Классный час Вечер памяти « Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли!»
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Хораськина Лариса Владимировна

Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.

Задачи: 1. Расширить знания детей об истории нашей страны, нашей деревни.

                2. Воспитывать уважение к прошлому своего народа.

                3. Развивать интерес к работе по изучению истории своего края.

                4. Прививать любовь к чтению  художественной и научно-публицистической литературы    о Великой Отечественной войне.

                 5. Рассказать о трудовом героизме ребят во время Великой Отечественной войны.

                 6. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.   

                 7. Учить ребят собирать и обрабатывать информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_vecher_pamyati.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 Вечер памяти

« Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли!»

Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.

Задачи: 1. Расширить знания детей об истории нашей страны, нашей деревни.

                2. Воспитывать уважение к прошлому своего народа.

                3. Развивать интерес к работе по изучению истории своего края.

                4. Прививать любовь к чтению  художественной и научно-публицистической литературы    о Великой Отечественной войне.

                 5. Рассказать о трудовом героизме ребят во время Великой Отечественной войны.

                 6. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.    

                 7. Учить ребят собирать и обрабатывать информацию.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, видеокамера,  2 ватмана, фломастеры, магниты (8 шт.), сочинения ребят о бабушках и прабабушках.

Подготовительная работа:

- изучение научно - публицистических статей о Великой Отечественной войне;

- интервью с ветеранами трудового тыла;

- изучение документов школьного музея и архива;

- подготовка сообщений, создание презентаций;

- создание стенда « Спасибо за Победу»;

- выпуск брошюрки «Учителя – ветераны войны и труда Нижнетимерчеевской школы » и диска     « К 70- летию Победы. Воспоминания…» ( интервью с ветеранами труда, тружениками тыла).

Эпиграф:

                                                                      В этот день и горестный, и светлый,
                                                                     Поклониться от души должны
                                                                     Мы живым и недожившим детям
                                                                     Той большой и праведной войны!

                                                                                                               Валентина Салий.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, ребята, дорогие гости - ветераны труда! Сегодня мы собрались на Вечер памяти «Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли!»  Прошло 70 лет, как кончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. 9 Мая в нашей стране прогремит салют Победы в войне 1941 – 1945 годов. Путь к ней был труден и долог. 1418 дней войны. И в каждом из них – боль и горечь утрат, радость больших и малых побед.

2. Вызов интереса  (2-3 минуты).

- А теперь разделимся на две группы. Вы должны нарисовать или  написать на ватмане ответы на вопросы:

Вопрос для 1-ой группы:

Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «День Победы»?

Вопрос для 2-ой группы:

Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

( Во время работы групп звучит «минусовка» песни «День Победы»).

3. Слово учителя.

- Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы она не повторялась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить…

- Помнить миллионов и миллионов женщин и подростков, детей, работавших в тылу на полях, на заводах и фабриках, без которых не состоялась бы наша Победа. Они отказывали себе в самом необходимом, отдавая всё для фронта, для победы.

- Война и дети - несовместимые понятия. Но во время войны нечеловеческие тяготы и лищения наравне со взрослыми переносили и дети.

- До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились. Помогали старшим. Но пришёл час - и они показали, каким огромным может стать юное сердце, когда позовёт Родина, когда разгорается ненависть к врагам.

Ученик читает стихотворение Валентины Салий  «О детях войны» (читает Степанова Кристина).

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

У станков стояли, как бойцы,

На пределе сил,

но не прогнулись

И молились, чтобы их отцы

С бойни той немыслимой вернулись.

Дети, что без детства повзрослели,

Дети, обделенные войной,

Вы в ту пору досыта не ели,

Но честны перед своей страной.

Мерзли вы в нетопленных квартирах,

В гетто умирали и в печах.

Было неуютно, страшно, сыро,

Но несли на слабеньких плечах

Ношу непомерную, святую,

Чтоб скорее мира час настал.

Истину познавшие простую.

Каждый на своем посту стоял.

Девочки и мальчики войны!

На земле осталось вас немного.

Дочери страны! Ее сыны!

Чистые пред Родиной и Богом!

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

Мира вам, здоровья, долголетья,

Доброты, душевного тепла!

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберет война!

- Тысячи мальчиков и девочек шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. Сколько их было, убитых и раненых, истерзанных за годы Великой Отечественной войны!

А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала  в своих киножурналах воскресное утро 1941 года.

Первым кадром, восхищавшим фашистских головорезов, был кадр хроники, на котором была изображена убитая девочка с куклой. Лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, первым встретившего войну. Её лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, которую недавно подарили родители.

Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Её судьба – история многих маленьких звёздочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.

Стихотворение «Ой, Мишка, как же страшно мне!» Л. Тасси (читают ученики Галкина Эвелина и  Кондратьев Андрей).

