Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
рабочая программа по музыке на тему
Программа может использоваться педагогом во внеурочной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._muz._shkat._dlya_sipkro_1_god_obucheniya.docx | 62.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК»
городского округа Отрадный Самарской области
РАССМОТРЕНО: на заседании МО учителей начальных классов Протокол № От «___» ____________2012г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора пот УР _________________ /_________/ «___» сентября 2012г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «СОШ №____» ____________________/_______/ «___» сентября 2012 г. |
|
Авторская программа внеурочной деятельности
«Музыкальная шкатулка»
Направление: общекультурное
Возраст детей 7 лет
Срок обучения – 1 год.
Составитель: Гришина Ирина Борисовна
учитель музыки ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК»
г.о. Отрадный
год разработки программы 2012 г
Пояснительная записка
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые стандарты начального общего образования. Стандарт второго поколения предполагает реализацию в учебном образовательном учреждении как урочной, так и неурочной деятельности, на которую выделено 10 часов в неделю. Внеурочная деятельность организуется по спортивно – оздоровительным, духовно – нравственным, социальным, интеллектуальным, общекультурным направлениям развития личности. Дети сами выбирают вид внеклассной деятельности.
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в общеобразовательной школе.
Поэтому следует научить детей добывать знания, пользоваться ими. Как это сделать? Для этого современная общеобразовательная школа ориентирована на развитие мышления детей. Содержание внеклассной работы представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.
Современными учеными доказано, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, а также воздействовать на эмоциональное самочувствие человека. Музыка и вокальное пение, как ее основа, обладают невероятным магнетизмом и энергетикой. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если ребенок обладает слуховой чувствительностью. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Актуальность:
Программа актуальна, так как предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, развитие музыкального слуха и овладение навыками вокального пения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания по музыкальной культуре, познакомятся с народными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса.
Цель программы:
Формирование самостоятельной деятельности, общеинтеллектуальное развитие личности ребенка, его духовных, нравственных качеств и эмоциональной сферы, выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося.
Задачи программы:
- сформировать потребность в творческом труде, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели; развивать творческие способности.
- развивать музыкальность, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
- приобщать к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.
Программа «Музыкальная шкатулка» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- ФГОС НОО.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Планируемые результаты начального общего образования.
- Программа «Музыка 1-4 классы» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. «Просвещение», 2010.
- Учебный план ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК».
Программа ориентирована на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности.
В основу программы внеурочной деятельности положены принципы личностно – деятельностного подхода, непрерывности и преемственности процесса образования. Программа создана с учетом возрастных, общеучебных и психологических особенностей первоклассника. Программа связана с учебными предметами «Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство». При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках чтения – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Тематическая направленность программы сочетается с программой по музыке Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, и может служить дополнением к ней. Она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания по музыкальной культуре, познакомятся с народными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса. Программа направлена на эстетическое воспитание и творческую активность, что соответствует цели и задачам ООП НОО, реализуемой в ГБОУ СОШ №10 ОЦ ЛИК. Музыкальные занятия и внеклассные мероприятия в школе направлены на то, чтобы развивать у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил музыкально – художественные ценности.
Реализация программы:
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Реализация программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Каждый вид учебной музыкальной деятельности играет определённую роль в музыкальном образовании школьников. Среди них слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная, поскольку обеспечивает максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений.
Наиболее подходящей формой для реализации данной программы считю форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по музыкальной грамоте и слушанию музыки. Теории преподносится в форме беседы, сопровождаемой показом приемов пения, ответами на вопросы детей. Время, отведенное на темы, зависит от сложности поставленных задач и объема музыкального материала. Музыкальный материал подобран с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств.
Занятия проводятся игровой форме. Каждое занятие начинается с загадки, которую дети разгадывают в процессе занятия. Условия образовательного учреждения позволяют проводить занятия в кабинете музыки, в актовом зале школы, медиацентре, зимнем саду, в холле кабинета музыки. Часть занятий может проводиться в форме прогулки – экскурсии. Актовый зал оснащен экраном для показов видео, звукоусиливающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Есть микрофоны, работать с которыми на сцене дети привыкают с самых первых занятий.
Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа. Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. В начале разучивания той или иной песни, всегда проводится вводная беседа. Обязательно обращается внимание детей на авторов, историю создания. Дети разучивают песни, попевки, упражнения для развития певческого голоса и музыкального слуха, слушают музыкальные произведения, играют на музыкальных инструментах, выполняют музыкально – ритмические движения. Исполняют музыкальные произведения хором, небольшими группами 2-3 человека. Дети солируют и выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. В процессе занятий добиваюсь, чтобы каждый ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа, импровизирует.
Организация занятий:
- 1 раз в неделю. Всего за год 33 часа.
- В вокальную группу принимаются дети с 7 лет.
- Первоначальные навыки пения не требуются.
- Наполняемость группы 12 человек.
Содержание программы
Основное содержание программы предполагает выделение разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Особая часть музыкального содержания – народная музыка, несущая свет и нравственную чистоту. Оно выполняет важнейшую воспитательную миссию – учит детей- исполнителей и слушателей любить и чувствовать музыку, видеть прекрасное во всем, понимать его. Это воспитывает в детях уважение к музыкальной культуре других народов и дает представление о том, что мы – часть общемировой культуры.
