Рабочая программа по развитию у учащихся способностей к творчеству
рабочая программа (6, 7 класс) на тему

Веденина Наталия Георгиевна

          Программа курса «Волшебный лоскуток» рассчитана на учащихся, занимающихся на дому в старших классах, имеющих способности к творческой деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Волшебный лоскуток"565 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       

                                      Пояснительная записка

          Важнейшим принципом в работе с детьми с особыми потребностями является принцип практической направленности обучения. Только в ходе продуктивной практической деятельности можно развивать у них речь, корригировать мышление, формировать положительные личностные качества. По мысли Л. С. Выготского: «Практический интеллект может явиться точкой приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных функций». С этой точки зрения трудно переоценить уроки трудового обучения, но для повышения эффективности обучения желательно не ограничиваться только занятиями. Элективные курсы, имеющие теоретическую и предметно-практическую основу, позволяют учащимся не только получить знания о какой-либо деятельности, но и реально попробовать свои силы на практике.

          Программа курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся, занимающихся на дому в старших классах, имеющих способности к творческой деятельности.  Кроме того, этот вид работы позволяет рационально использовать отходы текстильного  швейного производства и  ткань, бывшую в употреблении.

         Цель программы:

- развитие способностей учащихся к творчеству.        

          Реализацию цели намечено осуществить через решение следующих задач:

- изучение различных технологий лоскутного шитья, расширение кругозора;

- корригирование логического мышления, речи и зрительно-моторных координаций;

- развитие общетрудовых знаний, умений, навыков и адаптация их в индивидуальной деятельности;

- повышение мастерства учащихся в области технологий, связанных с художественной обработкой текстильных материалов;

-   воспитание эстетического вкуса, содействие творческому развитию личности школьников, потребности в самореализации.

          Основными принципами построения программы являются постепенное усложнение материала, практическая направленность, доступность теоретического сведений, посильность выполнения видов и объёма практических работ, связь теории с практикой.

          Программа состоит из  11 и 12 модулей, рассчитана на 2 года обучения.

          Занятия имеют свою структуру. Начинается занятие с организационного момента, затем даются теоретические сведения, вводный инструктаж, во время практической работы проводятся текущие инструктажи, в конце занятия подводятся итоги работы. Уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям (физминутки, проветривание), охране труда. На занятиях дается небольшой объем теоретического материала, повторение сведено до минимума, вводный инструктаж состоит из объяснений основных этапов работы и технологии операций. На практику отводится от 75 до 90% учебного времени. Обучение безотметочное, но в конце занятий подводятся итоги работы, анализируется работа каждого ученика.

- материально-техническое обеспечение: сантиметровые ленты, линейки, ножницы, иглы для ручных работ, булавки, наперстки, утюг.

Учащимся потребуются: лоскуты х/б тканей, нитки.

          Для анализа результативности обучения в начале, середине и конце учебного года, а также по окончании всего курса проводится диагностика уровня знаний и умений: контрольные вопросы, тесты по вариантам, практические задания разного уровня сложности, рекомендации (см. Приложения).

          К концу обучения учащиеся должны знать:

-  основы цветовой грамоты, виды орнаментов, законы орнаментальной композиции;

-  что понимается под техникой в лоскутном шитье;

- традиционные приемы в русском лоскутном шитье;

-  технологию работы над лоскутным изделием;

-  современные формы традиционного лоскутного шитья.

          Учащиеся должны уметь:

-  подготавливать к работе ткани различных цветов и тонов;

-  выполнять стачивание по булавкам;

-  ориентироваться в выполнении отдельных элементов и соединении их в изделие (или фрагмент изделия);

-  выполнять влажно-тепловую обработку готовых изделий.

Календарно-тематическое планирование 6 класс.

Тема

Часы

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества.

4

2

2

3

Материаловедение.

Подбор и подготовка материалов.

6

2

4

4

Работа и иглой и ножницами.

