Программа внеурочной деятельности МЫ ГОСТИ НА ЗЕМЛЕ ХАНТЫ региональный компонент
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности "Мы гости на земле ханты" региональный компонент.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Чеускинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
внеурочной деятельности
«Мы гости на земле ханты»
Региональный компонент
Составитель:
Фасхитдинова Г.Ю
учитель технологии
НРМОБУ «Чеускинская СОШ»
2017 – 2018 учебный год
Мира не узнаешь,
не зная края своего.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры « О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции народа. Особенно остро встаёт вопрос о национально - региональных факторах в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры. Это всё воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу личности, уважение и доверие к окружающим миру, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Программа «Мы гости на земле ханты» – это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его к ценностям мировой и национальной культуры. Данная программа учитывает реальный опыт образовательной деятельности педагогического коллектива по приобщению подрастающего поколения к региональной культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, к историческому наследию обско-угорских народов.
Актуальность.
Югра многонациональный регион. В настоящее время остается актуальной проблема реализации регионального компонента содержания образования. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей разных национальностей. В программе большое внимание уделяется воспитательному компоненту. Обогащается непосредственный жизненный опыт обучающихся.
Цель программы: знакомство с культурой родного края, рукотворным миром;
формирование интереса к национальному творчеству народов Севера, приобщение школьников к нравственным, духовным ценностям, через декоративно - прикладное искусство.
Данная программа предполагает решение следующих задач:
Образовательные – формировать знания о культуре и традициях коренного населения; дать знания об особенностях декоративно-прикладного искусства; показать непосредственную связь декоративно-прикладного искусства коренного населения с жизнью и бытом.
Воспитательные – воспитывать толерантное отношение к другой культуре; ценностное отношение к себе, другим и миру; воспитывать любовь к родному краю, формировать интерес к истории Родины, способствовать укреплению межнациональных связей.
Развивающие – способствовать формированию национального самосознания, общекультурной и этнической идентичности; развивать художественный вкус и творческие способности.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, носит практико-ориентированный характер и создаёт оптимальные условия для решения актуальных проблем эстетического и нравственного воспитания
Данная программа является образовательной, развивающей.
Возраст воспитанников от 10 до 12 лет.
Вид группы - профильный.
Состав группы - постоянный.
Наполняемость группы -7 - 9 человек
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество часов в год - 36 часа.
Количество занятий в неделю – 1 час 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия — 45 минут.
Ожидаемые результаты усвоения программы «Мы гости на земле ханты»
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) представление о быте коренных народов Севера;
2) представление о традициях коренных народов Севера, оценивание их роли в жизнедеятельности людей;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
6) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
7) овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Предметные результаты
1)воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
2)знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
Ожидаемые результаты к концу обучения
В результате обучения учащиеся должны получить знания:
- о народных промыслах;
- об особенностях традиционного искусства ханты;
- о культуре и традициях коренного населения;
- о связи декоративно-прикладного искусства с жизнью и бытом населения;
- о применяемых материалах и об их использовании;
- об орнаменте;
- об особенностях кухни.
умения:
- создавать композицию узора;
- выполнять простые изделия с использованием узоров из различных материалов (бисероплетении, аппликации);
- изготавливать простые украшения с использованием кожи и меха;
- импровизировать в работах.
Формы контроля, знаний и умений воспитанников.
Контроль за качеством знаний и умений воспитанников на различных этапах прохождения программы предполагается осуществлять через систему творческих отчетов (презентации), зачетных творческих работ (защита проектов).
Особенности методики обучения
Обучение, по данной программе планируется с учётом возрастных особенностей детей.
Основной формой организации учебно-воспитательной деятельности является проведение групповых практических занятий с получением теоретических знаний.
Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информацию познавательного характера, беседы, просмотр готовых изделий фото и видео материалов. В теоретическую часть так же входит посещение школьного музея, с целью знакомства с изделиями выполненными жителями родного поселка, с охраной труда, правилами безопасности, санитарии и гигиены.
Практические занятия направлены на формирование умений и навыков, на их отработку, на четкое выполнение приемов выполнения изделий, на умение пользоваться материалами и инструментами.
Процесс обучения построен по принципу последовательного перехода от простого к сложному параллельно с практическим обучением.
Методы – словесные, наглядные, практические, исследовательские, мотивационно-стимулирующие. Чаще всего эти методы сочетаются в ходе одного занятия.
Формы занятий: традиционные, нестандартные, творческие.
В основу курса обучения положены следующие принципы:
- сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей интереса к овладению знаниями о региональных особенностях и умению выполнять национальные изделия;
- доступности, который требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюдение в обучении элементарных дидактических правил: от известного – к неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному;
- системности - предусматривает непрерывность процесса формирования навыков; чередование работы и отдыха, определённую последовательность выполнения заданий;
Реализация программы предполагает широкое использование компьютерных технологий (работа с Интернет-сайтами, сканирование, увеличение и размножение материала).
Содержание программы
1. Вводное занятие 1 ч.
Теоретические сведения. План и задачи кружка. Демонстрация образцов поделок. Материалы и инструменты для работы. Правила поведения в кабинете технологии и охрана труда. Содержание программы
Практические работы. Презентация «Мы гости на земле ханты»
2. Знакомство с бытом коренного населения 3 ч.
