План проведения занятия по ОБЖ с учащимися 11 классов МБОУ гимназия №3. Тема занятия: «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».
методическая разработка по обж (11 класс) на тему

Пахомов Валерий Семёнович

Методическая разработка урока военно-патриотической направленности, предназначенная для преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ образовательных учреждений СПО, НПО, средних школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_zanyatiya_s_11_klassami._ordena_medali.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

План

проведения занятия по основам безопасности жизнедеятельности

с учащимися 11 классов МБОУ гимназия №3

Тема занятия:  «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».

Цель занятия:

 Подготовка подрастающего поколения к служению Родине, защите её на примерах героических поступков, подвигов россиян.

Задачи:

1.Повышение уровня знаний у учащихся по истории Отечества, Российской армии,  основам военной службы.

2.Пробуждение и укрепление гражданских, патриотических чувств: любви к Родине, ответственности за её будущее, долга, чести, достоинства.

3.Развитие активной жизненной позиции.

4.Воспитание чувства уважения к боевым и другим подвигам россиян при защите Отечества, ветеранам войны и труда, воинам Вооруженных Сил, государственным наградам России.

Учебные вопросы:

  1. Основные государственные награды Российской империи.
  2. Основные государственные награды СССР.
  3. Основные государственные награды Российской Федерации.

Тест (1 мин. 20 сек. - компьютер).

  Материальное обеспечение:

- альбом государственных наград Российской империи (15 шт.);

- альбом государственных наград СССР (15 шт.);

- альбом государственных наград Российской Федерации (15 шт.);

- учебник ОБЖ  для 11класса  А.Т. Смирнова , 2010 г. издания, стр. 132-137;

- электронный учебник по ОБЖ;

- комплект некоторых наград, нагрудных знаков военнослужащего – 3 шт.;

- орден Славы 3-й степени;

- компьютер, мультимедиа проектор;

- плакат «Ордена России, СССР» - 1 шт.;

- карточки (кроссворд) для письменного опроса учащихся – 30 шт.;

- карточки (бланки) с домашним заданием – 30 шт.;

- указка;

- часы.

Ход урока

  1. Вступительная часть – 10 минут

В ________  начать  урок с приветствия учащихся.

После проверки наличия учащихся обосновать важность, необходимость темы предстоящего занятия:                                                       

« При проведении занятий по ОБЖ, мероприятий с учащимися  пришел к выводу, что они не знают полного наименования нашего образовательного учреждения.

При докладе об этом руководству гимназии мне было предложено на ближайших занятиях пополнить знания учащихся по вопросам, связанным с именем человека, имя которого носит гимназия №3, его заслугами перед нашей Родиной, наградами за его подвиги в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Решение руководства совпадает с программой курса ОБЖ, которая предусматривает знакомство с системой государственных наград нашего Отечества».

Вопросы к  учащимся:

 - Назвать полное наименование образовательного учреждения, в котором мы сейчас находимся?

(Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №3 им. М.Ф.Панькова)

- Кто может рассказать о М.Ф.Панькове?

(Михаил Федорович Паньков – выпускник школы №3, почётный гражданин г. Хабаровска, участник ВОВ, за свои подвиги удостоен многих государственных наград, среди которых 3 ордена Славы 3,2,1 степени, орден Октябрьской революции, орден Красной звезды, многие медали.

 - Какие из них наиболее высокие по отношению к другим?

Согласно статуту ордена Славы, лица, награжденные тремя  степенями ордена, именовались полными кавалерами ордена Славы и в правах приравнивались к Героям Советского Союза).

- Назвать годы жизни М.Ф.Панькова

(29.08.1923г. – 16.07.1984г.)                            

-Когда имя М.Ф.Панькова было присвоено улице и гимназии?

(В 1986г. улица Торговая была переименована в улицу его имени, а в1986г. гимназии №3 было присвоено имя героя – выпускника школы)

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопросов данного урока с целью проверки и  закрепления полученных знаний на предыдущих занятиях по ОБЖ, истории  Отечества предлагаю разгадать кроссворд, в котором зашифровано слово, тесно связанное с темой сегодняшнего урока.

 Слово, которое вам предстоит отгадать, вслух не произносить. Соревнование между парами, сидящими за столами.

