Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении
статья по теме

Халлиулина Гузалия Нетфулловна

Статья об использовании проектной технологии в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk_halliulina_proektnyy_metod.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование активной жизненной позиции обучающихся посредством проектной технологии в общеобразовательном учреждении.

Процесс  обучения и  воспитания  сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой. Способной проявлять свои таланты не только на благо себя и своей семьи, но страны и человечества в целом. Может ли стать такой личностью человек неуверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий и не желающий ничего менять? Естественно нет! 

«Если не думать о будущем, то у вас его не будет» - гласит афоризм. Но всем понятно, что только думать о будущем недостаточно. Чтобы будущее «наступило», нужно действовать! Конечно, время не остановить и завтра в любом случае наступит, но каким будет это завтра? Таким как хочешь ты, или «как получится»? А способен ли ты сегодня изменить свою жизнь, сделать её такой, какой нужно тебе, а не окружающим?

Жизнь предоставляет нам много шансов, но далеко не все из них мы используем, некоторые просто не замечаем, а ведь именно эти «сегодняшние» шансы определяют, то, что нас ждет «завтра».

Специфика «нового» образования заключается именно в том, чтобы предоставить мальчишкам и девчонкам современные «инструменты» для  успешности в дальнейшей жизни. Мало получить   набор знаний, умений и навыков, нужно знать, что с эти набором делать и как им оперерировать.

 XXI век дает заказ на молодых людей, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Одним из методов, позволяющих успешно решать поставленные задачи является проектная деятельность.

 Слово «проект», в переводе с латинского, означает «бросание вперед». [3] Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ребенок  приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

           Применяя метод проекта внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Для того чтобы ребенок  воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно-значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. «Решить проблему» значит получить реальный и ощутимый результат.          

"Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова". Так писал в 1918 г. один из основоположников "метода проектов", последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик.

Проектный метод может воспитать деятельных, энергичных, предприимчивых граждан, умеющих жертвовать личными интересами во имя общественного блага.

Основные требования к проекту

1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.

2.      Планирование действий по разрешению проблемы.

3.      Исследовательская работа как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4.      Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

5.      Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. [2, c.138]

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. [4, с.11]

Классификация проектов по доминирующей деятельности.

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Пример: создание сборников задач и творческих заданий по курсу экономики. Обучающимися выбирается конкретная тема и разрабатывается сборник, состоящий из заданий различного уровня, который впоследствии можно использовать для повторения курса и подготовки к итоговой аттестации.
  2. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Пример: исследование и обобщение информации о потребительском товаре. Оформляется информация об истории происхождения, рынок продаж, влияние на здоровье и окружающую среду и другое. И затем данный проект презентуется обучающимися.
  4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Данный вид проектной деятельности предполагает групповую форму работы. Это возможна разработка дня предпринимателя, дня защиты прав потребителя, разработка  творческих заданий к  конкурсу, разработка математической игры для обучающихся младших классов.
  5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. В рамках урочной и внеурочной деятельности может быть представлено в виде суда над вредными привычками.

По предметно-содержательной области можно выделить два типа проектов.

  1. Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного  одной области, хотя могут использовать информацию из других областей.
  2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Например, проект по теме "Защита прав потребителя: вчера и сегодня»  требует одновременно исторического, экономического, психологического и социологического подходов. Но именно такие затратные проекты по времени, по силам, по сложности вызывают большее удовольствие от проделанной работы.

Классификация проектов по продолжительности.

  1. Мини-проекты могут укладываться в одно занятие. Их разработка наиболее продуктивна для краткосрочных вещей. Пример: проект "Социальная реклама по заданной теме". Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -20 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).
  2. Краткосрочные проекты требуют выделения 2-3 занятий, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Например,  тот же проект «Социальная реклама по заданной теме», но уже с использованием видео и созданием видеоролика на заданную тему.
  3. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 30 - 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Например, неделя математики в школе или неделя молодого предпринимателя, в рамках которой проводятся мастер-классы, творческие  мастерские, конкурсы мини-проектов и т.д.
  4. Долгосрочные (годичные) проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Эта работа может  проводится  в рамках ученических научных обществ. Весь цикл реализации годичного проекта - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Приведу перечень возможных выходов проектной деятельности (в частности в рамках образовательной деятельности в школе):

·        WEB-сайт

·        Анализ данных социологического опроса

·        Видеофильм, видеоролик

·        Выставка

·        Газета, журнал

·        Действующая фирма

·        Законопроект (внутришкольный)

·        Игра

·        Музыкальное произведение

·        Мультимедийный продукт

·        Оформление кабинета

·        Постановка, праздник

·        Система школьного самоуправления

·        Справочник, учебное пособие

С нашей точки зрения, не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ребята  вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всей совместной деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя и позволяет решить поставленные цели и задачи.

Как мы видим, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для детей. Во время работы над проектом строятся новые отношения взрослого и ребенка. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

Список использованной литературы:

  1. Гин А. Приемы педагогической практики.- М.: Вита - пресс, 2007
  2. Кайзер Ф.-И., Каминский Х.Методика преподавания экономических дисциплин. – М.:Вита-пресс, 2007
  3. Сазонова А.В. Генезис и сущность понятия «проектная деятельность».//Психология, социология, педагогика, июнь, 2012.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. М. 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование материалов по краеведению на уроках географии с целью формирования активной жизненной позиции учащихся

Использование местного материала на уроках географии(6-10 класс) с целью формирования личности учеников....

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе как фактор формирования активной жизненной позиции

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся

Вовлечение подрастающего поколения в социально-значимую деятельность, как возможность формирования активной жизненной позиции обучающихся...