Воспитательное занятие - путешествие "В гости к природе"
план-конспект занятия ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»
Воспитательное занятие - путешествие «В гости к Природе»
Воспитатель Кучеренко Е. Ф.
Воспитательное занятие - путешествие «В гости к Природе»
Цели и задачи:
- формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
- анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Оборудование:
- аудиозапись голов птиц
- мультимедийная презентация по теме “В гости к Природе”
Ход занятия:
- Организационный момент.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
- Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей!
II. Сообщение темы и цели занятия .
– Сегодня наше занятие пройдёт в форме путешествия. Мы совершим путешествие в гости к Природе: пройдем по лесным тропинкам, повстречаемся с животными и птицами, поговорим о том, как нужно относиться к природе. А ещё мы постараемся нарисовать картину природы.
III. Основная часть.
А что мы называем природой?
Посмотри, мой юный друг,
Что находится вокруг,
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Итак, отправляемся!
1. Первая остановка «Лесная опушка»
Как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным воздухом, напоенным ароматом трав и цветов, красотами зелёного мира! Прогулка в лес – источник радости и здоровья.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес?
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же знаешь,- мы свои!
Говорят: «Лес – наше богатство!», а чем он полезен?
- Из древесины получают много нужных вещей. Стволы деревьев используют для строительства, из дерева делают мебель, из дерева получают бумагу, дерево используют как топливо, и, наконец, лес – это лёгкие нашей планеты, так как деревья выделяют кислород, необходимый нам для дыхания. Поэтому лес действительно наше богатство!
Как должен человек относиться к лесу?
(Бережно. Не оставлять незатушенные костры, чтобы избежать пожаров, не вырубать лес, насаживать молодые деревья.)
Для того чтобы пройти дальше, ребята должны назвать « лесной пароль», т.е. прочитать стихи о лесе.
Лес наш добрый, лес могучий,
Лес зеленый — друг наш лучший.
Ты поможешь дом построить,
Людям дашь тепло зимою.
Летом нам подаришь ягод —
Всем сластенам хватит на год.
В зной пошлешь ты полю тучи,
Лес зеленый — друг наш лучший.
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Я с утра в лесу гуляю.
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
Про березку и про мох.
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которых за ежат
Все иголочки дрожат.
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали
В том лесочке насчитали:
Восемь ёлочек густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять сосенок-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
Вот появилась лесная опушка.
2. Вторая остановка «Лесные великаны»
Кого мы называем лесными великанами? Конечно, это деревья.
Давайте поиграем в игру «С какого дерева листок?»
Посмотрите на экран и назовите дерево по его листьям. Это дерево мы «посадим» на нашей картине.
1. Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
3. Зимой и летом – одним цветом. (Ель)
4. Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (Дуб)
5. С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
(Ребенок, правильно назвавший дерево закрепляет его на картине.)
Вот и выросли деревья на нашей поляне.
3. Третья остановка «Растения»
Нужны ли человеку растения? Какая от них польза?
(Их употребляют в пищу, из растений делают ткань и шьют из неё одежду, из них делают лекарства, и, наконец, ими любуются)
Поиграем в игру «Назови растение»
1. На верхушке стебелька солнышко и облака.
Ответ: Ромашка
2. Только тронь —
И отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь.
Ответ: Крапива
3. Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Ответ: Подснежник
4. Беленькие горошки
На зелёной ножке.
Ответ: Ландыш
5. Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Ответ: Колокольчик
6. Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Ответ: Подорожник
- Какие из этих растений лекарственные? Для чего их применяют?
(Ромашка снимает воспаление, ею можно полоскать горло, когда оно болит. Подорожник заживляет ранки, его листья прикладывают прямо к ране. Крапива останавливает кровь.)
Отгадавший загадку ребёнок прикрепляет на доску изображение растения.
Как мы будем беречь растения? (Не будем рвать букеты лесных и полевых цветов, особенно первоцветы, не будем топтать, не будем жечь прошлогоднюю траву, будем сажать новые растения)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Дружно соберём цветы,
Опустеют все поляны –
И не будет красоты.
