Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность
статья на тему

Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций, ориентирующихся на приоритет православных духовно-нравственных ценностей, разрабатывается и внедряется мною и моими коллегами проект «Я и мир» в рамках инновационной площадки по теме «Повышение эффективности образовательного процесса через реализацию программы духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России». Целью проекта является создание оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей, духовно-нравственных ориентаций, творческого освоения мира учащимися на основе Истины, Добра, Красоты. О способах достижения поставленной цели и задачах, решаемых в рамках данного проекта, можно узнать в данной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление передового педагогического опыта учителя русского языка и литературы А.А. Беловой (слайд №1)

      Проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня стоит достаточно остро. Духовно – нравственное становление детей и молодежи, подготовка их  к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая жизни общества.

     Главной причиной, породившей проблемы сегодняшней молодежи и школы, является бездуховность и безнравственность современного общества.

Наша задача  подготовить  ученика  к гуманной активной жизни среди людей, а в рамках нашей школы еще и попытаться скорректировать и исправить свой внутренний мир учащихся.  Поэтому я для себя определила следующую тему педагогической деятельности (слайд № 2), целью которой является: духовно-нравственное развитие и воспитание личности через базовые национальные ценности (слайд №3). Задачи перед собой ставлю следующие:

• развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как   учебным предметам;

• повышение качества обучения и воспитания учащихся;

• расширение охвата обучающихся духовно-просветительской работой;

• организация всех видов групповой и индивидуальной деятельности по духовно-нравственному воспитанию;

• внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию духовно-нравственной личности, личности гражданина России;

• воспитание у обучающихся бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления овладевать этими богатствами;

• воспитание любви и уважения к языку великого русского народа (слайд№4).

При планировании собственной деятельности, я выделила ключевые направления, по которым стала вести целенаправленную работу:

I.  Духовно-нравственное направление на основе православных традиций.

II. Экологическое направление как составная часть духовно - нравственного воспитания .

III. Гражданско-патриотическое направление.  

Духовно – нравственное развитие личности

на уроках русского языка и литературы

    православные                                   экологическое                            гражданско -                                                                                                традиции                                                        направление                                патриотическое

                                                                                                                    направление

(слайд №5)

Организация деятельности по этим направлениям дает возможности:

1) сочетать учебную, внеклассную и творческую деятельность учащихся с использованием коллективных, групповых и индивидуальных форм приемов и методов работы;

2) устанавливать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;

3)    активно применять такие педагогические технологии, как:

     - технология проблемного обучения;

     - исследовательские технологии;

     - информационно-коммуникационные технологии;

  - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Духовно – нравственное направление на основе православных      традиций. (слайд №6)

      Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций, ориентирующихся на приоритет православных  духовно-нравственных ценностей, разрабатывается и внедряется мною и моими коллегами проект «Я и мир»  в рамках инновационной площадки по теме «Повышение эффективности образовательного процесса через реализацию программы духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России». (слайд №7)

Цель проекта: создание оптимальных условий для развития интеллектуальных  способностей, духовно-нравственных ориентаций, творческого освоения мира учащимися на основе Истины, Добра, Красоты.

Задачи:

1) интегрирование духовных и художественных аспектов русской культуры на основе обобщения имеющихся знаний по литературе;

2) формирование у учащихся коммуникативной компетенции;

3) развитие творческих способностей учащихся;

4) развитие культуры читательского восприятия художественных текстов писателей и поэтов Нижегородского края.

     Овладение учащимися литературным наследием не может быть ограничено изучением классических произведений только на уроке. Необходима систематическая, продуманная внеклассная работа.

     Организация внедрения ФГОС в работу нашей школы началась в этом году. Учителя-предметники разрабатывают программы курсов по внеурочной деятельности по 5 классу. Мною разработана программа внеклассного чтения «Духовное чтение» для 5 класса , а дальше -по блокам: 1-ый блок -5-7 классы; 2 –ой блок – 8-9 классы.  (слайд №8)Цель данного курса – изучить отдельные произведения православных русских писателей, выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление их творчества, на поиск ими нравственного идеала.

     Через организацию теологической секции и организацию и проведение предметной недели по православной культуре в школе формируется расширение духовно-нравственного пространства.

     Большую помощь в работе по данному направлению оказывает церковь, которая находится на территории исправительного учреждения; классные часы и внеклассные  и общешкольные мероприятия на религиозную тематику  проводим совместно с Отцом Владимиром. Во втором полугодии этого учебного года мною будет организовано и проведено накануне православного праздника Пасха внеклассное мероприятие в форме устного журнала на тему «Пасха – главный христианский праздник» (см. Приложение).

     Мероприятия духовно-нравственной  направленности являются актуальными. Они направлены на формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей на основе православных традиций. (слайд №9).

     Вся учебная деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-12 классах, естественно, подчинена подготовке к выпускному экзамену, но это нисколько не мешает мне вести работу по формированию гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей у будущих выпускников. (слайд №10)В этих классах я провожу конкурс сочинений- рассуждений и изложений с элементами сочинения по текстам Д.С. Лихачева, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского и других  писателей и публицистов, с целью создания условий для формирования у старшеклассников гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей. Планирую проведение конкурса «Война глазами детей». Подобного рода конкурс заставит учащихся обратиться к истории России, задуматься о прошлом, настоящем и будущем нашей страны.

     В результате работы по данному направлению накапливается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся, способный воспитать  уважение к русской истории и культуре, православным христианским традициям, к родно природе и родному языку.

     Из всего сказанного следует: глубокое осмысление христианской трактовки русской классической литературы возможно при системно – уровневом характере  знакомства с Библией, развитии отношения учащихся к христианскому идеалу человека в урочной и внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в обравовательный процесс УМК С.В.Перевезенцева по истории России.

В презентации раскрываются возможности использования УМК С.В.Перевезенцева по истории России для духовно-нравственного развития и воспитания школьника....

Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"

Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение  к общечеловеч...

Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...

Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"

В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....