Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"
рабочая программа (6 класс) по теме
Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формированию мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектированию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формированию навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности. Форма работы - занятия кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn_6.docx | 58.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Протвино
«РАССМОТРЕНО» Руководитель методического объединения ____________/ ./ ФИО Протокол № ___ от «__»__________20___г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №1» _____________/./ ФИО «__»___________20___г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №1» _____________/ Чеснокова Т.Н./ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
« К ТАЙНАМ СЛОВА»
класс 6 «а», «Б», «В»__________________________________
ступень образования СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
общее количество учебных часов _34___________
количество учебных часов в неделю __1___________
УЧИТЕЛЯ (ПЕДАГОГА)
ВЫСШЕЙ______________категории
Неволиной Елены Александровны
Таранушенко Натальи Алексеевны
2017 - 2018 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004, № 1312 (ред. от 01.02.2012)).
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004, №1089).
- Федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
- Учебный план МБОУ «СОШ №1» на 2016-2017 учебный год
Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г.
Цель и задачи программы
Цель: планирование, организация, управление учебным процессом по курсу внеурочной деятельности
Задачи:
-конкретизировать содержание тем образовательного стандарта;
-определить объем и порядок изучения курса.
2) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Цель курса: создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении
раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской
и творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• развитие интереса к русскому языку;
• углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной
деятельности в познании родного языка;
• формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
• воспитание культуры обращения с книгой;
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
• развивать смекалку и сообразительность;
• приобщать школьников к самостоятельной
исследовательской работе;
• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Про грамма внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода,
является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследователь-
ском направлении.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
• непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
• при знание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
• принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
• принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
• принцип учета возрастных особенностей учащихся;
• принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
3)МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ «СОШ №1»
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом внеурочном занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.Именно в 6 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся. Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.В учебном плане МБОУ «СОШ №1» на 2016-2017 учебный год на изучение русского речевого общения в 6 классе выделено 34 часа: в федеральном компоненте – 34 недели по 1 часу.
4)ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Про грамма внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода,
является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследователь-
ском направлении.
Принципы реализации программы внеурочной деятельности:
• непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;
• при знание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;
• принцип связи обучения и воспитания с жизнью;
• принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;
• принцип учета возрастных особенностей учащихся;
• принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Главным результатом реализации рабочей nрограммы внеурочной деятельности должно стать
создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
5)ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
• понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
• достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собой.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
• овладение приемами отбора и систематизации
материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее
анализ и отбор;
• умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свер-
нyтости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• владение разными видами монолога и диалога;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
• умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Рефлексивные:
• оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
• проектировать,корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон
выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
• применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных марш-
рутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
6) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Вводный инструктаж по безопасности труда. Ярмарка идей. Что я умею, что могу?
Через тернии к звёздам. Построение индивидуального маршрута деятельности.
Эврика! Творческая мастерская исследователя художественного текста.
Эврика. Творческая лаборатория работы со словарями.
Слово о словах. Имена вещей, лексическое значение слова.
В царстве смыслов много дорог. Знакомство с омонимами.
Трудные случаи омонимии.
Приготовим многослойный пирог. Многозначность слова.
Приготовим многослойный пирог. Отличие многозначных слов от слов омонимов.
Как и почему появляются новые слова?
Как и почему появляются новые слова? Исследование художественных произведений В.В.Маяковского,С.А.Есенина.
О словарях, которые рассказывают об истории слова.
Лексические нормы синонимов.
Слова-антиподы.
Повторный инструктаж по безопасности труда. О фразеологических оборотах лексические нормы употребления фразеологических оборотов.
Словари "чужих слов".
"Он весь свободы торжество". Народная речь в произведениях А.С.Пушкина.
Мы говорим его стихами. Крылатые выражения и афоризмы в произведениях И.А.Крылова
Слова уходящие.
Паронимы.
Нормы употребления паронимов в речи.
Словарь-грамотей.
Тематический орфографический словарь.
Что в имени тебе моём… Научная этимология.
Какие бывают имена?
Древнерусские имена. Происхождение и особенности
Древнерусские имена. Значение древнерусских имён в произведениях А.С.Пушкина.
Отчество и фамилия.
Времена года.