4

1

3

5

 Инструменты и приспособления.

2

1

1

6

Терминология работы с лоскутом.

4

1

3

7

Цвет. Цветовой круг.

4

1

3

8

Основные приёмы лоскутного шитья.

18

6

12

9

Технология изготовления несложных лоскутных изделий.

12

3

9

10

Окончательная отделка изделий.

4

1

3

11

Зачетные работы по лоскутной технике изготовления изделий.

4

1

3

12

Итоговое занятие.

2

                           

                     

                                            Календарно-тематическое планирование 7 класс.

Тема.

Часы.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

Декоративно-прикладное творчество России.

2

1

1

3

Работа с иглой, ножницами, наперстком.

2

1

1

4

Рабочее место.

3

1

3

5

Основы цветовой грамоты.

4

1

3

6

Орнамент. Виды орнаментов.

6

2

4

7

Основные технологические понятия лоскутного шитья.

2

1

1

8

Основные приемы лоскутного шитья.

10

2

8

9

Технология лоскутного шитья.

13

3

10

10

Отделка края изделия.

4

1

3

11

Традиционное лоскутное одеяло.

12

3

9

12

Итоговое занятие

2

                                                               

                                             Содержание курса.

                                                        6 класс.

    Вводное занятие.

Цели и задачи обучения. Мастерская, её назначение и оборудование. Организация рабочего места.

I.  Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества.

Истоки создания лоскутных изделий.

О развитии лоскутного шитья. Рассказ о мастерицах-лоскутницах с использованием иллюстраций. Хранение лоскутных изделий.

II. Материаловедение. Подготовка и подбор материалов.

Объекты  работы. Образцы тканей.

Теоретические сведения.

Ткань как материал для творчества. Цвет, рисунок, фактура, толщина, плотность ткани. Использование отходов текстильного и швейного производства. Учет особенностей используемых материалов при подготовке и подборе ткани.

Практические работы.

Подбор и подготовка тканей.

III.  Объект работы.

Электрическая бытовая швейная машина.

Теоретические сведения.

Практические  работы.

Организация рабочего места. Упражнения по отработке навыка выполнения ровной строчки.

IV.   Инструменты и приспособления.

Теоретические сведения.

Инструменты: ручные иглы, ножницы, сантиметровая лента, линейка. Правила безопасной работы с инструментами. Классификация инструментов. Назначение и применение.

Приспособления: наперсток, пяльцы,  карандаши. Назначение и применение.

Практические работы.

Выбор инструментов  для определенной работы. Приемы работы.

 V.  Терминология работы с лоскутом.

Теоретические сведения.

Понятия «лоскутная мозаика», «аппликация», «коллаж», «стежка», «фактура».

Понятия «сетка», «шаблон», «блок». Виды шаблонов. Основа и структура ткани.

Практические работы.

Изготовление сетки и разных видов шаблонов.

VI.   Цвет. Цветовой круг.

Теоретические сведения.

Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон. Тоновое изображение. Насыщенность. Контраст цветов. Цветовой круг.

Практические работы.

Изготовление цветового круга.

VII.    Основные приемы лоскутного шитья.

Теоретические сведения

Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника «полоска». Общие правила при работе с полоской. Выполнение рисунков из полосок одной ширины. Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок.

Техники «квадрат», «треугольник». Варианты соединения в лоскутные рисунки.

Практические работы.

Изготовление простых фрагментов лоскутного шитья.

VIII.    Технология изготовления несложных лоскутных изделий.

Теоретические сведения.

Технология выполнения работ. Оформление изделий.

Объекты работы.

Прихватки, салфетки (прямоугольной, круглой и квадратной формы).

Практические работы.

Выбор ткани с учетом рисунка, цвета. Подготовка ткани. Раскрой. Художественное оформление деталей. Сборка деталей.

IX.   Окончательная отделка изделий.

Практические работы.

Утюжка. Отпаривание готового полотна. Срезание излишков ткани нашитых  полосок, выходящих за границы основы.

