Программа кружка "ОФП" 2 часа в неделю.
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Залегощенская основная общеобразовательная школа»
Залегощенского района Орловской области
РАССМОТРЕНО | ПРИНЯТО | Утверждено |
На заседании Протокол от 30.08.2017 г. № 1 | педагогическим советом школы Протокол от31.08.2017 г. № 1 | Приказ директора от 31.08.2017 г. № 80 |
Рабочая программа
кружка по физической культуре
«Общая физическая подготовка»
5 – 9 класс
Спортивно - оздоровительное направление
Нормативный срок освоения 1 год
Программу разработала:
учитель физической культуры
Швыряева С.Л.
Пояснительная записка
Данная программа секции «Общая физическая подготовка» разработана для реализации в основной школе и рассчитана на возраст 11 – 15 лет (5 – 9 классы). Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение КУ (контрольных упражнений), участие в спортивных соревнованиях различного уровня и сдаче норм ГТО.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития, целью физического воспитания в общеобразовательном учреждении дополнительное образование спортивной направленности является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение обучающимися основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Обоснование необходимости программы.
Актуальность программы состоит в том, что в современных условиях многие обучающиеся нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре. Некоторые учащиеся страдают гиподинамией, другие - гиперактивны.
Современные школьники в своём большинстве испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых в течение дня, ниже их возрастных норм. При этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, нарушение быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы. Актуальную проблему развития двигательной активности кружковцев решает данная программа.
ОФП - это не спорт, но без нее не обойтись ни в одном виде спорта. Поэтому для школьника, которого каждый здравомыслящий родитель хотел бы приобщить к спорту, ОФП является фундаментом.
ОФП - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании.
ОФП - это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего, физиологического, биохимического уровня.
Цели программы:
совершенствование всех функций организма, укрепление нервной, сердечно-сосудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата. Повышение сопротивляемости организма школьника неблагоприятным влияниям внешней среды посредством физических упражнений.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи.
Оздоровительные:
- укреплять здоровье и закаливать кружковцев;
- удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
- укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм воспитанников;
- снимать физическую и умственную усталость.
Образовательные:
- ознакомить обучающихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
- формировать правильную осанку;
- обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
- изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
- формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
- прививать жизненно важные гигиенические навыки;
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
- стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности воспитанника;
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Для реализации программы
Место проведения:
- Спортивная площадка (футбольное поле, гимнастический городок, беговая дорожка);
- Класс (для теоретических занятий);
- Спортивный зал.
Инвентарь:
- Волейбольные мячи;
- Баскетбольные мячи;
- Кегли;
- Скакалки;
- Теннисные мячи;
- Малые мячи;
- Гимнастические скамейки;
- Сетка волейбольная;
- Щиты с кольцами;
- Секундомер;
- Маты;
- Ракетки;
- Обручи.
Формы занятий:
- групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую части: ОФП и игры;
- занятия оздоровительной направленности;
- праздники;
- эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
- информационно-познавательные (беседы, показ);
- творческие (развивающие игры);
- методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Место учебного предмета в учебном плане
Программа кружка «ОФП» рассчитана на 68 часов.
Организационно-методические рекомендации
Возраст детей: 11-15 лет
Занятия проводятся 2 раз в неделю - 2 часа.
Занятия в объединении позволяют:
- максимально поднять уровень физического здоровья среди детей школьного возраста;
- развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях физической культурой;
- развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость, выносливость;
- сформировать мотивацию к занятиям физической культурой;
- подготовить детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом.
Планируемые результаты освоения программы «ОФП»:
В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:
- повысить уровень своей физической подготовленности;
- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия;
- использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
- уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;
- уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
- у учащихся должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ – это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.
Знать и иметь представление:
- об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
- о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;
- о способах и особенностях движений, передвижений;
- о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
- о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
- вести дневник самонаблюдения, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям сердечных сокращений;
- взаимодействовать с воспитанниками в процессе занятий ОФП.
Анализ результатов освоения программы осуществляется следующим образом:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- взаимоконтроль;
- самоконтроль;
- итоговый контроль умений и навыков (Приложение 1).
Требования к учебно-тренировочному занятию
Каждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации воспитанников. На каждом занятии решается комплекс взаимосвязанных задач:
образовательных, оздоровительных и воспитательных.
Оздоровительные и воспитательные задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного процесса, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам с учетом их состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению двигательным умениям и навыкам.
Планируя материал прохождения программы, учитываются климато - географические особенности региона, состояние материально-технической базы учреждения. В неотрывной связи с планированием материала по развитию двигательных способностей планируются все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер отдыха, число повторений упражнений. Нагрузка занятий повышается постепенно и волнообразно.
Тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
Вводное занятие. Ознакомление с правилами соревнований. | 1 | 1 | - | |
Техника безопасности во время занятий ОФП | ||||
Лёгкая атлетика | 14 | - | 14 | |
Подвижные игры | 6 | - | 6 | |
Спортивные игры: Футбол Волейбол Баскетбол Настольный теннис | 47 10 11 13 13 | - - - - - | 47 10 11 13 13 | |
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. | Согласно плану спортивных мероприятий. | |||
ИТОГО | 68 | 1 | 67 |
Занятия проводятся с нагрузкой 2 часа в неделю. На данном этапе предполагается ознакомление с видами, укрепления здоровья и закаливания организма занимающихся, воспитание интереса к занятиям, на создание базы разносторонней физической функциональной подготовленности, развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание общей выносливости, ловкости, изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков, ознакомление с остальными разделами правил соревнований и некоторыми вопросами теории.
Основы обучения:
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам упражнений. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий ОФП. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований. Судейство соревнований в отдельных видах упражнений.
Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Подвижные игры. Спортивные игры. Лёгкая атлетика.
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Дата проведения |
Техника безопасности во время занятий ОФП. Система планирования тренировки спортсмена: многолетнее, годичное, оперативное планирование. Индивидуальный план тренировки. | ||
Лёгкая атлетика | ||
Техника безопасности во время занятий л/а. Бег на короткие дистанции. | ||
Стартовый разбег по сигналу и самостоятельно, на прямой и на повороте. | ||
Ускорения; бег по повороту; финиш. | ||
Бег на время на дистанции 30. 60м. | ||
Бег на время на дистанции 100м. | ||
Бег по пересечённой местности. | ||
Футбол | ||
Техника безопасности во время занятий футболом. Удары по мячу с места, с хода. | ||
Ведение и обводка. Отбор мяча. | ||
Финты. Выбивания. | ||
Отбор мяча. Вбрасывание мяча. | ||
Вбрасывание мяча. Игра вратаря. | ||
Соревнования. Тренировочная игра. | ||
Баскетбол | ||
Техника безопасности во время занятий баскетболом. Перемещения и остановки. Учебная игра. | ||
Ловля и передача мяча. Учебная игра. | ||
Бросок мяча в кольцо в прыжке двумя руками. | ||
Броски мяча в кольцо после ведения. | ||
Выбивание мяча при ведении и броске. | ||
Борьба за мяч, отскочивший от щита. | ||
Учебно-тренировочная игра. | ||
Подвижные игры с мячом | ||
Техника безопасности во время занятий подвижными играми. Пионербол. Ловля мяча, летящего на средней высоте. | ||
Пионербол с элементами волейбола. Ловля мяча, летящего высоко. | ||
Учебно-тренировочная игра. | ||
Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | ||
Волейбол | ||
Техника безопасности во время занятий волейболом. Приём мяча. Передача мяча. | ||
Приём мяча. Передача мяча. | ||
Подача мяча. Прием подачи двумя руками снизу. | ||
Подача мяча. Прием подачи двумя руками снизу. | ||
Нападающий удар. Блокирование мяча. | ||
Нападающий удар. Блокирование мяча. | ||
Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | ||
Баскетбол | ||
Техника безопасности во время занятий баскетболом. Ведение мяча правой и левой рукой. Отвлекающие приемы. | ||
Ведение мяча правой и левой рукой. Броски мяча в кольцо. | ||
Броски мяча в кольцо. Овладение мячом и противодействия. | ||
Овладение мячом и противодействия. Индивидуальные тактические действия в нападении и защите. Игра. | ||
Групповые тактические действия в нападении и защите. Игра. | ||
Командные тактические действия в нападении и защите. Игра. | ||
Подвижные игры с мячом | ||
Техника безопасности во время занятий подвижными играми. Перестрелка с 1 мячом. | ||
Перестрелка с 2 и 3 мячами. | ||
Настольный теннис | ||
Техника безопасности во время занятий настольным теннисом. Упражнения с ракеткой и шариком. Техника подачи толчком. | ||
Игра толчком справа и слева. | ||
Атакующие удары по диагонали. | ||
Атакующие удары по линии. | ||
Игра в защите. | ||
Выполнение подач разными ударами. | ||
Игра в разных направлениях. | ||
Игра на счет разученными ударами. | ||
Игра с коротких и длинных мячей. | ||
Групповые игры. | ||
Отработка ударов накатом. | ||
Отработка ударов срезкой. | ||
Поочередные удары левой и правой стороной ракетки. | ||
Волейбол | ||
Верхние и нижние передачи мяча 2-мя руками. Нападающий удар. | ||
Передача мяча у сетки. Нападающий удар. | ||
Блокирование мяча. Нападающий удар. | ||
Учебно-тренировочная игра. Соревнования. | ||
Лёгкая атлетика | ||
Бег на короткие дистанции. | ||
Бег на короткие дистанции | ||
Бег по пересечённой местности. | ||
Бег по пересечённой местности. | ||
Бег по пересечённой местности. | ||
С/и «Лапта». Бег на средние дистанции. | ||
С/и «Лапта». Бег на средние дистанции. | ||
Тестирование. | ||
Футбол | ||
Удары по мячу. Тренировочная игра. | ||
Удары по мячу. Тренировочная игра. | ||
Игра вратаря. Игра. | ||
План самостоятельных занятий на лето. |
Литература
1. Былеева Л.В. Подвижные игры. М.,1974.
