План проведения занятия по ОБЖ с учащимися 11 классов МБОУ гимназия №3. Тема занятия: «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».
методическая разработка по обж (11 класс) на тему
Методическая разработка урока военно-патриотической направленности, предназначенная для преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ образовательных учреждений СПО, НПО, средних школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_zanyatiya_s_11_klassami._ordena_medali.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
План
проведения занятия по основам безопасности жизнедеятельности
с учащимися 11 классов МБОУ гимназия №3
Тема занятия: «Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».
Цель занятия:
Подготовка подрастающего поколения к служению Родине, защите её на примерах героических поступков, подвигов россиян.
Задачи:
1.Повышение уровня знаний у учащихся по истории Отечества, Российской армии, основам военной службы.
2.Пробуждение и укрепление гражданских, патриотических чувств: любви к Родине, ответственности за её будущее, долга, чести, достоинства.
3.Развитие активной жизненной позиции.
4.Воспитание чувства уважения к боевым и другим подвигам россиян при защите Отечества, ветеранам войны и труда, воинам Вооруженных Сил, государственным наградам России.
Учебные вопросы:
- Основные государственные награды Российской империи.
- Основные государственные награды СССР.
- Основные государственные награды Российской Федерации.
Тест (1 мин. 20 сек. - компьютер).
Материальное обеспечение:
- альбом государственных наград Российской империи (15 шт.);
- альбом государственных наград СССР (15 шт.);
- альбом государственных наград Российской Федерации (15 шт.);
- учебник ОБЖ для 11класса А.Т. Смирнова , 2010 г. издания, стр. 132-137;
- электронный учебник по ОБЖ;
- комплект некоторых наград, нагрудных знаков военнослужащего – 3 шт.;
- орден Славы 3-й степени;
- компьютер, мультимедиа проектор;
- плакат «Ордена России, СССР» - 1 шт.;
- карточки (кроссворд) для письменного опроса учащихся – 30 шт.;
- карточки (бланки) с домашним заданием – 30 шт.;
- указка;
- часы.
Ход урока
- Вступительная часть – 10 минут
В ________ начать урок с приветствия учащихся.
После проверки наличия учащихся обосновать важность, необходимость темы предстоящего занятия:
« При проведении занятий по ОБЖ, мероприятий с учащимися пришел к выводу, что они не знают полного наименования нашего образовательного учреждения.
При докладе об этом руководству гимназии мне было предложено на ближайших занятиях пополнить знания учащихся по вопросам, связанным с именем человека, имя которого носит гимназия №3, его заслугами перед нашей Родиной, наградами за его подвиги в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время. Решение руководства совпадает с программой курса ОБЖ, которая предусматривает знакомство с системой государственных наград нашего Отечества».
Вопросы к учащимся:
- Назвать полное наименование образовательного учреждения, в котором мы сейчас находимся?
(Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №3 им. М.Ф.Панькова)
- Кто может рассказать о М.Ф.Панькове?
(Михаил Федорович Паньков – выпускник школы №3, почётный гражданин г. Хабаровска, участник ВОВ, за свои подвиги удостоен многих государственных наград, среди которых 3 ордена Славы 3,2,1 степени, орден Октябрьской революции, орден Красной звезды, многие медали.
- Какие из них наиболее высокие по отношению к другим?
Согласно статуту ордена Славы, лица, награжденные тремя степенями ордена, именовались полными кавалерами ордена Славы и в правах приравнивались к Героям Советского Союза).
- Назвать годы жизни М.Ф.Панькова
(29.08.1923г. – 16.07.1984г.)
-Когда имя М.Ф.Панькова было присвоено улице и гимназии?
(В 1986г. улица Торговая была переименована в улицу его имени, а в1986г. гимназии №3 было присвоено имя героя – выпускника школы)
Прежде, чем приступить к рассмотрению вопросов данного урока с целью проверки и закрепления полученных знаний на предыдущих занятиях по ОБЖ, истории Отечества предлагаю разгадать кроссворд, в котором зашифровано слово, тесно связанное с темой сегодняшнего урока.
Слово, которое вам предстоит отгадать, вслух не произносить. Соревнование между парами, сидящими за столами.
