Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"
рабочая программа (6 класс) по теме

Неволина Елена Александровна

Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формированию мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектированию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формированию навыков анализа результатов исследовательской и творческой деятельности. Форма работы - занятия кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn_6.docx58.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г.Протвино

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель методического объединения

____________/                      ./

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20___г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора  по УВР МБОУ «СОШ №1»

_____________/./

ФИО

 «__»___________20___г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ «СОШ №1»

_____________/ Чеснокова Т.Н./

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                    ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« К ТАЙНАМ СЛОВА»

класс 6 «а», «Б», «В»__________________________________

ступень образования СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

общее количество  учебных  часов       _34___________

количество учебных часов в  неделю  __1___________

УЧИТЕЛЯ (ПЕДАГОГА)

ВЫСШЕЙ______________категории

Неволиной Елены Александровны

Таранушенко Натальи Алексеевны

2017 - 2018 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена с учетом следующих нормативно-методических документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего  образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004, № 1312 (ред. от 01.02.2012)).
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования  Российской  Федерации от 5.03.2004, №1089).
  • Федеральный перечень учебников, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2012 г. № 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
  • Учебный план МБОУ «СОШ №1»  на 2016-2017 учебный год   

Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г.

Цель и задачи программы

Цель: планирование, организация, управление учебным процессом по курсу внеурочной деятельности

Задачи:

-конкретизировать содержание тем образовательного стандарта;

-определить  объем  и порядок изучения  курса.

2) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цели и задачи  курса внеурочной деятельности

Цель курса: создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении

раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской

и творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

•        развитие интереса к русскому языку;

•        углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной

деятельности в познании родного языка;

•        формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

•        совершенствование общего языкового развития учащихся;

•        совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

•        углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

•        воспитание культуры обращения с книгой;

•        формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

•        воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

•        приобщать школьников к самостоятельной

исследовательской работе;

•        развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

•        учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Про грамма внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода,

является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследователь-

ском направлении.

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

•        непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;

•        при знание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;

•        принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

•        принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

•        принцип учета возрастных особенностей учащихся;

•        принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

3)МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ «СОШ №1»

         Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом  внеурочном занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.Именно в 6 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся. Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.В учебном плане МБОУ «СОШ №1» на 2016-2017 учебный год на изучение русского речевого общения  в 6 классе выделено 34 часа: в федеральном компоненте – 34 недели по 1 часу.

4)ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Про грамма внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода,

является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследователь-

ском направлении.

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

•        непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;

•        при знание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;

•        принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

•        принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

•        принцип учета возрастных особенностей учащихся;

•        принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Главным результатом реализации рабочей nрограммы внеурочной деятельности должно стать

создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

5)ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

•        понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей

русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

•        осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному

языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

•        достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств

для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собой.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

•        способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой

информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

•        овладение приемами отбора и систематизации

материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее

анализ и отбор;

•        умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,

стилистических особенностей и использованных языковых средств;

•        способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности

(индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

        умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свер-

нyтости;

•        умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом

замысла, адресата и ситуации общения;

•        способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

•        владение разными видами монолога и диалога;

•        способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

•        способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

•        умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

•        умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные:

•        оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной

форме;

•        проектировать,корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон

выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;

•        применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных марш-

рутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

6) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Вводный инструктаж по безопасности труда. Ярмарка идей. Что я умею, что могу?

Через тернии к звёздам. Построение индивидуального маршрута деятельности.

Эврика! Творческая мастерская исследователя  художественного  текста.

Эврика. Творческая лаборатория работы со  словарями.

Слово о словах. Имена вещей, лексическое значение слова.

В  царстве смыслов много дорог. Знакомство с омонимами.

Трудные случаи омонимии.

Приготовим многослойный пирог. Многозначность слова.

Приготовим  многослойный пирог. Отличие многозначных слов от слов омонимов.

Как и почему появляются новые слова?

Как и почему появляются новые слова? Исследование художественных произведений В.В.Маяковского,С.А.Есенина.

О словарях, которые рассказывают об истории слова.

Лексические нормы синонимов.

Слова-антиподы.

Повторный инструктаж по безопасности труда. О фразеологических оборотах лексические нормы употребления фразеологических оборотов.

Словари "чужих слов".

"Он весь свободы торжество". Народная речь в произведениях А.С.Пушкина.

