Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Цель программы:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_vneurochnaya_deyatelnost_5_klass.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Цель:
-развить кругозор и мышление учащихся.
Задачи:
-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
-способствовать развитию творческих способностей школьников.
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
особенности ударения в русском языке;
основные правила орфоэпии;
основные способы образования слов;
основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
правила русской орфографии;
морфологические признаки частей речи;
нормы употребления в речи языковых единиц;
виды словосочетаний;
виды предложений;
основные группы пунктуационных правил;
признаки текста.
Уметь:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые слова;
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
определять способы образования разных частей речи;
соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех частей речи;
объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
строить пунктуационные схемы предложений.
Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5-6 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся 7-9 классов заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Основные методы и технологии
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника
Планируемые результаты.
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
• интерес к изучению языка;
• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока;
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
• пользоваться словарями, справочниками;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• задавать вопросы
Содержание программы.
- Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация)
- Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)
- Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)
- Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
- Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
- Речевой этикет
- Обобщающее занятие
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны уметь:
-рассматривать заявленные темы на занятиях;
- использовать интерактивные тренажеры;
- проводить практические занятия в игровой форме.
составлять шарады, метаграммы;
- рекламировать свои творческие работы;
- пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.
Количе-ство часов | Название раздела | Тема | Ожидаемые результаты | Дата |
11ч. | Раздел 1 Секреты устной речи. (Фонетика, орфоэпия, графика). | 1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. 2. Гласные звуки. 3. Согласные звуки звонкие и глухие. 4. Согласные звуки мягкие и твёрдые. 5. Фонетический разбор. 6. Для чего используют звуковые повторы в речи. 7. Звукопись. 8. Какова роль интонации в устной речи. 9. Орфоэпия как раздел лингвистики 10. Использование алфавита. 11. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает». |
Уметь: -рассматривать заявленные темы на занятиях; - использовать интерактивные тренажеры; - проводить практические занятия в игровой форме. | |
10 ч. | Раздел 2 Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология) | 1.О чём рассказывает словообразовательная модель слова. 2. Словообразующие морфемы. 3. Корень слова. 4. Что такое словообразовательная пара 5. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов 6. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова 7.Этимология слов. Работа со словарями 8.Сказочные превращения. 9-10. Презентация творческой работы. | Уметь: -составлять шарады, метаграммы; - рекламировать свои творческие работы; - пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет. | |
23 ч. | Раздел 3 Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) | 1. Зачем нужно знать алфавит. 2. В чём секрет правописания морфем 3. Правописание и,у,а после шипящих. 4. Правописание корней. 5. Правописание падежных окончаний существитель-ных 6. Правописание окончаний глаголов. 7. Правописание окончаний прилагательных. 8. Правописание слов с Ь иЪ. 9. Слитные и раздельные написания. 10. Главные члены предложения. 11. Второстепенные члены предложения. 12 Роль определения в речи. 13. Дополнение. 14. Обстоятельство. 15. Анализ простого предложения. 16. Однородные члены предложения. 17. Обобщающие слова при однородных членах. 18. Предложения с прямой речью. 19. Обращение. 20. Предложения с вводными словами. 21. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. 22. Не пером пишут – умом. Тайны письма. 23. Бенефис знаний. | Уметь: -проводить исследования данных тем; - использовать тексты художественных произведений; - аргументировать свои ответы; - делать выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. | |
5 ч. | Раздел 4 Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) | 1.На какие группы делится словарный состав русского языка 2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. 3. О чём рассказывают фразеологизмы. 4.Фразеология в художественных произведениях. 5.Лабораторная работа. | Уметь: -изучать специализированную литературу по этимологии слов; - работать со словарями; - изучать языковые средства выразительности; - исследовать художественные произведения. | |
8 ч. | Раздел 5 Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) | 1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. 2. Имя существительное 3. Имя прилагательное. 4. В чём секрет глагола и его форм. 5. Как отличать грамматические омонимы. 6. Какими бывают предложения. 7. Грамматике учиться всегда пригодится. 8. Мониторинг проверки знаний. | -развитие кругозора и интеллекта детей ; -умение работать с заданиями повышенной трудности для любознательных. | |
3 ч. | Раздел 6 Речевой этикет | 1.Правила речевого этикета. 2-3. Формулы речевого этикета. | Умение рассматривать специфику русского речевого этикета и технику реализации этикетных форм. | |
4 ч. | Раздел 7 Обобщающее занятие | 1-2. Разделы лингвистики. 3-4.Аукцион знаний | Умение ответить на поставленные вопросы в игровой форме. |
Список литературы:
1.Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Е.Я.Шмелёвой. М.: « Вентана-Граф»2013г
2. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.
3.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.
4.Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.
5.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.
М. :МИРОС-МАИК, 2000 г.
6.Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.
7.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно.М.2001 г.
8. Гузее В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.
9. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru
10.Российский образовательный портал //www.school.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс
Мастерская юного словесника...
программа внеурочной деятельности по русскому языку, 5 класс
Программа внеурочной деятельности «Весёлая грамматика" для 5 класса1 час в неделю, всего 17 часов...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Загадки русского языка", 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Загадки русского языка». Основное общее образование, 5 класс. Направление: общеинтеллектуальное....
рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс
Программа предназначена для расширения изучения русского языка шестиклассниками...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку, 8 класс
Внеурочная деятельность...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку, 9 класс
Внеурочная деятельность....