Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Опытно - методическая разработка
Тема:
«Роль изобразительного искусства
в развитии социальной адаптации учащихся
через формирование активной жизненной позиции
на уроках изобразительного искусства
в 7 классе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опытно - методическая разработка
Тема:
«Роль изобразительного искусства
в развитии социальной адаптации учащихся
через формирование активной жизненной позиции
на уроках изобразительного искусства
в 7 классе»
Автор:
Резакова Анна Анатольевна,
учитель
Заклинской общеобразовательной школы.
2010 год
Содержание.
1.Вступление ………………………..3
2.Теоретическая часть……………..4
3. Список литературы………………16
4. Приложение……………………….18
Тема исследования:
«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»
Мотив участия в исследовании –
развитие социальной адаптации школьника.
Цель:
выяснить, насколько велика роль изобразительного искусства в формировании активной жизненной позиции для развития социальной адаптации учащихся.
Введение:
А к т у а л ь н о с т ь и с с л е д о в а н и я связана с
обращением президента к школе с целью создания условий для раскрытия личности, «готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Она обусловлена тем, что в педагогической деятельности я сталкиваюсь с противоречием: дети не готовы признать и принять систему общепринятых ценностей и норм поведения и стремятся придерживаться своей системы ценностей с вытекающим отношением к жизни: конфликтность; агрессивный стиль межличностного общения.
Знакомство с изобразительным искусством может способствовать формированию активной жизненной позиции как признака социально адаптированной личности, востребованной обществом.
Что есть активная жизненная позиция?
Это правило жизни, её восприятие и отношение к ней; образ, стиль жизни.
О б ъ е к т и с с л е д о в а н и я – учащиеся 1- 7- х классов школы, у которых формирование активной жизненной позиции на уроках ИЗО является фактором социальной адаптации учащегося в современных условиях.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – определить, какова вероятность возможности выбора учеником активной жизненной позиции через осознание и принятие общечеловеческих ценностей, выработанных предшествующими поколениями, в условиях изучения изобразительного искусства в школе.
Смысл адаптации - принятие личностью норм и ценностей общества.
Это соответствует
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСКУССТВУ:
изучение изобразительного искусства направлено на достижение целей:
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.
Социально адаптированной можно считать личность, обладающую социальным интеллектом, позволяющим индивиду достигать гармонии с собой и окружающей средой.
Изобразительное искусство - одно из средств постижения окружающего мира через визуальный материал, и как средство адаптации к этому миру через зрительские умения.
Темы 3 четверти 7 класса через принцип «от жизни – через искусство – к жизни» способствуют развитию наблюдательности, самосознания и интереса к жизни других людей, поднимает значение каждого момента жизни, вводят собственное бытие учащихся в контекст культуры.
Для исследования современного состояния научной разработанности проблемы социальной адаптации учащихся общеобразовательных школ были проанализированы социально-педагогические, философские, психологические и другие источники. Результаты позволяют выявить высокую актуальность и нарастающее внимание к ней.
Проблеме социальной адаптации посвящены работы философов В. Г. Верещагина, Ю. В. Гана, Е. Л. Ефимова, В. П. Казначеева, С. В. Кинелева, И.А. Милославовой и др. Учеными подчеркивается сложный, системный, многоуровневый характер социальной адаптации.
Встреча с изобразительным искусством уже в первом классе начинается с познания связей искусства с жизнью, с миром, в котором живёт школьник.
На уроках формируется поэтическое видения мира (1 четверть), развивается умение вглядываться в жизнь.
Тема 2 класса «Ты и искусство» приобщает к искусству как к культуре. Через наблюдение учащийся учится видеть мир, выражая своё отношение к нему через изображение .
Тема 3 класса: понимание роли искусства в повседневной жизни, через него происходит приобщение к культуре своего народа.
Тема 4 класса формирует представление о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений о духовной красоте человека.
Основная функция адаптации - освоение условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия.
Тема 5 класса подводит школьников к пониманию коммуникативной функции декоративно- прикладного искусства в обществе.
Тема 6 класса знакомит с искусством изображения как способом познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры.
Непосредственным толчком к началу процесса адаптации чаще всего становится осознание личностью того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых условий среды.
В темах 7 класса изменения языка изображения в истории искусства рассматривается как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.
В моём проекте адаптация определяется как процесс взаимодействия субъекта и окружающей среды, в результате которого у него возникают модели и стратегии поведения, приводящие к преодолению стрессовых ситуаций.
Этому способствует развитие поэтического видения реальной жизни при выполнении творческих заданий на уроках в 7 классе во 2-ой четверти.
