Рабочая программа внеурочной деятельности "Родник"
рабочая программа (6 класс) на тему

Агапкина Елена Викторовна

Данная программа реализует общекультурное направление внеурочной деятельности в 6 классе. Срок освоения программы учащимися – 1 учебный год, т. е. 35 академических часов (одно занятие в неделю). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agapkina_e._v._rodnik.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 4»

(МКОУ ЦО № 4)

Областной конкурс программ и проектов внеурочной деятельности

Проект

программы внеурочной деятельности

«Родник»

 

Направление: общекультурное 

Автор проекта программы: Агапкина Елена Викторовна, учитель истории и обществознания

Узловая 2017

  1. Пояснительная записка

Современные подростки развиваются в рамках массовой культуры. Кумиры сегодняшней молодёжи – видеоблогеры и популярные исполнители, герои телесериалов, зачастую пропагандирующие сомнительные «ценности» – сиюминутные удовольствия, удовлетворяющие лишь физические потребности человека, «лёгкие» деньги и т. п. К сожалению, продолжает расти пропасть между современными школьниками и сокровищницей ценностей, накопленных и бережно хранимых нашими предками.

Именитый российский культуролог, академик Д. С. Лихачёв писал в одной из своих статей: «Смертный грех народа — продажа национальных культурных ценностей, передача их под залог. […] Культурными ценностями не может распоряжаться не только правительство, парламент, но и вообще ныне живущее поколение, ибо культурные ценности не принадлежат одному поколению, они принадлежат и поколениям будущим».

Таким образом, насущной задачей русских людей является сохранение традиционных ценностей своего народа, что подразумевает в первую очередь воспитание подрастающего поколения в духе этих ценностей.

 Название внеурочной деятельности - «Родник» - символично. Родник, бьющий из самого сердца родной земли, способен напоить человека свежей и полезной водой. В русском фольклоре родник часто наделён волшебными свойствами, «живая» вода возвращает человека к жизни, исцеляет от болезней. Программа с одноимённым названием – источник интересной и поистине бесценной информации о нашей Родине, её истории и самобытной культуре. Обращение к народной мудрости, традициям и обычаям предков способствует «исцелению» детских умов от тлетворного влияния современной массовой культуры.

Программа внеурочной деятельности «Родник» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, а также целями Примерной основной образовательной программы основного общего образования, рабочей программы «История России». 6-9 классы (основная школа) авторов А. А. Данилова, О. Н. Журавлёвой, И. Е. Барыкиной (М.: Просвещение, 2016) и образовательной и воспитательной программ МКОУ ЦО № 4.

Традиции и обычаи – это национальная память русского народа, то, что выделяет его в ряду других, хранит человека от обезличивания, помогает ему ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В программе по истории России в 6 классе на изучение быта и нравов русского народа отведена лишь пара часов, а материал учебника (учащиеся МКОУ ЦО № 4 занимаются по учебнику под редакцией А. В. Торкунова издательства «Просвещение»), посвящённый этой теме представлен всего одним параграфом (§ 11 «Повседневная жизнь населения»). Без сомнения, история Отечества насыщена событиями и великими именами, которые требуют более глубокого изучения, что является сложной задачей и для авторов учебника, и для педагога, учитывая объём часов, отведённых в школах на уроки истории. Но совершенно очевидно, что учебник не способен дать ребятам яркого и полного представления о традициях и обычаях, с которыми были тесно связаны и будни, и праздники наших предков. Таким образом, занятия внеурочной деятельности «Родник» станут для учителя истории значительным подспорьем в складывании у шестиклассников наиболее полной картины жизни русского человека в IX – XVI веках.

Предметы быта, с которыми была тесно связана повседневная жизнь русских людей, несли не только практический, но и эстетический смысл, продиктованный народными обычаями и традициями. К примеру, на Руси существовал обычай: перед свадьбой жених дарил девушке сделанную и украшенную своими руками прялку; поэтому дошедшие до наших дней прялки отличаются невероятной красотой. На уроках изобразительного искусства школьники рисуют интерьер русской избы, однако учителю не хватит времени, чтобы в течение занятия раскрыть особенности интерьера традиционного русского жилища, в то время как каждая его деталь наполнена смыслом и демонстрирует взаимоотношения наших предков с окружающим миром. Таким образом, содержание программы внеурочной деятельности «Родник» связано с изобразительным искусством и технологией.

