Программа внеурочной деятельности МЫ ГОСТИ НА ЗЕМЛЕ ХАНТЫ региональный компонент
рабочая программа на тему

Фасхитдинова Гюзель Юсуповна

Программа внеурочной деятельности "Мы гости на земле ханты" региональный компонент.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное

общеобразовательное бюджетное учреждение

«Чеускинская средняя общеобразовательная школа»

Программа

внеурочной деятельности

«Мы гости на земле ханты»

Региональный компонент

                                                  Составитель:

                                                            Фасхитдинова Г.Ю

                                                                                     учитель технологии

                                                                               НРМОБУ «Чеускинская СОШ»

               

                                                                                     

2017 – 2018 учебный год

Мира не узнаешь,

 не зная края своего.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры « О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры».

   Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции народа. Особенно остро встаёт вопрос о национально - региональных факторах в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм,  начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

   Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры. Это всё воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу личности, уважение и доверие  к окружающим миру, гармоничное сочетание  патриотических, национальных и интернациональных чувств.

    Программа «Мы гости на земле ханты» – это средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщение его к ценностям мировой и национальной культуры. Данная программа учитывает реальный опыт образовательной деятельности педагогического коллектива по приобщению  подрастающего поколения к региональной культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, к историческому наследию обско-угорских народов.

  Актуальность.

   Югра многонациональный регион. В настоящее время остается актуальной проблема реализации регионального компонента содержания образования. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного края, использованием культурного потенциала, выявлением опорных духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию детей разных национальностей. В программе большое внимание уделяется воспитательному компоненту. Обогащается непосредственный жизненный опыт обучающихся.

    Цель программы: знакомство с культурой родного края, рукотворным миром;

формирование интереса к национальному творчеству народов Севера, приобщение школьников к нравственным, духовным ценностям, через декоративно - прикладное искусство.

Данная программа предполагает решение следующих задач:

   Образовательные – формировать знания о культуре и традициях коренного населения; дать знания об особенностях  декоративно-прикладного искусства; показать непосредственную связь декоративно-прикладного искусства коренного населения с жизнью и бытом.

   Воспитательные – воспитывать толерантное отношение к другой культуре; ценностное отношение к себе, другим и миру; воспитывать любовь к родному краю, формировать интерес к истории Родины, способствовать укреплению межнациональных связей.

   Развивающие – способствовать формированию национального самосознания, общекультурной и этнической идентичности; развивать художественный вкус и творческие способности.

   Программа имеет художественно-эстетическую направленность, носит практико-ориентированный характер и создаёт оптимальные условия для решения актуальных проблем эстетического и нравственного воспитания

   Данная программа является образовательной, развивающей.

Возраст воспитанников   от 10 до  12 лет.

Вид группы - профильный.

Состав группы - постоянный.

Наполняемость группы -7 - 9 человек

Срок реализации программы – 1 год.

Общее количество часов в год  - 36 часа.

Количество занятий в неделю – 1 час 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия — 45  минут.

   Ожидаемые результаты усвоения программы «Мы гости на земле ханты»

Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение форм познавательной и личностной рефлексии; 

Познавательные:

1) представление о быте коренных народов Севера;

2) представление о традициях коренных народов Севера, оценивание их роли в жизнедеятельности людей;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности;

4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

5) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

6) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;

7) овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные:

1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Предметные результаты

1)воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

2)знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

Ожидаемые результаты к концу обучения

В результате обучения учащиеся должны получить знания:

  • о народных промыслах;
  • об особенностях традиционного искусства ханты;
  • о культуре и традициях коренного населения;
  • о связи декоративно-прикладного искусства с жизнью и бытом населения;
  • о применяемых материалах и об их использовании;
  • об орнаменте;
  • об особенностях кухни.

умения:

  • создавать композицию узора;
  • выполнять простые изделия с использованием узоров из различных материалов (бисероплетении, аппликации);
  • изготавливать простые украшения с использованием кожи и меха;
  • импровизировать в работах.

