Развитие у учащихся способности к самосовершенствованию на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (7 класс) на тему

Мясникова Лариса Валерьевна

Учение процесс живой: это непосредственное общение учителя с учеником. Коммуникативная ориентация должна в значительно большей степени предопределять учебно-воспитательный процесс при обучении родному и иностранным языкам. Учителям нужно давать такие знания, которые нужны именно конкретному человеку. Тогда у него появится вера в то, что без них в жизни не  обойтись. А без веры в это никакое полноценное новое знание, воспитание, опыт ученику приобрести не удастся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  у учащихся способности к самосовершенствованию

на уроках русского языка и литературы

 Учение через учебник и языковой материал должно указать ребятам пути самосовершенствования. Вот, например, к упражнению даётся задание: подчеркните подлежащее и сказуемое. Ученику неинтересно, т.к. он не знает, зачем ему подчёркивать, а ведь это выделение основного значения, заключённого в предложении. Учебник должен учить самопознанию, подсказывать, как языковыми средствами развивать память, воображение, мышление. Школа должна вырастить человека, способного к саморазвитию, чтобы он учился всю жизнь сам.

  Учение процесс живой: это непосредственное общение учителя с учеником. Коммуникативная ориентация должна в значительно большей степени предопределять учебно-воспитательный процесс при обучении родному и иностранным языкам. Учителям нужно давать такие знания, которые нужны именно конкретному человеку. Тогда у него появится вера в то, что без них в жизни не  обойтись. А без веры в это никакое полноценное новое знание, воспитание, опыт ученику приобрести не удастся.

       И ещё одна функция учения, которой я придаю большое значение - это обогащение опыта школьников. Дети беспомощны в своей жизни В ней нет материала, о котором бы они могли говорить вдохновенно: ни поступков, ни деяний, ни отношений. Отсюда убогость их языка. Наша задача, учителей, открыть перед ними иной мир.

        Л.С. Выготский считал, что литератур - такая же жизненная реальность, как и сама жизнь. Она через воображение оказывает на человека такое же влияние как и окружающая его действительность. Литературу и нужно изучать для того, чтобы человек попытался перестроить свою судьбу, попробовал творить жизнь, творить свою духовность и умел выразить это словом. У детей очень сильна жажда самосовершенствования. Но не утолённая школой она исчезает. Её губит учебный процесс,  имеющий выход не на практический, а только на учебный, на отметку

        Важно, чтобы полученные знания, развившиеся умения и приобретённый опыт школьника воплотились в его творческой деятельности. Он должен писать не сочинения, а рассказы, стихи, пьесы и т. п., иначе нельзя подняться на уровень духовности. Да, учитель способен научить ребёнка описывать розу. Но  он идёт по улице – видит эту розу живой, во всей красоте, и срывает. Описать научили –не научили любоваться. А человек должен смотреть на мир глазами человека: видеть прекрасное, беречь его, наслаждаться им – творить его в слове. Для этого нужно подойти к процессу учения осмысленно, т. е. хорошо понимать цели, этапы этого процесса, что от чего зависит в действиях учителя и ученика

        В процессе работы мной была выработана цепочка зависимостей:

Звук--- слово--- словосочетание---предложение---фраза--- текст---произведение--- литература---искусство--- культура ---духовность--- общество---опыт

        На уроках русского языка и литературы мы с учениками должны постоянно совершать этот путь: от звука до высот духовности. Когда я читаю текст, мои ребята воспринимают звуки. Понимая смысл их сочетаний, они выходят на уровень текста. Через понимание текста они могут понять писателя, его произведение, его эпоху, людей, её населяющих.Таким образом цепочка указывает последовательность разбора как художественного произведения, так и всего творчества писателя в целом.

          Например, при изучении темы «Портреты мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» мы с ребятами от уровня звука поднимаемся к уровню духовности. Вот как я это делаю.

          Прежде всего на каждом занятии звучит текст. Следующий этап – работа над словом, которая проводится на уроке русского языка.

Задание: выпишите слова, которые дают представление о процессе ознакомления читателей с портретами мальчиков.

      Люди копошились; колебались тени, ярко освещалась передняя половина маленькой и кудрявой головы; мальчики, крестьянские ребятишки; всех мальчиков было пять – Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня; портреты мальчиков.

       Далее, я предлагаю детям проследить, как жизненные наблюдения автора воплощаются в слове, т.е., как он использует изобразительно – выразительные средства языка.

  1. Общее представление о людях.

Видит. Отдельные детали: копошились люди, колебались тени, маленькая кудрявая голова.

2.Слышит. Детские звонкие голоса.

3.Видит. Два - три мальчика быстро поднялись, подбежали ,отозвали тотчас собак.

4.Видит и слышит. Крестьянские ребятишки на бойких клячонках.