Русские традиции, религиозные воззрения нашли своё отражение и в устном народном творчестве – сказках, былинах, пословицах, песнях, что связывает внеурочную деятельность с литературой, русским языком и музыкой.

Итак, интегративный характер содержания является отличительной чертой данной программы. К другим её особенностям следует отнести:

  •  использование разнообразных форм образовательной деятельности (проектная деятельность, игра, выставка, конкурс, посиделки, матер-класс, экскурсия, концерт, круглый стол и др.);
  •  активное использование образовательных ресурсов г. Узловая и Тульской области (экскурсии в музеи, сотрудничество с библиотекой и т. п.), а также МКОУ ЦО № 4 (привлечение учащихся к организации и проведению интерактивных занятий, игр, мастер-классов для воспитанников дошкольных групп и учеников начальных классов);
  •  широкие возможности для реализации принципов адаптивной педагогики, реализация личностного подхода в процессе внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Родник» разработана для учащихся 6-го класса с учётом возрастных особенностей младших подростков:

  •  сензитивность к формированию нравственных убеждений и эстетических идеалов: шестиклассники восприимчивы к усвоению норм, ценностей и образцов поведения, существующих в мире взрослых; содержание программы кружка предполагает усвоение обучающимися традиционных ценностей русского народа, к которым следует отнести крепкую семью, справедливость, мир, труд, доброту, щедрость;
  •  изменения характера познавательной деятельности: мышление младших подростков продолжает оставаться активным, творческим, но вместе с этим у них развивается способность к абстрактному мышлению, аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений; выполнение исследовательских и творческих проектов в рамках деятельности кружка способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать выводы и обобщения; также важнейшими психологическими особенностями младших подростков являются избирательность внимания, «сенсорная жажда» (стремление к получению новых и интересных впечатлений), что учитывается и в содержании программы, и в выборе методов работы, форм организации занятий, педагогических технологий: данная программа предполагает занятия, близкие и интересные детям, чередование видов деятельности, активное использование педагогом информационно-коммуникативных, игровых технологий;
  •  возникновение «чувства взрослости»: данное специфическое новообразование младшего подросткового возраста, являющееся стержневой основой личности шестиклассников, учитывается в содержании программы и принципах внеурочной деятельности «Родник»; дети являются не просто «слушателями», а активными участниками образовательных отношений: например, совместно с педагогом подготавливают (участвуют в подборе материала, изготовлении декораций, костюмов, призов и т. п.) и проводят интерактивные занятия, мастер-классы, игры и т. п. для учащихся начальных классов и воспитанников старшей дошкольной группы МКОУ ЦО № 4.

Данная программа реализует общекультурное направление внеурочной деятельности в 6 классе. Срок освоения программы учащимися – 1 учебный год, т. е. 35 академических часов (одно занятие в неделю). Формы занятий – различные: семинар, мастер-класс, спектакль, игра, экскурсия, праздник, посиделки, выставка, защита проектов и т. д.; зависят от цели, задач и содержания конкретного занятия. Место проведения занятий также обусловлено их формой и содержанием: кабинет истории, рекреация 2-го этажа, детский сад, музей, школьный двор, спортивный зал, актовый зал.

  1. Цель и задачи программы

Цель внеурочной деятельности «Родник» - создание благоприятных условий для социализации младших подростков, идентификации со своим народом на основе погружения в русские народные традиции и обычаи, приобщения к культурному наследию предков.

Задачи:

личностные:

  •  формирование у подростков гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  •  выявление и развитие творческих, исследовательских, организаторских способностей учащихся;
  •  формирование ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, опыта участия в социально-значимых делах;
  •  обогащение внутреннего мира, формирование духовно-нравственных ценностей школьников, культуры общения и нравственного поведения в обществе на основе традиционных ценностей русского народа;
  •  воспитание осознанного, уважительного и доброжелательного отношение к истории, культуре, религии, традициям, ценностям других народов России и мира;

метапредметные:

  •  развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
  •  формирование умения представлять результаты своей деятельности в разных формах (проект, презентация, рисунок, сценарий мероприятия и др.);
  •  развитие мотивации к овладению культурой активного использования энциклопедий, научных трудов, ресурсов Интернета, а также азам исторического исследования;

образовательные: 

  •  развитие познавательного интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям, народному искусству;
  •  приобретение учащимися знаний по истории повседневности русского народа; формирование красочного представления о традиционной одежде, кухне, религиозных воззрениях, представлениях о мире, праздниках русских людей и традициях, обычаях, связанных с ними;
  •  расширение знаний об истории и культуре Тульского края.

