Программа внеурочной деятельности для 10 класса
рабочая программа (10 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для 10 класса составлена на основе не кольких авторских программ и объединяет в себе географическое, экологическое и краеведческое направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_sozvezdie.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №2 города Чехова Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор _____________М.В. Тарасова
Приказ № 129 от 1 сентября 2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
научного общества учащихся «Созвездие»
«Мир геоэкологии»
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория обучающихся: 10 классы
Составитель: Колодич Ольга Петровна, учитель географии
Чехов, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Мир геоэкологии!» для 10 классов объединяет географическое, экологическое и краеведческое направления внеурочной деятельности, разработана на основе авторских программ и методических рекомендаций, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
- Комплексная образовательная модульная программа. 5-11 классы / авт.-сост. М.А. Тартышная. – Волгоград : Учитель, 2015. – 271 с.
- Данилюк А. Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. — М. : Просвещение, 2012. — 32 с. — (Работаем по новым стандартам).
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011.-223 с.- (Стандарты второго поколения)
- География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт-сост. Н.В. Яковлева. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. - М.: Просвещение, 2011., - 80 с.
- Гринин Л.Е., Перепелкина А.В., Экология. 6-11 классы. Исследовательская деятельность обучающихся, кружковая работа. ФГОС. - Волгоград: Изд-во «Учитель» - 2015 — 132 с.
- Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 10-11 классы. ФГОС. - М.: Просвещение — 2014. - 60 с.
На основе авторских программ сформированы модули рабочей программы внеурочной деятельности:
№ п/п | Программные модули | Количество часов | Регулярные еженедельные занятия | Периодические занятия и крупные блоки - «интенсивы» |
Обучение с увлечением - Географический слет (6 часов) | ||||
1 | Подготовка и участие в Географическом слете | 1 | ||
2 | Участие в спортивном ориентировании «Кубок Дракова Ю.В.» | 1 | ||
3 | Подготовка и участие в конкурсе «КвинГео» | 1 | ||
4 | Подготовка и участие в спортивном мероприятии «Туртехника» | 1 | ||
5 | Экскурсионное бюро (Водная прогулка по озеру Чебаркуль к месту падения Чебаркульского метеорита) | 1 | ||
6 | Экскурсионное бюро (Музей Ильменского заповедника) | 1 | ||
Всего: | 6 | |||
Университетские субботы (6 часов) | ||||
1 | Ноябрь | 2 | ||
2 | Февраль | 2 | ||
3 | Апрель | 2 | ||
Всего: | 6 | |||
Агитбригады (6 часов) | ||||
1 | Заповедники России (в рамках года экологии) | 2 | ||
2 | Национальные парки России | 2 | ||
3 | Экологические даты | 2 | ||
Всего: | 6 | |||
Интеллектуальные игры профильных смен «Умные каникулы» (6 часов) | ||||
1 | Подготовка и проведение интеллектуальных игр на осенних каникулах | 3 | ||
2 | Подготовка и проведение интеллектуальных игр на зимних каникулах | 3 | ||
Всего: | 6 | |||
Научно-исследовательские и социально-значимые проекты | ||||
10 | 4 | |||
Всего: | 6 | |||
Встречи с интересными людьми | 2 | |||
Общее количество часов: | 34 |
Формы организации занятий: тематические беседы, классные часы, лекции, сюжетно-ролевые игры, словесные игры, музыкальные посиделки, интеллектуальные викторины, творческие конкурсы, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии, внеклассные мероприятия, тематические экскурсии, репетиции, экспедиции, слеты, индивидуальные консультации.
Разнообразные формы работы позволяют глубже охватить весь изучаемый материал по программе, повысить уровень сформированности личностных и метапредметных результатов, а также более эффективно осуществить индивидуальный подход в процессе обучения.
Основные виды деятельности: проблемно-ценностное общение, игровая деятельность, познавательная деятельность, эколого-просветительская деятельность, интеллектуально-творческая деятельность, досуговое общение, гажданско-патритическое воспитание.
формулируются на личностном, метапредметном и предметном уровне в соответствии со стратегическими целями.
Стратегические цели школьного экологического здоровьесберегающего образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
На этапе основной школы решается задача формирования экологически образованной личности с экологическим стилем мышления, осознающей, со сформированной гражданской и нравственной позицией, готовностью к социальному партнёрству, законопослушанию;
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития обучающихся в области экологии и здоровьесбережения.
Задачи:
- Учить познанию и воспитанию экологической культуры подростка посредством межличностного общения.
- Развивать исследовательские, коммуникативные и практические навыки по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах устойчивого развития общества.
- Воспитывать чувство патриотизма, любовь к природе, к братьям нашим меньшим (животным).
- Развивать навыки общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
- Создавать комфортную обстановку, благоприятные условия для социализации и успешного развития индивидуальных способностей каждого ученика с учётом интересов и имеющегося жизненного опыта;
- Формировать терпимость обучающихся друг к другу, воспитывать ответственность за личный вклад в экологическую безопасность страны ;
- Воспитывать сознательное принятие обучающимися экологических и общекультурных ценностей и утверждение их в поведении обучающихся.
В соответствии с учебным планом гимназии на 2017-2018 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты реализации программы:
Предметными результатами являются представления:
— о научной области экологии, предмете её изучения;
— о принципе предосторожности;
— о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях;
— об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности;
— о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её;
— о способах ресурсосбережения (энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др.);
— о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека;
а также умения:
— давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность»;
— применять экосистемную познавательную модель для обнаружения экологической опасности в реальной жизненной ситуации;
— устанавливать причинно-следственные связи между ограниченностью природных ресурсов на планете и потребностями расточительного потребительства;
— называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности, формы оповещения о ней;
— приводить примеры экологически сообразного образа жизни и нерасточительного природопользования в местных условиях.
