Рабочая программа курса Развитие познавательных способностей для обучающихся с ЗПР 1 дополнительного класса
рабочая программа (10 класс)
Содержание программы составлено с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rps_1_dop_kl_2018.docx | 48.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
к АООП НОО
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Развитие познавательных способностей»
1 «Г» дополнительный класс
Пояснительная записка
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР. Курс «Развитие познавательных способностей» направлен на исправление различных типичных недостатков психического развития, которые в совокупности определяют наличие особых образовательных потребностей детей, относимых к этой группе. Содержание программы составлено с учетом перечисленных во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получивших рекомендацию обучения по варианту 7.2. Ниже перечислены основные образовательные потребности, на удовлетворение которых нацелен данный курс:
- Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.).
- Развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений.
- Специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
- Специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
- Содействие становлению сферы жизненной компетенции и преодолению различных дисфункций, а также достижению личностных и метапредметных результатов образования.
Цель коррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленных на преодоление или ослабление проблем в познавательном и эмоциональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.
В соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ЗПР определяются задачи курса:
- совершенствовать систему произвольной регуляции в зависимости от ее начального уровня сформированности за счет обучения планированию и контролю результатов действий;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся, корригировать недостатки мыслительных операций, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности;
- корригировать недостатки пространственно-временных представлений дифференцированно, уделяя особое внимание представлениям «неделя-месяц-год», а также развивая «эмоциональное смещение» - предпосылку осознания психологического прошлого и будущего;
- содействовать достижению личностных и метапредметных результатов образования, обозначенных в рабочих программах учебных предметов для 1 дополнительного класса;
- совершенствование познавательной деятельности как основы компенсации, коррекции и профилактики вторичных нарушений психологического развития, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях;
- стимулирование познавательной активности, интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру и осознанию имеющихся трудностей, формирование школьной мотивации;
- корригировать типичные дисфункции: недостатки пространственно-временных представлений, в т.ч. препятствующих успешной ориентировке в здании школы, по дороге к ней, а также пониманию протяженности обозначаемых в речи временных периодов, несформированность произвольного контроля, трудности произвольной концентрации внимания, недостатки зрительно-моторной координации и пр.;
- корригировать недостатки перцептивных (отнесения к сенсорному эталону, перцептивного моделирования-конструирования) и мыслительных (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, сериация) операций и действий, обучать использованию знаково-символических средств для организации познавательной деятельности.
Общая характеристика коррекционного курса
Курс «Развитие познавательных способностей» в 1 дополнительном классе для уже обучавшихся по программе школьников включаются преимущественно разнообразные задания на активизацию познавательной деятельности: направленные на развитие основ абстрактно-логического и словесно-логического мышления, умения строить план решения задачи, схематически записывать условие и т.п. Занятия, направленные на коррекцию недостатков перцептивных действий, механической памяти, внимания, базовых пространственных представлений сокращены в объеме (в сравнении с предшествующим годом).
Содержание коррекционных занятий в первом дополнительном классе по развитию возможностей произвольной регуляции деятельности, временны́х представлений, коммуникативных умений, гармонизации психоэмоционального состояния, способствует расширению сферы жизненной компетенции, опосредованно влияя на отношение ребенка к школе и окружающему социальному миру.
Программа занятий включает следующие основные направления.
Приоритетные направления развития в 1 дополнительном классе
- Воображение.
- Внимание
- объём
- переключаемость
- избирательность
- Память
- кратковременная
- зрительная
- избирательность
- Анализ текстов
- Внутренний план действий
- Мышление
- анализ
- синтез
Краткая характеристика особенностей развития обучающихся первого дополнительного класса.
Преобладает наглядно-образное мышление. Формируется словесно-логическое мышление, система понятий, получаемая в школе, позволяет проявляться отвлеченным формально-логическим рассуждениям. Умственные операции менее связанны с конкретной практической деятельностью, но связь сохраняется и имеет большое значение.
Приёмы логического анализа: сопоставление, выделение существенного, отвлечение от несущественного – не сформированны, находятся в зоне ближайшего развития. Способность к рефлексии на стадии формирования и зависит от усвоения действий контроля и оценки.
Преобладает наглядно-образная память, не умеют правильно организовывать процесс запоминания. Склонны к механическому запоминанию, без осмысления смысловых связей.
Повышается объём и устойчивость внимания, но пока ещё не умеют в достаточной степени управлять своим вниманием. Не высока степень переключаемости внимания, трудно даётся распределение внимания.
Базовые учебные навыки на стадии формирования и в разной степени требуют коррекции, обработки. Некоторые навыки находятся в зоне ближайшего развития. Не всегда способны выдержать урок, необходима смена деятельности.
Самооценка и оценка другого зависят от отношений взрослого в значительной степени. В стадии формирования находятся навыки конструктивного общения.
