Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через урочную и внеурочную деятельность
статья на тему
Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций, ориентирующихся на приоритет православных духовно-нравственных ценностей, разрабатывается и внедряется мною и моими коллегами проект «Я и мир» в рамках инновационной площадки по теме «Повышение эффективности образовательного процесса через реализацию программы духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России». Целью проекта является создание оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей, духовно-нравственных ориентаций, творческого освоения мира учащимися на основе Истины, Добра, Красоты. О способах достижения поставленной цели и задачах, решаемых в рамках данного проекта, можно узнать в данной статье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление передового педагогического опыта учителя русского языка и литературы А.А. Беловой (слайд №1)
Проблема духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня стоит достаточно остро. Духовно – нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая жизни общества.
Главной причиной, породившей проблемы сегодняшней молодежи и школы, является бездуховность и безнравственность современного общества.
Наша задача подготовить ученика к гуманной активной жизни среди людей, а в рамках нашей школы еще и попытаться скорректировать и исправить свой внутренний мир учащихся. Поэтому я для себя определила следующую тему педагогической деятельности (слайд № 2), целью которой является: духовно-нравственное развитие и воспитание личности через базовые национальные ценности (слайд №3). Задачи перед собой ставлю следующие:
• развитие у обучающихся интереса к русскому языку и литературе как учебным предметам;
• повышение качества обучения и воспитания учащихся;
• расширение охвата обучающихся духовно-просветительской работой;
• организация всех видов групповой и индивидуальной деятельности по духовно-нравственному воспитанию;
• внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию духовно-нравственной личности, личности гражданина России;
• воспитание у обучающихся бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления овладевать этими богатствами;
• воспитание любви и уважения к языку великого русского народа (слайд№4).
При планировании собственной деятельности, я выделила ключевые направления, по которым стала вести целенаправленную работу:
I. Духовно-нравственное направление на основе православных традиций.
II. Экологическое направление как составная часть духовно - нравственного воспитания .
III. Гражданско-патриотическое направление.
Духовно – нравственное развитие личности
на уроках русского языка и литературы
православные экологическое гражданско - традиции направление патриотическое
направление
(слайд №5)
Организация деятельности по этим направлениям дает возможности:
1) сочетать учебную, внеклассную и творческую деятельность учащихся с использованием коллективных, групповых и индивидуальных форм приемов и методов работы;
2) устанавливать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
3) активно применять такие педагогические технологии, как:
- технология проблемного обучения;
- исследовательские технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Духовно – нравственное направление на основе православных традиций. (слайд №6)
Исходя из необходимости реализации образовательных и воспитательных задач, определенных «Программой общеобразовательных учреждений», в связи с проблемами возвращения национальных традиций, ориентирующихся на приоритет православных духовно-нравственных ценностей, разрабатывается и внедряется мною и моими коллегами проект «Я и мир» в рамках инновационной площадки по теме «Повышение эффективности образовательного процесса через реализацию программы духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России». (слайд №7)
Цель проекта: создание оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей, духовно-нравственных ориентаций, творческого освоения мира учащимися на основе Истины, Добра, Красоты.
Задачи:
1) интегрирование духовных и художественных аспектов русской культуры на основе обобщения имеющихся знаний по литературе;
2) формирование у учащихся коммуникативной компетенции;
3) развитие творческих способностей учащихся;
4) развитие культуры читательского восприятия художественных текстов писателей и поэтов Нижегородского края.
Овладение учащимися литературным наследием не может быть ограничено изучением классических произведений только на уроке. Необходима систематическая, продуманная внеклассная работа.
Организация внедрения ФГОС в работу нашей школы началась в этом году. Учителя-предметники разрабатывают программы курсов по внеурочной деятельности по 5 классу. Мною разработана программа внеклассного чтения «Духовное чтение» для 5 класса , а дальше -по блокам: 1-ый блок -5-7 классы; 2 –ой блок – 8-9 классы. (слайд №8)Цель данного курса – изучить отдельные произведения православных русских писателей, выяснить, какое влияние оказало христианское мировоззрение на становление их творчества, на поиск ими нравственного идеала.
Через организацию теологической секции и организацию и проведение предметной недели по православной культуре в школе формируется расширение духовно-нравственного пространства.
Большую помощь в работе по данному направлению оказывает церковь, которая находится на территории исправительного учреждения; классные часы и внеклассные и общешкольные мероприятия на религиозную тематику проводим совместно с Отцом Владимиром. Во втором полугодии этого учебного года мною будет организовано и проведено накануне православного праздника Пасха внеклассное мероприятие в форме устного журнала на тему «Пасха – главный христианский праздник» (см. Приложение).
Мероприятия духовно-нравственной направленности являются актуальными. Они направлены на формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей на основе православных традиций. (слайд №9).
Вся учебная деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-12 классах, естественно, подчинена подготовке к выпускному экзамену, но это нисколько не мешает мне вести работу по формированию гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей у будущих выпускников. (слайд №10)В этих классах я провожу конкурс сочинений- рассуждений и изложений с элементами сочинения по текстам Д.С. Лихачева, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского и других писателей и публицистов, с целью создания условий для формирования у старшеклассников гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей. Планирую проведение конкурса «Война глазами детей». Подобного рода конкурс заставит учащихся обратиться к истории России, задуматься о прошлом, настоящем и будущем нашей страны.
В результате работы по данному направлению накапливается опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся, способный воспитать уважение к русской истории и культуре, православным христианским традициям, к родно природе и родному языку.
Из всего сказанного следует: глубокое осмысление христианской трактовки русской классической литературы возможно при системно – уровневом характере знакомства с Библией, развитии отношения учащихся к христианскому идеалу человека в урочной и внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в обравовательный процесс УМК С.В.Перевезенцева по истории России.
В презентации раскрываются возможности использования УМК С.В.Перевезенцева по истории России для духовно-нравственного развития и воспитания школьника....
Программа эксперимента «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности через внедрение в образовательный процесс учебно - методического комплекта С.В. Перевезенцева и Т.В. Перевезенцевой «История России с древнейших времен до начала XVI в"
Одной из главных задач современной школы является создание условий для реализации духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, приобщение к общечеловеч...
Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности подростка
материал для учителя...
Патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Ро...
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Доклад на конференцию...
Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО
laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...
Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"
В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....