Многие растения исчезают с лица Земли, потому, что человек небережно к ним относится. Эти растения занесены в Красную книгу.
4. Четвертая остановка «В мире животных»
Какие бывают животные? (дикие и домашние)
Где живут дикие животные? А домашние?
Каких диких животных вы знаете?
Какие дикие животные обитают в нашей местности?
(кабаны, лисы, зайцы, хорьки, косули)
Каких домашних животных вы знаете?
(свинья, корова, лошадь, овца, коза, кролики, кошка, собака)
Кто заботится о диких животных? А о домашних?
Как человек должен относиться к животным?
(Заботливо. Беречь их, не убивать. Подкармливать зимой. Бороться с браконьерами.)
Игра «Коварная рифма»
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый… (медведь)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая … (белка)
В чаще голову задрав
Воет с голоду… (волк)
Быстрее всех от страха
Несётся … (заяц)
В тёплой лужице своей
Громко квакал … (лягушонок)
Клубком свернулся, ну-ка тронь,
Со всех сторон колючий… (ёж)
Слышал даже иностранец —
Всех в лесу хитрее ... (лиса)
Вот и звери появились в лесу.
Отгадавший рифму ребёнок прикрепляет на доску изображение животного.
5. Пятая остановка «Птичьи трели»
Что-то тихо на нашей поляне. Чего не хватает? (пения птиц)
Послушайте птичьи голоса и назовите птицу, которая поёт.
* * *
1) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
* * *
2) Птица чёрная сидит
На лохматой ёлке.
- Кар!- всё время говорит.
Клюв – страшней иголки. (Ворона)
* * *
3) Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей).
* * *
4) Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку". (Кукушка)
* * *
5) Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (Дятел)
* * *
6) Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
* * *
7) Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Вот и зазвучали птичьи голоса на нашей полянке.
Отгадавший птицу ребёнок прикрепляет на доску её изображение.
Хорошо на нашей поляне! Вот и солнышко в небе улыбается!
6. Чтобы сберечь всю эту красоту, мы должны бережно относиться к природе.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если действие хорошее, говорите хором «да», если плохо, то все вместе говорите "нет"!
- Если я приду в лесок
Я сорву ромашку? (нет)
- Если я конфетку съем
Я выброшу бумажку? (нет)
- Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
- Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)
- Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
- Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
- Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
- Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Молодцы, вы знаете как вести себя в лесу.
В заключение нашего занятия давайте послушаем стихи о правилах поведения в природе:
– Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
– Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
– Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
– И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!»
Молодцы, ребята, хорошо знаете правила поведения в природе.
В природе очень много интересного, мудрого, ценного и красивого. Она многому учит и взрослых, и детей, давайте будем всегда помнить, что земля – наш общий дом и природу нужно беречь.
Подведём итог
Вспомните тему занятия.
О чем мы говорили на занятии?
Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас запомнит это навсегда. Закончить наше занятие мне хочется такими стихотворными строчками:
- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Спасибо всем за работу! Занятие окончено.
Физкультминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре тихо села.
Физминутка.
Вы в лесочек заходите,
На пенечках отдохните.
Потянулись, обернулись,
Деревца вокруг проснулись,
И друг другу улыбнулись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Путешествие в Мастерскую Природы"
Методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с природным материалом, на развитие интереса к природе....
Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"
Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания...
Воспитательное занятие "Путешествие по стране "Здоровье"
Конспект воспитательного занятия "Путешествие по стране "Здоровье"...
Конспект воспитательного занятия "Путешествие по городу Здоровейску"
Занятие направлено на формирование здорового образа жизни....
Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство»
Воспитательное занятие «Путешествие в лесное царство» для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида...
воспитательное занятие "Береги и люби природу"
Воспитание любви к природе. Учить бережному к ней отношению....
Воспитательное занятие Путешествие в страну доброты
Формирование у учащихся коррекционной школы представлений о доброте, развитие эмпатии и дружелюбия, воспитание желания совершать добрые поступки....