В целях непрерывного мониторинга уровня интеллектуального и личностно-мотивационного развития используются адаптированные варианты известных в практической психологии методик тестирования, предлагаемые детям в форме привычных игровых заданий, что исключает влияние побочного стрессогенного фактора ситуации проверки при интерпретации результатов. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Курс рассчитан на 33 фронтальных занятий в неделю. Длительность групповых занятий 40 минут. В учебном плане курс «Развитие познавательных способностей» относится, как и другие курсы коррекционно-развивающей области, к внеурочной деятельности, части, формируемой участниками образовательного процесса. Занятия проводятся во внеурочное время.
Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
- Формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества.
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа.
- Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.
3) Формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой.
4) Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
5) Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
6) Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
-формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
7) Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
-формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Личностные и метапредметные результаты освоения коррекционного курса
Систематические занятия по данной программе призваны оказывать положительное влияние на развитие познавательных процессов обучающихся с ЗПР. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в творческую поисковую деятельность существенно повышают уровень начального образования. Такие занятия создают условия для развития у детей познавательных интересов, формируют у них стремление к размышлению и поиску, вызывают чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В процессе занятий у них происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Личностные универсальные учебные действия
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
- Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Познавательные универсальные учебные действия
- Использование знаково-символические средства для решения задач;
- Использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Принимать план действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Учитывать установленные правила.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Строить короткое монологическое высказывание;
- Вступать в диалог с учителем и одноклассниками;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Задавать вопросы.
Содержание коррекционного курса
Каждое упражнение данной программы можно превратить в универсальное средство для решения разнообразных развивающих задач, для этого достаточно сместить акценты выполнения. Необходимо обращать внимание на процесс подготовки и выполнения упражнения: как ребенок воспринимает инструкцию, как быстро включается в работу, может ли работать самостоятельно, эффективно ли использует опыт, полученный во время разбора примеров, может ли сам сформулировать простую учебную задачу. Несложные упражнения позволяют обратить внимание на деятельностный компонент. Для приобретения умения формулировать простую учебную задачу детям необходимо предложить сами разработать задания на основе данных ранее упражнений. Это стимулирует не только вышеупомянутое умение, но и познавательную активность.
Многие упражнения выполняются после небольшой инструкции. В контексте формирования умения воспринимать и принимать инструкцию, развития произвольности вводится регламент: подавать инструкцию только тогда, когда все готовы ее услышать, использовать различные способы привлечения внимания; во время подачи инструкции исключать любую другую деятельность.
Занятия по курсу выстроены по двум направлениям:
От простого к сложному.
По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1 | Развитие воображения, устойчивости, произвольности внимания, запоминания. | 1 | Упражнения волшебный карандаш, переплетенные линии, ухо-нос, запомни 7 слов. |
2 | Развитие воображения, речи, произвольности внимания, запоминания, устойчивости внимания. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям, волшебный карандаш, словесный аукцион, мельница, переплетенные линии. |
3 | Развитие устойчивости внимания, произвольности запоминания. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям, шифр, словесный аукцион, послушай и запомни, кулачки. |
4 | Развитие речи, устойчивости внимания, произвольности внимания и запоминания. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям, словесный аукцион, шифр, корректор, перекрестное марширование, послушай и запомни. |
5 | Развитие устойчивости внимания, произвольности запоминания, воображения. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием, шифр, что изменилось, волшебный карандаш, кулачки. |
6 | Развитие устойчивости и концентрации внимания. | 1 | Упражнения кулак-ребро-ладонь, словесный аукцион, послушай и запомни, ухо-нос, спрятанное слово, сорви яблоко. |
7 | Развитие воображения, произвольности запоминания, устойчивости внимания. | 1 | Упражнения лезгинка, комиксы, что может быть, сорви яблоко, запомни слова, фраза в цифрах. |
8 | Развитие воображения, произвольности запоминания, устойчивости внимания. | 1 | Упражнения кулак-ребро-ладонь, что может быть, послушай и запомни, мельница, расставь точки, волшебный карандаш. |
9 | Развитие произвольности внимания, пространственной ориентации. | 1 | Упражнения лезгинка, графический диктант, холодно-горячо, контуры, сорви яблоко. |
10 | Развитие устойчивости и переключаемости внимания, произвольности запоминания. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием, корректор, перекрестное марширование, послушай и запомни, словесный аукцион. |
11 | Развитие воображения, мышления, внимания. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям с привлечением движения языка и дыханием, комиксы, подбери пару, ухо-нос, расставь точки, сорви яблоко. |