Теоретические сведения. Знакомство с бытом коренного населения. Основные промыслы ханты.
Практические работы. Просмотр видеофильмов «Кто такие Ханты?» и «Один день в гостях у хантов»
3. Работа с тканью, кожей, мехом 16 ч.
Теоретические сведения. Народная кукла обских угров. Роль и значение народной куклы в жизни детей обских угров. Изделия ДПИ – хантыйская игольница, «пупки». Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использование, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.
Материалы и инструменты: куклы – акань, пакы, игольница, «пупки».
Сукно, х/б ткань, мех, кожа, пряжа, бисер, иглы, ножницы, ленты.
Практические работы. Куклы – акань, пакы; «Пупок»; Игольница.
4. Орнамент обских угров 6 ч.
Теоретические сведения. Национальный орнамент, символика. В орнаменте раскрывается тонкое наблюдение за окружающей человека природой, проявляются особенности мышления, богатство внутреннего мира северного народа ханты.
Материалы и инструменты: Сукно, х/б ткань, мех, кожа, пряжа, бисер, иглы, ножницы, ленты.
Практические работы. Кулон с использованием орнамента.
5. Работа с берестой 4 ч.
Теоретические сведения. Знакомство с берестяными изделиями ДПИ обских угров. История, значение в быту, применение. Техника заготовки, хранения, обработки бересты. Художественная обработка бересты: плетение, резьба, тиснение, гравировка. Виды групп изделий из бересты - изделия, изготовленные из целого пласта бересты, изделия плетёные из лент.
Материалы и инструменты: береста, резаки
Практические работы Закладка для книги из бересты.
6. Знакомство с одеждой обских угров 2 ч.
Теоретические сведения. Разновидности одежды: мужская, женская, детская. Материалы, используемые для изготовления одежды. Зависимость использования материалов в зависимости от сезона. Украшение одежды орнаментом.
7. Знакомство с кухней обских угров 2 ч.
Теоретические сведения. Традиционные продукты в рационе обских угров. Блюда национальной кухни. Традиции приготовления блюд.
ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (1час)
ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКЕ (1час)
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с бытом коренного населения | 3 | 3 | |
3 | Работа с тканью, кожей, мехом | 16 | 3 | 13 |
4 | Орнамент обских угров | 6 | 1 | 5 |
5 | Работа с берестой | 4 | 1 | 3 |
6 | Знакомство с одеждой обских угров | 2 | 2 | |
7 | Знакомство с кухней обских угров | 2 | 2 | |
8 | Экскурсия в школьный музей | 1 | 1 | |
9 | Подготовка к итоговой выставке | 1 | 1 | |
ИТОГО | 36 | 15 | 21 |
Методическое обеспечение программы.
Дидактические материалы:
- технологические карты, таблицы,;
- образцы изделий;
- иллюстративный материал, фото, видео материал.
Список литературы
- Ю.С.Надточий. Тобольский музей-заповедник. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1988.
- Край салымских хантов. Брошюра издана компанией «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.» в 2007 году.
- Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола. – 2000. – 138 с.
- Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско». 2004 г. – 272 с.: ил.
- Хозяинова А.Е. Декоративно-прикладное искусство коми: Методическое пособие для мастеров производственного обучения. 5 класс/ Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист». 2002. – 48 с.
- Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство манси: Методическое пособие. 5 класс/ Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист». 2002. – 48 с.
- Хозяинова В.В. Дидактический материал для занятий по декоративно-прикладному искусству: Методическое пособие. 6-11 класс/ Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист». 2001. – 48 с.
- Этномир: образование и культура / Сборник научно-методических работ. – Вып. 1. – Ханты-Мансийск:
Интернет ресурсы:
http://omsktut.ru/upload/board/2011-10/16dd0da841a3e2_big.jpg
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=75455141-70-72&n=21
http://dic.academic.ru/pictures/es/276660.jpg
http://s53.radikal.ru/i141/1009/d5/96edbdbac6d9.jpg
http://www.stfond.ru/images/load/Image/2012/02/ugra210201.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/130283026.a4/0_6bb7e_3e873568_XL
http://fototelegraf.ru/wp-content/uploads/2011/03/Khanti-mansiisk-26-830x581.jpg
http://www.krasfun.ru/images/2011/3/ccd26_hanti-032.jpg
http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i1001/Untitled-3_.jpg
http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/view/441239/
http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm
http://www.2r.ru/images/articles/163-14.jpg
http://www.finnougoria.ru/photo/IMG_9831.JPG http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&textmages
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....
Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у гномов" для 1 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку для 1 класса...
Программа внеурочной деятельности "В гостях у гномов" 2018-2019 учебный год
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "В гостях у гномов" для 3 класса...
Программа внеурочной деятельности "В гостях у гномов" 2019-2020 учебный год
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "В гостях у гномов" для 4 класса...
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант 1 - 4 классы
Введение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» на первом этапе обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обусловлено необходимостью корр...
Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Не умаляя достоинства других предметов в школе, литература – это предмет, в большей мере формирующий личность. В основе уроков литературы лежит принцип гуманизации: именно нравственный пот...