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,

Полсухаря оставила тебе…

… Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля…

Была семья, был дом… Теперь остались

Совсем одни на свете — ты и я…»

… А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом…

«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят…»

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне…

И выбежала из дому девчонка:

«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»

… Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна…

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?!..

 - Наверное, многие знают историю 11-летней ленинградской школьницы  Тани Савичевой. Гитлер хотел голодом взять Ленинград. 900 дней находился город в блокаде.

Презентация о Тане Савичевой.

- Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».

             «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».

«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

             (Читают «Дневник Тани Савичевой»).

- Этот дневник Таня вела во время войны. При первой возможности Таню с детским домом должны были направить  в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

 Звучит песня «Снегири»  муз. Ю.Антонова, ст. М. Дудина.

- В марте 1943 в белорусской деревеньке Хатынь появилось около 300 карателей.

Словарная работа:

КарАтель – участник карательного отряда

КарАтельный отряд – военно-полицейский отряд для расправы над кем-н.; уничтожения кого-н.

Каратели согнали жителей деревни в большой сарай, который облили бензином и подожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.

Три человека – Виктор Желобкович, Антон Барановский, Иосиф Каминский – вышли живыми из огня.

 Когда под напором десятков людей рухнули двери сарая и люди, полные ужаса, в  охваченной пламенем одежде, бросились врассыпную, фашисты открыли по убегавшим огонь.

Среди 156 сгоревших в Хатыни – 75 детей.

Звучит песня «Хатынь» (о деревне, которая была выжжена дотла вместе с жителями во время ВОВ).

- Бои шли не только на фронте. И стар, и млад, все, кто мог держать в руках лопату, строили укрепления, копали окопы. А дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах.

Все, в том числе и дети, работали по 12 часов, а потом возвращались в холодный дом. Печь «буржуйку» в городских квартирах топили мебелью, книгами, а в деревне печь топили хворостинами, соломой. Само собой солома быстро вспыхивала и быстро сгорела, и тепла от неё было мало. Я  помню, бабушка рассказывала, чтобы как-то согреться в лютые морозы, они залезали прямо в печь. Конечно же, были они в золе и в саже.

После работы ели хлеб, который наполовину или на одну треть состоял из крахмала и из семян лебеды, мороженую картошку, пили чай из трав. Помню тоже рассказ бабушки о том, как однажды зимой она с подругой пошли в Ибреси  выкапывать мёрзлую картошку, из которой делали крахмал. Даже очистки от картошки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.

- Несмотря на войну, во многих местах продолжали обучение детей. Писали дети угольками на грифельных досках или же на газетных и книжных полях. В блокадном Ленинграде тоже обучали детей. Нередко во время занятий раздавался  вой сирены, возвещавшей о бомбёжке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где уроки продолжались.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-ого 148-ой школы  г.Ленинграда писали в коллективном дневнике ( во время чтения дневника звучит тихая мелодия «Душа» Э. Мориконе):

«Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло  в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах ».

-  В нашей школе работали учителя, которые в детстве пережили все тяготы военного времени:

Петров Владимир Леонтьевич                     Петрова Антонина Захаровна

Дяткин Алексей Дементьевич                      Дяткина Евдокия Николаевна

Герасимова Вера Максимовна                       Порфирьева Ольга Порфирьевна

Скворцова Елена Антоновна                        Артамонов Петр Григорьевич

Ильина Мария Ивановна                                Еремеев Тит Михайлович

Титов Анатолий Витальевич                      Бажаев Иван Петрович

Бажаева Анна Григорьевна                           Тайбинская Галина Илларионовна

Ванюшкин Федор Степанович                     Ежергина Анна Тимофеевна

Ежергин Сергей Васильевич                        Коновалов Василий Андреевич

Леонтьев Ананий Васильевич                      Муратов Николай Сергеевич

Николаева Елена Николаевна                      Петров Николай Дмитриевич

Потапенко Анастасия Моисеевна              Кириллов Иван Степанович

Кириллова Вера Григорьевна                       Крылов Николай Иванович

Яковлев Геннадий Иванович                         Филиппова Мария Викторовна.

Презентация «Учителя – ветераны войны и труда».

-  И сегодня мне отрадно приветствовать у нас в гостях Заслуженного Учителя ЧР, человека, обладающего великой силой духа, безграничным мужеством, чьё детство пришлось на годы войны, и посвятившего свою жизнь учительскому труду, Ежергину Анну Тимофеевну.

Воспоминания и рассказ Ежергиной А.Т.

 - Свой вклад в дело Победы внесла и моя бабушка Егорова Анна Алексеевна – ветеран труда.

Рассказ о бабушке.

Человек интересной судьбы.

В 1941 году на нашу страну напали враги. Весь народ поднялся на защиту Родины!

Защищали Родину не только на фронте, но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, работавших в тылу на полях, не состоялась бы наша Победа!

