Тема: Формирование активной жизненной позиции у учащихся 9 «В» класса
презентация к уроку (психология) по теме
Обоснование актуальности темы.
В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности в период своего обучения в школе. Подросток должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки. Актуальность данной проблемы в том, что в условиях социально-экономического кризиса, в котором находится Россия в течение последнего десятилетия, коллектив школы должен искать способы помочь нашим детям найти себя в жизни, самоопределиться. Привить детям такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющемся мире, помогали приобретать и менять профессию, переучивать, не получая при этом психологических травм, комплексов неполноценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_pedsovetu.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление к педсовету от 1 апреля 2013г
учителя Е.М. Ревазян
Тема: Формирование активной жизненной
позиции у учащихся 9 «В» класса
«Ученик- это не сосуд, который надо
наполнить, а факел, который надо зажечь»
французский физик Паскаль
Обоснование актуальности темы.
В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросам гражданского образования и воспитания. Каждый ребенок уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Для этого обучающийся должен получить реальный опыт гражданской активности в период своего обучения в школе. Подросток должен иметь возможность для реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки. Актуальность данной проблемы в том, что в условиях социально-экономического кризиса, в котором находится Россия в течение последнего десятилетия, коллектив школы должен искать способы помочь нашим детям найти себя в жизни, самоопределиться. Привить детям такие навыки, которые помогали бы им выжить в изменяющемся мире, помогали приобретать и менять профессию, переучивать, не получая при этом психологических травм, комплексов неполноценностей.
Формирование активной жизненной позиции
Для начала, дадим определение активной жизненной позиции. В толковом словаре под редакцией Пономарёвой, дано объяснение активной жизненной позиции. Активная жизненная позиция- это духовно-практическая характеристика жизнедеятельности личности. Раскрывает в меру её участия в решении общественно-значимых задач, способ участия в жизнедеятельности общества. Каждый человек занимает в жизни свою позицию, жизненный статус конкретного человека определяется уровнем сознательности, целеустремлённости и социальной активности, т.е. мерой включения в экономическую и духовную деятельность общества.Жизненная позиция рассматривается как интегральная духовно-практическая и предметно-практическая характеристика личности. Жизненная позиция – сложное структурное образование, объединяющее внешние привлечения и внутренние механизмы активности личности. Внешние – это позиционная отношенческая цепочка: «взгляды – убеждения – социальные умения – действия». Внутренние – выстраиваются как психологический аналог тех же «взглядов – убеждений – социальных умений – действий». Жизненная позиция всегда является самоутверждением личности.
Задачи, помогающие мне развивать активную жизненную позицию у классного коллектива:
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- способствование развитию ребёнка, как личности;
- привлечение максимально большее количество детей к осознанному выбору здорового образа жизни;
- формирование гражданской, патриотической позиции возможностями коллектива;
- создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности школьника;
- создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
С целью достижения поставленных задач по формированию активной жизненной позиции использую различные методы. Среди ведущих методов такие, как информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, коллективные творческие дела.
Основные виды деятельности:
- классные часы;
- экскурсии;
- викторины;
- конкурсы;
- театрализованные представления;
- коллективное творческое дело;
- развивающие методики;
- выставки рисунков, поделок;
- уроки здоровья, уроки общения;
- беседы.
Принципы, которые я использую в построения воспитательной работы.
Принцип открытости
Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.
Принцип привлекательности будущего дела
Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.
Принцип деятельности
Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.
Принцип свободы участия
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит подростка ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.
Принцип обратной связи
Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.
Принцип сотворчества
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей, друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.
Принцип успешности
И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.
Принцип системности
Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Бороться за успех школьников – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда. Это так важно – иметь активную жизненную позицию и научить её отстаивать. И это так трудно! Но любовь к детям помогает мне преодолевать все трудности на моём педагогическом пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся
Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....
Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"
Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Использование игровых элементов в учебной деятельности даёт уст...
Опыт по теме: "Формирование активной и самостоятельной позиции у учащихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность"
Данный опыт предназначен для организации работы учителей музыки....
Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1
Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыт...
Доклад "Компетентностный подход в обучении истории как средство формирования активной гражданской позиции учащихся"
Новое время предъявляет и новые социальные требования к системе гражданского образования.Важнейшей задачей учителя общественных дисциплин в школе является воспитание гражданина. Необходима...
«Компетентностный подход в обучении истории и обществознания, как средство формирования активной гражданской позиции учащихся»
В работе представлен анализ педагогической деятельности в межаттестационный период, обощен опыт работы по формированию активной гражданской позиции учащихся...
Формирование активно-жизненных позиций учащихся через деятельность клуба интернациональной дружбы.
«Формирование жизненной позиции личности определяется в гармоничном, успешном самоопределении и самовыражении», сказано в научных источниках....