- В области формирования экологической культуры:
- • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-экологической общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
- • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о сохранении природы своей страны;
- • развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- • развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении социально значимых экологических проблем;
- • формирование у подростков первичных навыков представлений об общественных приоритетах и ценностях, о способах экономии ресурсов страны и мира;
- • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям и природным объектам;
Планируемые личностные результаты предусматривают умения:
— оценивать значимость для личности эколого-культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни;
— позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения;
— выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам;
— демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни.
Метапредметными результатами являются умения:
— объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;
— представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;
— рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;
— находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;
— представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;
— пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;
— различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;
— называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность;
— выполнять проект;
— называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий;
— позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Модуль «Обучение с увлечением - Географический слет 2017» - 6 часов
Проблемно-ценностное общение. Личные или командные интересы - что главное? Знакомство с новым краем — Челябинской областью и новыми природными объектами. Ориентирование на местности. Овладение навыками туртехники, вязания морских узлов, нахождения азимута по компасу. Актуализация знаний в области естественных наук в процессе участия в Брейн-ринге, квестах, КвинГео. Работа в разновозрастных командах со школьниками и студентами. Встречи с учеными. Экскурсии на местности.
Жизнь на планете: для себя или для людей? Красота и богатство России.
2. Модуль «Университетские субботы» - 6 часов.
Проблемно-ценностное общение с учеными, студентами и преподавателями ВУЗов по экологической направленности. Профориентационная работа. Экскурсиоонная работа.
3. Модуль «Агитбригады» - 6 часов.
Познавательная деятельность. Освещение проблем загрязнения окружающей среды, исчезновения некоторых видов животных по средствам создания тематического выступления для начального и среднего звена.
4. Модуль «Интеллектуальные игры профильных смен «Умные каникулы» 6 часов.
Познавательная и интеллектуально творческая деятельность. Умение работать в команде. Самостоятельно и в группе проектировать конкурсы и задания экологической, краеведческой, географической направленности для младших классов. Экология общения.
5. Модуль «Встречи с интересными людьми» - 4 часа.
Патриотическое воспитание. Экологическое воспитание. Люди и профессии. Профориентационная работа.
Жизнь замечательных людей Лопасненского края.
6. Модуль «Научно-исследовательские и социально-значимые проекты» - 6 часов.
Формирование навыков исследовательской культуры в области экологиги и краеведения. Права и обязанности обучающихся по улучшению экологической ситуации в городе и районе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс - 34 часа (1ч в неделю)
№ п/п | № в теме | Тема урока | Домашнее задание 4 | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | |
1. Обучение с увлечением - Географический слет 2017 - 6 часов | ||||||
Вводный инструктаж. Первичный инструктаж на рабочем месте. Подготовка атрибутов и документации для участия в 17 Географическом слете. Беседа о правилах поведения дома, на улице, в общественных местах, в школе. | 06.09.17 | 06.09.17 | ||||
Участие в спортивном ориентировании «Кубок Дракова Ю.В.» | 07.09.17 | 07.09.17 | ||||
Подготовка и участие в конкурсе «КвинГео» | 06.09.17 | 06.09.17 | ||||
Подготовка и участие в спортивном мероприятии «Туртехника» | 07.09.17 | 07.09.17 | ||||
Экскурсионное бюро (Водная прогулка по озеру Чебаркуль к месту падения Чебаркульского метеорита) | 08.09.17 | 08.09.17 | ||||
Экскурсионное бюро (Музей Ильменского минералогического заповедника) | 09.09.17 | 09.09.17 | ||||
2. Университетские субботы - 6 часов | ||||||
Ноябрь ««Новый каменный век»: дизайн и технологии силикатных материалов в 21 в.» - 2 часа | 21.11.17 | |||||
Февраль «Заповедные территории России" – основа экологической безопасности – 2 часа | ||||||
Апрель «Парадоксы школьного курса химии» | ||||||
3. Модуль «Агитбригады» - 6 часов. | ||||||
10 | Заповедники России (в рамках года экологии) — 2 часа | 10.11.17 | ||||
11 | Национальные парки России — 2 часа | 15.02.17 | ||||
12 | Экологические даты — 2 часа | |||||
4. Интеллектуальные игры профильных смен «Умные каникулы» - 6 часов | ||||||
13 | ГеоКвест: «По странам и континентам» (3 часа) | 21.11.17 | ||||
14 | Брейн-ринг «Бескрайняя Россия» (3 часа) | |||||
5. Встречи с интересными людьми — 4 часа | ||||||
15 | Есть такая профессия - кинолог | 20.11.17 | ||||
16 | У нас в гостях директор Карадагского заповедника | 12.12.17 | ||||
17 | Путешественник — Александр Холодный и его новые «открытия» | 16.02.17 | ||||
18 | Главный редактор журнала «Юный краевед» | |||||
6. Научно-исследовательские и социально-значимые проекты — 6 часов | ||||||
19 | Экскурсия на метеорологическую станцию с целью написания проекта по теме «Микроклимат» (3 часа) | |||||
20 | Работа в малых группах и индивидуальные консультации по выбранным темам (3 часа) | |||||
21 | Подготовка материалов и презентаций для участия конференциях разного уровня (3 часа) |
СОГЛАСОВАНО:
на заседании ШМО классных руководителей
протокол №1 от 30 августа 2017г.
Руководитель ШМО _______________ Е.П. Кукушкина
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по ОВВВР _______________ Е.С. Белова
31.08.2017г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"
Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
Программа внеурочной деятельности 5 класса
Программа кружка "Рукодельница" для 5-го класса....