Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
рабочая программа по русскому языку
Не умаляя достоинства других предметов в школе, литература – это предмет, в большей мере формирующий личность. В основе уроков литературы лежит принцип гуманизации: именно нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний-убеждений. Именно на уроках литературы у ребят могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, нравственные основы, эмоциональная чувствительность (осмысление высоких духовных материй и ценностей: Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь), постижение красоты окружающего мира, уважение к людям.
Но как сделать чтение художественной литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к вдумчивому чтению? Сегодня это, пожалуй, для каждого из нас большая проблема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_v_gostyah_u_skazki.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по ВР________________ Е.А.Юркина | «Рассмотрена» _____________Л.А.Крякина Руководитель ЛМО классных руководителей Протокол №____ от_______ | «Утверждена» Директор___________ М.Б.Серова/ Приказ №___ от________ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2 имени В.В.Тихонова»
г.о. Павловский Посад
Московской области
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
1 класс.
Срок реализации:2019-2020 учебный год.
Автор: Юркина Е.А.
Июнь 2019 г.
Пояснительная записка
Не умаляя достоинства других предметов в школе, литература – это предмет, в большей мере формирующий личность. В основе уроков литературы лежит принцип гуманизации: именно нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний-убеждений. Именно на уроках литературы у ребят могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, нравственные основы, эмоциональная чувствительность (осмысление высоких духовных материй и ценностей: Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь), постижение красоты окружающего мира, уважение к людям.
Но как сделать чтение художественной литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к вдумчивому чтению? Сегодня это, пожалуй, для каждого из нас большая проблема.
Решить эту проблему помогает соблюдение нескольких условий:
1)Глубокое понимание слова «гуманизм» (гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей; система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.
2)Урок литературы – это человекоформирующий процесс: урок-общение, а не просто работа; это искусство, а не только учебное занятие; жизнь, а не часы в расписании; не аргументы и факты, а открытия, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе.
3)Формула личностного подхода: любить+понимать+принимать+сострадать+помогать.
4)Важна вариативность занятий (одна из любимых детьми форм – это встречи в детской библиотеке).
Чтение…При всех изменениях внешних обстоятельств оно остается незаменимым способом индивидуального самосовершенствования, противостоящим всевластию так называемой массовой культуры. Чтение – это разговор с интересным и умным собеседником, требующий внимания, работы мысли. Работы приятной, способной доставлять наслаждение. Стоит заметить, что все мы так хорошо научились работать плохо, что рассматриваем в большинстве своем работу лишь как средство к существованию и нам недоступно сплошь и рядом высшее наслаждение человека в жизни – самореализация личности в любимом деле. Пора заявлять о чтении, как об основном факторе духовного здоровья человека! Но прежде такой вопрос: только ли молодежь виновата в том, что читают мало? Все ли сделано нами для пробуждения интереса к чтению? Все ли ресурсы задействованы? Организация и проведение встреч в библиотеке помогает защитить книгу от разрушительного напора массовой культуры, помочь ей занять достойное место в нашей жизни.
Цели и задачи:
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Цель данного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Направленность программы: общеинтеллектуальная.
Основными задачами для курса являются:
- формировать у детей интерес к книге,
- уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
- учить отвечать на вопросы по содержанию,
- учить пересказу,
- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
- учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
Актуальность и особенности:
1. количество базисных часов уменьшилось.
2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабил интерес детей к книге.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа.
Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, чтение.
Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении педагога специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Ожидаемые результаты.
- Оптимальное повышение техники чтения.
- Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
- Умение работать с книгой.
- Умение работать с текстом.
- Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Рассчитана программа на 1 год, на учеников 1 классов.
Программа рассчитана на 38 часов, т.к. 1 час в неделю.
Формы занятий выбирались самые разнообразные:
-беседа,
-самостоятельная работа учащихся (поиск правильных ответов на поставленный вопрос),
-игра,
-викторина и т.д.
Формы контроля за достижениями учеников – проведение викторин, игр по прочитанным произведениям, конкурс рисунков.