Формы контроля, знаний и умений воспитанников.

Контроль за качеством знаний и умений воспитанников на различных этапах прохождения программы предполагается осуществлять через систему творческих отчетов (презентации), зачетных творческих работ (защита проектов).

Особенности методики обучения

     Обучение, по данной программе планируется с учётом возрастных особенностей детей.

     Основной формой организации учебно-воспитательной деятельности является проведение групповых практических занятий с получением теоретических знаний.

     Теоретическая часть включает в себя объяснение нового материала, информацию познавательного характера, беседы, просмотр готовых изделий фото и видео материалов. В теоретическую часть так же входит посещение школьного музея, с целью знакомства с изделиями выполненными жителями родного поселка, с охраной труда, правилами безопасности, санитарии и гигиены.

    Практические занятия направлены на формирование умений и навыков, на их отработку, на четкое выполнение приемов выполнения изделий, на умение пользоваться материалами и инструментами.

     Процесс обучения построен по принципу последовательного перехода от простого к сложному параллельно с практическим обучением.

    Методы – словесные, наглядные, практические, исследовательские, мотивационно-стимулирующие. Чаще всего эти методы сочетаются в ходе одного занятия.

     Формы занятий: традиционные, нестандартные, творческие.

   В основу курса обучения положены следующие принципы:

  • сознательности и активности, предусматривающий сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей интереса к овладению знаниями о региональных особенностях и умению выполнять национальные изделия;
  • доступности, который требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения сложности осваиваемого материала и соблюдение в обучении элементарных дидактических правил: от известного – к неизвестному, от лёгкого к трудному, от простого к сложному;
  • системности - предусматривает непрерывность процесса формирования навыков; чередование работы и отдыха, определённую последовательность выполнения заданий;

     Реализация программы предполагает широкое использование  компьютерных технологий (работа с Интернет-сайтами, сканирование, увеличение и размножение материала).

Содержание программы

1. Вводное занятие 1 ч.

  Теоретические сведения. План и задачи кружка. Демонстрация образцов поделок. Материалы и инструменты для работы. Правила поведения в кабинете технологии и охрана труда. Содержание программы

   Практические работы. Презентация «Мы гости на земле ханты»

2. Знакомство с бытом коренного населения 3 ч.

   Теоретические сведения. Знакомство с бытом коренного населения. Основные промыслы ханты.

  Практические работы.  Просмотр видеофильмов «Кто такие Ханты?» и «Один день в гостях у хантов»

3. Работа с тканью, кожей, мехом  16 ч.

   Теоретические сведения. Народная кукла обских угров. Роль и значение народной куклы в жизни детей обских угров. Изделия ДПИ – хантыйская игольница, «пупки». Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и их использование, с приемами работы. Знакомство с организацией рабочего места учащегося, его подготовкой к работе.

Материалы и инструменты: куклы – акань, пакы, игольница, «пупки».

Сукно, х/б ткань, мех, кожа, пряжа, бисер, иглы, ножницы, ленты.

   Практические работы. Куклы – акань, пакы; «Пупок»; Игольница.

4. Орнамент обских угров 6 ч.

   Теоретические сведения. Национальный орнамент, символика. В орнаменте раскрывается тонкое наблюдение за окружающей человека природой, проявляются особенности мышления, богатство внутреннего мира северного народа ханты.

Материалы и инструменты: Сукно, х/б ткань, мех, кожа, пряжа, бисер, иглы, ножницы, ленты.

   Практические работы. Кулон с использованием орнамента.

5.  Работа с берестой 4 ч.

   Теоретические сведения. Знакомство с берестяными изделиями ДПИ обских угров. История, значение в быту, применение. Техника заготовки, хранения, обработки бересты. Художественная обработка бересты: плетение, резьба, тиснение, гравировка. Виды групп изделий из бересты - изделия, изготовленные из целого пласта бересты, изделия плетёные из лент.

Материалы и инструменты: береста, резаки

   Практические работы Закладка для книги из бересты.

