Внеклассное мероприятие «Активная жизненная позиция»
методическая разработка по теме

Матвеева Галина Александровна

Активная жизненная позиция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа по теме «Активная жизненная позиция»

Представляемый классный час – один из цикла привития житейских умений по развитию активной жизненной позиции подростков и построенный на основе использования дискуссионных методов в игре «Джеффа».  Классный час способствует формированию положительной мотивации подростков к саморазвитию активной жизненной позиции, а также умению строить собственные суждения, аргументировано высказываться, оценивать себя и собственные поступки, осуществлять нравственный  выбор.

.

Оборудование:   Толковый словарь  под редакцией Ожегова; доска, мел; три разноцветных листа с надписями «да», «нет», «не знаю»;  микрофон,  аудиозапись V симфонии И.С. Баха.

Цель: - способствовать формированию положительной мотивации детей к развитию активной жизненной позиции.

Задачи:

  • Раскрыть понятие «активная жизненная позиция»;
  • Способствовать развитию уровня осознания  детьми значимости активной жизненной позиции;
  • Организовать деятельность ответственного выбора каждым ребёнком  активной жизненной позиции;
  • Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивных умений участников классного часа.

Содержание деятельности

Добрый день, все неравнодушные.   Существует мнение, что счастливый человек – это успешный в жизни человек.

- Как вы считаете, что именно позволяет успешному человеку быть таковым? (классный руководитель подводит детей к таким понятиям как ответственность поступков, выбора; инициативность и др.).

- Взрослые в таких случаях говорят о наличии активной жизненной позиции.  Сегодня я предлагаю поговорить именно об этом.  Итак, я объявляю тему нашего классного часа «Активная жизненная позиция».

 - Что такое активная жизненная позиция? Как вы это понимаете? (ответы детей, обобщение ответов детей классным руководителем)

 А теперь давайте обратимся к толковому словарю и выясним, какой смысл  вкладывают в это понятие учёные.В Толковом словаре Ожегова ищутзначение слов:

активная– 1.Деятельная, энергичная;

                   2. Развивающаяся, усиленно действующая.

позиция - 1. Положение расположение;

     2. Полоса, участок местности или акватории;

    3. Точка зрения, мнение в каком-нибудь вопросе;

   4. Положение тела, поза.

С позиции чего-либо: имея что-нибудь основанием для своих взглядов; находясь в каком-либо положении, состоянии.

        Как вы смогли увидеть, слово «позиция» очень многозначно. Какое  же из множества значений нужно нам? (ответы детей служат мотивацией для активного участия в классном часе)

таким образом, получилось, что «активная жизненная позиция», по определению учёных и нас, это – … определение записывается на доску.

Активная жизненная позиция –точка зрения человека, являющаяся основанием для его действий.

Наш класс поделён на три зоны « да», «нет», «не знаю». Пожалуйста, прореагируйте на моё утверждение в соответствии с  зонами ответов и будьте готовы, что я попрошу Вас обосновать своё мнение.Допускается изменение имеющегося мнения.

-педагог обозначает жизненную ситуацию.

1. Некий человек создал искусственный астероид и запустил его на город. Этот человек обладает активной жизненной позицией.

2.Другой человек создал лекарсво от заболеваний сердца, приняв курс которого в детстве, вы избежите серьёзных неприятностей в течении всей жизни. Но, проводя его испытание, человек погиб. Этот человек тоже проявил АЖП. (Дети фиксируют и аргументируют  свой выбор; возможно в ответах детей будут обозначены последствия такой активности, ориентация на себя и др.)

- Таким образом, говоря об активной жизненной позиции, мы выявили, что существует два ее вида: активная жизненная позиция со знаком плюс и со знаком минус.

(Дети подводятся к  тому, что, не смотря на проявленную активность, характеризующуюся разработкой идеи и  воплощением её в реальность, необходимо иметь нравственную позицию).

- Из ваших высказываний я поняла, что  самое важное в активной жизненной позиции  - это позитивное отношение к миру и принятие ответственности за собственные решения и поступки.

 - В литературе  я прочла о таком случае.

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще трепеща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и … произойдёт непоправимое … трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!

«Отключить! – Сергей бежит к камере. – Ручку влево, до щелчка. Корпус ячейки, наверняка, под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… там же шесть тысяч вольт!»

- Как вы думаете, чем закончилась эта история?

Вы правы,  Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук.

- Как вы считаете, эта история – правда или вымысел?

