Урок литературы в 9 классе "Две жизненные позиции" урок-диспут
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Куприна Татьяна Васильевна

 

Данный урок литературы по теме "Чацкий и Молчалин: две жизненные позиции" по комедии А. Грибоедова "Горе от ума" проводится как заключительный урок , задачей которого является  обобщить и систематизировать знания учащихся о героях комедии, дать развёрнутую характеристику образов в историческом и культурном контексте, показать многообразие интерпретаций и оценок героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse_dve_zhiznennye_pozicii.rar2.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-диспут по комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Тема: Чацкий и Молчалин: Две жизненные позиции.

Цели урока: 

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о героях комедии, дать развёрнутую характеристику образов в историческом и культурном контексте, показать многообразие интерпретаций и оценок героев.

Воспитательные: использовать воспитательный потенциал, заключённый в классическом произведении. А именно: проблемы нравственности, жизненной позиции, ценные ориентиры и идеалы. 

ОУУН и способы деятельности: сопоставлять персонажей лит. произведения, подбирать и обобщать материал по тематике произведения, выразительно читать, отстаивать свою точку зрения, доказывать.

Тип урока: обобщающее повторение 

Форма урока: урок- диспут (правила диспута)

Оборудование: раздаточный материал, презентация, аудизапись.

Вступление:

 На одном из уроков в 9 классе по комедии Грибоедова «Горе от ума» неожиданно встал мальчик и запальчиво заявил:

-А я не согласен, что именно с Чацкого мы должны брать пример. Он жизни не знает, людей не понимает. И его поражение закономерно. Вот Молчалин знает жизнь и умеет в ней устраиваться. Чацкий говорит: Молчалины блаженствуют на свете». Да, блаженствуют. И ничего плохого я в этом не вижу.

Учитель:

-Что это-бравада, скепсис, цинизм?  (обратить на значение слов -цинизм)Откуда это? Я знаю, что вы уже соотносите литературу с жизнью, уже учитываете и свой собственный путь, пусть небольшой, жизненный опыт: разговоры с родителями, сверстниками, размышлениями о прочитанных книгах. И я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы смогли использовать воспитательный потенциал, заключённый в комедии, а именно поговорить о проблемах нравственности, о жизненной позиции, об идеалах. И попытались согласиться или опровергнуть высказывания вашего сверстника.

Вопросы к диспуту

  1. Чацкий – победитель или побеждённый?

- Что вы узнали о Чацком?

(Пламенный патриот, гуманист, истинный просветитель, защитник свободы и независимости, страстный обличитель Фамусовых и Молчалиных)

- Почему же Чацкий, такой умный, образованный, с пылкой душой, с горячими чувствами, выразитель передовых идей. Терпит горе от ума?

( Образованность, горячие чувства, передовые идеи не всегда обеспечивают человеку желанную победу. Любя страстно, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а разговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваясь от той морали, которую ему навязывают.)

-Докажите это текстом. (Сцена Д.2,яв. 2 «И точно, начал свет глупеть»)

(чтение по ролям)

-Что это – упражнение в красноречии или попытка просветить Фамусова?

(Это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он не может оказаться. И это борьба. А борьба – трудное и суровое дело. Тут возможны и поражения, и разочарования, и ошибки. Важно извлекать уроки даже из временных неудач.)

Учитель

А тут  ещё появляется Скалозуб. Чацкий, слыша, что его жалеют, не может удержаться от негодования. И звучит знаменитый монолог. «А судью кто..» (аудизапись)

-Сломили ли неудачи Чацкого? Возвращаемся к нашему вопросу:  Чацкий – победитель или побеждённый?

(- Чацкий-победитель. Только его горе в том, что здесь, в доме Фамусова, он один. А таких тогда в России было много. Вот если бы они объединились, то тогда победили бы фамусовское общество.)

(-Таких людей, как Чацкий, было немного. Но мила не в количестве, а в качестве, в силе тех идей, которые отстаивает Чацкий)

(-Я не считаю его победителем. В моём сознании победитель тот, кто доводит дело до конца. Победить старое одними словами нельзя.)

(-А для меня самое главное в том, что после отъезда Ч. ещё долго содрогалось фамусовское общество только от одного его имени)

(- Тут всё дело в моральной победе. Ч. Одерживает нравственную победу: они его боятся, а он их нет.)

Учитель

Правильно, нравственная победа важнее всего. Способен ли Ч. сделать необходимые выводы после своего пребывания в доме Фамусова? Изменится ли?

