Урок памяти. "Дети на войне".
план-конспект занятия (6 класс) на тему

светлова татьяна евгеньевна

 Содержание: дети - герои в войне 1941 - 1945г. Знакомство с малоизвестными героическими подвигами детей и подростков на фронте, в тылу, на фабриках и заводах, в поле, партизанская война. Занятие следует проводить перед праздником 9 Мая. Обязательно должна быть предварительная подготовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок памяти. "Дети на войне".35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида  № 108»

Урок памяти.

Внеклассное мероприятие для учащихся  5 – 8 классов.

Тема: «Дети на войне».

Светлова Татьяна Евгеньевна,

воспитатель,

стаж работы 25лет.

Адрес юридический:119421,

 г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2

тел. (499)  132-55-38

г. Москва.

2018год


Пояснительная записка.

Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своей истории. Знать о подвигах, больших и маленьких, своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям.

Мы проводим постоянную работу по героико – патриотическому воспитанию учащихся и стремимся к тому, чтобы они поняли самое главное: память  - это не только дань павшим, она нужна нам, живым, чтобы твердо стоять в любых испытаниях.  У Роберта Рождественского есть стихотворение «Вспомним всех поименно». Помним ли мы тех, кто ковал победу детскими руками, или они давно погребены  под руинами нашей памяти? Этим вопросом мы задались, когда начали работать над данным мероприятием.

Цели: воспитать патриотизм, уважение, чувство гордости и благодарности к великим подвигам Великой Отечественной войны;

Задачи: познакомить с героями ВОВ;

Подготовительная работа:  предварительные встречи с ветеранами ВОВ, чтение литературы и просмотр документальных и художественных фильмов по теме;

Оборудование:  выставка книг, фотографии героев ВОВ и военного времени, аудиозаписи песен военных лет, интерактивная доска;


Ход занятия.

Ведущий:

 9Мая – день Победы нашего народа над фашистской Германией. Что знаем мы, молодое поколение, о той далекой войне? К сожалению, очень мало. Все меньше остается в живых ее участников и очевидцев. Сегодня мы приоткроем завесу того страшного времени, когда 22июня 1941года гитлеровская Германия без объявления войны напала на нашу Родину.

(слайд 1)

Чтец 1:

 С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя

                                            На дороге?

А если с убийства! А если –

                                             Со слез!

 А если с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

 Со взрослых, в пыли распростертых!

 А если с недетского знания –

 Как живое становится мертвым!

 И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет

 Войной начинается память.

                                                             К. Симонов

Ведущий:

Гитлер рассчитывал провести войну как короткую прогулку. Покорив почти всю Европу, он хотел мгновенным броском захватить столицу нашей Родины – Москву, а затем практически стереть Россию с лица земли, истребив славянское население, остатки -  превратить в рабов, а страну в сырьевой придаток Германии. Но Гитлер глубоко просчитался. На защиту своей Родины поднялось все население, и стар, и млад. Война несет неисчислимые страдания людям, но особенно от ужасов войны страдают дети. Наша литературно – музыкальная композиция расскажет вам о судьбе детей на войне. «Дети и война» - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - так сказал Александр Твардовский, видевший это немыслимое сближение собственными глазами. Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем.

(слайд 2)

Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Враг объявил нам свою тотальную войну и получил от нас народную священную войну, в которую слабые руки детей внесли свой вклад.

(Звучит запись песни «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева – Кумача).)

(слайд 3)

Чтец 2:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой.

С фашистской силой темною,

 С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная,

Священная война!

Ведущий:

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, приближали победу, не жалея сил и самой жизни. На хрупкие детские  плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

(слайд 4)

Чтец 3:

Крест – накрест синие полоски

На окнах съежившихся хат.

Родные тонкие березки

Тревожно смотрят на закат.

И пес на теплом пепелище,

До глаз испачканный в золе.

Он целый день кого – то ищет

И не находит на селе…

Накинув старый зипунишко,

По огородам, без дорог,

Спешит, торопится парнишка

По солнцу – прямо на восток.

Никто в далекую дорогу

Его теплее не одел,

Никто не обнял у порога

И вслед ему не поглядел.