(Предоставить время на разгадывание кроссворда – 2 мин.).
Зашифрованное слово - ОРДЕН
О наградах, в том числе о наградах человека, имя которого носит гимназия №3, мы и будем говорить на этом уроке.
Открыть тему урока, заранее написанную на доске (или включить презентацию).
Тема занятия:
«Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».
- Основная часть – 30 минут.
1 учебный вопрос
Основные государственные награды Российской империи – 10 мин.
Еще в древние времена люди, выражая признательность отдельным членам своего общества за отличия и смелость, разрешали самым достойным носить символы охотничьего мастерства – звериные клыки, шкуры, перья.
Уже в античную эпоху появилась стройная система воинских наград. Так, римские воины, отличившиеся в битве, награждались почетным знаком в виде венка или короны, которые носили на одежде.
В середине века в Европе появился новый вид знаков отличия, получивший со временем название Орден. Образовалось понятие Знаки Ордена, которые включали в себя Крест и Звезду.
В эпоху крестовых походов на Восток возникли полувоенные, полумонашеские организации – Ордена (Ливонский, Тевтонский, Тамплиеров и др.). Члены ордена считали военное дело своей профессией. Лица, вступавшие в орден, получали право носить знаки этого ордена (Крест и Звезду).
В России первый знак - орден появился в конце 17 века.
Сообщение по данному ордену сделает учащийся ___________________________________________ (открыть альбом №1)
Напомнить, что в 1699г. Петром I был учрежден орден Святого Андрея Первозванного с девизом «За веру и верность».
После сообщения учащегося, используя альбом №1, напомнить, что орден – это знак отличия, государственная награда за особые заслуги.
В проекте Устава ордена Святого Андрея Первозванного, разработанного при участии Петра I, указывалось, что «награда выдается в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и Отечеству оказанные услуги, а другим – для одобрения ко всяким благородным и геройским добродетелям; ибо ничто столько не поощряет и воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».
Далее назвать год учреждения других орденов, обратив внимание учащихся на девизы орденов (на их медальонах).
Более подробно об одном из них - Императорском Военном ордене Святого Великомученика и Победоносца Георгия с девизом «За службу и храбрость» сделает сообщение учащийся __________________________________________
Орденом награждались офицеры и генералы за воинские отличия. Он имел 4 степени, в первый раз награждали орденом 4 степени.
Полным кавалером ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия был полководец М.И.Кутузов.
Предоставить учащимся время на знакомство с орденами и датами их учреждения, включив видеофильм (3 мин.)
Закрепить знакомство с орденами Российской империи вопросами:
- Какой орден был впервые учрежден в Российской империи и объявлен высшей наградой Российской империи, когда, кем?
( орден Святого Андрея Первозванного в 1699 году Петром I)
- Какие выдающиеся отечественные полководцы стали кавалерами этого ордена?
(П.А.Румянцев, А.В.Суворов)
- Когда и какая награда была учреждена для рядовых и унтер-офицеров?
( В 1913 г. был утвержден новый статут комплекта наград, который стал называться Георгиевским. В числе этих наград был и солдатский крест, названный Георгиевским, который имел 4 степени.
- Кого называли «полным Георгиевским кавалером»?
(Награждённые всеми четырьмя степенями ордена назывались полными георгиевскими кавалерами)
Легендарный полководец гражданской войны В.И. Чапаев за личную храбрость, подвиги, совершенные в годы 1 мировой войны стал полным Георгиевским кавалером.
Завершить изучение 1-го учебного вопроса сообщением, что после провозглашения Советской власти в 1917 г. были упразднены все дореволюционные знаки отличия (ордена, медали и др.).
2 учебный вопрос
Основные государственные награды СССР – 10 минут.
В годы гражданской войны возникла необходимость отмечать отличившихся в боях и сражениях воевавших за Советскую власть красноармейцев.
Предложить учащимся открыть альбом №2. Используя плакат с изображением орденов СССР, рассказать о первых орденах Советского государства.
Включить видео
( до Героя Советского Союза).
Предоставить слово учащемуся __________________ для рассказа об учреждении звания Героя Советского Союза, о первом Герое Советского Союза, дважды, трижды, четырежды Героях Советского Союза.
