программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"
рабочая программа по экономике (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТАПРЕСС,2010. Данная программа также может использоваться как отдельный базовый курс экономики в виде отдельного учебного предмета для подготовки к обучению по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилям в старшей школе.
Вид программы: модифицированная
Направление: общеинтеллектуальное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность" | 32.02 КБ |
тематическое планирование | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТАПРЕСС,2010. Данная программа также может использоваться как отдельный базовый курс экономики в виде отдельного учебного предмета для подготовки к обучению по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилям в старшей школе.
Вид программы: модифицированная
Направление: общеинтеллектуальное.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового
человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни хозяйственной
деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Начальное стремление решить весь комплекс проблем экономического образования и воспитания через предметы базового компонента учебного плана, несомненно дало свои результаты, но не обеспечило должной эффективности экономического образования школьников. Сегодня неотложной стала задача создать конструктивный вариант организации непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников, отвечающий духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм. Учитывая длительность процесса подготовки самостоятельной, деятельной личности, обладающей качествами рачительного хозяина, инициативного работника, ответственного гражданина, эта программа стремится, с одной стороны, отразить различные аспекты экономического образования и воспитания, с другой – обеспечить целостность восприятия, непрерывность и преемственность социально-экономической подготовки учащихся основной и полной средней школы.
Общая характеристика учебного предмета
Основной вопрос, на который должен отвечать данный экономический курс – Что должен знать каждый об экономике. Знакомство шестиклассников с рыночными отношениями целесообразно начать с экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснять механизм рыночной экономики на другой основе достаточно сложно. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре. Семья - самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные социально-экономические отношения. Учебная программа «Экономика семьи» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения ее хозяйства, «домашней бухгалтерией» и др. Содержание курса «Экономика семьи» определяет своеобразие ее методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам.
Место предмета в учебном плане
Курс «Деловая активность» рассчитан на 136 учебных часов:
6 класс: «Экономика семьи» - 34 учебных часа (1ч в неделю);
7 класс: «Экономика школы» - 34 учебных часа (1ч в неделю);
8 класс: «Экономика города» - 34 учебных часа (1ч в неделю);
9 класс: «Экономика общества» - 34 учебных часа (1ч в неделю);
Результаты изучения предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса экономики, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной, экономической и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к Отечеству, стремления к достойной жизни для всех граждан страны;
- приобретения "рыночных" навыков поведения.
Метапредметные результаты обучения проявляются в :
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
- до получения оценки результата);
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
- овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия, дебаты) и следования этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
- подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения, выполнение в повседневной жизни этических, правовых и трудовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по экономике являются в сфере:
- познавательной:
- знание отдельных научных понятий, умение оценивать явления социально действительности;
- целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах трудовой деятельности людей;
- знания и умения, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
- ценностно-мотивационной:
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
- умение применять нормы и правила при оценке реальных экономических ситуаций в повседневной жизни.
- трудовой:
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и общества.
- коммуникативной
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности и сравнении с другими видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
- умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии , аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Раздел 1. Семья в мире экономики (6 час.)
Семья – ячейка общества. Состав семьи. Родственники. Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности. Основные обязанности членов семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.
Основные понятия:
экономика, семья, общество, хозяйство, производство, разделение труда, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме «Семья в мире экономики», викторина «Состав семьи» составление кроссворда на тему «Обязанности членов семьи», игра «Шифровальщик», проектная работа – презентационное сообщение «Моя семья».
Раздел 2. Семейное хозяйство (6 часов)
Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Профессии родителей.
Основные понятия:
Труд, имущество, собственность, личная собственность, семейная собственность, экономия, учет, документ, счет, банк, налог, статистика, экономический анализ, контроль, деньги.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, викторина «Элементы семейного хозяйства», игра «Создаём семейное хозяйство», игра «Я - Робинзон», проектная работа – презентационное сообщение «Налоги, которые платит моя семья».
Раздел 3. Бюджет семьи (5 часов)
Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.
Основные понятия:
Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, заработная плата, пенсии, пособия, дотации, акции, дивиденды, депозит, депозитный процент, кредит, потребительская корзина, прожиточный минимум, черта бедности.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Семейный бюджет», самостоятельная подготовка проектной работы о потребительской корзине разных стран (по выбору детей).
Раздел 4. Рачительный хозяин (4 часа)
Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.
Основные понятия:
Экономия, бережливость, экономическое поведение, предприимчивость, милосердие.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Сигнальщик», самооценка качеств личности рачительного хозяина, самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты рачительного хозяина».
Раздел 5. Думающий покупатель (7 часов)
Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара.
Основные понятия:
Торговля, товар, выбор, спрос, предложение, цена, стоимость, маркетинг, маркетолог, маркировка, штрих-код, сертификат, товарный знак, реклама, этикетка.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Я – рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты выбора товара».
Раздел 6. Семья и рынок (5 часов)
Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.
Основные понятия:
Общественное разделение труда, специализация, предпринимательство, рынок, приватизация, профессия,
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Семейное дело», составление схемы «Связь семьи со сторонними структурами», проектная работа – презентационное сообщение о профессии родителей.
Список литературы
1.Н.В.Новожилова. "Экономика семьи". Учебное пособие 6 класс. М., "Вита пресс, 2005 г.
2.И.А.Сасова, Н.В.Новожилова, Е.Н.Землянская. Методическое пособие для учителя. М., "Вита пресс", 2005 г.
2.Е.В.Савицкая. "Уроки экономики в школе": учебно-методическое пособие, М., "Вита пресс", 2006 г.
3.Е.В.САвицкая, С.Ф.Серегина "Уроки экономики в школе" пособие для учителя, М., "Вита пресс", 2007 г.
4.Деловая активность Учебное пособие для 14 -19 летних. Изд-во СамГПУ, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов
Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с целью приобщения обучающихся к российским традици...