Программа внеурочной деятельности 5 класса
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Программа кружка "Рукодельница" для 5-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_5kl.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Костромы
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
«Одобрено» Руководитель МО ______ ___ Т.Н. Данилова Протокол № ___ от «____»___________2015г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР ______ __ О.В. Панкратьева «____»____________2015г. | «Утверждено» Директор школы ______ _ ___Богомолова И.П. Приказ №____ от «___»______________2015 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности в 5 классе
Кружок «Рукодельница»
Составитель: Наградова Л.В.
2015-2016 учебный год.
Кострома 2015г.
Содержание
- Пояснительная записка
- Содержание программы
- Тематическое планирование
- Условия реализации программы
- Литература
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках их пальцев…
В. А. Сухомлинский.
Программа составлена для обучающихся 5 класса средней общеобразовательной школы,
В соответствии с новыми требованиями ФГОС среднего общего образования второго поколения.
Актуальность данной программы состоит в том, что детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполняемость всей его дальнейшей жизни.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает учащимся освоение различных видов декоративно - прикладного творчества, а также затрагивает проблему гуманного отношения учащихся к окружающему миру, знакомит их с русским народным творчеством. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении изделия.
Системно - деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Категория обучаемых - учащиеся 5 классов
Объем программы - 68 часов.
Кол – во час. в неделю - 2 часа.
Цель: активизировать познавательную деятельность учащегося и раскрыть его творческий потенциал
Задачи программы
Обучающие:
- расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение умению принимать решения;
- обучение приемам и технологии изготовления сувениров; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения, глазомера;
- развитие памяти, внимания, мышления;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к результатам труда;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;
- воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;
- развитие активности и самостоятельности;
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
После изучения программы школьники должны уметь:
- использовать компьютер и Интернет для решения технологических, конструкторских задач, как источник информации.
- уметь подбирать материалы и оборудование для изготовления мягкой игрушки, лоскутного шитья;
- уметь создавать эскиз изделий, соблюдая пропорции и гармонию цвета;
- графически изображать детали изделий;
- проектировать и изготавливать различные виды мягкой игрушки;
- выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины
- уметь читать инструкционно-технологические карты;
- знать требования к оформлению и качеству готовых изделий;
- проводить презентацию проекта в свободной творческой форме.
Учащиеся должны знать:
- Историю и традиции русских народных праздников и обрядов
• историю народной игрушки, лоскутного шитья;
• безопасные способы работы;
- основные этапы изготовления изделий;
- типы лоскутной вышивки, особенности их сборки;
- способы построения композиции лоскутного изделия;
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно прикладного искусства, промыслах народной игрушки, истории возникновения и значение праздников. Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают выполнение графических зарисовок, раскрой, пошив и оформление игрушки, прихватки.
В конце каждого раздела обучения предполагается проектная деятельность учащихся и организация выставки готовых поделок в конце года.
Содержание программы
Раздел I Поделки из бумаги (8 час.)
Теоретические сведения
Задачи кружка. История возникновения открытки. Понятие винтажная открытка. Способы оформления открыток. Правила безопасности при работе с клеем, с ножницами.
Практические работы:
- Изготовление винтажной открытки из носового платка.
Раздел II Мягкая игрушка (36 час.)
Теоретические сведения
История сувенира и его назначение. История народной игрушки и народного костюма. Русские народные праздники и обряды. Единство цвета, формы и материалов. Подбор материалов и оборудования для изготовления игрушек. Увеличение и уменьшение выкроек. Изготовление выкроек – лекал. Пропорции лица, фигуры и оформление головы игрушки. Техника безопасности при выполнении работ.
Практические работы:
- Изготовление мягкой игрушки - обезьяна
- Ангел – рождественская игрушка
- Обрядовая кукла масленицы
Раздел III Лоскутное шитье (24 час.)
Теоретические сведения
История возникновения и развитие лоскутного шитья в России и за рубежом.
Техники лоскутной мозаики. Шитье из квадратов и треугольников. Виды изделий в лоскутной технике. Техника безопасности при выполнении работ. Инструменты, материалы, приспособления.
Практические работы:
- Прихватка – подарок маме».
- Грелка на чайник».
