Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Цель программы:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
Содержание программы.
1.Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты
2.Словообразование.
3.Лексика.
4.Синтаксис. Словосочетание и предложение.
5.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
6.Правописание. Орфография и пунктуация.
7.Повторение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_vneurochnaya_deyatelnost_7_klass.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5-6 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся 7-9 классов заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы
Содержание программы.
1.Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты
2.Словообразование.
3.Лексика.
4.Синтаксис. Словосочетание и предложение.
5.Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
6.Правописание. Орфография и пунктуация.
7.Повторение.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
- использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения;
-иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах.
-составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда.
-осуществлять устный и письменный анализ.
-распознавать наречия разных разрядов;
- различать слова категории состояния и наречия.
-различать грамматические омонимы;
-различать предлог, частицу, союз;
-уметь проводить морфологический анализ.
Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике;
- освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи.
Кол-во часов | Раздел | Тема | Дата 7а | Дата7б | Ожидаемые результаты |
5 ч. | Раздел 1 Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты | 1.Виды пересказов. 2.Письмо. 3. Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности. 4. Выдающиеся лингвисты. 5. Практическая работа. | Умение использовать речевые средства в зависимости от цели, ситуации и условий общения; -иметь представление о выдающихся отечественных лингвистах. | ||
8 ч. |
Раздел 2 Словообразование | 1-2. Типичные способы образования слов. 3. Сращение. 4. Переход слов из одной части речи в другую. 5-6. Словообразовательное гнездо. 7-8. Практическая работа. | Уметь составлять словообразовательные пары, цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда. Осуществлять устный и письменный анализ. | ||
10 ч. |
Раздел 3 Лексика. | 1-2.Лексика русского языка. 3. Основные средства выразительности лексики и фразеологии. 4. Исконная и заимствованная лексика. 5. Старославянизмы. 6. Историзмы и архаизмы. 7. Неологизмы. 8.Лексический разбор слов. 9. Лексические словари . 10. Практическая работа. | Уметь определять лексическое значение слова и его грамматические признаки; - уметь пользоваться схемой лексического разбора слова. - умение пользоваться лексическими словарями. | ||
13 ч. | Раздел 4
Синтаксис. Словосочетание и предложение. | 1. Основные единицы синтаксиса. 2.Виды связи слов в словосочетании. 3-4. Анализ простого предложения. 5. Причастный оборот. 6. Деепричастный оборот. 7. Однородные члены предложения. 8. Обращение и вводные слова. 9. Тире между подлежащим и сказуемым. 10. Элементы интонации в предложении 11 Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. 12-13. Практическая работа. | -овладеть основными понятиями синтаксиса; -группировать и моделировать словосочетание; - распознавать главные члены предложения и способы их выражения; | ||
10 ч. | Раздел 5 Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. | 1-2. Разряды наречий. 3. Степени сравнения наречий. 4. Категория состояния. 5. Грамматические омонимы. 6-7-8. Служебные части речи. 9-10. Практическая работа. | -распознавать наречия разных разрядов; - различать слова категории состояния и наречия; -различать грамматические омонимы; -различать предлог, частицу, союз; -уметь проводить морфологический анализ. | ||
8 ч. | Раздел 6 Правописание. Орфография и пунктуация. | 1.Дружба не и ни с разными частями речи. 2. Правописание предлогов. 3. Правописание союзов. 4. Правописание частиц. 5-6. Правила пунктуации. 7-8. Практическая работа. | Освоить алгоритм правописания не и ни с разными частями речи и уметь использовать их на практике; - освоить правила слитного и раздельного правописания служебных частей речи. | ||
10 ч. | Раздел 7 Повторение. | 1. Разделы лингвистики. 2. Фонетика. 3. Морфемика. Способы словообразования. 4. Лексика и фразеология. 5. Морфология. Самостоятельные части речи. 6.Наречие и слова категории состояния. 7. Правописание наречий. 8. Служебные части речи как средство связи. 9. Синтаксис. 10. Аукцион знаний. | Умение использовать полученные знания при решении лингвистических задач. |
Список литературы:
1.Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Е.Я.Шмелёвой. М.: « Вентана-Граф»2013г
2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
3.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.
4.Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
5.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М. :МИРОС-МАИК, 2000 г.
6.Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
8. Гузее В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
10.Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс
Мастерская юного словесника...
программа внеурочной деятельности по русскому языку, 5 класс
Программа внеурочной деятельности «Весёлая грамматика" для 5 класса1 час в неделю, всего 17 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс
Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку, 8 класс
Внеурочная деятельность...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку, 9 класс
Внеурочная деятельность....