Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 11 класса.
Основное отличие данной программы от всех существующих ныне программ изучения русского языка в старших классах состоит в попытке комплексного решения проблем, связанных с формированием общей культуры, с задачами развития и социализации личности обучающегося, с повышением уровня грамотности выпускника.
В содержании программы предусматривается изучение языка в его морфологии, синтаксисе, лексике, фонетике, правописании, но главное – в его стилистике, в его функционировании в современной жизни общества, и таким образом осуществляется интегративный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_rya.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
г. Москвы
гимназия №1562 имени Артема Боровика
«Рассмотрено» На м/о учителей _____________________ ГБОУ гимназии №1562 Протокол № от «___»_______201__г. | «Согласовано» Заместитель директора ГБОУ гимназии №1562 _______/___________/ «__»__________201_г. | «Принято» Педагогическим советом Протокол № от «__»______201__г. | «Утверждено» Директор ГБОУ гимназии №1562 _______________ /В.А.Родионов/ Приказ № от «____»_______201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Говорим и пишем правильно»
11 КЛАСС
Составитель:
учитель русского языка и
литературы
Троицкая
Светлана Николаевна
МОСКВА
2014-2015 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 11 класса.
Существующие сегодня программы и пособия по русскому языку для старших классов, состоящие в основном из правил и упражнений на орфографию и пунктуацию, имеют преимущественно практическую направленность. Нет сомнений в том, что «основная задача в старших классах…подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена за курс средней школы и вступительного экзамена в вуз (диктант, тест, устный ответ), а также способствовать развитию умений и навыков в написании изложений и сочинений»1. Однако преподавание русского языка сегодня не может сводиться лишь к обеспечению практической грамотности, оно должно способствовать и повышению культуры речи учащихся, которая неразрывно связана с общей культурой. Кроме того, образовательный процесс в старших гимназических классах строится по программам повышенного уровня на основе не только учебной, но и исследовательской работы. А это значит, что школьникам необходимы хотя бы начальные знания о научном дискурсе, а также умения на практике использовать особенности функциональных стилей — научного, публицистического, официально-делового, разговорного: записывать лекции, писать рефераты, выступать на конференциях, участвовать в дискуссиях, перерабатывать информацию многих статей.
Принимая во внимание снижение речевой культуры в обществе, стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку вполне своевременно вводит понятие коммуникативной компетенции, обеспечивающей успешность выпускника практически во всех областях жизни и адаптацию к изменяющимся условиям современного мира. Основной идеей стандарта является предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи; на первый план выдвигается задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения.
Основное отличие данной программы от всех существующих ныне программ изучения русского языка в старших классах состоит в попытке комплексного решения проблем, связанных с формированием общей культуры, с задачами развития и социализации личности обучающегося, с повышением уровня грамотности выпускника.
________________________________________
1См.: Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс: Программа. Поурочное планирование с методическими рекомендациями к учебному пособию Г. Ф. Хлебинской «Русский язык. 10 класс».– М., 2003. С. 3.
В содержании программы предусматривается изучение языка в его морфологии, синтаксисе, лексике, фонетике, правописании, но главное – в его стилистике, в его функционировании в современной жизни общества, и таким образом осуществляется интегративный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
- овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенций;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
Для достижения основных целей обучения русскому языку необходимо: во-первых, создать
единство изучения языка и литературы. Это поможет учащимся овладеть нормами литературного языка, литературоведческими понятиями, сформировать представление об авторском стиле, развить навыки внимательного чтения, осуществить подготовку к таким видам творческих работ,
как анализ эпизода, рецензия, интерпретация художественного текста и др., приобщить их к самостоятельной исследовательской работе с текстом, обогатить духовный мир. Организация речевой деятельности должна строиться по нескольким направлениям: 1) работа с текстом; 2) анализ выразительно-изобразительных средств в художественном тексте; 3) конструирование текстов, литературное творчество учащихся; 4) развитие навыков устной речи.
Во-вторых, повторение и закрепление орфографии и пунктуации в старших классах должно проходить иначе, чем их изучение в 5 – 9 классах. Интенсифицировать повторение в условиях дефицита времени и углубить знания учащихся по русскому языку можно на основе деятельностного подхода, представленного теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Деятельностный подход – это теоретико-методологический принцип, согласно которому все в психике личности формируется в процессе деятельности. В данном случае это относится к самостоятельному выполнению учеником письменной речевой деятельности при практической опоре на известные правила, являющиеся ориентировочной основой. Можно объединить орфограммы и пунктограммы в блоки, например: «Правописание н и нн во всех частях речи», «Употребление тире» и др., дающие возможность за многообразием конкретных орфографических и пунктуационных правил увидеть основные принципы, по которым они строятся.