2. Портных Ю.И.Спортивные игры. М., 1974.
3. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов, Москва, «Просвещение», 2011 год.
4. Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время, Москва, «Просвещение», 1980 год.
Приложение 1 (обязательное)
Контрольные нормативы по общей физической подготовке.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся возраста 7-11 лет представлены в таблице П.2.1
Таблица П. 2.1
№ п/п | Наименование упражнения | Пол учащихся | |
Девочки | Мальчики | ||
1. | Бег 20 м с высокого старта (с) | 4,8-5,0 | 4,6-4,8 |
2. | Бег 30 м с высокого старта (с) | 6,0-6,5 | 5,5-6,0 |
3. | Бег 60 м с высокого старта (с) | - | 10-10,5 |
4. | Прыжок в длину с места (см) | 150-160 | 155-165 |
5. | Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 30 с (количество раз) | 15-20 | 15-25 |
6. | Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин (количество раз) | 30-35 | 35-45 |
Примечание - в таблице П.2.1 приведены допустимые для данного возраста результаты по выполнению упражнения, более высокий результат говорит о перспективности учащегося, более низкий - наоборот.
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся возраста 12-13 лет представлены в таблице П.2.2
Таблица П.2.2
№ п/п | Наименование упражнения | Пол учащихся | |
Девочки | Мальчики | ||
1. | Бег 30 м с высокого старта (с) | 4,8-5,0 | 4,6-4,8 |
2. | Бег 800 м | - | Без учета времени |
3. | Бег 60 м с высокого старта (с) | 10-10,5 | 9,5-10 |
4. | Прыжок в длину с места (см) | 175-180 | 190-200 |
5. | Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин (количество раз) | 70-75 | 80-85 |
6. | Подъем прямых ног за голову из положения лежа на спине (количество раз) | 10-12 | 15-20 |
7. | Переход из положения лежа в положение сидя с касанием пальцами рук ступней (количество) | 12 | 18 |
8. | Разгибание рук в упоре лежа (отжимание) | 15-20 | 20-25 |
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся возраста 14-15 лет представлены в таблице П.2.3
Таблица П.2.3
№ п/п | Наименование упражнения | Пол учащихся | |
Девочки | Мальчики | ||
1 | Бег 30 м с высокого старта (с) | 4,8-5,0 | 4,3-4,6 |
2 | Бег 1000 м (мин) | 4,5 и менее | 4,3 и менее |
3 | Бег 60 м с высокого старта (с) | 9,5-10 | 9-9,5 |
4 | Бег 3000 м | - | Без учета времени |
5 | Прыжок в длину с места (см) | 175-180 | 190-205 |
6 | Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин (количество раз) | 90-95 | 100-105 |
7 | Подъем прямых ног за голову из положения лежа на спине (количество раз) | 14-18 | 20-25 |
8 | Доставание ступней выпрямленных в коленях ног пальцами рук из положения лежа | 15-20 | 25-30 |
9 | Отжимание от пола | 20-25 | 30-35 |
10 | Подтягивание согнутых в коленях ног к груди из виса на гимнастической стенке | 10-12 | - |
11 | Подтягивание хватом сверху из виса на перекладине | - | 5-8 |
Контрольные нормативы по общей физической подготовке для учащихся возраста 16-17 лет представлены в таблице П.2.4
Таблица П.2.4
№ п/п | Наименование упражнения | Пол учащихся | |
Девочки | Мальчики | ||
Бег 30 м с высокого старта (с) | 4,3-4,5 | 4,1-4,3 | |
Бег 60 м с высокого старта (с) | 9,1-9,3 | 8,3-8,5 | |
Бег 3000 м (мин) | Без учета времени | 15 и менее | |
Прыжок в длину с места (см) | 190-200 | 230-240 | |
Прыжок боком через гимнастическую скамейку за 1 мин (количество раз) | 100-105 | 110-120 | |
Подъем прямых ног за голову из положения лежа на спине (количество раз) | 20-25 | 30-35 | |
Доставание ступней выпрямленных в коленях ног пальцами рук из положения лежа | 25 | 30 | |
Отжимание от пола | 25-30 | 35-40 | |
Подтягивание согнутых в коленях ног к груди из виса на гимнастической стенке | 15-25 | - | |
Подтягивание хватом сверху из виса на перекладине | - | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...
Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"
Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо
Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...
Рабочая программа учебного курса по математике база для 11 класса (общее количество часов 136. 2,5 часа в неделю блок алгебра и начала анализа, 1,5 часа в неделю блок геометрия)
Тематическое планирование по математике (база) 11 класс 4 часа в неделю( 1 полугодие 2 алгебры+2 геометрии, 2 полугодие 3 алгебры+1 геометрия)...