Зачетные работы по лоскутной технике изготовления изделий.

По выбору учителя.

 Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.

                                                   

                                                       7 класс.

   Вводное занятие.

Задачи на предстоящий учебный год. Правила техники безопасности и внутреннего распорядка. Распределение обязанностей.

I.  Декоративно-прикладное творчество России.

Теоретические сведения.

Традиционное лоскутное шитье России. Крестьянский костюм и широкое применение лоскута. Лоскутное одеяло и лоскутные коврики. Отличительные признаки русского лоскутного шитья. Взаимовлияние традиционного лоскутного шитья, ткачества, вышивки, плетения из бересты, резьбы по дереву.

II.  Машиноведение

Теоретические сведения. Практические работы. Упражнения по выполнению декоративных строчек.

III.     Рабочее место.

Правильная организация труда. Высота рабочего стола и стула, освещение.

Практические работы.

Организация рабочего места при работе с лоскутом.

IV.    Основы цветовой грамоты.

Теоретические сведения.

Цветовой круг. Гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов. Гармонии контрастных цветов.

Практические работы.

 Составление из тканей образцов различных цветовых гармоний. Выполнение образцов из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен.

V.   Орнамент. Виды орнаментов.

Теоретические сведения.

Понятие «орнамент». Его виды: технический, символический, геометрический, растительный, животный, предметный. Простейшие представления о законах орнаментальной композиции.

Практические работы.

Построение нескольких вариантов различных орнаментов или фрагментов орнамента.

VI. Основные технологические понятия лоскутного шитья.

Различия между техникой лоскутного шитья и технологией изготовления лоскутного изделия.

VII.    Основные приемы лоскутного шитья.

Теоретические сведения.

Техника «квадрат», «треугольник», «свободная техника».

Практические работы.

Выполнение рисунков в технике «квадрат», «треугольник». Сборка рисунков из треугольников (половинок квадратов).

«Свободная техника». Сборка лоскутов в «свободной технике». Применение «свободной техники» лоскутного шитья в швейных изделиях бытового назначения.

VIII.    Технология лоскутного шитья.

Теоретические сведения.

Технология работы над лоскутным изделием, его этапы.

Практические работы.

Изготовление небольшого изделия (наволочки, прихватки), соблюдая все этапы.

IX.   Отделка края изделия.

Теоретические сведения.

Способы обработки края изделия: без окантовки, с окантовкой и  последовательная окантовка.

Практические работы.

Изготовление образца одного из способов.

X.     Традиционное лоскутное одеяло.

Теоретические сведения.

Характеристика традиционного лоскутного одеяла. Детское одеяло-покрывало.

Практические работы.

 Выбор, подготовка материалов, выполнение схемы. Коллективная работа группы: сборка лоскутного полотна. Соединение всех слоёв изделия. Обработка края изделия. Окончательная отделка.

Зачетные работы по лоскутной технике изготовления изделий.

По выбору учителя.

      Итоговое занятие.

Подведение итогов работы за год.

Список использованной литературы.

  1. Баженов В. И. Материалы для швейных изделий.- М., 1982.
  2. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с., ил.
  3. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М., 1984.
  4. Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. - М., 1997.
  5. Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.-  М., 1993.
  6. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М., 1995.
  7. Исенко С. Видно сокола по полёту…// Народное       творчество, 1992, №4, с. 13-14.
  8. Козлов В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981.
  9. Костикова И. Ю. Школа лоскутной техники. М., 1997.
  10. Кузнецова Ю., Банакина Л. Чудо – лоскут // Мир женщины, 1987, № 1, 3, 5, 9, 11.
  11. Максимова М. В., Кузьмина М. А. Лоскутики.- М., 1998.
  12. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2000.
  13. Муханова И. Ю. Лоскутное шитьё. Мозаика и аппликация, традиционные и современные узоры. - М., 1998.
  14. Муханова И. Ю. Лоскутное шитьё в деревенском стиле. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2004.
  15. Муханова И. Ю. Аппликация. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
  16. Нагель О. И. Снова о лоскуте // Школа и производство, 1997, № 4, №6, 1998, №3 .
  17. Нагель О. И. Лоскуток к лоскутку //Народное творчество, 1997, №3.
  18. Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута).- М., Школьная Пресса, 2004.
  19. Пармон Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества.-  М., 1994.
  20. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы.-  М.,
  21. Русское лоскутное шитьё. Каталог выставки. С-Пб., 1997.