- В мирное или в военное время произошёл этот случай?

- Что заставило Сергея рисковать жизнью?

- Побежал бы он, если бы знал, что лишится рук?

- Как бы вы поступили в этом случае?

Добавить реальную ситуацию из школьной жизни: например, быть честным с другом, несмотря ни на что

 3. Некоторые утверждают: моя учеба – это личное, поэтому старание в учебе не есть проявление активной жизненной позиции. А каково ваше мнение?

дети занимают зону ответа в соответствии со своим мнением и аргументируют свой выбор. Дети подводятся к тому, что их образование залог успешности коллектива, школы и т.д.,  т.е. направленность на себя есть благо для других в конечном итоге. Может быть  использовано и другое утверждение, например о вредных привычках, пассивная позиция принеобходимости оказать помощь и др.

4. Дать списать другу – это проявление активной жизненной позиции. Обозначьте, пожалуйста, свое согласие или несогласие по данному утверждению.

5. Я знаю, что в четверти у меня, скорее всего, будет тройка по математике. Так чего ради я буду стараться и учить эти нудные теоремы?

- Говоря о разных видах активной жизненной позиции, скажите, какой из них вам более симпатичен? (детям предлагаются импровизированные весы или две разные корзинки с надписями: АЖП плюс, АЖП минус.) Мне приятно, что для вас наиболее значимыми  являются образование, здоровье, семья (данные взяты из диагностических материалов). А наименее ценны для вас – развлечения и беспечная жизнь. Следовательно, осознанно или бессознательно, но вы поддерживаете вечные  ценности, а значит, ваша жизненная позиция складывается успешно, и вы делаете задел для  будущей счастливой жизни.

6. Каждый человек имеет активную жизненную позицию. Объясните свой ответ (классный руководитель подводит детей к тому, что активная жизненная позиция формируется самим человеком путем работы над собой).

- Что мы можем сделать, чтобы наша активная жизненная позиция развивалась? (ответы школьников)

Мне хочется рассказать вам одну притчу.

Старый дедушка объясняет маленькому внуку, что такое жизнь:

СТАРИК: Видишь ли, жизнь - это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олицетворяет любовь, уважение, доброту, радость.

ВНУК: А какой же волк в конце концов побеждает?

- Как вы думаете, что ответил дедушка?

СТАРИК: Тот, которого ты кормишь...

Только от нас самих  зависит, какой  будет наша жизненная позиция: запустим ли мы астероид на город или космический корабль на другую планету, каждый выбирает по себе – разрушать или созидать, но люди с АЖП делают именно так, сотрудничая с другими людьми.

Сейчас каждый из вас имеет право высказаться о сегодняшнем классном часе.  

Вы можете использовать следующие формулировки:

Я узнал…

Я задумался…           написано на доске

Я почувствовал….

 В ваших высказываниях запрещено использование слов: «интересно или неинтересно», « понравилось или не понравилось».

Итак, я пускаю микрофон по кругу…

А закончить наш классный час хотелось бы словами из стихотворения Э. Межелайтиса: (либо притчу)

« В жизни по-разному можно прожить:

В горе прожить, и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

И вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, памятуя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям».

        Всегда будьте Солнцами!

 Ожидаемые результаты:

  • у подростков появится мотивация к развитию активной жизненной позиции, совершению нравственно одобряемых поступков.
  • школьники приобретут знания об активной жизненной позиции и ее видах;
  • подростки осознают значимость активной жизненной позиции;
  • учащиеся получат практический опыт осуществления ответственного выбора в различных ситуациях;
  • школьники задумаются о взаимосвязи собственных поступков и жизненной успешности;
  • подростки получат опыт построения аргументированных высказываний;
  • учащиеся получат практический опыт по развитию рефлексивных умений;

Литература:

С.И. Ожегов «Словарь русского языка». М. «Русский язык» 1990

«Антология советской поэзии». М. «Художественная литература»1986

А. Лопатина, М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых» М. «Ампита-Русь» 2009

С.Титов «Всем смертям назло». Донецк «Донбасс» 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и с...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса

Обоснование актуальности темы.В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным у...

Презентация "Я и моя жизненная позиция"_10 класс

В презентации раскрывается воспитательная система класса...

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности

Формирование активной жизненной позиции у старшеклассников с ОВЗ через внеклассные мероприятия патриотической направленности - это неустанная работа по созданию у воспитанников чувства гордости з...