рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ayna.docx | 89.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО_______________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Алексеевская СОШ»_____________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Внеурочная деятельность Обще интеллектуальное направление Основное общее образование Срок реализации программы – 5 лет
| «Утверждено» Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»_______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
Рабочая программа составлена на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Составлена учителем русского языка и литературы
Жусубаевой А.Ж.
с. Алексеевка
2016- 2017 учебный год
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
· выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
· критически относиться к рекламной информации;
· находить способы проверки противоречивой информации;
- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
устный опрос,
письменный опрос,
различные виды пересказа,
различные виды чтения,
практические работы по содержанию изучаемого материала,
тестовые задания,
творческие задания (сочинения, изложения),
комплексный анализ текста,
а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 5 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
6 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
7 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.
8 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.
9 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.
Тематическое планирование
№ | Тема | 5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. |
1 | «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» | 16 | 12 | 12 | 8 | 8 |
2 | «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» | 9 | 14 | 14 | 20 | 20 |
3 | «Работа с текстом: оценка информации» | 9 | 8 | 8 | 6 | 6 |
4 | Резерв | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Всего | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО_______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»_______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочная деятельность
«Учимся работать с текстом»
5класс
Жусубаевой Айны Жаныбековны
Планирование составлено на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Количество часов всего: 35, в неделю 1
с. Алексеевка
2016 - 2017учебный год
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Раздел | Колич. часов | Виды деятельности | Дата проведения | Проведено факт |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи | 1 | 1 | ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, различать типы речи | ||
2 | Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. | 1 | 1 | определять назначение разных видов текстов | ||
3-4 | Изобразительно-выразительные средства | 1 | 2 | уметь находить ивс языка, использовать их в своей речи | ||
5-6 | Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста | 1 | 2 | определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию; | ||
7 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде | 1 | 1 | выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; | ||
8 | Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте | 1 | 1 | сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: | ||
9-10 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. | 1 | 2 | интерпретировать текст, определять способы связи предложений в тексте | ||
11-12 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию | 1 | 2 | различать темы и подтемы специального текста | ||
13 | Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. | 1 | 1 | решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | ||
14 | Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. | 1 | 1 | обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.; | ||
15 | Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. | 1 | 1 | находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); | ||
16 | Источники информации: справочники, словари. | 1 | 1 | в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию; | ||
17- 18 | Подробный и сжатый пересказ. | 2 | 2 | структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей | ||
19 | Вопросы по содержанию текста | 2 | 1 | делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | ||
20 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. | 2 | 1 | формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; | ||
21 | Аргументы, подтверждающие вывод. | 2 | 1 | |||
22 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу | 2 | 1 | преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому; | ||
23 | Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу | 2 | 1 | |||
24-25 | Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст. | 2 | 2 | преобразовывать текст, используя новые формы представления информации | ||
26-27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. | 3 | 2 | оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире | ||
28-29 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. | 3 | 2 | обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им, находить доводы в защиту своей точки зрения | ||
30-31 | Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. | 3 | 2 | на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; | ||
32-34 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 3 | 3 | использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | ||
35 | резерв | 1 |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО_______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»_______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочная деятельность
6 класс
«Учимся работать с текстом»
Жусубаевой Айны Жаныбековны
Планирование составлено на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Количество часов всего: 35, в неделю 1
с. Алексеевка
2016 - 2017учебный год
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ урока | Тема | Раздел | Колич.часов | Виды деятельности | Дата проведения | Проведено факт |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов | 1 | 1 | ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять назначение разных видов текстов | ||
2 | Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). | 1 | 1 | Различать стили речи, определять признаки стилей речи, уметь определять стили речи | ||
Языковые особенности разных стилей речи. | ||||||
3 | Жанр текста | 1 | 1 | Уметь определять жанровую принадлежность текста, совмещать в одном тексте разных типовых фрагментов | ||
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Совмещение в одном тексте разных типовых фрагментов. | ||||||
4 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | 3 | 1 | выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста | ||
5 | Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. | 1 | 1 | ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию | ||
6-7 | Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста | 2 | 2 | формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции | ||
8-9 | Аргументы, подтверждающие вывод. | 2 | 2 | формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы | ||
10 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация | 3 | 1 | использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) | ||
11 | Текст, тема текста, основная мысль, идея. Признаки текста. | 1 | 1 | определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию | ||
12 | Авторская позиция. | 1 | 1 | |||
13 | Оценка текста | 3 | 1 | откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения | ||
14 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. | 1 | 1 | использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | ||
Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию | ||||||
15-16 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации | 2 | 2 | оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения | ||
17 | Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация | 3 | 1 | на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | ||
18 | Пути восполнения недостающей информации. | 3 | 1 | преобразовывать текст, используя новые формы представления информации | ||
19 | Комплексный анализ текста | 3 | 1 | «Учимся работать с текстом» задание в раб.тетради - | ||
20 | Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте | 1 | 1 | интерпретировать текст, определять способы связи предложений в тексте | ||
21 | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. | 1 | 1 | различать темы и подтемы специального текста; выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста, составлять простой, сложный, тезисный план | ||
Простой, сложный, тезисный план. | ||||||
22 | Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение | 1 | 1 | находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте) | ||
23- 24 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) | 2 | 2 | сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей | ||
25-26 | Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос | 2 | 2 | Составлять монологическое высказывание на вопрос | ||
27 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 3 | 1 | анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления | ||
28 | Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака | 1 | 1 | преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому | ||
29 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. | 2 | 1 | |||
30 | Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу | 2 | 1 | |||
31 | Составление схем с опорой на прочитанный текст | 2 | 1 | |||
32 | Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. | 1 | 1 | откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | ||
Источники информации: справочники, словари. | ||||||
33 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). | 2 | 1 | выделять не только главную, но и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста | ||
34 | Комплексный анализ текста | 3 | 1 | «Учимся работать с текстом» задание в раб.тетради - | ||
35 | резерв |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель МО_______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Алексеевская СОШ»_______________________ Ф.И.О. «___» _________ 201__г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Внеурочная деятельность
«Учимся работать с текстом»
7 класс
Жусубаевой Айны Жаныбековны
Планирование составлено на основе: Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178.