Мы говорим его стихами. Крылатые  выражения и афоризмы в произведениях  И.А.Крылова

Слова уходящие.

Паронимы.

Нормы употребления паронимов в речи.

Словарь-грамотей.

Тематический орфографический словарь.

Что в имени тебе моём… Научная этимология.

Какие бывают имена?

Древнерусские имена. Происхождение и особенности

Древнерусские имена. Значение древнерусских имён в произведениях А.С.Пушкина.

Отчество и фамилия.

Времена года.

О том, что мы носим.

Растения-почему их так называют?

Птицы и звери -почему их так называют?

В первой части курса «Ярмарка идей» происходит формирование Творческой лаборатории проекти-

рования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диа-

гностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология); осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка. В ходе «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем.

Во второй части «Слово о словах» дети подробно, в занимательной форме игры, Творческих лабора-

торий, Творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами

и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ.

В третьей части «Что в имени тебе моем ... » особое внимание уделяется этимологии слова, фразео-

логической единицы, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни и на уроках. Это

завершающий этап работы Творческих лабораторий и мастерских, предполагающий презентацию и защиту творческих индивидуальных и коллективных проектов: сборников статей научно-популярного содержания, тематических словарей по теме «Лексика.фразеология», выступлений на школьной научно-практической конференции в секции «Филология: исследование и поиск».

7)ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Технические средства:

1)компьютер;

2)проектор;

3)магнитная доска;

4)доска с пластиковым покрытием;

5) учебная мебель

Демонстрационные пособия: 

печатные пособия

1)таблицы к основным разделам грамматического материала;

2)словари всех типов;

экранно-звуковые пособия

1)презентации к основным разделам грамматического материала

Литература для учителя:

1.  Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

2.  Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

3.  Львова С. И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.

4.  Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

5.  Гойхман ОЛ., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. - М., 1997.

6.  Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.

7.  Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

8.  Гойхман ОЛ., Гончарова Л. М., Лапшина О. Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

9.  Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

10.  Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского

языка. - М.- 1977.

11.  Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№ 6.

12.  Селевко Г. К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные

технологии.- 2005.-№ 1.

13.  Научно-методический журнал * Русский язык и литература в средних

учебных заведениях Украины.-1990.-№ 11, 1991.- № 1, 1992.- № 3-4.

14.  Елистратов В. С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.

15.  Воителева Т. М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.

Литература для учащихся:

1.  Никитина Е. И. Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В. В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2010

2.  Разумовская М. М. Русский язык 5 класс.- М.-2012.

3.  Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 2010.

4.  Дьяченко Л. В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2012.

5.  Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.

6.  Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.

7.  Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»

Цифровые образовательные ресурсы:

1) http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

2) http://gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

3)Электронное пособие по русскому языку для школьников:

 http://www.gramota.ru/class/ 

 http://rusolimp.kopeisk.ru/ 

4)http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5593f151-7570-42c2-afc4-266c38224698/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Обучающие тесты.

Тематическое планирование занятий  внеурочной деятельности

в 6а, б, в классах

Тема занятия

Дата  проведения

По

плану

По

факту

Основные виды учебной деятельности

Вводный инструктаж по безопасности труда Ярмарка идей. Что я умею, что могу?

Формирование у учащихся способностей к рефлексии

коррекционно-контрольного типа и реализации кор

рекционной нормы (фиксирования собственных за-

труднений в деятельности): формирование Творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями

учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология)

Через тернии к звёздам. Построение индивидуального маршрута деятельности

Формирование у учащихся умений построения и ре ализации новых знаний (понятий, способов действий): совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации Программы

саморазвития) с учетом необходимости углубления

и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского

языка

Эврика! Творческая мастерская исследователя  художественного  текста

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе

проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем

Эврика! Творческая мастерская исследователя  художественного  текста

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи:

Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем

Эврика. Творческая лаборатория работы со  словарями

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: в ходе проведения «Ярмарки идей» происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи:

Творческих мастерских юного исследователя художественного текста, Творческих лабораторий работы с этимологическим словарем

Слово о словах. Имена вещей, лексическое значение слова

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов дейст

вий): работа Творческой мастерской (лаборатории)

исследователя.

В  царстве смыслов много дорог. Знакомство с омонимами

Темы: «Знакомство С многозначными

словами», «Знакомство со словами-омонимами»,

«Способы и причины образования нескольких значений слова».