Структура программы
Программа построена с учетом принципов научности и доступности, преемственности и системности. Материал распределяется с учетом возрастных особенностей обучающихся. Предусмотрено вводное ознакомительное занятие, итоговое занятие – это своего рода подведение итогов работы.
Кроме теоретических занятий в программе присутствуют и практические занятия, направленные на практическое применение полученных теоретических знаний и умений. В программе указаны разделы и темы, изучаемые в этом учебном году. Указывается также и объем времени, отводимый на изучение всего курса, раздела или темы.
Программа состоит из одного раздела:
В гостях у сказки – 38 часов. Ребята познакомятся с русскими народными сказками, их разновидностями, сказками Г.Х.Андерсена и др., поиграют в веселые игры-викторины по прочитанным произведениям.
Способы проверки ожидаемых результатов:
-анкетирования,
-читательская конференция,
-викторины.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 | В гостях у сказки. Любимые русские народные сказки |
2 | Русские народные сказки о животных |
3 | Русская народная сказка «Лиса и рак» |
4 | Русская народная сказка «Как лиса шила волку шубу» |
5 | Русская народная сказка «Старик и волк» |
6 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» |
7 | Русская народная сказка «Как волк стал птичкой» |
8 | Русская народная сказка «Буренушка» |
9 | Бытовые русские народные сказки. «Фома и Ерема» |
10 | Русская народная сказка «Иван – коровий сын». |
11 | Русская народная сказка «Девушка в колодце». |
12 | Русская народная сказка «6 братьев – все Агафоны» |
13 | Русская народная сказка « Солдат и царица» |
14 | Русская народная сказка «Иван-царевич и молода-молодица» |
15 | Русская народная сказка «Батрак» |
16 | Русская народная сказка» Мудрые советы» |
17 | Русская народная сказка «Солдат и царь в лесу» |
18 | Волшебная русская народная сказка. Волшебные предметы. |
19 | Русская народная сказка «Ведьма-сестра» |
20 | Герои сказок в рисунках. |
21 | Проба пера. Составление сказок по картинкам. |
22 | Организация выставки книг «Любимые сказки» |
23 | Мой любимый сказочный герой. |
24 | Викторина «Любимые сказки» |
25 | Сказки датского сказочника Ганса Христиана Андерсена |
26 | «Красные башмачки» |
27 | «Петух и флюгер» |
28 | «Тень» |
29 | «Старый уличный фонарь» |
30 | «Штопальная игла» |
31 | «Оле-Лукойе» |
32 | «Сундук-самолет» |
33 | Экранизация сказок Г.Х.Андерсена. Просмотр мультфильмов |
34 | Сказки – несказки В. Бианки. |
35 | Сказки А. Толстого для детей. |
36 | Инсценируем сказку. |
37 | Игра «Поляна сказок» |
38 | Игра – викторина по прочитанным книгам. Подведение итогов. |
Учебно-методическое обеспечение программы.
1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
- настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:
- «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
- Мультимедийные презентации
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
- Сайты:
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе
Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...
Программа внеурочной деятельности "Музеи Санкт-Петербурга в гости к нам"
Программа « Музеи СПб в гости к нам » действует на базе ГБОУ школа №258 для детей 13-14 лет. Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая, индивидуал...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Английский через сказку» для 3 класса
Цель программы «Английский через сказку»: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку "В гостях у сказки"
В данном материале находится рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления кружка английского языка "В гостях у сказки". В рамках этой программы был реализован ...
программа внеурочной деятельности "Сказка за сказкой"
Программа внеурочной деятельности "Сказка за сказкой" (театр обско-угорских народов) для 5 класса...
Программа внеурочной деятельности МЫ ГОСТИ НА ЗЕМЛЕ ХАНТЫ региональный компонент
Программа внеурочной деятельности "Мы гости на земле ханты" региональный компонент....
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант 1 - 4 классы
Введение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» на первом этапе обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обусловлено необходимостью корр...
- Мне нравится (1)