Тематическое планирование
№ п/п | Основное содержание по темам | Кол-во час. | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
I | Поделки из бумаги | 8 | |
1 | Введение. Этапы работы над проектом « Открытка к любимому празднику». | 2 | Знакомиться с историей возникновения открытки, видами и способами ее оформления. Изучать образцы открыток, знакомиться с этапами работы над проектом. |
2 | Инструменты, материалы, приспособления для изготовления открытки. Техника безопасности при выполнении работ. | 2 | Изучать правила безопасности при работе с клеем, ножницами. Подбирать бумагу, оформление для открытки . |
3 | Изготовление открытки из носового платка | 2 | Раскладывать лекала и вырезать детали открытки. Изготавливать и оформлять открытку |
4 | Презентация проекта | 2 | Демонстрировать и анализировать готовые работы. |
II | Мягкая игрушка | 30 | |
5 | Символ нового года – обезьяна. Этапы работы над проектом: « Изготовление мягкой игрушки – обезьяны». | 2 | Знакомиться с традициями празднования Нового года в разных странах, символами Нового года по восточному календарю. Знакомиться с этапами изготовления мягкой игрушки – обезьяны. |
6 | Инструменты, материалы, приспособления для изготовления. Техника безопасности при выполнении работ. | 2 | Выбирать материалы и инструменты для изготовления. |
7 | Изготовление лекал игрушки | 2 | Изготавливать лекала игрушки с соблюдением правил безопасной работы. |
8 | Раскрой деталей игрушки | 2 | Раскраивать детали игрушки с соблюдением правил безопасной работы. |
9 | Обработка мелких деталей игрушки и набивка игрушки | 2 | Обрабатывать мелкие детали игрушки и набивать игрушку с соблюдением правил безопасной работы. |
10 | Соединение с туловищем мелких деталей. Оформление головы | 2 | Соединять с туловищем мелкие детали. Оформлять голову игрушки с соблюдением правил безопасной работы. |
11 | Презентация проекта | 2 | Оценивать свою работу, демонстрировать готовую игрушку. |
12 | Сувенир к Рождеству. Этапы работы над проектом: «Изготовление сувенира « Ангел». | 2 | Знакомиться с традициями проведения Рождества. Изучать историю сувенира и его назначение. |
13 | Инструменты, материалы, приспособления. | 2 | Выбирать материалы и инструменты для изготовления |
14 | Изготовление сувенира « Ангел». | 2 | Раскраивать детали сувенира с соблюдением правил безопасной работы. Изготавливать сувенир. |
15 | Презентация проекта | 2 | Оценивать свою работу, демонстрировать готовый сувенир. |
16 | Русские народные праздники и обряды. Традиционные народные куклы. | 2 | Изучать русские народные праздники и обряды. Знакомиться с образцами традиционной народной куклой. |
17 | Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при выполнении работ. Этапы работы над проектом: «Кукла – оберег». | 2 | Соблюдать правила безопасности при работе с иглой и ножницами. Выбирать материалы и инструменты для изготовления |
18 | Изготовление обрядовой куклы . | 2 | Раскраивать детали куклы с соблюдением правил безопасной работы. Изготавливать куклу – оберег. |
19 | Презентация проекта | 2 | Оценивать свою работу, демонстрировать готовый сувенир. |
III | Лоскутное шитье | 30 | |
20 | История возникновения и развитие лоскутного шитья в России и за рубежом Техника лоскутной мозаики. | 2 | Изучать историю возникновения и развития лоскутного шитья в России и за рубежом. Знакомиться с техникой лоскутной мозаики. |
21 | Техника безопасности при выполнении работ. Инструменты, материалы, приспособления. | 2 | Соблюдать правила безопасности при работе с иглой и ножницами. Выбирать материалы и инструменты для изготовления |
22 | Шитье из квадратов. Этапы работы над проектом «Прихватка – подарок маме». | 2 | Изучать лоскутную технику шитья из квадратов, составлять последовательность изготовления проектного изделия. |
23 | Изготовление лекал и раскрой прихватки | 2 | Изготавливать лекала и раскраивать прихватку. Соблюдать правила безопасности с ножницами. |
24 | Изготовление лицевой детали прихватки | 2 | Изготавливать лицевую деталь прихватки. Соблюдать правила техники безопасности на машинном рабочем месте. |
25 | Соединение утеплителя с деталями прихватки | 2 | Соединять утеплитель с деталями прихватки. Соблюдать правила техники безопасности на машинном рабочем месте. |
26 | Презентация проекта | 2 | Оценивать свою работу, демонстрировать готовую прихватку. |
27 | Шитье из треугольников Этапы работы над проектом «Грелка на чайник». | 2 | Изучать лоскутную технику шитья из треугольников, составлять последовательность изготовления проектного изделия. |
28 | Инструменты, материалы, приспособления для изготовления грелки. | 2 | Соблюдать правила безопасности при работе с ножницами. Выбирать материалы и инструменты для изготовления. |
29 | Изготовление лекал и раскрой грелки | 2 | Изготавливать лекала и раскраивать детали грелки Соблюдать правила безопасности при работе с ножницами. |
30 | Изготовление лицевой детали грелки | 2 | Изготавливать лицевую деталь грелки. Соблюдать правила техники безопасности на машинном рабочем месте. |
31 | Соединение утеплителя с деталями грелки | 2 | Соединять утеплитель с деталями грелки. Соблюдать правила техники безопасности на машинном рабочем месте. |
32 | Окончательная отделка грелки и демонстрация изделия | 2 | Оформлять работу и определять качество работы |
33 | Подготовка работ к выставке | 2 | Подготавливать работы к выставке |
34 | Проведение выставки лучших работ | 2 | Проводить выставку |
Итого | 68 |
Условия реализации программы
1.Учебная мастерская
2.Швейное оборудование и инструменты
3.Лоскуты ткани, меха и утеплитель
4.Нитки и фурнитура
5.Цветная и белая бумага
6.Ленты бусины, носовой платок
7.Клей, кисточка, линейка, карандаш, фломастеры
В качестве методических пособий для обеспечения занятий используется следующая литература:
- Материалы сети Интернет
- О. С. Молотобарова «Кружок изготовления игрушек-сувениров» Москва 1990г.
- Г. И. Перевертень «Самоделки из текстильных материалов» Москва 1990г.
- М. Максимова «Такие разные куклы» Москва 2005 г.
- Т.М. Ткачук «Тряпичные куклы» Донецк: Сталкер, 2008 г.
- М.И. Нагибина «Чудеса из ткани своими руками» Ярославль: Академия развития, 1997г.
- Журнал «Чудесные мгновения Лоскутное шитьё» № 5-10, 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)
Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...