В нетопленной, разбитой бане

Ночь скоротавший, как зверек,

Как долго он своим дыханьем

Озябших рук согреть не мог!

Все видевший, на все готовый,

По грудь проваливаясь в снег,

Бежал к своим русоголовый

Десятилетний человек.

Он знал, что где – то недалече.

Быть может, вон за той горой,

Его, как друга, в темный вечер

Окликнет русский часовой.

Но по щеке его ни разу

Не проложила путь слеза:

Должно быть, слишком много сразу

Увидели его глаза.

За эти месяцы страдания,

Которые равны годам..

Но ты, фашистская Германия,

 За все сполна ответишь нам!

Детоубийцы и грабители,

Вам ничего не скрыть вовек!

Он будет первым обвинителем –

Десятилетний человек!

С. Михалков «Десятилетний человек».

Ведущий:

В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Величайшая любовь к своей Родине и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых на защиту Родины. Вот заявление юного патриота.

Мальчик:

«В Березовский райком комсомола Сталинградской области от ученика 6 класса БСШ Межевалова Геннадия Васильевича.

Заявление.

 Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города Сталинграда. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови.

 10.XI/ 42г.

Г. Межевалов.

Мать согласна».

Ведущий:

(слайд 5)

Когда началась Великая Отечественная война, пионеру Лене Голикову не было еще 14 лет. Он жил в маленькой деревушке Лукино, на берегу реки Поло, недалеко от Ильмень – озера.

Когда враги оккупировали родную землю, Леня встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. Однажды, выполняя боевое задание, Леня подорвал гранатой машину, в которой ехал гитлеровский генерал. Он вез с собой важные документы. Леня доставил документы в партизанский штаб, и они немедленно были отправлены в Москву.

Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из сражений с гитлеровцами Леня Голиков погиб. 1 июня 1960 года Лене Голикову открыт в Москве памятник.

Чтец 4:

Он всматривался, твердо зная,

В лицо мишень свою: SS.

Где же машина та штабная, что

Мчится всем наперерез, -

С гудком певучим, с полным баком,

Франтиха фронта «Мерседес»?

 Она прошла крутым виражем,

Кренясь и шинами визжа, -

Машина та, с начальством вражьим,

Опухшим словно с кутежа.

И мальчик подбежал и с ходу

Гранату в стекла им швырнул.

И вырвавшийся на свободу

Бензин из бака полыхнул.

Два офицера с генералом,

Краса полка, штурмовики,

Шарахнулись в квадрате алом,

Разорванные на куски.

А где же мальчик в серой кепке?

 Его приметы: смуглый, крепкий.

Не знает кто – ни будь из вас,

Погиб ли он, где он сейчас?

Пятнадцать лет ему, иль десять,

 Иль, может, меньше десяти?

Его фашистам не повесить,

Не опознать и не найти.

То к партизанам он пристанет,

То, ночью рельсы развинтив,

С пургой в два голоса затянет

Ее пронзительный мотив.

 П. Антокольский. «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным».

Ведущий:

Дети войны, защитники Родины – их было много – обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время… Вам, юные защитники, - наша всенародная благодарность и память…

(слайд 6)

Валентин Котик – подпольщик – разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде – на счету 6 взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Володя Дубинин – разведчик в партизанском отряде. Погиб при разминировании Старокарантинских каменоломен, помогая морякам, освободившим Керчь.

Марат Казей – разведчик партизанского отряда Минской области Белоруссии. Будучи в разведке, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой. Награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Юта Бондаревская – ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами. И еще тысячи и тысячи детей, чью жизнь оборвала война…

(Звучит аудиозапись «Реквием» В. Моцарта).

Чтец 5:

Из приказа полковника немецкой армии, 1942год: «Всеми средствами препятствовать  гражданским  лицам,  двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду снующих мальчишек советской организации пионеров…»

Ведущий:

Под натиском советских войск гитлеровцы откатывались на запад. Потрепанная колонна врага вступила в деревушку Барановка. Дороги немцы не знали. Один из немцев спросил у жителей, кто из них выведет их на большую дорогу, ведущую на запад?