Адаптация к условиям и требованиям быстроменяющейся жизни, является проблемой для учащихся.
Актуальность обусловила выбор темы исследования:
«Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе.»
В практической части я предлагаю развёрнутое тематическое планирование и открытый урок.
Э т а п ы работы:
1 этап накопление и осмысление материала. Основное внимание на этом этапе обращено на формирование общей концепции научно-педагогического исследования ( См планирование)
2 этап теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, трудов основоположников педагогической науки, законодательных и нормативных документов, периодической печати по вопросам исследования, а также изучение практического опыта общеобразовательных школ (см теоретическую часть)
3 этап проведение эксперимента, сравнительный анализ, оформление результатов исследования (см анализ урока)
З а д а ч и и с с л е д о в а н и я : 1. Проанализировать эффективность функции учителя по социальной адаптации учащихся, выявить затруднения, возникающие в ходе социальной адаптации, и вскрыть условия повышения ее эффективности .
2. Определить критерии и показатели эффективной социальной адаптации учащихся, разработать методику выявления уровней их адаптированности .
3. Разработать научно-методические рекомендации и методики, использование которых обеспечит развитие функции учителя по социальной адаптации учащихся (выступление на педсовете).
М е т о д ы и с с л е д о в а н и я :
1. Теоретический анализ отечественных и зарубежных литературных. Изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме социальной адаптации старшеклассников в общеобразовательных школах.
3. Социологические методы: анкетирование и интервью со старшеклассниками.
4. Обработка и оценка результатов наблюдения.
П р а к т и ч е с к а я з н а ч и м о с т ь работы заключается в том, что оно вооружает педагога общеобразовательной школы эффективньм средством, облегчающим социальную адаптацию учащихся.
Г и п о т е з а исследования:
возможно эффективное выполнение учителем изобразительного искусства функции по социальной адаптации учащихся через создание условий на уроках изобразительного искусства, направленных на формирование активной жизненной позиции учащихся.
Как о ж и д а е м ы й р ез у л ь т а т :
ученик, умеющий анализировать полученные знания, систематизировать и применять их в жизни,
Инициативный,
отвечающий за себя и за свои поступки не только перед самим собой, своими родителями, но и перед обществом,
обладающий потребностью в социально значимой деятельности и ответственностью за ее результаты.
Список литературы:
1. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: Изд-во Уральского
2. Аргайл М. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. М.В. Кларина. - М.: Прогресс, 1990. - 332 с.
3. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. - 1996. - Ш 5. - 3-9.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: йзбр. пси- хол. труды / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1995'. - 349 с.
5. Ган Ю.В. Проблема социальной адаптации личности: Авто- реф. дис. ... канд. филос. наук. - Свердловск, 1982. -18 с.
6. Козлов С М . Социальные катаклизмы глазами старшеклассников // Мир психологии. - 1998. - Ш 2(7). - 163-164.
7. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.
8. Налчаджян А. 0. Социально - психическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегия. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1988. - 263 с.
9. Растова Л.М. К вопросу о соотношении социализации и социальной адаптации личности // Труды / Алтайск. политех., ин-т. - Барнаул, 1974. - Вып. 37. - 113-119. - 169 -
10. Свиридов Н.А. Социальная, адаптация личности в коллективе // Социал. исслед. - 1980. - № 3. - 50.
11. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Матер. Рос. науч.- практ. конф. (26-28 нояб. 1996 г.). - М., 1996. - 184 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева;
13. Чоросова О.М. Отношение ребенка к себе и другим людям как важнейший компонент нравственного поведения // Мир психологии. - 1998. - №2.(7). - 170-175.
14. Харрис Т. Я хороший, ты хороший / Сокр. пер. с англ. - М.: Соль, 1993. - 171 с.
15. Ершова Н.А. Творческая активность педагогической деятельности молодых учителей как фактор профессиональной адаптации: Дис. …канд. психол. наук. М., 1997. 204 с.
16. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П, 1
17. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М., 2001. - С. 220.
18. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - П., 2004. - 270 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме "Нетрадиционные художественные технологии, как средство развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства"
Обобщение опыта применения нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Статья о развитии познавательной активности учащихся на уроках изо , с использованием различных средств и методов обучения, формируя компетентностно -развитую личность, способную адаптироваться в совр...
тема самообразования: Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о...
Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование и...
Развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства
доклад по самообразованию...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 5 класса по теме «Пейзаж в живописи»
Методическая разработкаурока по изобразительному искусству для 5 классапо теме «Пейзаж в живописи»Тема урока: Пейзаж в живописиЦель урока: Формирование художественно-творческой актив...
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"
Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...