рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса, рассичтана на 17 часов в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_russkomu_yazyku_5_klass.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса факультатива предназначена для обучающихся 5 класса.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. «Пишем. Читаем. Говорим» призвана помочь обучающимся в освоении курса русского языка, при этом расширяя кругозор. Материал, предназначенный для изучения, дает возможность детям не только более широко изучать материал, но и применять его в нестандартной ситуации. Это особо актуально, так как любой выпускник школы должен уметь грамотно писать и говорить.
Программа рассчитана на 17 учебных часов.
Цель:
развить кругозор и мышление учащихся.
Данная цели обусловливает решение следующих задач:
- вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
- закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
- способствовать развитию творческих способностей школьников.
Общая характеристика программы
Программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на факультативных занятиях учащиеся углубляют знания по данному предмету. Особое внимание уделяется разделу «Культура речи», призванному развивать как письменную, так и устную речь учащихся. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Система контроля:
курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
Организационное занятие.(1ч.)
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (3 ч)
Тема 1.Для чего используют звуковые повторы в речи.
Тема 2. Какова роль интонации в устной речи
Тема 3. Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает»
ПРИМЕЧАНИЕ. В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.
Раздел 2. Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч)
Тема 1. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова
Тема 2. Этимология слов. Работа со словарями
Тема 3. Сказочные превращения.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Раздел 3. Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (3 ч)
Тема 1. В чём секрет правописания морфем
Тема 2. Не пером пишут – умом. Тайны письма.
Тема 3. Бенефис знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.
Раздел 4. Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (3 ч)
Тема 1. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
Тема 2. О чём рассказывают фразеологизмы
Тема 3. Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
ПРИМЕЧАНИЕ. Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.
Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (3 ч)
Тема 2. Как отличать грамматические омонимы.
Тема 3. Какими бывают предложения.
Тема 4. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
ПРИМЕЧАНИЕ. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.
Раздел 6. Речевой этикет.(1 ч)
Тема 1. Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета.
ПРИМЕЧАНИЕ. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.
Календарно-тематическое планирование
факультатива по русскому языку «Пишем. Читаем. Говорим»
Кол-во часов | тема | УУД | Дата |
1. | Организационное занятие | Личностные УУД: интерес к изучению языка. Метапредметные УУД: строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения | 04.09. |
Раздел 1. Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (3 ч) | |||
2. | Для чего используют звуковые повторы в речи. | Личностные УУД: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. Метапредметные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; самостоятельно формулировать тему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; осуществлять анализ и синтез; пользоваться словарями, справочниками; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения. | 18.09 |
3. | Какова роль интонации в устной речи | 02.10 | |
4. | Обобщающее занятие «Кто говорит - сеет, кто слушает - собирает» | 16.10 | |
Раздел 2. Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) (3 ч) | |||
5. | Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова | Личностные УУД: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к изучению языка. Метапредметные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; пользоваться словарями, справочниками; устанавливать причинно-следственные связи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | 30.10 |
6. | Этимология слов. Работа со словарями | 20.11 | |
7. |
Сказочные превращения. | 04.12 | |
Раздел 3. Секреты письменной речи (Графика. Орфография. Пунктуация) (3ч) | |||
8. | В чём секрет правописания морфем. | Личностные УУД: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | 18.12 |
9. | Не пером пишут – умом. Тайны письма. | 15.01 | |
10. | Бенефис знаний. | 12.02 | |
Раздел 4. Загадки русского слова. (Лексика. Фразеология) (3 ч.) | |||
11. | В чём особенность употребления слова в художественном тексте. | Личностные УУД: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; пользоваться словарями, справочниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | 26.02 |
| |||
12. | О чём рассказывают фразеологизмы | 11.03. | |
13. | Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа. | 11.03. | |
Раздел 5.Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (3ч) | |||
14. | Как отличать грамматические омонимы. | Личностные УУД: интерес к изучению языка; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Метапредметные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | 08.04. |
22.04. | |||
15. | Какими бывают предложения. | ||
16. | Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. | 06.05. | |
Раздел 6. Речевой этикет.(1 ч) | |||
17. | Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. | Личностные УУД: эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Метапредметные УУД: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | 20.05. |
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова;
- тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс
Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс
Данный спецкурс позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку. Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка" 7 класс
Программа курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 7 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении л...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 8 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная лингвистика" 8 класс...