Проект: «Отличие многозначных слов и слов-омонимов- (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Игра

«Грамматический аукцион»

В царстве смыслов много дорог. Трудные случаи омонимии

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Знакомство С многозначными словами: трудные случаи полисемии», «Знакомство со словами-омонимами: трудные

случаи омонимии», «Способы и причины образования нескольких значений слова: составление алгоритма

рассуждения на линтвистическую тему». Продолжение

работы над проектом «Отличие многозначных слов

и слов-омонимов» (на основе исследования художественных, научно-популярных и публицистических текстов). Редактирование творческой работы. Игра «Грамматический аукцион»

Приготовим многослойный пирог. Многозначность слова

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа

Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа

с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок.

Многозначные слова»

Приготовим  многослойный пирог. Отличие многозначных слов от слов омонимов

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа

Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Тема «Многозначность слова» (выделение отличительных признаков многозначности и омонимии). Работа

с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слов». Игра «Кулинарный поединок.

Многозначные слова»

Как и почему появляются новые слова?

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произве-

дений С. Есенина, В. Маяковского и др.»,

Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовавшего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций

Как и почему появляются новые слова? Исследование художественных произведений В.В.Маяковского,С.А.Есенина

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Исследование художественных произве-

дений С. Есенина, В. Маяковского и др.»,

Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет поэта (писателя), использовашего в своем творчестве неологизмы». Защита презентаций

О словарях, которые рассказывают об истории слова

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой ма-

стерской (лаборатории) исследователя. Тема «Строение

словарной статьи этимологического словаря». Понятие

«этимология». Работа с различными этимологическими

и историческими словарями. Определение первоисточ-

ников слова.

Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический

словарь»

Лексические нормы синонимов

Формирование у учащихся деячельностных способ

ностей и способностей к структурированию и си-

стематизации изучаемого предметного содержания:

работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле

дователя. Темы: «Изучение особенности синоними

ческого ряда слов», «Слова-синонимы: правильное

употребление в речи», «Лексические нормы синон

мов».

Индивидуальный проект: составление тематических

словариков синонимов «<Описание зимнего неба»,

«Воспоминания о летнем дожде», «В степи»). Устное

иллюстрирование, лингвистическое рисование с ис

пользованием синонимов (словарей синонимов).

Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений)

Слова-антиподы

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Беседа по содержанию стихотворения В. Полто-

рацкого «Слово О словах». Понятие «антонимы». Групповая работа с пословицами и поговорками. Работа

со словарем антонимов русского языка.

Индивидуальный проект: составление тематических

словариков антонимов «<Как Я выполнял домашнюю

работу по ... », «В походея , «Однажды утром»). Устное

иллюстрирование, лингвистическое рисование с ис

пользованием антонимов (словарей антонимов).

Коллективный проект: «Легко - сложно» (редактирование текстов школьных сочинений)

Повторный инструктаж по безопасности труда. О фразеологических оборотах

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Темы: «Особенности фразеологических сочетаний», «Фразеологический оборот», «Лексические нормы употребления

фразеологизмов в речи».

Индивидуальный проект: «Иллюстрирование фразеологизмов в отрывках из повести А. Рыбакова "Приключения Кроша"».

Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л. Кэрролла "Алиса

в Стране чудес"». Игра «Инсценирование запомнившихся фразеологизмов»

Лексические нормы употребления фразеологических оборотов

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле

дователя. Темы: «Особенности строения словарной

статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты».

Индивидуальный проект: «Определение значения иностранных слов» (исследовательская работа со словарем

иностранных слов).

Коллективный проект: «Найди замену заимствованно-

му слову в словах исконно русских»

Словари "чужих слов"

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле

дователя. Темы: «Особенности строения словарной

статьи словаря иностранных слов», «Устойчивые обороты».

Индивидуальный проект: «Определение значения иностранных слов» (исследовательская работа со словарем

иностранных слов).

Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских»

"Он весь свободы торжество". Народная речь в произведениях А.С.Пушкина

Формирование у учащихся способностей к рефлексии

коррекционно-контрольного типа и реализации кор

рекционной нормы (фиксирования собственных за-

труднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые

особенности произведений Ас. Пушкина». Понятия

«литературный ЯЗЫК», «живая народная речь».

Коллективный проект: «Народная речь в произведениях

А.С. Пушкина»

Мы говорим его стихами. Крылатые  выражения и афоризмы в произведениях  И.А.Крылова

Формирование у учащихся способностей к рефлексии

коррекционно-контрольного типа и реализации кор

рекционной нормы (фиксирования собственных за-

труднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Языковые

особенности произведений Ас. Пушкина». Понятия

«литературный ЯЗЫК», «живая народная речь».