О том, что мы носим.
Растения-почему их так называют?
Птицы и звери -почему их так называют?
В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проекти-
рования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диа-
гностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.
Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабора-
торий, Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами
и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.
В третьей части «Что в имени тебе моем ... » особое внимание уделяется этимологии слова, фразео-
логической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это
завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов: сборников статей научно-популярного содержания, тематических словарей по теме «Лексика.фразеология», выступлений на школьной научно-практической конференции в секции «Филология: исследование и поиск».
7)ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Технические средства:
1)компьютер;
2)проектор;
3)магнитная доска;
4)доска с пластиковым покрытием;
5) учебная мебель
Демонстрационные пособия:
печатные пособия
1)таблицы к основным разделам грамматического материала;
2)словари всех типов;
экранно-звуковые пособия
1)презентации к основным разделам грамматического материала
Литература для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.
3. Львова С. И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.
4. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
5. Гойхман ОЛ., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.
6. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
7. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.
8. Гойхман ОЛ., Гончарова Л. М., Лапшина О. Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
9. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
10. Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского
языка. - М.- 1977.
11. Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№ 6.
12. Селевко Г. К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные
технологии.- 2005.-№ 1.
13. Научно-методический журнал * Русский язык и литература в средних
учебных заведениях Украины.-1990.-№ 11, 1991.- № 1, 1992.- № 3-4.
14. Елистратов В. С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.
15. Воителева Т. М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.
Литература для учащихся:
1. Никитина Е. И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В. В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2010
2. Разумовская М. М. Русский язык 5 класс.- М.-2012.
3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2010.
4. Дьяченко Л. В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2012.
5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
6. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
Цифровые образовательные ресурсы:
1) http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал
2) http://gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
3)Электронное пособие по русскому языку для школьников:
4)http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Обучающие тесты.
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
в 6а, б, в классах
№ | Тема занятия | Дата проведения | |||
По плану | По факту | Основные виды учебной деятельности | |||
Вводный инструктаж по безопасности труда Ярмарка идей. Что я умею, что могу? | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор рекционной нормы (фиксирования собственных за- труднений в деятельности): формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология) | ||||
Через тернии к звёздам. Построение индивидуального маршрута деятельности | Формирование у учащихся умений построения и ре ализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка | ||||
Эврика! Творческая мастерская исследователя художественного текста | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем | ||||
Эврика! Творческая мастерская исследователя художественного текста | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем | ||||
Эврика. Творческая лаборатория работы со словарями | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем | ||||
Слово о словах. Имена вещей, лексическое значение слова | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст вий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. | ||||
В царстве смыслов много дорог. Знакомство с омонимами | Темы: «Знакомство С многозначными словами», «Знакомство со словами-омонимами», «Способы и причины образования нескольких значений слова». Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов- (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра «Грамматический аукцион» | ||||
В царстве смыслов много дорог. Трудные случаи омонимии | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство С многозначными словами: трудные случаи полисемии», «Знакомство со словами-омонимами: трудные случаи омонимии», «Способы и причины образования нескольких значений слова: составление алгоритма рассуждения на линтвистическую тему». Продолжение работы над проектом «Отличие многозначных слов и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Редактирование творческой работы. Игра «Грамматический аукцион» | ||||
Приготовим многослойный пирог. Многозначность слова | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова» | ||||
Приготовим многослойный пирог. Отличие многозначных слов от слов омонимов | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок. Многозначные слова» | ||||
Как и почему появляются новые слова? | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произве- дений С. Есенина, В. Маяковского и др.», Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций | ||||
Как и почему появляются новые слова? Исследование художественных произведений В.В.Маяковского,С.А.Есенина | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произве- дений С. Есенина, В. Маяковского и др.», Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовашего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций | ||||
О словарях, которые рассказывают об истории слова | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой ма- стерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение словарной статьи этимологического словаря». Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточ- ников слова. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь» | ||||
Лексические нормы синонимов | Формирование у учащихся деячельностных способ ностей и способностей к структурированию и си- стематизации изучаемого предметного содержания: работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле дователя. Темы: «Изучение особенности синоними ческого ряда слов», «Слова-синонимы: правильное употребление в речи», «Лексические нормы синон мов». Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов «<Описание зимнего неба», «Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с ис пользованием синонимов (словарей синонимов). Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений) | ||||