12 | Развитие внимания, воображения, речи. | 1 | Упражнения лезгинка, пропавшее число, ныряльщик, графический диктант, что может быть, продолжи историю. |
13 | Развитие мышления, внимания, восприятия. | 1 | Упражнения кулак-ребро-ладонь, логико-поисковые задачи, скопируй фигуры, перекрестное марширование. |
14 | Развитие внимания, мышления. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям, перепутанный рассказ, что изменилось, перекрестное марширование, контуры, тряпичная кукла и солдат |
15 | Развитие внимания, воображения, речи. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям, запомни слова, что может быть, переплетенные линии, нарисуй и опиши. |
16 | Развитие мышления, формирование внутреннего плана действий. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием, выдели свойства, графический диктант, ныряльщик, устный счет в игре, расставь точки. |
17 | Развитие воображения, мышления, восприятия. | 1 | Упражнения Движение по 4-м направлениям и диагоналям с привлечением языка и дыханием, продолжи историю, спрятанное слово, ныряльщик, подбери пару, скопируй фигуры, тряпичная кукла и солдат. |
18 | Формирование внутреннего плана действий. | 1 | Упражнения клак-ребро-ладонь, устный счет в игре, выдели свойства, ухо-нос, логико-поисковые задачи, графический диктант. |
19 | Развитие внимания, произвольности запоминания. | 1 | Упражнения лезгинка, что изменилось, словесный аукцион, мельница, послушай и запомни. |
20 | Развитие внимания, мышления, восприятия. | 1 | Упражнения кулак-ребро-ладонь, подбери пару, ребусы, ухо-нос. |
21 | Развитие мышления, внимания, произвольности запоминания. | 1 | Упражнения лезгинка, логико-поисковые задачи, соедини слово, мельница, семь предметов, пропавшее число |
22 | Развитие памяти, внимания. Формирование внутреннего плана действий. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям, запомни пару, графические отношения, угадай по признакам, тряпичная кукла и солдат, контуры. |
23 | Развитие воображения, внимания, восприятия. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям и диагоналям, продолжи историю, пропавшее число, мельница, графический диктант, скопируй фигуры. |
24 | Развитие воображения, памяти, мышления. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям с привлечением языка и дыханием, запомни пару, новый волшебный предмет, соедини слово. |
25 | Развитие мышления, памяти, внимания. Формирование внутреннего плана действий. | 1 | Упражнения движение по 4-м направлениям с привлечением языка и дыханием, угадай по признакам, ребусы, перекрестное марширование, найди отличия, устный счет в игре. |
26 | Развитие мышления, памяти, внимания. | 1 | Упражнения восьмерка, запомни пару, выдели свойства, лягушка, пропавшее число. |
27 | Развитие мышления, памяти, внимания. | 1 | Упражнения восьмерка, соедини слово, слово подсказка, ныряльщик, логико-поисковые задачи, корректор. |
28 | Развитие восприятия, перцептивного анализа и синтеза, сравнения. | 1 | Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам. |
29 | Перцептивная классификация (цвет форма, величина). | 1 | Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию. |
30 | Перцептивное моделирующее действие. | 1 | Сложение узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов. |
31 | Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. | 1 | Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов. |
32 | Развитие мыслительных операций. | 1 | Окончи стихотворение. Угадывание объектов из наиболее часто употребляемых групп житейских обобщений (по двум классификационным признакам): на наглядно представленном материале. Чепуха (картинки и тексты с очевидными смысловыми ошибками). |
33 | Развитие мыслительных операций. | 1 | Отгадывание загадок. Решение логических задач. Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. М., 2006 (в пособии представлена программа по активизации познавательной деятельности со стимульным материалом и поурочным планированием).
- Учебный и раздаточный материал для занятий: приложение к книге «Развивающие занятия: 1 класс» Д.А. Глазунов.
- Сборник коррекционно-развивающих занятий для учащихся 2 класса
Глазунов Д.А. изд. Глобус 2008г.
- Мебель и оборудование: стол, стулья, парты, шкаф для пособий.
- Технические средства обучения: персональный компьютер.
- Цветные карандаши, бумага, тетради, ручки.
- Индивидуальный раздаточный стимульный материал для подгрупповой диагностики (диагностические тетради, серии сюжетных картин и наборы картинок для выполнения классификации и пр.).
- Демонстрационный материал – репродукции картин художников, дорожные знаки, макет часов со стрелками и т.п.
- Доска с магнитными держателями.
- Наборы конструкторов (строительный материал разной формы и цвета).
- Плоскостные крупные геометрические фигуры разной формы (мозаика).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для учебного курса "Развитие познавательных способностей"
Материалы для учебного курса "Развитие познавательных способностей"...
Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития»....
Программа коррекционного курса «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 5-9 класс)
Программа коррекционно – развивающих занятий с психологом для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью 5-9 классов составлена на основе программы С.В. Плотниковой &laqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ”
Цель данной программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальн...
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей»
Дефектологическая программа коррекционного курса «Развитие познавательных способностей» для учащихся 5 - 9 классов разработана на основе требований к предметным результатам освоения АООП о...
Программа по развитию познавательных способностей обучающихся
Программа направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и ин...
Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1
Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...