6. Знакомство с одеждой обских угров  2 ч.

   Теоретические сведения. Разновидности одежды: мужская, женская, детская. Материалы, используемые для изготовления одежды. Зависимость использования материалов в зависимости от сезона. Украшение одежды орнаментом.

7. Знакомство с кухней обских угров 2 ч.

   Теоретические сведения. Традиционные продукты в рационе обских угров. Блюда национальной кухни. Традиции приготовления блюд.

 ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (1час)

ПОДГОТОВКА К ИТОГОВОЙ ВЫСТАВКЕ (1час)

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

          Тема занятий

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Знакомство с бытом коренного населения

3

3

3

Работа с тканью, кожей, мехом  

16

3

13

4

Орнамент обских угров

6

1

5

5

Работа с берестой

4

1

3

6

Знакомство с одеждой обских угров  

2

2

7

Знакомство с кухней обских угров

2

2

8

Экскурсия в школьный музей

1

1

9

Подготовка к итоговой выставке

1

1

ИТОГО

36

15

21

Методическое обеспечение программы.

Дидактические материалы:

  • технологические карты, таблицы,;
  • образцы изделий;
  • иллюстративный материал, фото, видео материал.              

Список литературы

  • Ю.С.Надточий. Тобольский музей-заповедник. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1988.
  • Край салымских хантов. Брошюра издана компанией «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.»  в 2007 году.
  • Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола. – 2000. – 138 с.
  • Мартынов С.В., История Салымского края, учебное пособие по историческому краеведению – Тобольск – Екатеринбург: «Издательство Баско». 2004 г. – 272 с.: ил.
  • Хозяинова А.Е. Декоративно-прикладное искусство коми: Методическое пособие для мастеров производственного обучения. 5 класс/ Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист». 2002. – 48 с.
  • Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство манси: Методическое пособие. 5 класс/ Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист». 2002. – 48 с.
  • Хозяинова В.В. Дидактический материал для занятий по декоративно-прикладному искусству: Методическое пособие. 6-11 класс/ Под ред. Т.А. Полуниной. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист». 2001. – 48 с.
  • Этномир: образование и культура / Сборник научно-методических работ. – Вып. 1. – Ханты-Мансийск:

  Интернет ресурсы:

http://hmao.kaisa.ru/?lc=ru 

http://omsktut.ru/upload/board/2011-10/16dd0da841a3e2_big.jpg

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=75455141-70-72&n=21

http://dic.academic.ru/pictures/es/276660.jpg

http://s53.radikal.ru/i141/1009/d5/96edbdbac6d9.jpg

http://www.stfond.ru/images/load/Image/2012/02/ugra210201.jpg 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4526/130283026.a4/0_6bb7e_3e873568_XL 

http://fototelegraf.ru/wp-content/uploads/2011/03/Khanti-mansiisk-26-830x581.jpg 

http://www.krasfun.ru/images/2011/3/ccd26_hanti-032.jpg 

http://stranamasterov.ru/files/imagecache/orig_with_logo/i1001/Untitled-3_.jpg 

http://fotki.yandex.ru/users/valeriy-dreamer/view/441239/ 

http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm 

http://www.2r.ru/images/articles/163-14.jpg 

http://www.finnougoria.ru/photo/IMG_9831.JPG http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&textmages 

www.galileo-tv.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....

Рабочая программа внеурочной деятельности "В гостях у гномов" для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку для 1 класса...

Программа внеурочной деятельности "В гостях у гномов" 2018-2019 учебный год

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "В гостях у гномов" для 3 класса...

Программа внеурочной деятельности "В гостях у гномов" 2019-2020 учебный год

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "В гостях у гномов" для 4 класса...

Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант 1 - 4 классы

Введение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» на первом этапе обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обусловлено необходимостью корр...

Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Не умаляя достоинства других предметов в школе,  литература – это предмет, в большей мере формирующий личность. В основе уроков литературы лежит принцип гуманизации: именно нравственный пот...