программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"
рабочая программа по экономике (6 класс) на тему

Шапкина Елена Викторовна

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТАПРЕСС,2010. Данная программа также может использоваться как отдельный базовый курс экономики в виде отдельного учебного предмета для подготовки к обучению по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилям в старшей школе.

Вид программы: модифицированная

Направление: общеинтеллектуальное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова). М.:ВИТАПРЕСС,2010. Данная программа также может использоваться как отдельный базовый курс экономики в виде отдельного учебного предмета для подготовки к обучению по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилям в старшей школе.

Вид программы: модифицированная

Направление: общеинтеллектуальное.

Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового
человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни хозяйственной
деятельности в условиях рыночных отношений. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы даже ученик начальной школы знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники и т.д. Начальное стремление решить весь комплекс проблем экономического образования и воспитания через предметы базового компонента учебного плана, несомненно дало свои результаты, но не обеспечило должной эффективности экономического образования школьников. Сегодня неотложной стала задача создать конструктивный вариант организации непрерывного социально-экономического образования и воспитания школьников, отвечающий духу времени, и прежде всего требованиям рыночной экономики, в условиях которой возрастает роль таких социальных ценностей, как знания, компетентность, профессионализм. Учитывая длительность процесса подготовки самостоятельной, деятельной личности, обладающей качествами рачительного хозяина, инициативного работника, ответственного гражданина, эта программа стремится, с одной стороны, отразить различные аспекты экономического образования и воспитания, с другой – обеспечить целостность восприятия, непрерывность и преемственность социально-экономической подготовки учащихся основной и полной средней школы.

Общая характеристика учебного предмета


            Основной вопрос, на который должен отвечать данный экономический курс – Что должен знать каждый об экономике. Знакомство шестиклассников с рыночными отношениями целесообразно начать с экономики семьи, так как их социальный опыт настолько мал, что объяснять механизм рыночной экономики на другой основе достаточно сложно. Кроме того, семья представляет собой общество в миниатюре. Семья - самое ближайшее социальное окружение ребенка. Она позволяет включить школьника в реальные социально-экономические отношения. Учебная программа «Экономика семьи» призвана познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, формированием ее бюджета, правилами ведения ее хозяйства, «домашней бухгалтерией» и др. Содержание курса «Экономика семьи» определяет своеобразие ее методики. Значительная часть учебного времени отводится деловым играм, тренингам, практическим и исследовательским работам.

Место предмета в учебном плане

Курс «Деловая активность» рассчитан на 136 учебных часов:

 6 класс: «Экономика семьи» - 34 учебных часа (1ч в неделю);

 7 класс: «Экономика школы» - 34 учебных часа (1ч в неделю);

 8 класс: «Экономика города» - 34 учебных часа (1ч в неделю);

 9 класс: «Экономика общества» - 34 учебных часа (1ч в неделю);

Результаты изучения предмета

            Личностными  результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса  экономики, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной, экономической и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях любви и уважения к Отечеству, стремления к достойной жизни для всех граждан страны;
  • приобретения "рыночных" навыков поведения.

          Метапредметные результаты обучения проявляются в :

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
  • до получения оценки результата);
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
  • овладении различными видами публичных выступлений( высказывания, монолог, дискуссия, дебаты) и следования этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
  • подкрепление изученных положений на конкретных примерах;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения, выполнение в повседневной жизни этических, правовых и трудовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения.

           Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по экономике являются в сфере:

  • познавательной:
  • знание отдельных научных понятий, умение оценивать явления социально действительности;
  • целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах трудовой деятельности людей;
  • знания и умения, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.

  • ценностно-мотивационной:
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
  • умение применять нормы и правила при оценке реальных экономических ситуаций в повседневной жизни.

  • трудовой:
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и общества.

  • коммуникативной

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности и сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки социальной информации, необходимой для изучения курса;
  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;
  • умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии , аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.

