Воспитательный час "Путешествие по царству цветов"
учебно-методический материал (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ ЦВЕТОВ"
Воспитатель: Сапалова Т.А.
6 класс
апрель, 2013 год.
Цель: закрепить знания о цветах.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания учащихся о садовых цветах.
Воспитывающие: воспитывать нравственные качества: любовь и бережное отношение к представителям растительного мира.
Коррекционно-развивающие:
Коррегировать и развивать внимание, мышление, память, речь при помощи загадок, стихов, легенд о цветах, игр: «Назови имена» и «Таинственный ящик».
Узнавание и называние луковиц и клубней цветов через игру: «Отгадай по загадке».
Оборудование:
Презентация о цветах.
Иллюстрации цветов.
Луковицы и клубни цветов.
Таинственный ящик.
Рисунки учащихся: «Мой любимый цветок».
Карточки с загадками.
Плакаты: «Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок».Г.Х.Андерсен.
«Светлеет грусть, когда цветут цветы».Н.Рубцов.
Записи:
«Подснежник» - П.И.Чайковский.
Спокойная музыка.
Песня: «Не рвите цветы, не рвите» - Ю.Антонов.
Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
« Будет интересно!»
Что же это за чудо природы?
Которое надо беречь и любить!
Которое можно на праздник
И просто так подарить.
Дети: это цветы.
Воспитатель: нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроения
Цветы даже лучше друзей
Они никогда не обидят,
Они просто живут,
Но все понимают и видят.
Цветы необходимы людям даже в самое трудное время. И, конечно же, без цветов не обходится почти не один народный праздник, ни одно семейное торжество.
Многие из них имеют свою историю, о многих сложены в народе красивые легенды. Некоторые легенды прочно вошли в жизнь и их следует знать. Для этого мы отправимся в путешествие по стране цветов. Я надеюсь, оно будет интересным, а главное познавательным. В основе этих легенд скрыты те или иные особенности растений. Итак, мы отправляемся в таинственный мир цветов. Нашим проводником будет первый цветок весны – подснежник.
Звучит музыка П.И.Чайковского.
Давайте послушаем стихотворение об этом цветке.
Я белый подснежник,
Весенний цветок.
Я вылезти, встать
Из-под снега не мог.
Но утром апрельским
Запахло весной, и
Я распустился, цветочек лесной.
Древнюю легенду об этом цветке нам расскажет Вика. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл снег, и Ева замёрзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.
Смелый подснежник первый просыпается весной и приглашает нас отправиться в гости…в Грецию
Здесь нас встречает изящный весенний цветок, расцветающий одним из первых в наших садах и парках Его любят за красивую форму, но больше всего за то, что он говорит о весеннем расцвете природы.
Вы узнали, что это за цветок? Найдите его среди иллюстраций.
Дети: это нарцисс.
Воспитатель: а что вы знаете об этом весеннем цветке?
Дети: нарцисс - луковичное растение. Как только сходит снег, появляются верхушки листьев нарцисса, а затем и нежные цветы. Когда цветение заканчивается растение засыхает, а в земле остается луковица, из которой следующей весной опять распускается прекрасный цветок. Луковица нарцисса ядовита и способна одурманивать человека, а большой букет этих цветов может вызвать головную боль.
Воспитатель: из цветов нарцисса делают эфирное масло, которое используют для изготовления духов.
С нарциссом связан древнегреческий миф об очень красивом юноше Нарциссе.
Давайте послушаем легенду, которая называется: «Эхо и Нарцисс».
Дети: красивая и болтливая нимфа Эхо жила беззаботно и весело до тех пор, пока не встретила Нарцисса, охотившегося в лесу. Нимфа влюбилась в юношу, но он не ответил на ее любовь.
Тогда нимфа уговорила Венеру наказать его, а потом, грустная и мечтающая о смерти, отправилась бродить по горам. Постоянно думая о своем горе, она таяла и чахла, и вскоре от нее остался один только мелодичный голос.
Боги приговорили ее вечно блуждать в одиночестве по горам и повторять последние звуки слов, долетавших до ее уха.