В-третьих, возраст учащихся, их подготовка позволяют вводить такие вузовские формы работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации и др. Перечисленные формы проведения занятий обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний, создают атмосферу сотрудничества, обеспечивают непрерывность и преемственность в единой цепочке «школа — вуз».
Содержание
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика и фразеология
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание ЪиЬиЬ после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация
Словосочетание. Простое предложение
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. Текст и его особенности
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Программа по внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Она обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Программа обеспечивается следующим учебным пособием: Хлебинская Г. Ф. "Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)" и Хлебинская Г. Ф. "Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)". Пособие рекомендовано Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений и, являясь логическим продолжением курса русского языка с 5-го по 9-й класс, позволяет, основываясь на полученных школьниками базовых знаниях, дать им представление о русском языке как иерархически организованной системе, углубить знания по предмету. Изучение орфографии и морфологии совмещается с закреплением навыков различных видов разбора, постановки ударения в словах, лексической работой со словарями; повторением правил постановки знаков препинания и выполнением заданий, связанных с анализом, редактированием и сокращением текста, овладением культурой речи. Изучение синтаксиса и пунктуации простого и сложного предложения совмещается с повторением орфографии, морфологии, лексики, стилистики. Кроме того, в учебнике предусмотрены задания, нацеленные на предупреждение типичных лексических и стилистических ошибок, и объясняются причины их возникновения.
В качестве дополнительного методического пособия, восполняющего пробелы знаний по стилистике, можно использовать учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК»
«Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы» 1.
___________________________________________________
1Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основное содержание | Кол-во часов | Работа по развитию речи |
Общие сведения о языке Роль русского языка в жизни современного общества. Русский язык как национальный язык народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык как развивающееся явление. | 1 | |
Лексика и фразеология | ||
Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Группы слов по смысловым отношениям. Лексические средства выразительности речи. Лексический разбор слова Русская лексика с точки зрения ее употребления Активный и пассивный словарный запас Русская фразеология. Выразительные возможности фразеологических единиц Лексические и фразеологические словари | 2 | Типы сочинений. Стили речи. Текст, его строение, средства связи между предложениями. Работа с текстом: озаглавливание, выделение темы, основной мысли, опорных слов и словосочетаний. |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография | ||
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Фонетический разбор | 1 | Наблюдение над лексическими и грамматическими средствами связи между частями текста. Дальнейшая работа по подготовке к комплексному анализу текста: сравнение текстов с точки зрения их принадлежности к разным стилям речи. |
Состав слова и словообразование. Словообразовательные средства выразительности речи. Связь морфемики и словообразования с правописанием. | 1 | |
Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова Правописание корней с чередованием гласных Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Двойные согласные | 1 | |
Приставки. Русские и заимствованные приставки. Компоненты, похожие на приставки по своим функциям. Правописание приставок. Приставки при- и пре- Дефисное и раздельное написание приставок. | 1 | |
Употребление ь и ъ. Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Употребление ь для обозначения грамматических признаков слов. Разделительные ъ и ь | 1 | |
Правописание гласных после шипящих и ц. А, И, У после шипящих. Ы — И после ц. О — Ё после шипящих и ц Употребление букв э и е | 1 | |
Употребление прописной и строчной буквы | 1 | |
Морфология Имя существительное. Три склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Е и И в падежных окончаниях существительных единственного числа. Склонение существительных во множественном числе. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже единственного числа. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных. Экспрессивность имен существительных. | 1 | Наблюдение над лексическими и грамматическими средствами связи между частями текста. Дальнейшая работа по подготовке к комплексному анализу текста: сравнение текстов с точки зрения их принадлежности к разным стилям речи. |
Имя прилагательное. Правописание окончаний прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных, образованных от существительных. Суффиксы кратких прилагательных. Суффиксы прилагательных -к- и -ск-. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ск-, -овск-(-евск-), -ов-, -ев-, -ин-, -ын-. Суффиксы прилагательных -ив-, -ев-, -ов-, -чин-, -лив-, -чат-, -оньк- ,-еньк-, -оват-, -инск-, -енск-. Правописание не с прилагательными. Стилистические свойства имен прилагательных. | 1 | |
Местоимение. Правописание местоимений. Выразительные качества местоимений. | 1 | |
Имя числительное. Правописание числительных. Падежные окончания числительных. Сочетание количественных числительных с именами существительными. | 1 | |
Глагол. Спряжение глаголов. Безударные личные окончания. Правописание глаголов. Стилистическое своеобразие глагола. Причастие. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями. Не с отглагольными прилагательными на -мый Деепричастие | 2 | Составление плана и конспекта текста. Выявление изобразительно-выразительных средств языка в предложенных текстах. Редактирование текста. Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию изложения и сочинения: составление планов; написание отдельной части изложения (сочинения) по данным словам, словосочетаниям; написание сочинения-миниатюры по образцу; рецензия на сочинение по данному плану и т. д. |
Наречие. Правописание наречий. Написание наречий через дефис, слитно, раздельно. Слова категории состояния | 1 | |
Предлог. Падежное употребление предлогов. Написание предлогов слитно, раздельно, через дефис. Отличие предлогов от существительных и деепричастий Союз. Слитное и раздельное написание союзов. Отличие союзов от местоимений, наречий и вводных слов Частица. Разряды частиц по значению. Правописание частиц. Различие частиц не и ни. Основные случаи употребления. Междометие. | 1 | |
