День памяти «Дети войны»
классный час (6, 7, 8, 9 класс)
Материал может использоваться как сценарий тематической линейки к 9 мая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedelya_istorii.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
неделя истории
Казалось, было холодно цветам
И от росы они едва поблёкли
Зарю, что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто ж знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
Танго «Утомлённое солнце» голосЛевитана
Гремят взрывы, песня «Священная война»
Ведущий:
Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. В 2010 году исполняется 65 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Но война не стёрлась из людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому, что история – это судьба каждого, кто вынес на своих плечах 4 года смертельных боёв, 4 года ожидания и надежды, кто проявил поразительное, беспримерное мужество.
Тогда невыносимо трудно было всем – и старым и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства.
Видео
Ученик: Невозможно спокойно смотреть кадры военной хроники, потому, что мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы и они так похожи на нас.
Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Гремят взрывы, песня «Священная война»
В волосах серебряные нити (Лебедев)
Столько лет, а сны всё не цветные
Их война давно лишила детства
Что гремела на полях России
Кровь и смерть, воронки от снарядов
Как игрушки – стреляные гильзы
Всё осталось в памяти недетской
В той далёкой, страшной, чёрной жизни.
Вас война давно лишила детства
Постаревшие теперь с годами дети,
Всё, что было – в памяти навечно,
Трудно с этим жить на белом свете.
Ведущий: Самыми тяжёлыми были первые годы войны. Гибли не только солдаты на фронте. Очень тяжело приходилось жителям Москвы и особенно блокадного Ленинграда.
Отодвинула завтрак презрительно.
- Не умеешь готовить! Не вкусно!
Что за пища? На вкус - отвратительно!
Кислый творог, сырая капуста…
Как-то сразу нахмурилась бабушка,
Задрожали предательски губы.
- Нас война, разносолом не балуя,
Приучала настойчиво, грубо…
Полуголые, полуголодные,
Ели всё, мало-мальски съедобное.
То, что собрано с поля бесплодного-
Слаще мёда и хлебушка сдобного.
Только тюря, гнилая картошечка,
Да и то понемногу, не досыта,
Со стола собирали все крошечки.
И заплакала… Долго. Изношенно…
Ведущий: Сохранились воспоминания людей, переживших эти страшные годы.
На экране фото детей в Москве и Ленинграде
Ведущий: Воспоминания Приградова М.Е.,
В 1942 году в Москве было голодно и холодно. Дров не было. По ночам с домов обдирали доски обшивки. Когда и они кончились, стали опиливать бревна с углов. В доме сожгли все, что могло гореть. Из мебели (когда-то дорогой) остались только железные кровати, да огромный дубовый стол на рояльных ножках. В постоянном холоде было жутко обидно смотреть на этот стол – у нас не было сил ни распилить его, ни отрубить хотя бы кусочек. На Новый Год бабушка исхитрилась купить картофельных очисток, наскребла с них, сколько могла картошки и сделала нам с дедом по лепешечке – это был настоящий праздник! Сама она съела шелуху, тяжело отравилась и ее на месяц увезли в больницу.
Ведущий: Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбежек. Забота о детях была характерной чертой ленинградцев. Она давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город.
Шурик Игнатьев, трех с половиной лет от роду, 23 мая 1942 года в детском саду покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракульками с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал!» – спросила воспитательница. Он ответил: "Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего". Они были такими же блокадниками, как взрослые». И погибали так же.
Дневник Тани Савичевой
Фото на экране, Д Шестакович Седьмая симфония
Ведущий: Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Презентация «Рисунки блокадной девочки»
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране (Константинов)
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой.
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов.
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка - их кров.
А мечта - до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
Ведущий: Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе - пресечется род наш человеческий.
Ведущий: Огромный патриотизм проявляли в годы войны школьники. Когда отец, брат или сестра уходили на фронт они заменяли их у станка. В те дни на заводе можно было видеть много детей, пришедших на смену вместо своих родных и близких. В телогрейках и стёганных ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.
Её я узнал не из книжки - (Прокин)
Жестокое слово - война!
Прожекторов яростной вспышкой,
К нам в детство врывалась она.
Смертельными тоннами стали.
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли -
Мы просто дышали войной.
На экране фотографии детей в цехах
Нельзя без волнения читать рассказ сталевара Нурулли Базетова
“Это было в конце 1941 года, - рассказывает мастер. - Завод получил срочное задание. Получил задание и я. Взвесив свои возможности, я понял, что выполнить его не могу - не было людей. Тогда я обратился к начальнику цеха: “Или давайте людей, или же снимите задание”. Начальник цеха произнёс: “Вот тебе пополнение, обучи и приступай к делу”, - и показал на группу ребят.
Передо мной стояли мальчишки - школьники, эвакуированные из Смоленска и Курска. У меня по коже мороз пошёл: дети и к мартеновской печи. Такого ещё не было. Но что оставалось делать: трое лучших металлургов ушли на фронт, а заменить их было некем, и я взял 12 мальчишек.
Фото сын полка Серёжа Алёшков
Ведущий:
С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы. Они не просили – требовали - отправить их на фронт. А когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог – завышали свой возраст на год, а то и на два. Некоторые ребята попадали на фронт и оказывались в полках. Бойцы с любовью называли их «сынами полка».
