«Воспитание личности через художественно-эстетическое развитие»
методическая разработка (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»
ПРОЕКТ
«Воспитание личности через художественно-эстетическое развитие»
Автор: Усманова Э.А. - учитель МБОУ «СОШ № 11»
Альметьевск 2016
Тема проекта:
Воспитание личности через художественно-эстетическое развитие
Постановка проблемы
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Стратегической целью государственной политики в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.
Исходя из поставленной цели, процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением отечественной и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Особую тревогу вызывает неготовность молодежи, в том числе учащихся общеобразовательных школ, к восприятию общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей и традиций народов Росси.
Именно поэтому я, как классный руководитель, уделяю большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Цель проекта: создание условий для формирования духовно-значимой личности, способной к художественному, эстетическому, нравственному оцениванию окружающего мира, умеющей построить целостную картину мира, принимать творческие решения в широком спектре жизненных ситуаций через реализацию междисциплинарных образовательных программ и программ преподавания предметов художественно-эстетического цикла.
Задачи:
- первая - это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте.
Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей;
- вторая задача художественно - эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими";
- третья задача художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты". Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты творчества.
Целевая группа проекта
Учащиеся 7 В класса МБОУ «СОШ №11 г.Альметьевска РТ
Семьи, в которых проживают дети.
Педагогические работники.
Срок реализации проекта 2014 - 2019 год.
Место реализации проекта
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»
Этапы реализации проекта
Первый этап (сентябрь 2014 – май 2015 год)
- информационно-подготовительный. Обучающий.
Второй этап (сентябрь 2015 – май 2018 год)
- основной
Третий этап (сентябрь 2018 - май 2019 год)
- заключительный, подведение итогов.
Социальная эффективность программы:
- Программа рассчитана на работу с учащимися общеобразовательной школе.
- Программа рассчитана на развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
- Формирование у подростков нравственных качеств, силы воли, представлений об общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни.
- Формирование навыков поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Формы и методы работы:
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью.
- метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;
- метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
- метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям.
Формы:
- Лекционные занятия;
- Тренинги;
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Тесты и анкетирование;
- Диспуты;
- Родительские лектории;
- Ролевые игры;
- Рефераты;
- Выпуск газет; листовок;
- Просмотр учебных фильмов;
- Экскурсии;
- Конкурсы;
- Спортивные мероприятия;
- Беседы, встречи;
Ресурсы
Условия | Необходимо | Имеется | Источники | Сроки |
Нормативно-правовые: 1.Конвенция о правах ребенка 2.Конституция Российской Федерации 3.«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ 4.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г | ||||
Материально-технические: 1.Интерактивная доска 2.Мультимедийный проектор 3.Видеокамера 4.Фотоаппарат 5.Телевизор 6.DVD плеер 7.Музыкальный центр 8.Компьютер | ||||
Кадровые: 1. Классный руководитель 2. Педагог дополнительного образования 4.Школьное самоуправление | ||||
Научно-методические: 1.Методические разработки по классному руководству 2.Лекционный материал по данной тематике. | ||||
Информационные: 1.Создать школьный сайт. 2. Разработать школьную газету. 3. Использование интернет ресурсов. | ||||
Мотивационные:
| ||||
Финансовые:
|
|
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Ожидаемыми результатами реализации проекта станут условия, которые обеспечат обучающимся возможности
- приобрести умения, связанные с различными видами искусства;
- приобрести навыки публичного выступления;
- участвовать в творческой деятельности в составе творческих групп по интересам, проектировать свою деятельность, что повысит уровень социализации учащихся;
- формировать чувство принадлежности к обществу, в котором они живут, умение принимать творческие решения в широком спектре жизненных ситуаций.
- расширить знания по истории искусства;
- для личностного роста.
Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.
Кроме того, результатом реализации проекта станут условия, которые обеспечат возможности классному коллективу реализовать свой творческий потенциал в организации социально значимого общего дела.
Список использованной литературы
1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 кл./ Под ред. Б.М. Неменского. - М., 2000.
2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
3.Грязева В.Г. Петровский В.А.Одаренные дети: экология творчества. - Челябинск, 1993. - 134 с.
4.Бочкарева, И.Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.egpu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности через познание своей малой Родины
Воспитание через познание своей малой Родины связывает воедино прошлое, настоящее, будущее. Это необходимо для формирования социокультурных ценностей подрастающего поколения. ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в обравовательный процесс УМК С.В.Перевезенцева по истории России.
В презентации раскрываются возможности использования УМК С.В.Перевезенцева по истории России для духовно-нравственного развития и воспитания школьника....
Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"
Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение к общечеловеч...
Развитие коммуникативных компетенций через художественно-эстетическое восприятие живописи, графики и декоративно-прикладного искусства
Презентация технологии творческих мастерских которую я использую на своих уроках...
Воспитание личности через труд
" Человек не может жить на свете, если нет у него впреди радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость" ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность
Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций,...
«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».
Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....