Обратить внимание учащихся на то, что в годы ВОВ, в послевоенные годы звания Героя Советского Союза было удостоено 12772 чел., в т.ч. 150 чел. –
дважды,
С.М. Буденному, И.Н. Кожедубу, А.И. Покрышкину – трижды,
Г.К. Жукову – четырежды.
Дважды Героям сооружался бронзовый бюст на родине Героя.
Миллионы граждан СССР были награждены орденами и медалями СССР за боевые и трудовые подвиги в годы ВОВ. В их числе и наши деды и бабушки.
Предоставить слово учащемуся _________________ для сообщения о наградах прадедушки – участнике ВОВ.
Обратить внимание учащихся на необходимость оказывать всяческое внимание, уважение ветеранам войны и труда не только в дни праздников, но и в повседневной жизни, предложить посетить площадь Славы в г. Хабаровске, на которой установлены памятные стелы с фамилиями наших земляков-дальневосточников: Героев Советского Союза, Героев России, награжденных орденами Славы, павших в сражениях ВОВ.
Существует пословица: «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют…»
Рассказать о наградах для граждан, совершивших подвиги в условиях мирной жизни или добившихся успехов в своей профессиональной деятельности на благо нашей Родины:
лётчики, космонавты, пожарные, спасатели, спортсмены, артисты, учёные, писатели и многие представители других профессий.
Предоставить время учащимся для знакомства с орденами СССР,
включив продолжение видеофильма (2 мин.30 сек.)
Вопросы для закрепления полученной информации по второму вопросу:
- Когда был учрежден первый орден СССР, как он назывался?
(орден Красного Знамени, 1918г.)
- В каком году был учреждён орден, ставший высшей государственной наградой СССР? Как он назывался?
(в апреле 1930г., орден Ленина)
- Когда была учреждена высшая степень отличия в СССР и кто первым был удостоен этой награды?
(в апреле 1934г. учреждено звание Героя Советского Союза, а медаль «Золотая Звезда» учреждена в 1937 г. Первым её получил лётчик Анатолий Васильевич Ляпидевский)
- Как назывался высший военный орден СССР, когда был учреждён, сколько человек было награждено им?
(орден «Победа» - самый дорогой наградной знак, в ноябре 1943г., 11 человек, из них трое награждены дважды. Первыми были награждены Маршалы Советского Союза Г.К.Жуков и А.М.Василевский))
В завершение 2-го учебного вопроса подчеркнуть, что с распадом СССР отошла в прошлое и существовавшая наградная система, но награды ВОВ остались почитаемы в глазах россиян.
3 учебный вопрос.
Основные награды Российской Федерации – 13 минут.
Предложить учащимся открыть форзац учебника для 11 класса, (альбом №3) и рассказать, что в марте 1992 г. было установлено звание Героя РФ, утвержден знак отличия – «Золотая Звезда». Перечислить основные награды РФ:
1994 г. – учреждены ордена: «За заслуги перед Отечеством» 4-х степеней, Мужества, «За военные заслуги», Почета, Дружбы;
1995 г. – Жукова;
1998 г. – Святого Апостола Андрея Первозванного;
2000 г. – Святого Георгия 4-х степеней;
2002 г. – «За морские заслуги»;
2008 г. – «Родительская слава».
Сохранены военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждение которыми производится за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении внешнего противника.
Предложить учащимся ознакомиться с орденами Российской Федерации, годами их учреждения,
включив видеофильм (2 мин.15 сек.)
Предоставить слово учащемуся____________________________________
для сообщения о наградах своего отца – участника боевых действий на Северном Кавказе.
Дополнительно целесообразно сообщить, что к наградам относятся:
Памятные Знамена, Юбилейные почетные знаки, Вымпел министра обороны РФ, почетные наименования, почетное именное оружие, нагрудные знаки, почетные грамоты, дипломы и др.
Нагрудные знаки учреждаются правительством РФ, министром обороны и его заместителями для награждения военнослужащих, которое отличились при выполнении своего воинского долга, добились отличных и хороших показателей в боевой подготовке, повысили служебную квалификацию (классность), а также окончили военно-учебные заведения.