 (Предоставить время на разгадывание кроссворда – 2 мин.).

                                           Зашифрованное слово - ОРДЕН

О наградах, в том числе о наградах человека, имя которого носит гимназия №3, мы и будем говорить на этом уроке.

 Открыть тему урока, заранее написанную на доске (или включить презентацию).

Тема занятия:

   «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».

     

  1. Основная часть – 30 минут.

1 учебный вопрос

Основные государственные награды Российской империи – 10 мин.

Еще в древние времена люди, выражая признательность отдельным членам своего общества за отличия и смелость, разрешали самым достойным носить символы охотничьего мастерства – звериные клыки, шкуры, перья.

Уже в античную эпоху появилась стройная система воинских наград. Так, римские воины, отличившиеся в битве, награждались почетным знаком в виде венка или короны, которые носили на одежде.

В середине века в Европе появился новый вид знаков отличия, получивший со временем название Орден. Образовалось понятие Знаки Ордена, которые включали в себя Крест и Звезду.

В эпоху крестовых походов на Восток возникли полувоенные,  полумонашеские  организации – Ордена (Ливонский, Тевтонский, Тамплиеров и др.). Члены ордена считали военное дело своей профессией. Лица, вступавшие в орден, получали право носить знаки этого ордена (Крест и Звезду).

В России первый знак -  орден появился в конце 17 века.

Сообщение по данному ордену сделает учащийся ___________________________________________  (открыть альбом №1)

Напомнить, что в  1699г. Петром I был учрежден орден Святого Андрея Первозванного с девизом «За веру и верность».

После сообщения учащегося, используя альбом №1, напомнить, что  орден – это знак отличия, государственная награда за особые заслуги.

В проекте Устава ордена Святого Андрея Первозванного, разработанного при участии Петра I, указывалось, что «награда выдается в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные услуги, а другим – для одобрения ко всяким благородным и геройским добродетелям; ибо ничто столько не поощряет и воспламеняет человеческого  любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».

Далее назвать год учреждения других орденов, обратив  внимание учащихся на девизы орденов (на их медальонах).

Более подробно об одном из них -  Императорском Военном ордене Святого Великомученика и  Победоносца Георгия с девизом «За службу и храбрость» сделает сообщение учащийся   __________________________________________

Орденом награждались офицеры и генералы за воинские отличия. Он имел 4 степени, в первый раз награждали орденом 4 степени.

Полным кавалером ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия был полководец М.И.Кутузов.

Предоставить учащимся время на знакомство с  орденами и датами  их учреждения, включив  видеофильм  (3 мин.)

Закрепить знакомство с  орденами Российской империи вопросами:

- Какой орден был впервые учрежден в Российской империи и объявлен высшей наградой Российской империи, когда, кем?

 (  орден Святого Андрея Первозванного в 1699 году Петром I)

- Какие выдающиеся отечественные полководцы стали кавалерами этого ордена?

(П.А.Румянцев, А.В.Суворов)

- Когда и какая награда была учреждена для рядовых и унтер-офицеров?

( В 1913 г. был утвержден новый статут комплекта наград, который стал называться Георгиевским. В числе этих наград был и солдатский крест, названный Георгиевским, который имел 4 степени.

- Кого называли «полным Георгиевским кавалером»?

(Награждённые всеми четырьмя степенями ордена назывались полными георгиевскими кавалерами)

Легендарный полководец гражданской войны В.И. Чапаев за личную храбрость, подвиги, совершенные в годы 1 мировой войны стал полным Георгиевским кавалером.

Завершить изучение 1-го учебного вопроса сообщением, что после провозглашения Советской власти в 1917 г. были упразднены все дореволюционные знаки отличия (ордена, медали и др.).

2 учебный вопрос

Основные государственные награды СССР – 10 минут.

        В годы гражданской войны возникла необходимость отмечать отличившихся в боях и сражениях воевавших за Советскую власть красноармейцев.

Предложить учащимся открыть альбом №2. Используя плакат с изображением орденов СССР, рассказать о первых орденах Советского государства.

Включить видео 

( до Героя Советского Союза).