Речь, функциональные стили речи, культура речи | ||
Научный, официально-деловой, публицистический. Разговорная речь и язык художественной литературы. Текст. Строение текста, основные признаки. Типы текста: повествование, описание, рассуждение. | 1 | |
Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме | ||
Научный стиль. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. | ||
Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Виды и типы. Предупреждение ошибок, связанных с образованием словосочетаний | 1 | Определение лексического значения слов. Исправление стилистических ошибок в тексте |
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные предложения. Порядок слов в предложении. Односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Способы выражения главных членов Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Тире в неполном предложении | 1 | |
Текст. Культура речи Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Абзац. Виды и способы грамматической связи предложений и абзацев в тексте. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки, конспекты). Речевой анализ текста Функциональные стили речи. Официально-деловой стиль, его признаки сферы использования, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки и основные жанры публицистического стиля. | 1 | Культура работы с текстами разных типов. Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации. Овладение культурой публичной речи |
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | Составление сложного плана. Написание сочинения-миниатюры |
Обособленные члены предложения. Обособленные определения. Знаки препинания при обособленных определениях Приложение. Знаки препинания при приложениях | 1 | |
Комплексный анализ текста | ||
Обстоятельство. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными Обособление уточняющих членов предложения Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях | 1 | Практическое применение функциональных стилей речи. Фразеологическая работа |
Дополнение. Обособление дополнений | 1 | |
Вводные конструкции. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, вводными и вставными предложениями. Обращения, слова-предложения. Междометия. Знаки препинания при обращениях, словах-предложениях, междометиях | 1 | Сокращение текста. Комплексный анализ текста. Определение художественно-языковых особенностей текста. Подготовка к написанию изложения и сочинения: составление планов; написание отдельной части изложения (сочинения) по данным словам, словосочетаниям; написание сочинения-миниатюры по образцу; рецензия на сочинение по данному плану и т. д. |
Сложное предложение. Типы сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях | ||
Сложноподчиненное предложение. Виды сложноподчиненных предложений. Типы придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним и несколькими придаточными | 1 | |
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | |
Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический разбор | 1 | |
Период как синтаксическая единица. Знаки препинания при периоде. Характеристика периода | 1 | Комплексный анализ текста. |
Прямая речь, диалог, монолог, косвенная речь, несобственно-прямая речь, цитаты. Знаки препинания при данных синтаксических конструкциях | 1 | |
Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. Редактирование текста | 2 |
ЛИТЕРАТУРА
Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. — М., 1997.
Валгина Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8 – 11 классы. – М., 2000
Власенков А. И., Рыбченкова Л, М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы. — М., 2004.
Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1993.
Голуб И. В., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. — М., 1997.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 1995.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.— М., 1989.
Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1998.
Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М., 1994.
Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. — М., 1980.
Кайдалова А. И., Калинина И. К. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М., 2000.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.
Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс: Программа. Поурочное планирование с методическими рекомендациями к учебному пособию Г. Ф. Хлебинской «Русский язык. 10 класс».– М., 2010.
Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 11 класс: Программа. Поурочное планирование с методическими рекомендациями к учебному пособию Г. Ф. Хлебинской «Русский язык. 11 класс».– М., 2010.
Хлебинская Г. Ф. "Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)" – М., 2013.
Хлебинская Г. Ф. "Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)" – М., 2013.
Чешко Л. А. Русский язык для подготовительных отделений вузов. — М., 1990.
Словари и справочники
Александрова 3. А. Словарь синонимов русского языка. — М., 1998.
Ашукин Я. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. - П., 1988.
Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. — М., 1998.
Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – М., 2003.
Еськова Я. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. — М., 1994.
Жуков В. П., Сидоренко М. И., Шкляров Б. Г. Словарь фразеологических синонимов русского языка. — М.,1987.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 1994.
Зимин В. И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. — М., 1994.
Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.
Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1994.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1989.
Панов Б. Г., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1991.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.— М., 1998.
Русский орфографический словарь. — М., 1999.
Современный толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб, 2001.
Тихонов А.Н., Тихонова Е. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку. Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов.— М., 1995.
Шанский Я. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 1997.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание).— М., 1984.
Энциклопедический словарь юного литературоведа.— М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс
Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс
Данный спецкурс позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка" 7 класс
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 7 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении л...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" 8 класс...