Внесла свой вклад в дело освобождения Родины от фашистов и моя бабушка Егорова Анна Алексеевна, ветеран труда. Родилась прабабушка 12 апреля 1925 года, а  в 2012 году умерла, но для меня, в моей памяти, она останется навсегда живой. Чем же замечательна моя бабушка? Своей жизнью. Она часто рассказывала нам о том, через что она прошла за свои 87 лет.

Анне Алексеевне пришлось пережить Великую Отечественную войну. Родителей у неё не было к тому времени: мать умерла, когда ей было 6 лет, а ещё через год – умер отец, отец семерых детей. Заботились о маленьких старшие сёстры и братья.

Закончила она только 4 класса, потому что семья была большая и жили они впроголодь. Она работала в поле, помогала старшим по хозяйству. А когда началась война, ей было 16 лет. Во время войны бабушка начала работать в колхозе. Жили впроголодь, потому что денег колхозникам не платили – работали за трудодни, а потом расплачивались продуктами. В колхозе они сеяли пшеницу, сажали картофель, пололи, убирали.  Днём – жатва в поле. Вечером – домой, покормить скотину, готовить ужин. На сон – несколько часов. Чуть свет – и снова в поле, на работу. Сельские жители из года в год, изо дня в день напряжённо работали полуголодными, бывало и недосыпали. Откуда брались силы, Анна Алексеевна не понимает. У бабушки есть Юбилейные медали к каждому празднику, имеет звание «Ветеран труда».

Труд тыловиков – тоже подвиг. Сельские жители сдавали государству хлеб, мясо и другие продукты: приближали Победу. Поэтому, когда мы говорим: «Они защищали Родину», мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава!

- У многих с фронта не вернулись родные, близкие люди. Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно, о чём свидетельствуют и награды.

Государство отметило труд Яковлевой Н. Г. Она имеет награды и звание «Ветеран труда».  Слово предоставляется Ветерану труда Яковлевой Н.Г.

Воспоминания Ветерана труда Яковлевой Н.Г.

- Сегодня у нас в гостях наши бабушки и прабабушки,  наши соседи, наши односельчане, которых мы называем «дети войны».

Слово предоставляется … (Ф.И.О. Ветерана труда). Ветераны труда, приглашённые на Вечер памяти и воспоминаний,  рассказывают о трагических годах нашей страны и деревни.

Видео-интервью с теми Ветеранами труда, которые не смогли присутствовать на Вечере…  (Фоминой Анной Терентьевной, Ефремовой Серафимой Федотовной…)

Ветеран труда Валентина  Ивановна Владимирова  исполняет песню о войне собственного сочинения.

- Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Можно привести ещё не один пример мужества наших маленьких  сверстников, их трудной жизни. Но думаю, что мы убедились в том, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки будут помнить и подвиг солдат, и  трудовой подвиг тех, кто оставался в тылу.

- Скажем спасибо  нашим гостям за их рассказ, за возможность нам прикоснуться к истории. Низкий поклон Вам, ВЕТЕРАНЫ!

- Спасибо Вам, родные наши, за нашу Родину, за то, что вы не щадили себя за Победу! Живите долго-долго! Вы нам так нужны!

- Я хочу посвятить всем труженикам тыла отрывок из стихотворения Леонида Встречного «О Вас, о тружениках тыла».

…. О вас, о тружениках тыла,

Кто час ПОБЕДЫ приближал,

Страна родная не забыла,

Вам должное за всё воздав.

Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ,

Кто был в тылу, кто воевал,

Ваш тяжкий труд, что был желанный,

Народ поднял на пьедестал.

- Благодарим всех, кто пришел на наш классный час. На память о нем разрешите вручить

небольшие подарки.

Учащиеся дарят гостям цветы и сувениры.

Заканчивается классный час чаепитием и задушевной беседой с ветеранами труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Поклонимся ей до земли".

В музее Черномужской школы есть стенд военной тематики под названием "Поклонимся ей до земли." В нем отражена тяжелая доля женщин в военное время. Читая эти воспоминания, я не могла не посвятить "данн...

Творческая мастерская посвященная памяти детей войны 1941-1945 год."Журавлики памяти"

Беседа о детях войны и изготовление журавликов в технике "канзаши"....

Презентация к классному часу о Великой Отечественной войне "Поклонимся великим тем годам".

Даанная презентация содержит материал, который можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия о Великой Отечественной войне в 5 - 6 классах....

Разработка классного часа о детях Великой Отечественной войны «И помнить страшно, и забыть нельзя»

Классный час  по теме «И помнить страшно, и забыть нельзя» о детях войны.На классный час приглашена Батракова Аза Константиновна – Заслуженный учитель РФ, Почетный  гражданин Кстовского райо...

Урок памяти. "Дети на войне".

Содержание: дети - герои в войне 1941 - 1945г. Знакомство с малоизвестными героическими подвигами детей и подростков на фронте, в тылу, на фабриках и заводах, в поле, партизанская война. Занятие...

День памяти «Дети войны»

Материал может использоваться как сценарий тематической линейки к 9 мая....