                                           Приложение №1.

               Примерный перечень контрольных вопросов.

  1. Какие основные цвета вы знаете?
  2. Какую роль в работе с цветом играет цветовой круг?
  3. Что такое контраст цветов?
  4. Что такое колорит, гармония?
  5. Что такое орнамент?
  6. Какие бывают орнаменты?
  7. Какие выразительные средства орнаментальной композиции вы можете назвать?
  8. Что такое фактура ткани?
  9.  Что такое структура ткани?
  10. В чём  отличие фактуры и структуры ткани?
  11. Объясните понятие «декатировка ткани».
  12. Для чего производят декатировку ткани?
  13. Каково назначение сеток?
  14. Для чего нужны шаблоны в лоскутном шитье?
  15. Что понимается под словом  «техника»? в лоскутном шитье?
  16. Что такое технология лоскутного шитья?
  17. В чем различие между техникой и технологией?
  18. Какие приемы получения разнообразных фактур существуют в лоскутном шитье?
  19. Назовите этапы изготовления лоскутного изделия.
  20. Как осуществляется сборка лоскутного одеяла?
  21. Как можно обработать края изделия?

                   

                             Примерный перечень практических заданий.              

  1. Составить из тканей образцы различных цветовых гармоний.
  2. Выполнить образцы из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен.
  3. Изготовить 7-членный цветовой круг.
  4.  Изготовить 12-членный цветовой круг.
  5.  Используя один и тот же мотив, построить несколько вариантов различных орнаментов или фрагментов орнамента.
  6. Составить собственный вариант орнамента.
  7. Подготовить к работе 5 – 8  тканей различных цветов и тонов.
  8.  Отработать стачивание по булавкам.
  9. Определить направление нитей основы и утка.
  10. Выполнить из ткани по одному образцу рисунка в любой технике (по выбору).
  11. Выполнить отдельные элементы и соединить их в изделие.
  12.  Изготовить небольшое изделие или фрагмент крупного изделия, соблюдая все этапы.
  13.  Изготовить шаблоны.
  14.   Сделать образец стежки.
  15.   Выполнить эскиз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.

Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...

Рабочая программа по развитию речевого слуха для учащихся 8 класса I

Данная рабочая программа по развитию речевого слуха предназначена для работы с учащимися 8 класса, обучающимся по программе I вида. В программе представлено календарно-тематическое планирование по чет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ (3-5 ЛЕТ)

Художественно – творческая деятельность (лепка, рисование, аппликация) – очень интересна для ребенка – дошкольника, так как удовлетворяет его потребность в деятельности вообще и в продуктивной д...

Развитие у учащихся способности к самосовершенствованию на уроках русского языка и литературы

Учение процесс живой: это непосредственное общение учителя с учеником. Коммуникативная ориентация должна в значительно большей степени предопределять учебно-воспитательный процесс при обучении родному...

Результаты профессиональной деятельности по выявлению и развитию у учащихся способностей

Показатели проведенных педагогическим работником мероприятий в межатестационный период...

Статья Приёмы развития у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы

     Учителя средней школы  всё чаще  и чаще сталкиваются с   нежеланием ребёнка  читать произведения классической литературы. для словесника  это н...

Рабочая программа курса Развитие познавательных способностей для обучающихся с ЗПР 1 дополнительного класса

Содержание программы составлено с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2....