Но Венера не позабыла о прощальной просьбе Эхо и решила наказать Нарцисса. Однажды, после долгой погони за зверем, он поспешил к уединенному пруду, чтобы утолить свою жажду.
Он быстро опустился на траву и наклонился над прозрачными водами, чтобы напиться, и тут же замер в удивлении. В воде он увидел столь прекрасное лицо, что тут же потерял голову от любви, решив, что это какая-то нимфа смотрит на него со дна пруда
Нарцисс не отходил от пруда ни на минуту. Он не ел и не пил и вскоре умер, так и не догадавшись, что нимфа была всего лишь его собственным отражением в воде. Боги с сочувствием взирали на прекрасное тело мертвого Нарцисса и решили превратить его в цветок, носящий имя юноши. Этот цветок растет по берегам тихих прудов, отражаясь в их чистой воде.
Воспитатель: ребята, а вот если бы вы оказались на месте Нарцисса, о чем бы вы стали мечтать?
Дети: снова оказаться среди людей человеком.
Воспитатель: вот и Нарцисс мечтал об этом, быть среди людей человеком, с сердцем, открытым для дружбы, полным добра и любви. (показ слайдов).
С сожалением мы покидаем Грецию, прощаясь с нежным, очаровательным нарциссом.
Ребята, посмотрите на этот таинственный ящик Вы узнаете, что в нем лежит, если правильно ответите на вопрос. Это вещество есть в каждом доме. Его готовят из разных цветочных запахов. ( духи).
Мы продолжаем наше путешествие и попадаем в Турцию-родину тюльпанов. Здесь садоводы улучшили качество диких тюльпанов и вырастили много новых сортов. Затем луковицы завезли в Европу .В Россию эти цветы привез Царь ПетрI. Луковицы тюльпанов в то время стоили дорого и выращивались только в усадьбах богатых людей Сейчас эти цветы можно встретить повсюду: в парках, на городских клумбах, на приусадебных участках.
Ребята, давайте вспомним, как нужно выращивать эти прекрасные цветы.
Дети: цветок растет из луковицы, которая находится в земле и хорошо переносит морозы .Весной сначала появляются листья, а потом распускаются цветы из шести лепестков. Они широко раскрываются на солнце и закрываются ночью и в пасмурную погоду. Цветок держится на крепких, длинных стебельках. После цветения растение засыхает, и луковица отдыхает в земле до следующей весны.
Воспитатель: из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане.
Дети: в золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До него никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери и со смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор повелось дарить тюльпаны тем, кто испытывает счастье.
Воспитатель: лишь немногие декоративные растения могут соперничать с тюльпанами по разнообразию форм цветка. Есть тюльпаны, похожие на бокал, на чашку, на пион, на лилию. Окраска сортовых тюльпанов самая разнообразная: от чисто-белой, желтой, красной, фиолетовой и почти черной до сочетания двух, трех или нескольких цветов. Цветы неприхотливы. Каждый раз они встречают весну вместе с нами.
Не радужное марево тюльпанов,
Не золотые выплески зари,
Колышется симфония тюльпанов
Возвышенной мелодией земли.
(показ слайдов).
Воспитатель: поблагодарим тюльпаны за гостеприимство и отправимся дальше.
Следующей остановкой будет Франция, где нас ждет нежнейший из цветков, пользовавшийся почетом в древнем мире Название он получил от древнегреческого слова «ли-ли»- «белый- белый»
Вы, наверное, сразу догадались, о каком растении идет речь? Покажите его среди иллюстраций.
Дети: это лилия.
Воспитатель: ребята, а что вы знаете об этом цветке?
Дети: у лилии высокий прямой стебель, узкие листья. Форма цветка- колокольчик или воронка. В центре видны длинные тычинки. Цветы выделяют сладкий сок и имеют очень сильный запах. Это привлекает большое количество насекомых.
Воспитатель: известна легенда об этом цветке, давайте ее послушаем.
Дети: греческая богиня Гера кормила младенца своим молоком, и капли молока упали на землю. Они превратились в прекрасные белые лилии.
