Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Троицкая Светлана Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для  11  класса.

Основное отличие данной программы от всех существующих ныне программ изучения русского языка в старших классах состоит в попытке комплексного решения проблем, связанных с формированием общей культуры, с задачами развития и социализации личности обучающегося, с повышением уровня грамотности выпускника.

В содержании программы предусматривается изучение языка в его  морфологии, синтаксисе, лексике, фонетике, правописании, но главное – в его стилистике, в его функционировании в современной жизни общества, и таким образом осуществляется интегративный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_rya.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г. Москвы

гимназия №1562 имени Артема Боровика

«Рассмотрено»

На м/о учителей

_____________________

ГБОУ гимназии №1562

Протокол №  

от «___»_______201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора   ГБОУ гимназии №1562

_______/___________/

                             «__»__________201_г.

«Принято»

Педагогическим советом

Протокол №  

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор ГБОУ гимназии №1562

_______________ /В.А.Родионов/

Приказ №  

от «____»_______201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Говорим и пишем правильно»

 11 КЛАСС

                   

Составитель:

учитель русского языка и

литературы

Троицкая

Светлана Николаевна

                                 

МОСКВА

2014-2015 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для  11  класса.

Существующие сегодня программы и пособия по русскому языку для старших классов, состоящие в основном из правил и упражнений на орфографию и пунктуацию, имеют преимущественно практическую направленность. Нет сомнений в том, что «основная задача в старших классах…подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена за курс средней школы и вступительного экзамена в вуз (диктант, тест, устный ответ), а также способствовать развитию умений и навыков в написании изложений и сочинений»1. Однако преподавание русского языка сегодня не может сводиться лишь к обеспечению практической грамотности, оно должно способствовать и повышению культуры речи учащихся, которая неразрывно связана с общей культурой. Кроме того, образовательный процесс в старших гимназических классах строится по программам повышенного уровня на основе не только учебной, но и исследовательской работы. А это значит, что школьникам необходимы хотя бы начальные  знания о научном дискурсе, а также умения на практике использовать особенности функциональных стилей — научного, публицистического, официально-делового, разговорного: записывать лекции, писать рефераты, выступать на конференциях, участвовать в дискуссиях, перерабатывать информацию многих статей.

Принимая во внимание снижение речевой культуры в обществе, стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку вполне своевременно вводит понятие коммуникативной компетенции, обеспечивающей успешность выпускника практически во всех областях жизни и адаптацию к изменяющимся условиям современного мира. Основной идеей стандарта является предъявление русского языка во всем многообразии его функций, во взаимосвязи единиц и уровней языка, изучение его как системы, реализующейся в речи; на первый план выдвигается задача повышения уровня речевой культуры в наиболее важных для старшеклассников ситуациях учебно-научного и делового общения.

Основное отличие данной программы от всех существующих ныне программ изучения русского языка в старших классах состоит в попытке комплексного решения проблем, связанных с формированием общей культуры, с задачами развития и социализации личности обучающегося, с повышением уровня грамотности выпускника.

________________________________________

1См.: Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс: Программа. Поурочное планирование с методическими рекомендациями к учебному пособию Г. Ф. Хлебинской «Русский язык. 10 класс».– М., 2003. С. 3. 

В содержании программы предусматривается изучение языка в его  морфологии, синтаксисе, лексике, фонетике, правописании, но главное – в его стилистике, в его функционировании в современной жизни общества, и таким образом осуществляется интегративный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;
  • создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
  • обучение анализу текста, его интерпретации;
  • формирование языковой и лингвистической компетенций;
  • формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • развитие ассоциативного мышления учащихся.

Для достижения основных целей обучения русскому языку необходимо: во-первых, создать

единство изучения языка и литературы. Это поможет учащимся овладеть нормами литературного языка, литературоведческими понятиями, сформировать представление об авторском стиле, развить навыки внимательного чтения, осуществить подготовку к таким видам творческих  работ,

как анализ эпизода, рецензия, интерпретация художественного текста и др., приобщить их к самостоятельной исследовательской работе с текстом, обогатить духовный мир. Организация речевой деятельности должна строиться по нескольким направлениям: 1) работа с текстом; 2) анализ выразительно-изобразительных средств в художественном тексте; 3) конструирование текстов, литературное творчество учащихся; 4) развитие навыков устной речи.

