Программа внеурочной деятельности «Музыкальная культура Земли Новгородской» для 5-6 классов по общеинтеллектуальному направлению
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, музыкальными особенностями. Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, музыкальными особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная культура Земли Новгородской» | 74.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Автономное муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Программа внеурочной деятельности
«Музыкальная культура Земли Новгородской» для 5-6 классов
по общеинтеллектуальному направлению
Автор-составитель
Ильина Марина Геннадьевна
учитель музыки
АМОУ «СОШ № 2» р.п. Крестцы
2013
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, музыкальными особенностями.
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Содержание программы
3. Содержание тематического планирования
4.Календарно-тематический план
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
6. Список литературы
Пояснительная записка.
Работа по проектированию программы «Музыкальная культура Земли Новгородской» возникла в связи с желанием познакомить учащихся с культурой родного края, вызвать интерес и гордость за тех людей, кто являются нашими земляками и познакомить с их творчеством более подробно.
Изучение материала захватывает страницы истории родного края, зарождение народных традиций, культуры, быта.
Исторические страницы тесно связаны с развитием и значимостью Великого Новгорода, что поможет в дальнейшем развить чувство гордости за свою малую Родину.
Цель программы - формирование и развитие музыкальной культуры как неотъемлемой части их духовной культуры, опираясь на самобытную культуру Новгородского края.
Задачи:
- Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, нравственных и эстетических чувств; любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважительного отношения к истории, музыкальной культуре своего народа.
- Развитие общей музыкальности и эмоциональности, художественного вкуса, общих музыкальных способностей.
- Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно- эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, запечатлённых в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений.
Содержание программы.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся.
Изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции дополнительного и основного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий (итогом курса будет коллективная проектная работа)
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к музыкальной культуре родного края через изучение истории, краеведения, литературы, изобразительного искусства.
Место учебного предмета в учебном плане.
Данная программа является программой для внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов, из расчета 34 часа, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Обучение музыке на основе регионального компонента должно быть направлено на достижение учащимися следующих личностных результатов:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его
видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры;
• в трудовой сфере:
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
учебных и творческих задач;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере:
— умение познавать мир через музыкальные формы и образы.
Метапредметные результаты изучения данного курса способствуют формированию УУД учащихся, проявляющихся в вознавательной и практической деятельности:
• активное использование основных интеллектуальных операций в синтезе с формированием художественного восприятия музыки;
• умение организовывать свою деятельность в процессе познания мира через музыкальные образы, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;
• умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства;
• формирование ключевых компетенций: исследовательские умения, коммуникативные умения, информационные умения.
В области предметных результатов данная программа даёт возможность ученику научиться:
• в познавательной сфере:
— представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и
общества;
— наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать
и анализировать смысл (концепцию) художественного образа,
музыкального произведения;
— различать особенности музыкального языка, художественных средств
выразительности, специфики музыкального образа;
— различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
— описывать явления музыкальной культуры, используя для этого
специальную терминологию;
— классифицировать изученные объекты и явления музыкальной
культуры;
— структурировать и систематизировать изученный материал и
информацию, полученную из других источников на основе
эстетического восприятия музыки;
• в ценностно-ориентационной сфере:
— представлять систему общечеловеческих ценностей;
— осознавать ценность музыкальной культуры разных народов мира и
место в ней отечественного музыкального искусства;
— уважать культуру другого народа, осваивать духовно- нравственный
потенциал, накопленный в музыкальных произведениях; проявлять
эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,
представленных в музыкальных произведениях;
• в коммуникативной сфере:
— использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать
диалоговые формы общения с произведениями музыкального искусства;
• в эстетической сфере:
— развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуаль-
ную и эмоциональную сферы;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о
достоинствах музыкальных произведений высокого и массового
искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в
творческой и исполнительской деятельности;
— стремиться к самостоятельному общению с высоко-художественными
музыкальными произведениями и музыкальному самообразованию;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям
своего народа и достижениям мировой музыкальной культуры,
расширять свой эстетический кругозор;
— понимать условность языка различных видов музыкального искусства;
— определять зависимость художественной формы от цели творческого
замысла;
— реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять
самоопределение и самореализацию личности на музыкальном
художественно-образном материале;
Содержание курса.