Количество часов всего: 35, в неделю 1
с. Алексеевка
2016 - 2017учебный год
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ | Тема | Раздел | Колич.часов | Виды деятельности | Дата проведения | Проведено факт |
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. | 1 | 1 | ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, определять тип текста, определять назначение разных видов текстов | ||
2 | Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). | 1 | 1 | выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста | ||
3 | Языковые особенности разных стилей речи. | 1 | 1 | |||
4 | Жанр текста | 1 | 1 | |||
5 | Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста | 1 | 1 | |||
6 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. | 1 | 1 | откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения | ||
7 | Текст, тема текста, основная мысль текста, идея | 1 | 1 | определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию, структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов, различать темы и подтемы специального текста | ||
8 | Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста | 1 | 1 | |||
9 | Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение | 1 | 1 | использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте), ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл | ||
10 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы | 1 | 1 | сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.; | ||
11 | Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения | 1 | 1 | находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте | ||
12 | Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. | 1 | 1 | Применять различные источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет | ||
13 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). | 2 | 1 | интерпретировать текст, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей | ||
14 | Приемы сжатия текста | 2 | 1 | решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | ||
15 | Вопросы по содержанию текста. | 2 | 1 | ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию | ||
16 | Формулирование выводов, основанных на содержании текста. | 2 | 1 | формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы, формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции | ||
17 | Аргументы, подтверждающие вывод. | 2 | 1 | |||
18 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. | 2 | 1 | сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д | ||
19 | Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. | 2 | 1 | сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д | ||
20 | Составление на основании текста монологического высказывания. | 2 | 1 | составлять на основании текста монологическое высказывание, понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им, анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления | ||
21 | Формулирование вопросов по содержанию текста. | 2 | 1 | Формулировать вопросы по содержанию текста. | ||
22 | Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. | 2 | 1 | решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | ||
23 | ||||||
Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. | ||||||
24 | Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. | 2 | 1 | ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию | ||
25 | Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. | 2 | 1 | структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов, формировать список используемой литературы и других информационных источников | ||
26 | Составление инструкции, алгоритма. | 2 | 1 | составлять инструкции, алгоритмы, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | ||
27 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | 3 | 1 | связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения | ||
28-29 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. | 3 | 2 | на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | ||
30 | Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. | 3 | 1 | |||
31 | Пути восполнения недостающей информации. | 3 | 1 | выделять не только главную, но избыточную информацию и недостающую; прогнозировать последовательность изложения идей текста | ||
32 | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 3 | 1 | использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте). | ||
33-34 | Комплексный анализ текста | 3 | 2 | решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | ||
35 | Резерв | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ | Тема | Раздел | Колич.часов | Виды деятельности | Дата проведения | Проведено факт | ||
1 | Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов | 1 | 1 | |||||
2 | Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. | 1 | 1 | |||||
3 | Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Речевая ситуация. Официальная и неофициальная обстановка. Цели: общение, сообщение, воздействие. Речевая деятельность. Сфера употребления. | 1 | 1 | |||||
4 | Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. | 1 | 1 | |||||
5 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. | 3 | 1 | |||||
6 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация | 3 | 1 | |||||
7-8 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. | 3 | 2 | |||||
9 | Текст, тема текста, основная мысль, идея | 1 | 1 | |||||
10 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.Выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации. | 1 | 1 | |||||
11 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. | 2 | 1 | |||||
12 | Смысловые части текста, микротемы, план текста | 1 | 1 | |||||
13 | Создание плана на основе прочитанного текста с учётом его дальнейшего использования | 2 | 1 | |||||
14 | Создание плана на основе прочитанного текста, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту | 2 | 1 | |||||
15 | Отзыв о прочитанном | 2 | 1 | |||||
16 | Композиция текста типа рассуждения. | 2 | 1 | |||||
17-18 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный) | 2 | 2 | |||||
19 | Приемы сжатия текста. Исключение | 2 | 1 | |||||
20 | Приемы сжатия текста. Обобщение | 2 | 1 | |||||
21 | Приемы сжатия текста. | 2 | 2 | |||||
23 | Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста | 2 | 2 | |||||
24 | Аргументы, подтверждающие вывод. | 2 | 1 | |||||
25 | Составление на основании исходного текста (художественного) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи | 2 | 1 | |||||
26 | Составление на основании исходного текста (публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи | 2 | 1 | |||||
27 | Сочинение. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. | 2 | 1 | |||||
28 | Сочинение. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. | 2 | 1 | |||||
29 | Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст | 2 | 1 | |||||
30 | Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст | 2 | 1 | |||||
31 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы.Сопоставление информации, полученной из нескольких источников. | 1 | 1 | |||||
Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. | ||||||||
35 | Комплексный анализ текста | 3 | 2 | |||||
35 | резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса, рассичтана на 17 часов в год...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса.
Данная рабочая программа разроботана для учащихся 9 класса. Данная программа направлена на углубленное изучение текста как синтаксической единицы. Программа состоит из трёх разделов: содержание, темат...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 6 класса "Юный филолог"
Цель курса - осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 5 класса
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к...