Коллективный проект: «Народная речь в произведениях

А.С. Пушкина»

Слова уходящие

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Лексические, грамматические нормы употребления историзмов, архаизмов в речи». Понятия «ар-

хаизмы», «историзмы». Игра «Грамматический аукцион».

Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование

архаизмов,ИСТОРИЗМОВ»

Паронимы

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «паронимы». Беседа о правильном употреблении паронимов

в устной и письменной речи. Игра «Грамматический

аукцион». Подготовка и проведение игры «Что? Где?

Когда?. по итогам изучения употребления паронимов.

Индивидуальный проект: «Виды паронимов и способы

их образования».

Нормы употребления паронимов в речи

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле 

дователя. Тема «Словарная статья этимологического

словаря».

Индивидуальные проекты (с использованием этимо-

логического словаря): «Значение этимологического

словаря», «История происхождения слов "вол", "волк"

и "волынка"», «Родственники ли слова "запонка"

и "запятая"

Словарь-грамотей

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле 

дователя. Тема «Словарная статья этимологического

словаря».

Индивидуальные проекты (с использованием этимо-

логического словаря): «Значение этимологического

словаря», «История происхождения слов "вол", "волк"

и "волынка"», «Родственники ли слова "запонка"

и "запятая"

Тематический орфографический словарь

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика».

Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси».

Коллективный проект: «Способы и причины образо

вания омонимов среди имен собственных». Работа

с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование

Что в имени тебе моём… Научная этимология

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика».

Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси».

Коллективный проект: «Способы и причины образо 

вания омонимов среди имен собственных». Работа

с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование

Какие бывают имена?

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Понятие «ономастика».

Индивидуальный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси».

Коллективный проект: «Способы и причины образо 

вания омонимов среди имен собственных». Работа

с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование

Древнерусские имена. Происхождение и особенности

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле 

дователя. Работа с этимологическим словарем. Темы:

«История образования древнерусских имен», «Особенностъ древнерусских имен», «История происхождения

русских имен».

Индивидуальный проект: «Первые русские имена».

Коллективный проект: «Значение древнерусских имен»

(на примере произведений А.С. Пушкина)

Древнерусские имена. Значение древнерусских имён в произведениях А.С.Пушкина

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле

дователя. Работа с этимологическим словарем. Темы:

«История образования древнерусских имен», «Особенностъ древнерусских имен», «История происхождения

русских имен».

Индивидуальный проект: «Первые русские имена».

Коллективный проект: «Значение древнерусских имен»

(на примере произведений А.С. Пушкина)

Отчество и фамилия

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) иссле 

дователя. Работа с этимологическим словарем. Темы:

«История образования древнерусских имен», «Особенностъ древнерусских имен», «История происхождения

русских имен».

Индивидуальный проект: «Первые русские имена».

Коллективный проект: «Значение древнерусских имен»

(на примере произведений А.С. Пушкина)

Времена года

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя. Тема «Названия

месяцев».

Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы

в Древней Руси?» Лингвистическое рисование. Кон

курс иллюстраций с использованием лингвистического материала

О том, что мы носим

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий):

работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Коллективный проект: «Названия некоторых предметов

одежды». Лингвистическое иллюстрирование. Игра

«Лингвистический аукцион»

Растения-почему их так называют?

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно-контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Индивидуальный проект: «Названия некоторых расте 

ний», Подготовка и проведение лингвистической игры

«Что? Где? Когда?»

Птицы и звери -почему их так называют?

Формирование у учащихся способностей к рефлек-

сии коррекционно- контрольного типа и реализации

коррекционной нормы (фиксирования собственных

затруднений в деятельности): работа Творческой мастерской (лаборатории) исследователя.

Коллективный проект: «Названия некоторых живот-

ных», Инсценирование, устное (письменное) иллю-

стрирование на лингвистическом материале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса, рассичтана на 17 часов в год...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 класс "Секреты фонетики"

Данная программа должна помочь школьникам в усвоении и закреплении прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Кроме того, про...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса

Цель программы:-развить кругозор и мышление учащихся.Задачи:-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;-закрепить практические навыки в построении устных ...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 класса

Цель программы:-развить кругозор и мышление учащихся.Задачи:-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;-закрепить практические навыки в построении устных ...