(слайд 7)

«Я приведу вас!» - вызвался тринадцатилетний паренек Коля Молчанов. Коля вывел фашистов не на дорогу, а завел в непроходимое болото. Воспользовавшись замешательством врага, мальчик скрылся за кустами и, вскарабкавшись на брошенную лошадь, помчался обратно в Барановку. В родное село вступили наши войска. Он рассказал командиру о фашистах, которых завел в болото. Много врагов утонуло в болоте. Оставшиеся в живых были взяты в плен.

Чтец 5:

Газета №11 писалась под грохот боя, в осажденной врагом школе на окраине Севастополя. Шел жестокий бой. В живых осталось всего 10 защитников школы. И о них написал юный редактор в листовке «Расскажите всем». «Окопная правда» №11 «Расскажите всем».

(слайд 8)

«Наша десятка – это мощный кулак, который враг считает дивизией, и мы будем драться, как дивизия. Вот посмотрите, кто мы. Здесь, в 52 школе:

1.Командир – Жидилов, русский;

2.Кавалерист – грузин Гобалидзе;

3.Танкист – латыш Паукштите;

4.Врач – Мамедов, узбек;

5.Летчица – Даурова, осетинка;

6.Моряк – татарин Ибрагимов;

7.Артиллерист – Петруненко, украинец;

8.Пехотинец – Богомолов, русский;

9.Разведчик, водолаз – Журавлев, русский;

10.Я, сын сапожника, ученик 4 класса, Валерий Волков, русский.

Посмотрите, сколько их мы побили, сколько убитых (фашистов) лежит вокруг школы… Они... думают, что нас здесь тысяча, и идут против нас тысячами.

Ха – ха, трусы, даже оставляют тяжелораненных и убегают. Эх, как я хочу жить и рассказывать все это после победы. Всем, кто будет учиться в этой школе!

Дорогая десятка! Кто из вас останется жив, расскажите всем, кто в этой школе будет учиться; приезжайте и расскажите все…

                                                                 Валерий, «поет», (Волк).

                                                                                              1942год».

Ведущий:

(слайд 8)

В ходе войны было несколько битв, которые определили ее исход: это битва под Москвой, Сталинградская битва, битва на Курской дуге. История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находившийся в блокаде. Блокада длилась 900 дней.

(Звучит аудиозапись «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича).

(слайд 10)

В эти дни четырнадцатилетний мальчик Федор Быков написал отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время хочу есть, и мама тоже все время хочет есть, потому что хлеба дают мало, а мяса и масла вовсе не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов! 31 декабря 1941года».

Чтец 1:

По Ленинграду смерть метет,

Она теперь везде, как ветер.

Мы не встречаем Новый год –

Он в Ленинграде не заметен.

Дома -  без света и тепла,

И без конца пожары рядом.

Враг зажигалками дотла

Спалил Бадаевские склады.

Блокадным бедам нет границ:

Мы голодаем под снарядным гулом,

От наших довоенных лиц

Остались лишь глаза и скулы.

И мы обходим зеркала,

Чтобы себя не испугаться…

Не новогодние дела

У осажденных ленинградцев…

Здесь даже спички лишней нет.

И мы, коптилки зажигая,

Как люди первобытных лет,

Огонь из камня высекаем.

И тихой тенью смерть сейчас

Ползет за каждым человеком.

И все же в городе у нас

Не будет каменного века!

Кто сможет, завтра вновь пойдет

Под вой метели на заводы.

Мы не встречаем Новый год,

Но утром скажем: «С Новым годом!»

 Ю. Воронов.  «31 декабря1941года».

Ведущий:

(слайд 11)

Детям блокадной поры  Ленинграда воздвигли памятник. Памятник их мужеству, их стойкости. Над многими из них вечный гранит Пискаревского кладбища, свинцовые воды Ладоги.

А в тылу многие подростки, заменив ушедших на фронт отцов и братьев, вместе с женщинами и стариками трудились на полях, на фабриках и заводах…

У пионера Пети Серегина из Вологодской области брат – комбайнер ушел на фронт. Четырнадцатилетний пионер решил заменить брата, который еще до войны научил его управлять комбайном. При норме 180 гектаров Петя Серегин убрал 420 гектаров.