Слова-антиподы | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полто- рацкого «Слово О словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: составление тематических словариков антонимов «<Как Я выполнял домашнюю работу по ... », «В походея , «Однажды утром»). Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с ис пользованием антонимов (словарей антонимов). Коллективный проект: «Легко - сложно» (редактирование текстов школьных сочинений) | ||||
Повторный инструктаж по безопасности труда. О фразеологических оборотах | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления фразеологизмов в речи». Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывках из повести А. Рыбакова "Приключения Кроша"». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса в Стране чудес"». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов» | ||||
Лексические нормы употребления фразеологических оборотов | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле дователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Определение значения иностранных слов» (исследовательская работа со словарем иностранных слов). Коллективный проект: «Найди замену заимствованно- му слову в словах исконно русских» | ||||
Словари "чужих слов" | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле дователя. Темы: «Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты». Индивидуальный проект: «Определение значения иностранных слов» (исследовательская работа со словарем иностранных слов). Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских» | ||||
"Он весь свободы торжество". Народная речь в произведениях А.С.Пушкина | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор рекционной нормы (фиксирования собственных за- труднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений Ас. Пушкина». Понятия «литературный ЯЗЫК», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина» | ||||
Мы говорим его стихами. Крылатые выражения и афоризмы в произведениях И.А.Крылова | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации кор рекционной нормы (фиксирования собственных за- труднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые особенности произведений Ас. Пушкина». Понятия «литературный ЯЗЫК», «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С. Пушкина» | ||||
Слова уходящие | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Понятия «ар- хаизмы», «историзмы». Игра «Грамматический аукцион». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов,ИСТОРИЗМОВ» | ||||
Паронимы | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где? Когда?. по итогам изучения употребления паронимов. Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы их образования». | ||||
Нормы употребления паронимов в речи | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле дователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимо- логического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов "вол", "волк" и "волынка"», «Родственники ли слова "запонка" и "запятая"?» | ||||
Словарь-грамотей | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле дователя. Тема «Словарная статья этимологического словаря». Индивидуальные проекты (с использованием этимо- логического словаря): «Значение этимологического словаря», «История происхождения слов "вол", "волк" и "волынка"», «Родственники ли слова "запонка" и "запятая"?» | ||||
Тематический орфографический словарь | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образо вания омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование | ||||
Что в имени тебе моём… Научная этимология | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образо вания омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование | ||||
Какие бывают имена? | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика». Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Коллективный проект: «Способы и причины образо вания омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование | ||||
Древнерусские имена. Происхождение и особенности | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле дователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенностъ древнерусских имен», «История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина) | ||||
Древнерусские имена. Значение древнерусских имён в произведениях А.С.Пушкина | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле дователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенностъ древнерусских имен», «История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина) | ||||
Отчество и фамилия | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле дователя. Работа с этимологическим словарем. Темы: «История образования древнерусских имен», «Особенностъ древнерусских имен», «История происхождения русских имен». Индивидуальный проект: «Первые русские имена». Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» (на примере произведений А.С. Пушкина) | ||||
Времена года | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия месяцев». Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Кон курс иллюстраций с использованием лингвистического материала | ||||
О том, что мы носим | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых предметов одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра «Лингвистический аукцион» | ||||
Растения-почему их так называют? | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Индивидуальный проект: «Названия некоторых расте ний», Подготовка и проведение лингвистической игры «Что? Где? Когда?» | ||||
Птицы и звери -почему их так называют? | Формирование у учащихся способностей к рефлек- сии коррекционно- контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Коллективный проект: «Названия некоторых живот- ных», Инсценирование, устное (письменное) иллю- стрирование на лингвистическом материале |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса, рассичтана на 17 часов в год...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 класс "Секреты фонетики"
Данная программа должна помочь школьникам в усвоении и закреплении прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Кроме того, про...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса
Цель программы:-развить кругозор и мышление учащихся.Задачи:-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;-закрепить практические навыки в построении устных ...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 класса
Цель программы:-развить кругозор и мышление учащихся.Задачи:-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;-закрепить практические навыки в построении устных ...