Во-вторых, повторение и закрепление орфографии и пунктуации в старших классах должно проходить иначе, чем их изучение в 5 – 9 классах. Интенсифицировать повторение в условиях дефицита времени и углубить знания учащихся по русскому языку можно на основе деятельностного подхода, представленного теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Деятельностный подход – это теоретико-методологический принцип, согласно которому все в психике личности формируется в процессе деятельности. В данном случае это относится к самостоятельному выполнению учеником письменной речевой деятельности при практической опоре на известные правила, являющиеся ориентировочной основой. Можно объединить орфограммы и пунктограммы в блоки, например: «Правописание н и нн во всех частях речи», «Употребление тире» и др., дающие возможность за многообразием конкретных орфографических и пунктуационных правил увидеть основные принципы, по которым они строятся.

В-третьих, возраст учащихся, их подготовка позволяют вводить такие вузовские формы работы, как практикумы, семинары, лекции, зачеты, консультации  и др. Перечисленные формы проведения занятий обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний, создают атмосферу сотрудничества, обеспечивают непрерывность и преемственность в единой цепочке «школа — вуз».

Содержание

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика и фразеология

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Словообразование

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание ЪиЬиЬ после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Простое предложение 

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 8. Сложное предложение

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 9. Текст и его особенности

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.

Программа по внеурочной деятельности «Говорим и пишем правильно» предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Она обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Программа обеспечивается следующим учебным пособием: Хлебинская Г. Ф.   "Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)" и   Хлебинская Г. Ф.  "Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)". Пособие рекомендовано Министерством образования РФ для общеобразовательных учреждений и,  являясь логическим продолжением курса русского языка с 5-го по 9-й класс,  позволяет, основываясь на полученных школьниками базовых знаниях, дать им представление о русском языке как иерархически организованной системе, углубить знания по предмету. Изучение орфографии и морфологии совмещается с закреплением навыков различных видов разбора, постановки ударения в словах, лексической работой со словарями; повторением правил постановки знаков препинания и выполнением заданий, связанных с анализом, редактированием и сокращением текста, овладением культурой речи. Изучение синтаксиса и пунктуации  простого и сложного предложения совмещается с повторением орфографии, морфологии, лексики, стилистики. Кроме того, в учебнике предусмотрены задания, нацеленные на предупреждение типичных лексических и стилистических ошибок, и объясняются причины их возникновения.

В качестве дополнительного методического пособия, восполняющего пробелы знаний по стилистике, можно использовать учебник «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА   «РУССКИЙ  (РОДНОЙ) ЯЗЫК»

«Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы»
 1.

___________________________________________________

1Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание

Кол-во часов

Работа по развитию речи

Общие сведения о языке

Роль русского языка в жизни современного общества.

Русский язык как национальный язык народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

Русский язык как развивающееся явление.

1

Лексика и фразеология

Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Группы слов по смысловым отношениям. Лексические средства выразительности речи. Лексический разбор слова

Русская лексика с точки зрения ее употребления

Активный и пассивный словарный запас

Русская фразеология. Выразительные возможности фразеологических единиц

Лексические и фразеологические словари

2

Типы сочинений.

Стили речи.

Текст, его строение, средства связи между предложениями.

Работа с текстом: озаглавливание, выделение темы, основной мысли, опорных слов и словосочетаний.

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Фонетический разбор

1

Наблюдение над лексическими и грамматическими средствами связи между частями текста. Дальнейшая работа по подготовке к комплексному анализу текста: сравнение текстов с точки зрения их принадлежности к разным стилям речи.

Состав слова и словообразование. Словообразовательные средства выразительности речи. Связь морфемики и словообразования с правописанием.

1

Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание корней с чередованием гласных

Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова.                          

Двойные согласные

1

Приставки.