(слайд 12)

«Собирая колоски на полях, лекарственные растения в тайге, шефствуя над раненными в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, мы чувствовали себя маленькими солдатами Красной Армии, борющейся против фашистских захватчиков».  (Е. Евтушенко).

В школьных мастерских пионеры Москвы выполняли фронтовые заказы – столяры обстругивали ложи для винтовок, слесари и токари изготавливали детали для мин и другого оружия. В мастерских школ Москвы летом 1942года работало 17 тысяч пионеров и школьников, выпустивших продукции на 30 миллионов рублей.

(слайд 13)

Около 20 тысяч пионеров – участников обороны столицы награждено медалями «За оборону Москвы».

15 249 ленинградских пионеров – активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду – медаль «За оборону Ленинграда».

Война закончилась 9 Мая 1945года. Фашизм был полностью уничтожен. Но какой страшной ценой досталась нам эта Победа! Разрушены сотни городов, 70 тысяч сел, свыше 20 миллионов человек было убито, умерло с голоду, уничтожено и сожжено в концентрационных лагерях, пропало без вести.

Чтец 2:

Себе дал команду «Вперед!»

Израненный мальчик в шинели.

Глаза голубые, как лед,

Расширились и потемнели.

Себе дал команду «Вперед!»

На танки пошел

С автоматом…

Сейчас он

Сейчас упадет,

Чтоб встать Неизвестным

                             Солдатом.

Ю. Друнина.

Ведущий:

«Пусть жизнь этих героев послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны». (С. А. Ковпак, дважды Герой Советского Союза).

Давайте почтим память юных патриотов, отдавших жизнь во имя мира на земле, минутой молчания. Прошу всех встать.

(слайд 14)

 (Минута молчания).

Чтец 3:

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня!

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем прямым,

Ее бойцам и генералам,

Героям мертвым и живым,

Салют!

А. Твардовский.  «9 Мая».

Ведущий:

(слайд 15)

«Никто не забыт, ничто не забыто…» - каждый из нас должен знать о Великой Отечественной войне, каждый должен помнить о ней, каждый должен испытать чувство благодарности к тем, кто защитил нас с вами. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину!

(Звучит аудиозапись «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова)


Литература.

Была война… - М., 1984.

Воронов Ю. П. Блокада: Кн. Стихов, - М.: Сов. Россия, 1986. – 142 с.

Герои в красных галстуках. – Воронеж,1974.

Дети военной поры. – М., 1988.

Дети – герои / Сост.: И.К. Гончаренко, Н. Б. Махлин. – 2 –е изд. – Киев, 1985. – 608 с.

Друнина Ю. В. Метель: Стихи, поэмы. – М.: Сов. Писатель. 1988. – 159 с.

О подвигах, о доблести, о славе: Рассказы и очерки / сост. Г. Н. Яновский. – М.: Дет. лит., 1981 – 319 с.

Шаги истории самой…: Баллады, рассказы в стихах, поэмы, песни рус. сов. поэтов 1917 – 1945 / сост. С. Л. Страшнов. – М.: Дет. лит., 1987. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.

В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...

Сценарий внеклассного мероприятия "Памяти детей"

"Глаза детей -  души моей светильник". Посвящается памяти детей, чья жизнь была прервана.Содержит презентацию и сценарий мероприятия...

Особенности восприятия, мышления и памяти детей дошкольного возраста

В данном докладе речь пойдет о психологических особенностях познавательных процессов в период дошкольного возраста...

Творческая мастерская посвященная памяти детей войны 1941-1945 год."Журавлики памяти"

Беседа о детях войны и изготовление журавликов в технике "канзаши"....

Классный час Вечер памяти « Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли!»

Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.Задачи: 1. Расширить знания детей об истории нашей страны, нашей деревни....

Сценарий урока памяти "Дети Беслана"

Материал предназначен для проведения классного часа. Видео и клипы можно скачать с интернета ( они имеются в свободном доступе)....

День памяти «Дети войны»

Материал может использоваться как сценарий тематической линейки к 9 мая....