Сережа Алёшков.
(Фотография на экране)
Ведущий:
Полк стоял под Сталинградом и готовился к прорыву вражеской обороны. Боец Алёшков вошёл в блиндаж, где склонились над картой командиры, и доложил:
-Там, в соломе, кто-то прячется.
Командир послал к копнам солдат, и вскоре те привели двух немецких разведчиков. «Боец Алёшков, - сказал командир, - от лица службы объявляю Вам благодарность. - Служу Советскому Союзу! - отчеканил боец».
Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под угарным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира. А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Ему было всего 7 лет… Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».
Ведущий: (Песня «Брянский лес» фото партизанских отрядов)
Партизаны. Какой ужас наводило это слово на немцев. Какие награды обещало немецкое командование за поимку партизан! А ведь в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались и дети. Они проявляли героизм и мужество, выполняли опасные задания. Немногим удалось выжить.
Ведущий: ЛЮСЯ РАДЫНО. (Фотография на экране)
Люся оказалась в Сталинграде после долгих поисков родных и близких. 13-ти летняя Люся добровольно стала разведчицей. Однажды в сталинградский детский приёмник пришёл офицер, который искал детей для работы в разведке. Так Люся оказалась в боевой части. Командиром у них был капитан, который учил, давал наставления, как вести наблюдения, что отмечать в памяти, как вести себя в плену.
В первой половине августа 1942 г. Люся вместе с Еленой Константиновной Алексеевой под видом матери и дочери впервые были заброшены в тыл врага. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.
Разве погибнуть ты нам завещала Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, родина?
Разве хотела ты нашей смерти, родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь!" Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: "Я или Родина".
Ведущий: ( фотографии детей в концлагере)
Самые обездоленные дети войны - малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку - у них отняли Родину и свободу.
Ведущий:
В обители смерти молчат о смерти.
И только крик
Парит и кружит под крышею блока,
Бьется о твердые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни -
Дает нам силу
Сломить бессилие.
Ведущий: Вспоминает жительница города Таллин, которой чудом удалось выжить:
В сентябре 1941 года немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь "Красное село", где дедушку расстреляли, а меня, 12-летнюю отправил и в лагерь "Балтийский". Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь "Клоога". Выжила чудом...
Звучит запись стихотворения
Дымятся трубы. Крематорий. Освенцим.
Я уже развеян,
Лечу над Родиной, которой (фотографии природы России)
Я и такой, сожженный, верен.
Граница. Родина. Смоленщина.
Ветряк. Речушка. Перевоз.
Седая сгорбленная женщина,
Полуослепшая от слез.
Ее морщины словно шрамы.
Глаза с извечною мольбой.
Кричу, кричу ей: — Здравствуй, мама!
Я снова дома, я с тобой.
Вновь буду жить под отчей крышей
И никуда не пропадать... —
А мать меня совсем не слышит,
Меня не замечает мать.
Стоит, качается былинкой,
Концы платка прижав к плечу.
А я над нею пепелинкой
Летаю и кричу, кричу...
Ведущий:
У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Дети войны никогда не забудут тех солдат, кто избавил их от беды, несчастья и неволи... Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей.
Ученик:
Они прикрыли жизнь собою.
Жизнь начинавшие едва.
Чтоб было небо голубое.
Была зеленая трава.
И вновь - весна...
И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали...
Но кто сказал, что жили вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?
Ведущий:
Их нет, а память людская о них живет. Они пример для сегодняшних детей, всех мальчишек и девчонок нашей страны. Они - пример того, что любовь к своей Родине, земле, стране не зависит от возраста и количества лет. Она зависит лишь от чувства ответственности и собственного достоинства.
В память обо всех детях, погибших во время Великой Отечественной войны, мы объявляем минуту молчания.
Звучит «Бухенвальдский набат»
На экране видео «вечный огонь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.
В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...
Сценарий внеклассного мероприятия "Памяти детей"
"Глаза детей - души моей светильник". Посвящается памяти детей, чья жизнь была прервана.Содержит презентацию и сценарий мероприятия...
Особенности восприятия, мышления и памяти детей дошкольного возраста
В данном докладе речь пойдет о психологических особенностях познавательных процессов в период дошкольного возраста...
Творческая мастерская посвященная памяти детей войны 1941-1945 год."Журавлики памяти"
Беседа о детях войны и изготовление журавликов в технике "канзаши"....
Классный час Вечер памяти « Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли!»
Цель: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, уважения к старшему поколению.Задачи: 1. Расширить знания детей об истории нашей страны, нашей деревни....
Урок памяти. "Дети на войне".
Содержание: дети - герои в войне 1941 - 1945г. Знакомство с малоизвестными героическими подвигами детей и подростков на фронте, в тылу, на фабриках и заводах, в поле, партизанская война. Занятие...
"Мой день рожденья знает вся страна... В мой день рожденья началась война..." Павел Голосов: ярославский поэт-фронтовик
Павел Павлович Голосов (1921 – 1988 г.г.) – ярославский поэт, ветеран Великой Отечественной войны, учитель, редактор и сотрудник газет. Павла Голосова можно назвать поэтом без всяких скидо...