  1. Содержание программы

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Повседневная жизнь, быт русских людей

20

8

12

Творческий проект, викторина, статья, фотоотчёт

2

Русские народные праздники

15

6

9

Творческий проект, викторина, статья, фотоотчёт

Раздел 1. Повседневная жизнь, быт русских людей

  1. Дом вести – не лапти плести

Теория (1 ч.): Русское традиционное жилище. Клеть. Русская деревянная изба и её устройство. Украшение жилища. Внутреннее убранство. Интерьер, предметы быта. Красный угол. Русская печь, её устройство и значение в жизни людей.  Образ избы в русской национальной культуре. Поверья, традиции и обычаи русских людей, связанные с жилищем.

Практика (1 ч.): Посещение интерактивной экскурсии «Один день в крестьянской избе» в Узловском краеведческом музее.

  1. По одёжке встречают, по уму провожают

Теория (1 ч.): Русский традиционный костюм. Мужская и женская одежда. Обувь. Головные уборы. Украшения. Повседневный и праздничный костюм. Региональные особенности народного костюма. Символика цвета и орнамента. Традиционный костюм Тульского края.

Практика (1 ч.): Коллективный творческий проект: изготовление обучающей игры для воспитанников детского сада – картонных куколок со съёмной одеждой.

  1. Домовой лешему ворог

Теория (1 ч.): Суеверия, приметы и их роль в жизни русских людей в старину. Обереги. Куклы-берегини, их виды, функции, особенности изготовления.

Практика (1 ч.): Мастер-класс «Изготовление куклы Крупенички – символа достатка и богатства в доме».

  1. В родной семье и каша гуще

Теория (1 ч.): Семья и семейные традиции. Нравственные устои русской семьи. Роли, права и обязанности членов семьи на Руси. Русские семейные праздники (свадьба, рождение детей, именины и т. д.) и традиции, связанные с ними. Традиции приёма гостей, русское хлебосольство.

Практика (2 ч.): Подготовка и проведение интерактивного занятия «В гостях у русского крестьянина» для учащихся начальных классов.

  1. Не красна изба углами, а красна пирогами

Теория (1 ч.): Русская национальная кухня и её характерные особенности. Традиционные русские кушанья. Ритуальные блюда. Традиции и обычаи, связанные с приготовлением и приёмом пищи.

Практика (1 ч.): Проект «Поваренная книга бабушкиной прапрабабушки»: презентация блюд русской народной кухни.

  1. В игре да в попутье людей узнают

Теория (1 ч.): Игры, забавы, досуг детей и взрослых. Русские народные игры. Хороводы. Песни. Загадки.

Практика (2 ч.): Подготовка и проведение часа досуга для младших школьников: разучивание русских народных игр (жмурки, горелки и др.), песен, загадок и проч.

  1. По работе и мастера знать

Теория (1 ч.): Русские народные промыслы и ремёсла. Знаменитые художественные промыслы Руси. Росписи. Изделия из дерева, металла. Прядение и ткачество.  Традиционные ремёсла Тульского края.

Практика (2 ч.): Подготовка и проведение виртуальной экскурсии «По следам русских мастеров» для учащихся начальных классов.

  1. Сказка - складка, послушать сладко

Теория (1 ч.): Русский фольклор: основные жанры и персонажи. Русские народные сказки. Традиционные герои русских сказок. Влияние народного искусства на культуру более поздних эпох. Герои русских народных сказок в живописи, музыке, кинематографе, мультипликации.

Практика (2 ч.): Подготовка и проведение театрализованного интерактивного занятия «Путешествие в Лукоморье» для воспитанников детского сада.