Предоставить слово учащемуся __________________ для рассказа об учреждении звания Героя Советского Союза, о первом Герое Советского Союза, дважды, трижды, четырежды Героях Советского Союза.

Обратить внимание учащихся на то, что в годы ВОВ, в послевоенные годы звания Героя Советского Союза было удостоено 12772 чел., в т.ч. 150 чел. –

дважды,

С.М. Буденному, И.Н. Кожедубу, А.И. Покрышкину – трижды,

Г.К. Жукову – четырежды.

Дважды Героям сооружался бронзовый бюст на родине Героя.

Миллионы граждан СССР были награждены орденами и медалями СССР за боевые и трудовые подвиги в годы ВОВ. В их числе и наши деды и бабушки.

Предоставить слово учащемуся _________________ для сообщения о наградах прадедушки – участнике ВОВ.

Обратить внимание учащихся на необходимость оказывать всяческое внимание, уважение ветеранам войны и труда не только в дни праздников, но и в повседневной жизни, предложить посетить площадь Славы в г. Хабаровске, на которой установлены памятные стелы с фамилиями наших земляков-дальневосточников: Героев Советского Союза, Героев России, награжденных орденами Славы, павших в сражениях ВОВ.

Существует пословица: «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют…»  

Рассказать о наградах для граждан, совершивших подвиги в условиях мирной жизни или добившихся успехов в своей профессиональной деятельности на благо нашей Родины:

лётчики, космонавты, пожарные, спасатели, спортсмены, артисты, учёные, писатели и многие представители других профессий.

Предоставить время учащимся для знакомства с орденами СССР,

включив продолжение видеофильма (2 мин.30 сек.)

Вопросы для закрепления полученной информации по второму вопросу:

- Когда был учрежден первый орден СССР, как он назывался?

 (орден Красного Знамени, 1918г.)

- В каком году был учреждён орден, ставший высшей государственной наградой СССР? Как он назывался?

 (в апреле 1930г., орден Ленина)

- Когда была учреждена высшая степень отличия в СССР и кто первым был удостоен этой награды?

(в апреле 1934г. учреждено звание Героя Советского Союза, а медаль «Золотая Звезда» учреждена в 1937 г.  Первым её получил лётчик Анатолий Васильевич Ляпидевский)

- Как назывался высший военный орден СССР, когда был учреждён, сколько человек было награждено им?

(орден «Победа» - самый дорогой наградной знак, в ноябре 1943г., 11 человек,  из них трое награждены дважды.  Первыми были награждены Маршалы Советского Союза  Г.К.Жуков и  А.М.Василевский))

В завершение 2-го учебного вопроса подчеркнуть, что с распадом СССР отошла в прошлое и существовавшая наградная система, но награды ВОВ остались  почитаемы в глазах россиян.

3 учебный вопрос.

Основные награды Российской Федерации – 13 минут.

Предложить учащимся открыть форзац учебника для 11 класса,  (альбом №3) и рассказать, что в марте 1992 г. было установлено звание Героя РФ, утвержден знак отличия – «Золотая Звезда». Перечислить основные награды РФ:

1994 г. – учреждены ордена: «За заслуги перед Отечеством» 4-х степеней, Мужества, «За военные заслуги», Почета, Дружбы;

1995 г. – Жукова;

1998 г. – Святого Апостола Андрея Первозванного;

2000 г. – Святого Георгия 4-х степеней;

2002 г. – «За морские заслуги»;

2008 г. – «Родительская слава».

Сохранены военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении внешнего противника.

Предложить учащимся ознакомиться с  орденами Российской Федерации, годами их учреждения,

включив видеофильм (2 мин.15 сек.)

Предоставить слово учащемуся____________________________________

для сообщения о наградах своего отца – участника боевых действий на Северном Кавказе.

Дополнительно целесообразно сообщить, что к наградам относятся:

  Памятные Знамена, Юбилейные почетные знаки, Вымпел министра обороны РФ, почетные наименования, почетное  именное  оружие, нагрудные знаки, почетные грамоты, дипломы и др.

Нагрудные знаки учреждаются правительством РФ, министром обороны и его заместителями для награждения военнослужащих, которое отличились при выполнении своего воинского долга, добились отличных и хороших показателей в боевой подготовке, повысили служебную квалификацию (классность), а также окончили военно-учебные заведения.