Русские и заимствованные приставки. Компоненты, похожие на приставки по своим функциям.

Правописание приставок. Приставки при- и пре-  Дефисное и раздельное написание приставок.

1

Употребление ь и ъ.

Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Употребление ь для обозначения грамматических признаков слов. Разделительные ъ и ь

1

Правописание  гласных после шипящих и ц.

А, И, У после шипящих.

Ы — И после ц.

О — Ё после шипящих и ц

Употребление букв э и е

1

Употребление    прописной и строчной буквы

1

Морфология

Имя существительное. 

Три склонения существительных. Разносклоняемые существительные. Е и И в падежных окончаниях существительных единственного числа. Склонение существительных во множественном числе. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа. Правописание некоторых фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже единственного числа. Правописание суффиксов существительных. Правописание не с именами существительными. Правописание сложных имен существительных.

Экспрессивность имен существительных.

1

Наблюдение над лексическими и грамматическими средствами связи между частями текста. Дальнейшая работа по подготовке к комплексному анализу текста: сравнение текстов с точки зрения их принадлежности к разным стилям речи.

Имя прилагательное.

Правописание окончаний прилагательных.

Правописание сложных прилагательных. Правописание суффиксов -н- и -нн- в прилагательных, образованных от существительных. Суффиксы кратких прилагательных. Суффиксы прилагательных -к- и -ск-. Притяжательные прилагательные с суффиксами -ск-,  -овск-(-евск-), -ов-, -ев-, -ин-, -ын-.

Суффиксы прилагательных -ив-, -ев-, -ов-,

-чин-, -лив-, -чат-, -оньк- ,-еньк-,  -оват-,  -инск-, -енск-.

Правописание не с прилагательными.

Стилистические свойства имен прилагательных.

1

Местоимение.

Правописание местоимений.

Выразительные качества местоимений.

1

Имя числительное.

Правописание числительных. Падежные окончания числительных. Сочетание количественных числительных с именами существительными.

1

Глагол.

Спряжение глаголов. Безударные личные окончания. Правописание глаголов.

Стилистическое своеобразие глагола.

Причастие.

Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями. Не с отглагольными прилагательными на -мый

Деепричастие

2

Составление плана и конспекта текста.

Выявление изобразительно-выразительных средств языка в предложенных текстах.

Редактирование текста. Комплексный анализ текста.

Подготовка к написанию изложения и сочинения: составление планов; написание отдельной части изложения (сочинения) по данным словам, словосочетаниям; написание сочинения-миниатюры по образцу; рецензия на сочинение по данному плану и т. д.

Наречие.

Правописание наречий. Написание наречий через дефис, слитно, раздельно.

Слова категории состояния

1

Предлог.

Падежное употребление предлогов. Написание предлогов слитно, раздельно, через дефис. Отличие предлогов от существительных и деепричастий

Союз.

Слитное и раздельное написание союзов. Отличие союзов от местоимений, наречий и вводных слов

Частица.

Разряды частиц по значению. Правописание частиц. Различие частиц не и ни. Основные случаи употребления.

Междометие.

1

Речь, функциональные стили речи, культура речи

Научный, официально-деловой, публицистический. Разговорная речь и язык художественной литературы.

Текст. Строение текста, основные признаки. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

1

Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме

Научный стиль.

Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание. Виды и типы.  Предупреждение      ошибок, связанных с образованием   словосочетаний

1

Определение лексического

значения  слов.

Исправление стилистических ошибок в тексте

Простое предложение.

Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные предложения.

Порядок слов в предложении.

Односоставные предложения.

Типы односоставных предложений.

Способы выражения главных членов

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Тире в неполном предложении

1

Текст. Культура речи

Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте. Абзац. Виды и способы грамматической связи  предложений и абзацев в тексте. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки, конспекты). Речевой анализ текста

Функциональные стили речи.

Официально-деловой стиль, его признаки сферы использования, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки и основные жанры публицистического стиля.

1

Культура работы с текстами разных типов.

Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации.

Овладение культурой публичной речи

Однородные члены предложения.