Раздел 2. Русские народные праздники

2.1. Летний день год кормит

Теория (1 ч.): Русский народный земледельческий календарь. Русский месяцеслов. Календарная обрядность. Календарь народных примет.

Практика (1 ч.): Коллективный проект: оформление календаря народных примет.

2.2. Всякая душа празднику рада

Теория (5 ч.): Русские народные праздники осеннего, зимнего, весеннего, летнего циклов. Языческие и христианские корни русских народных праздников. Рождество и Святки (коляды). Православные праздники (Рождество Христово, Пасха). Масленица: история и традиции праздника. Пасха и обычаи и традиции, связанные с её празднованием. Отражение русских народных праздников в искусстве.

Практика (8 ч.): Подготовка к Синичкиному дню (народному празднику Зиновию Синичнику): изготовление кормушки и заготовка корма для зимующих птиц. Подготовка к празднованию Рождества: изготовление куклы-оберега Коляды. Подготовка и проведение интерактивного занятия «Святочный вечерок» для учеников начальных классов: разучивание традиционных песен, игр, гаданий и т. п. Праздник «Как на Масляной неделе…»: разучивание народных песен, игр, обрядов, приготовление традиционных праздничных яств. Праздник «закликания весны»: изготовление обрядовых кукол Мартиничек, разучивание и исполнение обрядовых песен – веснянок. Подготовка и проведения часа досуга для младших школьников «Пасхальные посиделки»: игры с крашеными яйцами. Конкурс на самое красивое пасхальное яйцо.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности «Родник» являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения русских народных традиций и обычаев; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к истории повседневности, культурному наследию своих предков;

• умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

• уважительное отношение к другим народам России, принятие их культурного многообразия, осознание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования российской культуры.

Метапредметные результаты реализации программы включают в себя следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в творческой и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя путь достижения образовательных целей;

• работать с разнообразными источниками информации (учебная и художественная литература, ресурсы Интернета и т. п.);

• собирать и обрабатывать информацию, выделяя главную и второстепенную, при помощи педагога критически оценивать её достоверность;

• представлять свою деятельность в различных формах (презентация, рисунок, макет, готовое изделие, сценарий мероприятия, заметка в школьной газете и т. д.).

 К предметным результатам освоения программы внеурочной деятельности «Родник» следует отнести:

знание характерных особенностей русского традиционного жилища, быта, национальной кухни, костюма, досуга русских людей в IX – XVI веках, а также традиционных промыслов России, Тульского края, выделение их особенностей;

  •  овладение представлениями о повседневной жизни, праздниках русских людей, а также традициях и обычаях, связанных с ними;
  •  определение и использование исторических понятий и терминов (например, названия частей русской избы или элементов крестьянского костюма);

 Данная программа предполагает различные формы учёта знаний и умений: прежде всего это творческие и исследовательские проекты, викторины, разработка сценария внеурочного мероприятия, написание статьи для школьной газеты.

Литература

Для учителя:

  • Баранова, О. Г. Русский праздник / Баранова О. Г., Зимина Т. А.  – Санкт – Петербург: Искусство – СПБ, 2001;
  • Бронштейн, М.М. Праздники народов в России. – Москва: Росмэн – пресс, 2004;
  • Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014;
  • Морозов, И.А. Забавы вокруг печки (Русские народные традиции в играх) / Морозов И. А., Слепцова И.С. М.: Изд-во «Роман-газета», 1994;
  • Люховская, Л. Русская кухня. Традиции. Праздники. Обычаи. Обряды / Л. Ляховская, Л. Люблинская. - М.: Эксмо, 2012;
  • Некрылова, А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989;
  • Панкеев, И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998;
  • Рябцев, Ю. Крестьянская семья // История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII веков / Ю. Рябцев. – М., 1997;
  • Сахаров, И. П.Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым.  Тула: Приок. кн. изд – во, 2000;
  • Степанов, Н. П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.

Для учащихся:

  • Михеева, Л. Русские традиции и праздники: хрестоматия "Отечество" : для среднего шк. возраста / Л. Михеева, М. Короткова. - М.: Дрофа-Плюс, 2007; 
  • Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. М.: "Белый город"
  • Манышев, С. Русские. История, культура, традиции / С. Манышев. – Махачкала: ИД «Эпоха», 2013  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...