конспект занятия по дополнительному образованию «Быт и культура казаков».
план-конспект на тему

Савицкая Анастасия Владимировна

Тема занятия : «Быт и культура казаков». 

         Цели занятия:  

образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью  Кубани и историческими корнями;

воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре, интерес к прошлому, традициям кубанского казачества;

развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.

           Занятие проводится в школьном музее

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Ильинская СОШ

Инструктор отряда: Савицкая А.В.

Тема занятия : «Быт и культура казаков». 

         Цели занятия:  

образовательные: познакомить учащихся с бытом и культурой казаков; уметь находить взаимосвязь между современной жизнью  Кубани и историческими корнями;

воспитательные: воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и культуре, интерес к прошлому, традициям кубанского казачества;

развивающие: развивать речь, логическое мышление школьников, творческие способности, умение работать с книгами.

           Занятие проводится в школьном музее

 Оборудование: музыкальный центр, диск с записью музыки песни; фотографии, выставка книг по теме; костюмы коршуна и наседки для игры;

предметы быта казаков: серп, прялка, кинжал, макитра, крынка, рогач, веретено, коромысло, рубель, рушники; мультимедийное оборудование.           

            Ход урока:

1.    Оргмомент.

1.Вступительное слово.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам «Радости,

Удач, успехов и везения!»,

Чтоб пожелать вам в этой студии

Прекраснейшего настроения!

Какие только теплые слова, объяснения в любви родной земле не пишут поэты! В них и нежность, и забота, и гордость за родную сторонушку, за людей, которые здесь живут. Не зря говорил поэт: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего»

Так вернемся в прошлое, ощутим прелесть и красоту просторов, умение жить в ладу с собой, с окружающими людьми, окружающей природой.

I.       Работа над новой темой.

1. Как вы думаете, когда так говорят: «Мой дом – моя крепость»? Под этим изречением казаки с полным основанием могли подписаться: казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонительное сооружение.

- Назовите слова – синонимы к слову «дом».

Жилье – изба – хата – курень (постепенно слова появляются на мультимедийной доске)

- Что же такое курень?

- Слово «курень» монгольское. От «куриться», т.е. пускать легкий дым. Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами, и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.

- Куренем у запорожцев назывался полк.

- Традиционно жилой дом на Дону на Кубани и у запорожских казаков тоже называли куренем.

- Слово «курень» обозначает круглый, ещё шире – гармоничный. Получается, что это слово многозначное.

2. Из чего строились хаты?

Жилища (хаты-курени) казаки строили из местных природных материалов (соломы, камыша, хвороста, глины, турлука). Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, баз для скота, криница (колодец), летняя печь (кабыца), навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша, на который казачки вывешивали кувшины и макитры для просушки. Под одну крышу - сарай, за ним подкат для арбы. В жилой комнате большое место занимала печь, в которой готовили еду и на которой спали. В углу стоял рукомойник с вышитыми утирками и рушниками.

Страстная неделя перед Пасхой, когда казачки белили хаты, называлась Белой. Для четырёхскатной крыши заготовлялся чистый сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами. Из тростника вязались снопы — «кулыки». Здесь были свои секреты: как вязать снопы, как ряд за рядом выкладывать, как крепить покрытия. Со строительством дома были связаны специальные обряды, направленные на обеспечение благополучия в семье и изобилия в хозяйстве. При закладке дома, например, на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья — «что бы всё водилось». Сволок — деревянные несущие брусья, на которые настилался потолок, — поднимали не голыми руками, a на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». Обязательно звали в новое жилище домового, или, как говорили на Кубани, «хозяинa».

- А вот как в своем стихотворении кубанский поэт П.С.Карпенко рассказал о постройке кубанской хаты:(читает Эльза Автандилян)

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Все поля да луг.

В дело шли солома и глина

И сухой камыш

Для шатровых крыш

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

А что же находилось в хате казака?

Баклага

Бальзанка

Бодня

Ваганы

Глэчик

Дижа

Каганец

Рогач

плоский сосуд с крышкой или пробкой

посуда для масла или керосина

кадушка для сала

корыто для стирки белья

глиняный кувшин

квашня

самодельная лампа

ухват для постановки чугунков и горшков в печь

 

Разгадывание загадок.

