Творческая мастерская посвященная памяти детей войны 1941-1945 год."Журавлики памяти"
план-конспект на тему

Строганова Галина Юрьевна

Беседа о детях войны и изготовление журавликов в технике "канзаши".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya.docx342.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы г. Зеленокумска Советского района»

Творческая мастерская,

посвященная памяти детей войны

1941-1945 года.

Тема: «Журавлики памяти»

(для детей 11-13лет)

Педагог дополнительного

образования

Строганова Галина Юрьевна

г. Зеленокумск

2015г.

Творческая мастерская, посвященная памяти детей войны

1941-1945 года.

Тема: «Журавлики памяти»

Цель: познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время; развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих, воспитывать чувство патриотизма

Задачи:

- воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ;

- способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;

- развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами, музыкальной культурой.

Форма проведения – творческая мастерская.

Подготовительная работа: Сбор информации о детях воины, подготовка выступлений о детях - героях ВОВ, изготовление каркаса для журавлика, изготовление  острых лепестков в технике канзаши-цумами черного и белого цвета.

 Материалы: технологические карты, интерактивная доска, Презентация  «Дети  войны», ножницы,  атласная лента белого и черного цвета (шир. 5 см.), клеевой пистолет,  нитки.

ТСО: песня «Журавли», песня из к/ф. «Офицеры».

Ход занятия.

Вступительная часть.

Педагог: Вам сейчас 11 лет или немногим больше. Вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Вы видите, как строят новые дома в городе, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но Вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Вы мирно просыпаетесь и улыбаетесь своим родителям, так же радостно проснулись дети и в тот роковой день. По радио звучал голос Левитана. Это был день начала войны: 22 июня 1941года.          Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех войн. Можно сосчитать, сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

Что же о них знаем мы?

      Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки .Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену. Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час – 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

 Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями. Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Этих героев знали поименно все школьники.

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые:

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

На экране портреты пионеров героев.

Педагог: Сегодня я предлагаю вам вспомнить их короткие и часто схожие друг с другом биографии.

(Выступление  первого обучающегося)

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

    В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой.

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь.

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

(Выступление  второго обучающегося):

Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.

Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

(Выступление  третьего обучающегося):

Костя Кравчук

11 июня 1944 года на центральной площади Киева были выстроены части, уходившие на фронт. И перед этим боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени за то, что спас и сохранил два боевых знамени стрелковых полков в период оккупации города Киева.

Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их.

Сначала закопал в саду под грушей: думалось, скоро вернутся наши. Но война затягивалась, и, откопав знамена, Костя хранил их в сарае, пока не вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернув свой бесценный клад в мешковину, обваляв соломой, он на рассвете выбрался из дому и с холщовой сумкой через плечо повел к далекому лесу корову. А там, оглядевшись, спрятал сверток в колодец, засыпал ветками, сухой травой, дерном.

И всю долгую оккупацию нес пионер свой нелегкий караул у знамени, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию.

Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами.

11 июня 1944 вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасенные Костей замена.

(Выступление  четвертого обучающегося):

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

(Выступление  пятого обучающегося):

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Педагог: Вы – четвертое поколение, живущее после тех, кто воевал в годы ВОВ. Хорошо, что эта страшная война так далека от вас, и мы должны всегда помнить тех, кто отдал свои жизни, чтобы подарить нам мирное небо. Ведь среди них были близкие нам люди, наши прадеды, которые сражались и погибали на войне. И я вам предлагаю не только вспомнить их, но и сохранив уважение к памяти дорогих нам людей изготовить журавликов памяти, которых мы выполним в технике канзаши-цумами. 

Практическая работа

Педагог: На столах у вас технологические карты (см. приложение) по созданию журавликов-канзаши. На прошлом занятии вы изготовили каркас для журавлика и острые лепестки в технике канзаши-цумами. Сегодня мы продолжим работу и соберем фигурку журавлика.

(Изготовление журавликов. Звучит песня из к/ф «Офицеры»).

Заключительная часть.

Педагог: С ужасом фашизма боролась вся Россия. Победа пришла! Долгожданная, со слезами на глазах. Пришла благодаря сплочённости российского народа, благодаря дружбе народов России, наши деды мечтали о счастливом будущем для своих детей и эти мечты сбылись. Мы живём в красивом городе, в тёплых домах, учимся в красивой современной школе. Мы улыбаемся и не голодаем благодаря солдатам ВОВ, благодаря детям войны.

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.

Дети войны-

И веет холодом,

Дети войны-

И пахнет голодом.

Дети войны-

И дыбом волосы-

На челках детских

Седые полосы.

Земля омыта

Слезами детскими

Детьми советскими

И не советскими.

Их кровь алеет

На плацах маками,

Трава поникла-

Где дети плакали. -

Дети войны-

И боль отчаянна!

О, сколько надо им

Минут молчания.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна…. (Ю., Воронов)

Педагог: Ежегодно мы поздравляем ветеранов, которые живут в нашем городе с Днем Победы. И я, предлагаю вам подарить ветеранам сделанные вами журавликов  как память о солдатах, о тех, кто отдал свои жизни, чтобы подарить нам мирное небо.  А я от всего сердца желаю всем нам, что над нами всегда было мирное небо! И мы с Вами никогда не знали ВОЙНЫ!

Спасибо! До свидания!

                                                       

 

Приложение

Изготовление острых лепестков.

        http://proektabc.ru/images/decor/kanzashi030.jpg 

Сборка журавлика

D:\Галина Юрьевна\работы ЦВР\канзаши\DSC01714.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"

Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"Эпиграф:Что мы пережили, расскажет историк,Был сон наш тревожен, и хле...

Презентация, посвященная Великой Отечественной Войне 1941-1945

Презнтация, посвященная 65-летию со Дня Победы в Великой отечественной войне, опыт из прошлого. Считаю, эту презентацию актуальной на сегодняшний день....

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы в целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов....

Митинг-2018 к 9 мая, посвященный Победе в ВОВ 1941-1945 годы "Колокола памяти"

Сценарий миттинга посвящен 73-ей годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....

Страницы книги "Дети войны 1941-1945"

Каждая страница нашей книги это воспоминание жителей п. Танзыбей , о своём детстве,  годы которого пришлись на военное лихолетье /1941 -1945гг./. Часть записана со слов самих очевидцев, есть стра...