Воспитатель: особое место занимали лилии в истории Франции. Нам об этом расскажет Иван.
Король франков Хлодвиг в пятом веке одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. Возвращающиеся с поля битвы солдаты украсили свои щиты и шлемы этими цветами. С тех пор на знамена и в герб Франции вошли три лилии. Цветы лилий заполнили сады, и Францию называли королевством лилий.
Воспитатель:. лилии бывают самых разных цветов: оранжевые, розовые, желтые. красные, бордовые. Они являются символом красоты и совершенства .Таня нам расскажет стихотворение:
Нет цветка нежнее лилии,
Она растет в моем саду.
Пионы, астры и цинии
В сравненье с нею не идут.
Воспитатель: сейчас мы в этом убедимся, посмотрев на эти изумительные, восхитительные цветы.
(показ слайдов).
Ребята, очень жалко расставаться с прекрасными лилиями, но нам надо продолжать наше путешествие.. Пока мы находимся в дороге, давайте поиграем в игру: «Назови имена» Какие женские имена произошли от названия цветов (Маргарита, Роза, Лилия, Анюта, Виола, Камелия, Мальва).
Воспитатель: наш путь лежит в Юго - восточную Азию
К кому мы отправимся в гости, вы узнаете, отгадав загадку:
Вот чудесные цветы
Небывалой красоты,
Яркие пахучие….
Ай, ай, ай! Колючие!
Дети: это роза.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы знаем о розе.
Роза-царица цветов. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.
Меня называют царицей цветов
За запах, за цвет моих лепестков.
Хоть куст мой зеленый вас ранить готов,
Но кто не простит мне колючих шипов!
Древние греки и римляне создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Считалось, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты, богини любви и красоты, когда богиня с первыми лучами утренней зари выходила из моря. По христианской мифологии роза — символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу.
В древности у восточных народов роза считалась священным цветком, символом божественной тайны. В Древней Индии тот, кто принес царю розу, мог просить исполнения любого желания. Розами платили дань, а розовое масло ценилось на вес золота.
По древнему персидскому преданию, лепестки царственной розы были сначала белоснежными. Но вот увидел благоуханную красавицу розу соловей – и полюбил ее всей душой. В порыве восхищения прижал он нежный цветок к груди, но тут из пронзенного шипами сердца брызнула кровь, и лепестки розы окрасились в алый цвет.
Ни один цветок не сравнится с розой по благородству формы, красоте и изысканности аромата.
РОЗА — символ божественной тайны.
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков.
(просмотр слайдов).
Воспитатель: огромное спасибо за гостеприимство царице цветов, а
сейчас мы немного отдохнем.
У нас в саду растут цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
Наклоняются цветочки.
Опускают лепесточки.
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
А к кому мы отправимся дальше, догадайтесь сами, послушав описание.
Это высокое стройное растение с красивыми, как лилии цветами, собранными в два ряда в заостренный прямой колос. Листья - длинные, узкие, торчат, как острые шпаги.
Если вы догадались, о каком растении идет речь, покажите его среди иллюстраций .
Дети: это гладиолус.
Воспитатель: Он происходит из далекой Африки, с мыса Доброй Надежды. (показ слайдов).Ребята, расскажите, что вы знаете о гладиолусе.
В средние века существовало поверье, что если носить луковицу гладиолуса на груди, то это может сделать человека неуязвимым т.е. спасти его от ударов меча и стрел.
Дети:
У крылечка нашей школы
Клумбу свежую стеречь
Встал на стражу гладиолус
По латыни это – «меч».
И как будто строгий воин,
В светлых латах лепестков
Поднимается, спокоен,
Неприступен и суров.
Воспитатель: гладиолусы – величественные цветы – благородства, мужества и верности. Давайте полюбуемся этими чудесными цветами.(просмотр слайдов).
Поблагодарим гладиолус за гостеприимство и отправимся дальше. Следующей нашей остановкой будет Мексика. (показ слайдов).А приглашает нас в эту страну один из посланников осени, получивший свое название в честь русского путешественника академика Георги. Вы догадались, о каком растении идет речь?