Предложить учащимся подержать в руках настоящий орден Славы 3-й степени (таким орденом в числе других был награждён М.Ф.Паньков за военные подвиги) и поделиться своими чувствами, испытанными при этом.
Предоставить учащимся возможность для ознакомления с комплектом наград, нагрудных знаков, орденских лент к орденам и медалям.
- Заключительная часть – 2 мин.
Обратить внимание учащихся на то, что орден, медаль – это знаки отличия, государственные награды за особые заслуги.
Граждане России должны помнить, что люди, награжденные орденами, медалями, совершили подвиг (большой или поменьше) военный или трудовой, и они заслуживают уважения среди окружающих их людей.
Напомнить тему занятия:
« Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством».
Думаю, что в ходе занятия вы получили представление о государственных наградах, сумеете в дни государственных праздников ориентироваться в наградах ветеранов войн и труда, заслуженных людей и сами будете стремиться достойно служить Родине – России, работать на ее благо.
Не сомневаюсь в том, что через некоторое время кто–то из присутствующих на сегодняшнем занятии будет отмечен государственными наградами за отличия в будущей профессиональной деятельности или за личные подвиги.
Объявить оценки учащимся за работу в ходе занятия:
Задание на самоподготовку:
- учебник ОБЖ для 11 класса А.Т. Смирнова, издание 2010 года, стр. 132-137;
- к следующему уроку подготовить сообщения о государственных наградах Российской империи, СССР, РФ, заполнив таблицу по данной теме.
(Раздать бланки таблицы учащимся)
При наличии времени целесообразно провести тестирование при помощи компьютера или задать следующие вопросы:
- Назвать высшую степень отличия граждан, совершивших подвиги в СССР и РФ. По какой награде их можно узнать?
(Герой Советского Союза, Герой России, медаль «Золотая звезда»);
- Какой орден был учрежден в годы ВОВ для награждения только рядовых и сержантов?
(Орден Славы 3,2,1 степеней);
Перечислить ордена Российской Федерации:
«За заслуги перед Отечеством», Мужества, «За военные заслуги», Почёта, Дружбы, (1994), Святого Андрея Первозванного (1998), Святого Георгия (2000), «За морские заслуги», (2—2), «Родительская слава» (2008).
- Чем является награждение орденами и медалями? За что награждают орденами и медалями?
(Высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством).
(За боевые заслуги, смелость, храбрость, мужество в бою, за уничтоженный танк, самолет, вертолет, расчет орудия или больше количество живой силы противника, за умелое руководство подразделением, частью.
Для гражданских лиц – за личный подвиг, за открытия в области науки, за разработку новых видов техники, технологий в производстве, за большой личный вклад в какую-либо отрасль: например, культура, медицина, образование, спорт).
- Как необходимо относиться к людям, награжденным орденами и медалями нашего Отечества и почему?
- Кто хотел бы в будущей взрослой жизни быть награжденным орденом или медалью? Что для этого необходимо?
Тема: Ордена, медали – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе, другие заслуги перед Отечеством
Домашнее задание
Фамилия, имя _______________________________________________________
Кроссворд
Задание:
Отгадать слово в выделенной вертикальной колонке.
Вопросы:
- Воинский знак различия?
- Как назывался военнослужащий в армии большевиков в годы гражданской войны?
- Как называется военный успех, окончание боевых действий?
- Как назывался военнослужащий в первой регулярной русской армии?
- Прозвище царя, при котором было создано постоянное стрелецкое войско?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Презентация. Данная презентация может использоваться, как наглядное пособие при изучении темы "Ордина - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе"....
«Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе»
Урок по теме "Ордена"...
Ордена — почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
Методическая разработка для открытого урока в 11 классе....
Ордена - почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.
В презентации приведены изображения орденов Российской федерации и их краткое описание....
Презентация: "Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе".
Ордена Российской империи, СССР, Российской Федерации. Материал для учеников 11класса....
Разработка урока "Ордена - почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе".
Ордена Российской империи, СССР, Российской Федерации. Материал урока 11класса....
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
В учебнике ОБЖ 10 класса под редакцией Смирнова А.Т., Мишина Б.И., Васнева В.А.(это УМК, который используется в нашей школе с 5 по 11 класс) тема «Ордена – почетные награды за воинские отл...