(- Наверное, да. Последний монолог- слова, свидетельствующие о прозрении героя, о том, что он сам приходит к пониманию бездны, существующей между ним и этим обществом. «Так, отрезвился я сполна…»

Согласны ли вы с Пушкиным, который в письме к Бестужеву писал:  «.всё, что говорит Ч., очень умно, но кому он это говорит? Фамусову? Скалозубу? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека- с первого взгляда знать, с кем имеешь дело.»

(- нет, может, Пушкин в своём отзыве как раз и не принял в расчёт того, что образ Ч. дан в развитии, что он изменится, может делать правильные выводы из собственных неудач. Может быть, в этом и заключается первый признак умного человека.)

Итак, жизненные принципы Ч. устойчивы и постоянны, он никогда не поступится ими. Но и у Молчалина есть своя жизненная позиция, которая давно уже выработалась и которой он следует настойчиво и неизменно.

  1. Почему «Молчалины блаженствуют на свете?»

Учитель

Каким вы представляете Чацкого и Молчалина при первом знакомстве? Если бы вам пришлось нарисовать их словесный портрет, какие сближающие и различающие их черты вы бы выделили?

(-Ч. красноречив, разница в одежде, но главное -их манера поведения. Ч. выходец из дворянской семьи, независим, раскован. М. –человек «безроден», из милости взятый в дом богатого барина, подобострастен, осторожен.)

(-Ч. ведёт себя у Фамусова свободно, на правах старого знакомого, участник детских игр Софьи. А Молчалин одинок, замкнут, принижен.)

(-Конечно, бедному, незнатному М. трудно жить в чужом доме. Но он преследует цель: стать богатым, для этого приспосабливается, не прочь жениться на Софье, достичь чинов, наград. Он хотел бы не разрушить старый мир, а утвердиться, преуспеть в нём. Ч. выступает против всего несправедливого, а М. приспосабливается в обществе.)

Учитель

У М. Горького есть произведение «Песня о Соколе». В связи с разговором о Молчалине можно привести слова Ужа: «Ну что же –небо?- пустое место. Как мне не ползать? Мне здесь прекрасно. Тепло и сыро!

В ущелье лёжа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу. Рождённый ползать – летать не может!»

-М. –своеобразный вариант этого типа незнатного молодого человека, который в 19 веке стремится во что бы то ни стало, правдами и неправдами, достичь высокого положения в обществе.

Как вы думаете, прав ли Ч., саркастически предсказав, что М. дойдёт до степеней известных?

(-Конечно, прав, но не только потому, что «нынче любят бессловесных», а и потому, что М. руководствуется в жизни такими подлыми принципами, о которых Ч. и не догадывается.)

- Вернёмся к вопросу диспута, почему же Молчалины «блаженствуют» на свете?

(Потому что есть такие люди, которые любят, когда им поддакивают во всём, любят, угождают. Молчалины процветают там, где косность, корыстолюбие, культ низкопоклонство, круговая порука. Чем выше уровень развития общества, тем изощрённее вынуждены становится Молчалины, стремящие втереться в доверие, приспособиться, пристроиться к любой обстановке. Таких людей Чехов назвал хамелеонами.)

- Согласны ли вы с высказыванием мальчика в начале урока?

(Нет, потому что такие, как М. опасны, их сразу не разгадать. У него внешне всё «показушно», всё хорошо. Тихий, скромный, на флейте играет, песенки любит в тетрадочки переписывать. А выясняется, что это страшный человек.)

3. Моя жизненная позиция

(Мнение ребят)

Вывод учителя

Нельзя думать, что Молчалины исчезнут сами по себе. Они будут жить до тех пор, пока общество решительно не изгонит их. Очень важен для нас этот отрицательный персонаж грибоедовской комедии. Он предостережение, урок. Зато как близок и дорог нам главный герой, на которого обрушился «милион терзаний». Как верно заметил Грибоедов, «Чацкий неизбежен при каждом смене одного века другим. Ч. живут и не переводятся в обществе… где …длится борьба свежего с отжившим».

Д. з. Моя жизненная позиция. Кто из героев мне ближе и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Применение ЦОР на уроке литературы по теме "Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова"

Представлена работа по использованию цифровых образовательных ресурсов на уроке литературы в 9 классе по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова».Цель: показать преимущества  использования ЦОР в ...

Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"

Презентация к уроку литературы: "Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя"...

Презентация к уроку литературы "Жизненный и творческий путь Б. Пастернака.

Это небольшая презентация, представляющая слайды с изображением родителей поэта, его самого и его семьи....

Урок литературы .А.Ахматова. Жизненная и творческая судьба. «Я - голос ваш…» Художественный мир поэта.

Урок литературы в 11 классе .А.Ахматова.  Жизненная и творческая судьба. «Я - голос ваш…» Художественный мир поэта....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...