- 1. Милые девушки и женщины!

Хотите иметь красивую плавную походку, волнующий изгиб спины, воспользуйтесь этим предметом. Что это? Угадайте загадку.

Концами над водой висит,

Середкой на плече лежит.

(Коромысло)

2. Обязательно! Обязательно! Обязательно имейте этот предмет в доме.

Чем больше свинка бегает,

Тем больше толстеет.

(Веретено)

Вяжите тепленькие носочки и варежки! Сделанное своими руками – греет душу! 

Давайте выполним вместе следующее задание.

- Прочитайте описание старинного кубанского жилища. Объясните значение выделенных слов (текст на интерактивной доске).

В переднем углу, под образами стоял стол, накрытый белой полотняной скатертью. На столе – паляница. Перед образами три цветных лампадки. Из переднего угла до стола и почти до двери тянется широкая лава. Налево от двери – большая печь, возле неё стол с каганцом. Возле лавы – ступа.

Образа – иконы святых

паляница – булка белого хлеба

лампадки – небольшой сосуд с маслом, зажигаемым перед иконами

лава – скамья

каганец – самодельная лампа

ступа – толчея.

 

- итак ребята! Вы видите на выставке на столе подлинные вещи, находившиеся в хате казака. Прошу назвать эти предметы, зачем они нужны были объяснить.

- Мы с вами уже знаем много о нашей русской национальной одежде и национальной одежде казака. Но мы сегодня познакомимся с современной формой казака.

Казаки одевают  черкески с напатронниками и погонами цвета их войска. Под мундиром архалук, голова покрыта круглой кубанкой. В летнее и весеннее время казаки носят легкий бешмет, в зимнее - прибавляются бурка и башлык. В праздничное время казаки надевают атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны опоясаны ременным поясом с серебряным набором и кинжалом.

- Продолжаем подводить итоги нашего исследования.

Какие традиции казаков вы знаете ещё?

(Рассказ детей)

- Казаки любили песни. В них отражены нелегкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания, понимание того, что жизнь каждого отдельного казака имеет высший смысл только тогда, когда она связана с ушедшими и будущими поколениями. 

Заключительное слово.

Итак, подводя итоги,   давайте вспомним, какова была цель нашего занятия?

Хотелось бы Вам напомнить, что мы  являемся прямыми потомками культурного наследия наших предков. От нас зависит сохранение  этого огромного материала. Поэтому мы должны бережно хранить знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по дополнительному образованию "Осенний лес"

Коллективная аппликация  "Осенний лес" создается из мелко нарезанных сухих листьев. Работа увлекательна! Развивает у детей эстетический вкус, чувство ритма, воспитывает навыки коллективной работы...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Аквариум"

Изготавливая рыб из разных материалов (пластилин, бумага, пайетки), дети создают целостную композицию аквариума.Занятие развивает творческие способности, глазомер, учит работать с опорой на технологич...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Воспоминания о лете"

У каждого человека есть свое любимое время года. Но лето, пожалуй, самое любимое! Как хочется зимой теплых летних деньков. Данное занятие вернет детей в лето. Создавая композицию о лете, дети совершен...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Цыпленок"

В рамках клуба выходного дня, который стал традиционным в школе, предлагаю конспект занятия по изготовлению цыпленка из салфеток. дети и родители делали его с интересом....

Конспект занятия по дополнительному образованию "Щенок"

Детям очень нравится делать композиции из природного и бросового материала. Предлагаю конспект занятия "Щенок", которого дети из арбузных и тыквенных семечек. Работа увлекательна и интересна. Вашим де...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Мы - друзья птиц!"

Цель данного занятия научить детей делать кормушки из бросового материала - 5-и литровых пластиковых бытылок. При совместной работе детей и взрослого получаются прекрасные кормушки, прочные и дол...

Конспект занятия по дополнительному образованию "Рыбка"

Вашему вниманию представлен конпект "Рыбка". Изготавливая рыбку дети используют несколько технологий: пластилинографию и торцевание. Работа увлекательна и интересна. Развивает у детей силу и мелкую мо...