Дети: это георгин.
Воспитатель: давайте вспомним, что мы о нем знаем,в народе есть такая легенда.
Дети: давным – давно георгины считались царскими цветами и росли только в садах царей и вельмож. Эти цветы были недоступны простым людям. В одном из богатых садов служил бедный садовник Георгий. Он влюбился в красивую девушку и подарил ей прекрасный цветок. Юношу за ослушание бросили в темницу, а цветок прижился в садах простых людей и стал радовать их своей красотой и разнообразием красок. Его назвали в честь садовника – георгин.
Воспитатель: сейчас мы послушаем стихотворение о георгинах.
Осенние стынут картины.
Давно осыпается сад,
Но в гордой красе георгины
Одни, не склоняясь, стоят.
Пусть лужиц морщинится блюдце
И бродит туман по кустам.-
Они – молодцы, не сдаются
Осенним сырым холодам!
Воспитатель: спасибо гордым георгинам за их неповторимость и красоту.(показ слайдов).
Ребята, сейчас мы поиграем в игру: «Отгадай по загадке». На столе лежат карточки с загадками, луковицы и клубни, бутон розы. Вы должны взять карточку, прочитать загадку и отгадать, найти луковицу или клубни этого растения.
Загадки
Он - цветок такой изящный,
Нежный, белый и прекрасный,
Над водой склонился вниз.
Называется….(нарцисс).
Расцветает по весне
И красив собой вполне.
Не кочан и не банан,
А цветок такой….(тюльпан).
Для маленькой девочки Лили
Цветок в цветнике посадили.
А Лиля когда подрастет,
Себя, как цветок назовет….(лилия).
Украсит парк и сад любой
Такой чудесной красотой!
Но только есть беда одна:
Шипами колется она…..(роза).
Вот цветы уселись в ряд.
И на стебле все висят,
Как большой, красивый колос.
Вы узнали…? (гладиолус).
Прочный стебель так высок.
А на нем большой цветок.
.Как букет, цветок один
Это пышный…( георгин).
Ребята! Мне очень хочется, чтобы, уходя с нашего занятия, вы хорошо поняли бы, что истинные друзья природы не только сами не должны рвать красиво цветущие растения, но и всеми силами бороться с их варварским истреблением. Выращивайте на школьном дворе, у себя дома как можно больше самых разнообразных цветов, чтоб не возникало потребности у вас рвать их в природе. Живите в соответствии с высказыванием азербайджанского поэта Самеда Вургуна:
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
Чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать ее своими руками
Дети: вместе
Мы давно вас считаем друзьями
Дети наших садов и полей
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.
Цветы – это волшебные «спутники» людей. Они смягчают душу, облагораживают сердце. Говорят, кто выращивает цветы, тот приносит радость и себе и людям. Давайте дарить цветы людям и друг другу!
Звучит песня Юрия Антонова «Не рвите цветы, не рвите». Мальчики дарят цветы девочкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-литературный праздник в 6-7 классах. "В царстве цветов"
Урок-литературный праздник в 6-7классах...
Сценарий воспитательного мероприятия" Цветы в легендах и преданиях"
Методическая разработка воспитательного мероприятия...
Презентация к уроку на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы». 6 класс.
Данная презентация предназначена для сопровождения урока ИЗО по теме "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Сн...
Урок на тему "Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства в сближенной цветовой гамме. «Изумрудный город», «Царство Снежной королевы».
Цель урока: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить прим...
Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство»
Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство» для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида...
Информационно-творческий проект Цветы – царство живой природы
По определению ученых, цветок, это сложная и разнообразная система органов размножения семенами определенных видов цветов. Хотя назначение и функции цветов уникальны и постоянны, поразительно мн...
Классный час "В царстве цветов"
Классный час "В царстве цветов" посвящён удивительным созданиям природы-цветам.В ходе мероприятия учащиеся увидят прелесть этих растений, поймут,что они украшают нашу жизнь,узнают много ново...