5.Описание портретов мальчиков:

а) Федя. «Первому, старшему изо всех, Феде. Вы бы дали лет четырнадцать»( видит) ;

б )Павлуша. «Всё – таки… мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голове его звучала сила» (видит и слышит);

в) Илюша. «Лицо было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую – то тупую болезненную заботливость» (видит);

г) Костя. «Возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором» ( видит);

д) Ваня. « Я сперва было и не заметил»…

        Эта работа нужна, чтобы проследить. Как ученик приходит к пониманию текста как определяет источник смысловой информации. По сути дела он последовательно раскладывает на единицы такой тип речи, как описание. И при этом учится у Тургенева видеть, слышать, чувствовать и выражать всё это с помощью слова т.е. конструировать текст.

        Этой же цели служит и такое упражнение: ребята выписывают из текста существительные, глаголы, прилагательные и другие части речи, которые встречаются в описаниях портретов мальчиков, по словарю определяют все значения этих слов. И нам с ними надо понять, почему Тургенев выбрал одно из них и какое именно. Например, Илюша, по определению автора ,незначительный. По словарю это значит:

  1. небольшой по количеству, размерам;
  2. не имеющий существенно важного значения; ничем не замечательный. Подчёркиваем нужное
  3. Павлуша – неуклюжий: неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный. Подчёркиваем нужное. (и т. д.)

          Следующее задание: составьте карты описания каждого из мальчиков, проследите «маршруты» слов, выражающих движение мысли автора.

И вот ,что у ребят получается:

Федя.

  1. Возраст. «Старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать…»
  2. Фигура. Стройный, узенькие плечики.
  3. Лицо. С красивыми и тонкими, немного мелкими чертами.
  4. Волосы. Белокурые.
  5. Глаза. Светлые.
  6. Мимика. Постоянная, полувесёлая, полурассеянная улыбка.
  7. Социальное положение. «Принадлежал,  по всем приметам, к богатой семье и выехал – то в поле не по нужде , а так , для забавы».
  8. Одежда. Рубаха – пёстрая ситцевая .с жёлтой каёмкой; армячок- небольшой, новый, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; пояс- голубой, на нём висел гребешок; сапоги-с низенькими голенищами, точно его сапоги – не отцовские.

        Подобные карты ученики составляют, следуя  за описаниями портретов и других мальчиков. Таким образом мы проникаем в лабораторию писателя: видим, как  он строит текст.

       Обсуждая вопрос ( уже на уроке литературы) :Зачем и как автор совмещает две картины скачущих на лошадях мальчиков?- ребята размышляют о том, как писатель через единичное показывает общее- жизнь детей в современной Тургеневу России. Здесь же мы обращаем внимание на детали портретов мальчиков свидетельствующие о расслоении общества на богатых и бедных.

        Говоря о верованиях ребятишек, их рассказах, легендах, мифах, рассуждениях об окружающем мире сопоставляя всё это  с нашими представлениями  и мифами ( об НЛО, например), мы поднимаемся на уровень культуры, при этом отмечаем печать времени в её отличиях.

        Большое значение я придаю сопоставлению образов Павлуши и Феди.

Вопросы: Куда смотрит Федя ? ( В котелок).А Павлуша? (В небо), -задаю не случайно. Вот мы и поднимаемся на уровень духовности . Павлушу все любят. К нему люди тянутся, ему подражает Ваня, тоже заглядывающийся на звёздочки. Павлуша и смел, и добр, и умён, и любознателен, и наделён поэзией восприятия жизни. В нём писатель сосредоточил лучшие черты человека и любуется  своим героем. Павлуша погибает, но та духовная сила, которая сосредоточилась в нём, и притягивала к нему людей, остаётся в Ване. Духовность неуничтожима, она вечно жива в мире…

          Вот я проиллюстрировала «действия»описанной выше цепочки зависимостей при анализе художественного произведения.

          А с другой стороны, эта схема зависимостей иллюстрирует и путь, по которому развивается процесс учения. По сути дела, учитель и ученики постоянно «переходят»с одного уровня нашей цепочки на другой. Через палитру как искусство слова мы выходим на уровень искусства, а затем и на уровень культуры, который включает в себя всю деятельность ученика. Здесь должны решаться проблемы содержания преподавания и обучения, т. е. учебников и программ, которые представляли бы собою этап перехода к духовности человека, когда он сам понимает смысл своей деятельности, поступая осознанно. Учитель может полноценно общаться с учеником только на уровне духовности, ибо здесь они равны как личности. Ответственны за свои духовные ценности, за свои деяния. Что знать, что уметь, что делать- им обоим задают постоянно меняющиеся программы. А ведь это и есть перечень тех требований, которые предъявляет к ним  общество (оно тоже есть в нашей цепочке). Но выбирает программу, приспосабливает её к своим условиям, которые всегда уникальны, тот, кто работает с учеником, т.е. учитель. Вот мы и поднялись на уровень опыта.

                                                           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках русского языка и литературы

Развитие творческих способностей - это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Современная жизнь требует от человека подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к ...

Развитие интеллектуальных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов. С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудици...

Развитие творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы.

Одной из самых важных задач современного школьного  образования является раскрытие творческих способностей ребенка. В погоне за новым, иногда непонятным, иногда не совсем эффективным, мы забываем...

Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.

Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....