Предложить учащимся подержать в руках настоящий орден Славы 3-й степени (таким орденом в числе других был награждён М.Ф.Паньков за военные подвиги) и поделиться своими чувствами, испытанными при этом.

Предоставить учащимся возможность для ознакомления с комплектом наград, нагрудных знаков, орденских лент к орденам и медалям.

  1. Заключительная часть – 2 мин.

Обратить внимание учащихся на то, что орден, медаль – это знаки отличия, государственные награды за особые заслуги. 

Граждане России должны помнить, что люди, награжденные орденами, медалями, совершили подвиг (большой или поменьше) военный или трудовой, и они заслуживают уважения среди окружающих их людей.

Напомнить тему занятия:

 « Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».

Думаю, что в ходе занятия вы получили представление о государственных наградах, сумеете в дни государственных праздников ориентироваться в наградах ветеранов войн и труда, заслуженных людей и сами будете стремиться достойно служить Родине – России, работать на ее благо.

Не сомневаюсь в том, что через некоторое время кто–то из присутствующих на сегодняшнем занятии будет отмечен государственными наградами за отличия в будущей профессиональной деятельности или за личные подвиги.

Объявить оценки учащимся за работу в ходе занятия:

Задание на самоподготовку:

-  учебник ОБЖ для 11 класса А.Т. Смирнова, издание 2010 года, стр. 132-137;

- к следующему уроку подготовить сообщения о государственных наградах Российской империи, СССР, РФ, заполнив таблицу по данной теме.

(Раздать бланки таблицы учащимся)

При наличии времени целесообразно провести тестирование при помощи компьютера или задать следующие вопросы:

- Назвать высшую степень отличия граждан, совершивших подвиги в СССР и РФ. По какой награде их можно узнать?

(Герой Советского Союза, Герой России, медаль «Золотая звезда»);

- Какой орден был учрежден в годы ВОВ для награждения только рядовых и сержантов? 

(Орден Славы 3,2,1 степеней);

Перечислить ордена Российской Федерации:

«За заслуги перед Отечеством», Мужества, «За военные заслуги», Почёта, Дружбы, (1994), Святого Андрея Первозванного (1998), Святого Георгия (2000), «За морские заслуги», (2—2), «Родительская слава» (2008).

- Чем является награждение орденами и медалями? За что награждают орденами и медалями?

(Высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством).

 (За боевые заслуги, смелость, храбрость, мужество в бою, за уничтоженный танк, самолет, вертолет, расчет орудия или больше количество живой силы противника, за умелое руководство подразделением, частью.

Для гражданских лиц – за личный подвиг, за открытия в области науки, за разработку новых видов техники, технологий в производстве, за большой личный вклад в какую-либо отрасль: например, культура, медицина, образование, спорт).

- Как необходимо относиться к людям, награжденным орденами и медалями нашего Отечества и почему?

- Кто хотел бы в будущей взрослой жизни быть награжденным орденом или медалью?  Что для этого необходимо?

Тема: Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством

Домашнее задание

Фамилия, имя _______________________________________________________

Кроссворд

Задание:

Отгадать слово в выделенной вертикальной колонке.

Вопросы:

  1. Воинский знак различия?
  2. Как назывался военнослужащий в армии большевиков в годы гражданской войны?
  3. Как называется военный успех, окончание боевых действий?
  4. Как назывался военнослужащий в первой регулярной русской армии?
  5. Прозвище царя, при котором было создано постоянное стрелецкое войско?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Презентация. Данная презентация может использоваться, как наглядное пособие при изучении темы "Ордина - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе"....

Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

Методическая разработка для открытого урока в 11 классе....

Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.

В презентации приведены изображения орденов Российской федерации и их краткое описание....

Презентация: "Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе".

Ордена Российской империи, СССР, Российской Федерации. Материал для учеников 11класса....

Разработка урока "Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе".

Ордена Российской империи, СССР, Российской Федерации. Материал урока 11класса....

Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе

В учебнике ОБЖ 10 класса под редакцией Смирнова А.Т., Мишина Б.И., Васнева В.А.(это УМК, который используется в нашей школе с 5 по 11 класс) тема «Ордена – почетные награды за воинские отл...