Содержание учебного предмета

  Введение (1 час)

Раздел 1.   Семья в мире экономики (6 час.)

Семья – ячейка общества. Состав семьи. Родственники. Члены семьи как владельцы объектов личной и семейной собственности. Основные обязанности членов семьи. Хозяйственная деятельность семьи. Потребности человека и семьи.

Основные понятия:

экономика, семья, общество, хозяйство, производство, разделение труда, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предприятие, благо, продукция, товар, услуги, потребности, рациональность.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме «Семья в мире экономики», викторина «Состав семьи» составление кроссворда на тему «Обязанности членов семьи», игра «Шифровальщик», проектная работа – презентационное сообщение «Моя семья».

Раздел 2.   Семейное хозяйство (6 часов)

Элементы семейного хозяйства. Экономические показатели и финансовая документация семейного хозяйства. Планирование, учет и контроль в семейном хозяйстве. Профессии родителей.

Основные понятия:

Труд, имущество, собственность, личная собственность, семейная собственность, экономия, учет, документ, счет, банк, налог, статистика, экономический анализ, контроль, деньги.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач,  викторина «Элементы семейного хозяйства», игра «Создаём семейное хозяйство», игра «Я - Робинзон», проектная работа – презентационное сообщение «Налоги, которые платит моя семья».

Раздел 3.   Бюджет семьи (5 часов)

Доходы и расходы семьи. Что такое бюджет семьи. Что кладут в потребительскую корзину. Зеркало мира: семейный бюджет в разных странах.

Основные понятия:

Доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета, заработная плата, пенсии, пособия, дотации, акции, дивиденды, депозит, депозитный процент, кредит, потребительская корзина, прожиточный минимум, черта бедности.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Семейный бюджет», самостоятельная подготовка проектной работы о потребительской корзине разных стран (по выбору детей).

Раздел 4.   Рачительный хозяин (4 часа)

Кто такой рачительный хозяин. Качества личности рачительного хозяина. Секреты рачительного хозяина.

Основные понятия:

Экономия, бережливость, экономическое поведение, предприимчивость, милосердие.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра «Сигнальщик», самооценка качеств личности рачительного хозяина, самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты рачительного хозяина».

Раздел 5.   Думающий покупатель (7 часов)

Покупатель и продавец. Реклама и упаковка. Особенности маркировки товаров. Секреты выбора товара.

Основные понятия:

Торговля, товар, выбор, спрос, предложение, цена, стоимость, маркетинг, маркетолог, маркировка, штрих-код, сертификат, товарный знак, реклама, этикетка.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, деловая игра «Я – рекламный агент», игра «Сделай свой выбор», самостоятельная подготовка проектной работы «Секреты выбора товара».

Раздел 6.   Семья и рынок (5 часов)

Экономические возможности семейного хозяйства. Экономические связи семьи. Профессии членов твоей семьи и родственников.

Основные понятия:

Общественное разделение труда, специализация, предпринимательство, рынок, приватизация, профессия,

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов по теме, решение задач, игра  «Семейное дело», составление схемы «Связь семьи со сторонними структурами», проектная работа – презентационное сообщение о профессии родителей.

Список литературы

1.Н.В.Новожилова. "Экономика семьи". Учебное пособие 6 класс. М., "Вита пресс, 2005 г.

2.И.А.Сасова, Н.В.Новожилова, Е.Н.Землянская. Методическое пособие для учителя. М., "Вита пресс", 2005 г.

2.Е.В.Савицкая. "Уроки экономики в школе": учебно-методическое пособие, М., "Вита пресс", 2006 г.

3.Е.В.САвицкая, С.Ф.Серегина "Уроки экономики в школе" пособие для учителя, М., "Вита пресс", 2007 г.

4.Деловая активность Учебное пособие для 14 -19 летних. Изд-во СамГПУ, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов

Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» разработана с целью приобщения обучающихся к российским традици...