Знаки препинания при однородных членах.

1

Составление сложного плана. Написание сочинения-миниатюры

Обособленные члены предложения.

Обособленные определения. Знаки препинания при обособленных определениях

Приложение.

Знаки препинания при приложениях

1

Комплексный анализ текста

Обстоятельство.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.

Обособление   обстоятельств, выраженных существительными

Обособление       уточняющих членов предложения

Употребление союза как в различных синтаксических конструкциях

1

Практическое применение функциональных стилей речи.

Фразеологическая работа

Дополнение.

Обособление дополнений

1

Вводные конструкции.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами, вводными и вставными предложениями.

Обращения, слова-предложения.

Междометия.

Знаки препинания при обращениях, словах-предложениях, междометиях

1

Сокращение текста.

Комплексный анализ текста.

Определение художественно-языковых особенностей текста.

Подготовка к написанию изложения и сочинения: составление планов; написание отдельной части изложения (сочинения) по данным словам, словосочетаниям; написание сочинения-миниатюры по образцу; рецензия на сочинение по данному плану и т. д.

Сложное предложение.

Типы сложных      предложений. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Сложноподчиненное предложение.

Виды   сложноподчиненных      предложений. Типы придаточных      предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях  с  одним  и  несколькими придаточными

1

Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1

Сложные предложения с различными видами связи.

Синтаксический разбор

1

Период как синтаксическая единица.

Знаки препинания при периоде. Характеристика периода

1

Комплексный анализ текста.

 Прямая        речь, диалог,  монолог,  косвенная речь, несобственно-прямая    речь, цитаты.

Знаки      препинания при данных синтаксических    конструкциях

1

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста. Редактирование текста

2

ЛИТЕРАТУРА

Арефьева С. А. Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся. — М., 1997.

Валгина Н. С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8 – 11 классы. – М., 2000

Власенков А. И., Рыбченкова Л, М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы. — М., 2004.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1988.

Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1993.

Голуб И. В., Розенталь Д. Э. Книга о хорошей речи. — М., 1997.

Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 1995.

Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.— М., 1989.

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1998.

Изотов А. И. и др. Лексическая и синтаксическая синонимика. — М., 1994.

Ипполитова Н. А. Упражнения по грамматической стилистике при изучении частей речи. — М., 1980.

Кайдалова А. И., Калинина И. К. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.

Пахнова Т. М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9—11 классы. — М., 2000.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.

Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.

Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс: Программа. Поурочное планирование с методическими рекомендациями к учебному пособию Г. Ф. Хлебинской «Русский язык. 10 класс».– М., 2010.

Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 11 класс: Программа. Поурочное планирование с методическими рекомендациями к учебному пособию Г. Ф. Хлебинской «Русский язык. 11 класс».– М., 2010.

Хлебинская Г. Ф.   "Русский язык. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)" – М., 2013.
 Хлебинская Г. Ф.  "Русский язык. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни)" – М., 2013.
Чешко Л. А. Русский язык для подготовительных отделений вузов. — М., 1990.

Словари и справочники

Александрова 3. А. Словарь синонимов русского языка. — М., 1998.

Ашукин Я. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. - П., 1988.

Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. — М., 1998.

Введенская Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. – М., 2003.

Еськова Я. А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. — М., 1994.

Жуков В. П., Сидоренко М. И., Шкляров Б. Г. Словарь фразеологических синонимов русского языка. — М.,1987.

Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 1994.

Зимин В. И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. — М., 1994.

Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.

Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — М., 1998.

Одинцов В. В., Иванов В. В., Смолицкая Г. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1994.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1989.

Панов Б. Г., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — М., 1991.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка.— М., 1998.

Русский орфографический словарь. — М., 1999.

Современный толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. — СПб, 2001.

Тихонов А.Н., Тихонова Е. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку. Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов.— М., 1995.

Шанский Я. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — М., 1997.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание).— М., 1984.

Энциклопедический словарь юного литературоведа.— М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс

Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс

Данный спецкурс позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку.  Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка" 7 класс

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 7 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении л...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" 8 класс...