Данный курс можно разделить на следующие разделы:
- Введение в курс (Разделы, темы, типы занятий, оценка результата.)
- Историческое развитие Новгорода. Образование Новгорода, соседствующие стран, археологические памятники, поселение, верование, народные праздники и обряды; народный костюм, виртуальная экскурсия в центр музыкальной культуры.
- Зарождение культуры Новгорода. Литература Древней Руси, литературные памятники Новгорода, новгородские былины, былинные герои (Садко, Василий Буслаев, Омфим), музыка древней Руси, центр музыкальной древности В.Поветкина (находки при раскопах), скоморошество, театр.
- Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности. Русская духовная музыка, знаменный распев, развитие многоголосия, придворная певческая капелла в Петербурге.
- Новгород музыкальный. Композиторы новгородчины, творческие портреты А.С.Аренского, А.К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, С.В. Рахманинова.
- Современная музыкальная жизнь Великого Новгорода. Конкурсы, фестивали, современные композиторы Новгорода и области, современные исполнители, музыкальное образование, юбилейные даты, памятные места.
- Обобщающий раздел. Экскурсия в Великий Новгород, презентационный отчёт о курсе.
Планирование.
Тематическое планирование.
№ /п. | Тема урока | Кол./ уроков |
1 | Введение в курс «Музыкальная культура Земли Новгородской. | 1 |
2 | Образование Новгорода. Археологические памятники. | 1 |
3 | Поселение. Верование жителей. | 1 |
4 | Путь «Из Варяг в греки». Ганзейский союз. | 1 |
5 | Народные праздники и обряды. Народные промыслы. | 2 |
6 | Русский народный костюм. | 1 |
7 | Виртуальная экскурсия в центр музыкальной древности Великого Новгорода | 1 |
8 | Литература Древней Руси. | 1 |
9 | Новгородские былины. Садко, Василий Буслаев, Омфим. | 2 |
10 | Музыка Древней Руси. | 1 |
11 | Скоморошество и театр. | 1 |
12 | Музыкальная культура эпохи феодальной раздробленности | 1 |
13 | Русская духовная музыка. Придворная певческая капелла в Петербурге. | 1 |
14 | Композиторы новгородчины. А.С. Аренский. | 2 |
15 | А. К. Лядов – творческий портрет композитора | 2 |
16 | Н.А. Римский Корсаков – творческий портрет композитора. | 2 |
17 | С.В.Рахманинов – творческий портрет композитора. | 2 |
18 | Современные композиторы Новгорода. | 3 |
19 | Музыкальная жизнь Новгорода (фестивали, конкурсы) | 2 |
20 | Современные исполнители Новгорода и Новгородской области. | 2 |
21 | Музыкальное образование в Великом Новгороде и области | 2 |
22 | Экскурсия в В.Новгород | 1 |
23 | Обобщающий урок. Итоговая презентация по курсу. | 1 |
Итого: | 34 |
Методическая литература.
1. Барашкова ВИ., Скобочкина Ю.В. Бытописание земли Новгородской( учебник-хрестоматия по краеведению для 1-4 классов четырёхлетнеё нач. шк. «Духовное возраждение» 2001г.
2. Варнаева Н.В, Семёнова И.Е. История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца XVвека. (учебное пособие для основной общеобразовательной школы 6-7 класс)
СПб.: «Первый класс» 2008г
3. Коваленнко Г.М., Смирнов В.Г.Легенды и загадки земли Новгородской.
М. «Вече» 2007г.
4. Подобед Л. В., «Композитор А.К. Лядов и Боровический край»
СПб.: Астерион 2005г.
5. Чудовская И. С., «Новгород Великий. Исотрия вольного города»
М.: «Белый город» 2001г.
6. Рудакова Е. С.В. Рахманинов. Альбом.
М.: «Музыка» 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
Программа может использоваться педагогом во внеурочной деятельности в начальной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"
рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта осн...
Программа внеурочной деятельности “Музыкально-театральная мастерская «Волжане»”
Модуль программы внеурочной деятельности“Музыкально-театральная мастерская” предназначен для активного приобщения детей к миру искусства посредством детского музыкального театра как формы ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»(5-6 класс)...