- Что такое активная жизненная позиция? Как вы это понимаете? (ответы детей, обобщение ответов детей классным руководителем)
А теперь давайте обратимся к толковому словарю и выясним, какой смысл вкладывают в это понятие учёные.В Толковом словаре Ожегова ищутзначение слов:
активная– 1.Деятельная, энергичная;
2. Развивающаяся, усиленно действующая.
позиция - 1. Положение расположение;
2. Полоса, участок местности или акватории;
3. Точка зрения, мнение в каком-нибудь вопросе;
4. Положение тела, поза.
С позиции чего-либо: имея что-нибудь основанием для своих взглядов; находясь в каком-либо положении, состоянии.
Как вы смогли увидеть, слово «позиция» очень многозначно. Какое же из множества значений нужно нам? (ответы детей служат мотивацией для активного участия в классном часе)
таким образом, получилось, что «активная жизненная позиция», по определению учёных и нас, это – … определение записывается на доску.
Активная жизненная позиция –точка зрения человека, являющаяся основанием для его действий.
Наш класс поделён на три зоны « да», «нет», «не знаю». Пожалуйста, прореагируйте на моё утверждение в соответствии с зонами ответов и будьте готовы, что я попрошу Вас обосновать своё мнение.Допускается изменение имеющегося мнения.
-педагог обозначает жизненную ситуацию.
1. Некий человек создал искусственный астероид и запустил его на город. Этот человек обладает активной жизненной позицией.
2.Другой человек создал лекарсво от заболеваний сердца, приняв курс которого в детстве, вы избежите серьёзных неприятностей в течении всей жизни. Но, проводя его испытание, человек погиб. Этот человек тоже проявил АЖП. (Дети фиксируют и аргументируют свой выбор; возможно в ответах детей будут обозначены последствия такой активности, ориентация на себя и др.)
- Таким образом, говоря об активной жизненной позиции, мы выявили, что существует два ее вида: активная жизненная позиция со знаком плюс и со знаком минус.
(Дети подводятся к тому, что, не смотря на проявленную активность, характеризующуюся разработкой идеи и воплощением её в реальность, необходимо иметь нравственную позицию).
- Из ваших высказываний я поняла, что самое важное в активной жизненной позиции - это позитивное отношение к миру и принятие ответственности за собственные решения и поступки.
- В литературе я прочла о таком случае.
Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще трепеща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и … произойдёт непоправимое … трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит к камере. – Ручку влево, до щелчка. Корпус ячейки, наверняка, под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… там же шесть тысяч вольт!»
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
Вы правы, Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук.
- Как вы считаете, эта история – правда или вымысел?
- В мирное или в военное время произошёл этот случай?
- Что заставило Сергея рисковать жизнью?
- Побежал бы он, если бы знал, что лишится рук?
- Как бы вы поступили в этом случае?
Добавить реальную ситуацию из школьной жизни: например, быть честным с другом, несмотря ни на что
3. Некоторые утверждают: моя учеба – это личное, поэтому старание в учебе не есть проявление активной жизненной позиции. А каково ваше мнение?
дети занимают зону ответа в соответствии со своим мнением и аргументируют свой выбор. Дети подводятся к тому, что их образование залог успешности коллектива, школы и т.д., т.е. направленность на себя есть благо для других в конечном итоге. Может быть использовано и другое утверждение, например о вредных привычках, пассивная позиция принеобходимости оказать помощь и др.
4. Дать списать другу – это проявление активной жизненной позиции. Обозначьте, пожалуйста, свое согласие или несогласие по данному утверждению.
5. Я знаю, что в четверти у меня, скорее всего, будет тройка по математике. Так чего ради я буду стараться и учить эти нудные теоремы?
- Говоря о разных видах активной жизненной позиции, скажите, какой из них вам более симпатичен? (детям предлагаются импровизированные весы или две разные корзинки с надписями: АЖП плюс, АЖП минус.) Мне приятно, что для вас наиболее значимыми являются образование, здоровье, семья (данные взяты из диагностических материалов). А наименее ценны для вас – развлечения и беспечная жизнь. Следовательно, осознанно или бессознательно, но вы поддерживаете вечные ценности, а значит, ваша жизненная позиция складывается успешно, и вы делаете задел для будущей счастливой жизни.
6. Каждый человек имеет активную жизненную позицию. Объясните свой ответ (классный руководитель подводит детей к тому, что активная жизненная позиция формируется самим человеком путем работы над собой).
- Что мы можем сделать, чтобы наша активная жизненная позиция развивалась? (ответы школьников)
Мне хочется рассказать вам одну притчу.
Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь:
СТАРИК: Видишь ли, жизнь - это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость.
ВНУК: А какой же волк в конце концов побеждает?
- Как вы думаете, что ответил дедушка?
СТАРИК: Тот, которого ты кормишь...
Только от нас самих зависит, какой будет наша жизненная позиция: запустим ли мы астероид на город или космический корабль на другую планету, каждый выбирает по себе – разрушать или созидать, но люди с АЖП делают именно так, сотрудничая с другими людьми.
Сейчас каждый из вас имеет право высказаться о сегодняшнем классном часе.
Вы можете использовать следующие формулировки:
Я узнал…
Я задумался… написано на доске
Я почувствовал….
В ваших высказываниях запрещено использование слов: «интересно или неинтересно», « понравилось или не понравилось».
Итак, я пускаю микрофон по кругу…
А закончить наш классный час хотелось бы словами из стихотворения Э. Межелайтиса: (либо притчу)
« В жизни по-разному можно прожить:
В горе прожить, и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
И вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, памятуя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям».
Всегда будьте Солнцами!
Ожидаемые результаты:
- у подростков появится мотивация к развитию активной жизненной позиции, совершению нравственно одобряемых поступков.
- школьники приобретут знания об активной жизненной позиции и ее видах;
- подростки осознают значимость активной жизненной позиции;
- учащиеся получат практический опыт осуществления ответственного выбора в различных ситуациях;
- школьники задумаются о взаимосвязи собственных поступков и жизненной успешности;
- подростки получат опыт построения аргументированных высказываний;
- учащиеся получат практический опыт по развитию рефлексивных умений;
Литература:
С.И. Ожегов «Словарь русского языка». М. «Русский язык» 1990
«Антология советской поэзии». М. «Художественная литература»1986
А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых» М. «Ампита-Русь» 2009
С.Титов «Всем смертям назло». Донецк «Донбасс» 1979
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся
Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....
Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут
Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является обобщить и с...
Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении
Статья об использовании проектной технологии в школе....
Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Опытно - методическая разработка Тема:«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...
Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса
Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...
Презентация "Я и моя жизненная позиция"_10 класс
В презентации раскрывается воспитательная система класса...
Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности
Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности - это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости з...