«Литературное чтение», когда дети заучивают тексты песен и скороговорок, делают правильные логические ударения при исполнении музыкальных фраз. Предмет «Окружающий мир» будет эмоционально восприниматься детьми, если звучат музыкальные произведения о природе, ее явлениях (темы «Осень в музыке», «Ох, ты зимушка – зима!», «Весенние прогулки»). Знакомство детей с повадками животных будет ярче, если дети вспомнят о них песенки (тема «Песенки о животных»). На уроках по предмету «Изобразительное искусство», можно изобразить практически любой музыкальный образ, который больше всего запомнился в процессе работы над темами года
Принципы программы:
- включение учащихся в активную деятельность;
- доступность и наглядность;
- связь теории с практикой;
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
- целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
- в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании и воспитании эстетического вкуса;
- в формировании основ музыкальной культуры;
- в воспитании эмоционально – ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.
Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
В 1-й год обучения закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе. В возрасте 7 лет у каждого учащегося проявляются творческие способности.
Особенности организации образовательного процесса:
Процесс образования детей строится на принципах «от простого к сложному», при этом учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Так как вокальное пение – это занятие трудное, то предусмотрена индивидуальная работа с детьми. Занятия посещают все желающие дети. Здесь нет «способных» и «неспособных». Детям очень нравится петь, поэтому аргументом для занятия в этом кружке является, прежде всего, их желание. По способу организации педагогического процесса программа предусматривает тесное взаимодействие различных видов искусств, охватывая духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио).
Широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;
Методы изучения и освоения программы:
- метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу (Д.Б. Кабалевский);
- метод обобщения размышлений о музыке (Э.Б. Абдуллин);
- метод импровизации (Н.А. Терентьева);
- метод драматизации и театрализации (Т.В. Надолинская);
- метод эмоциональной драматургии;
- метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев).
- метод проблемного обучения метод создания «композиций»;
- метод художественного контекста метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод размышления о музыке.
Для развития певческих умений и навыков, используются различные формы распевания. Для разработки дыхания - имитация «Надутый мяч», «Свежий лес», «Восход солнца». Для развития дикции и артикуляции – скороговорки. Дети могут придумать сами мелодию на скороговорку и утрированно пропеть слоги: «бгда», «бра», «кпрфа» и.т.д. Используется пение в унисон, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование - придумывание движения в соответствии с содержанием песни. Данные распевания и формы работы очень увлекают детей, заинтересовывают. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.
Планируемые результаты изучения курса.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.
В области личностных результатов:
- Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
В области метапредметных результатов:
- Умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач;
- Уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в программе критериям;
- Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
- Подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального произведения и их синтеза;
- Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;
- Участие в музыкальной жизни класса, школы, города.
В области предметных результатов:
- умение определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений;
- умение воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
- умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;
- проявление навыков вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки;
Обучающиеся должны знать:
- первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
- музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;
- правила пения, певческой постановки и охраны голоса.
- правила распределение дыхания при исполнении музыкального произведения.
Обучающиеся должны уметь:
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, хоровой музыки, оперы, балета. проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
- сравнивать и обобщать на примере предлагаемых произведений;
- слушать и эмоционально исполнять вокальные произведения;
- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности;
- выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств
Паспорт программы
1 | Наименование программы | Дополнительная образовательная |
2 | По степени авторского вклада | Авторская |
3 | По направленности | Художественная |
4 | По уровню усвоения содержания | Углубленная |
5 | По форме организации | Групповая |
6 | По возрасту обучения детей | Основного общего образования |
7 | По приоритетному целеполаганию | Развивающая, воспитывающая |
8 | По контингенту обучающихся | Общая |
9 | По степени творческого подхода | Репродуктивно - творческая |
10 | По срокам реализации | 4 года |
11 | По степени реализации | Полностью реализованная |
Первый год обучения
Задачи 1 года обучения:
- Дать понятие «вокальное пение», привить простейшие навыки пения.
- Научить эмоционально воспринимать музыку, сформировать устойчивое желание заниматься ею.
- Организовать музыкальную деятельность, направленную на общение, познание, оценку и преобразование.
- Обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Учебно – тематический план
Тема года: «Музыка в загадках» | Теоретические | Практические |
1. «Здравствуй, школа!». | 1 | 1 |
2.«Осень в музыке». | 2 | |
3.«Музыкальная азбука». | 1 | 4 |
4. «Песенки о животных». | 1 | 2 |
5. «Ох, ты зимушка – зима!». | 1 | 1 |
6.«Зимние веселые праздники» | 2 | |
7. «Про любимые игрушки звонко песенки поем». | 1 | 1 |
8. «Здравствуй, Масленица!» | 2 | |
9. «Очень любим маму». | 2 | |
10. «Весенние прогулки». | 1 | 3 |
11. «Веселые музыканты». | 1 | 1 |
12. «Разыграем сказку!» | 4 | |
13. «Подведем итог»… | 1 | |
Всего: 33 часа | 7 | 26 |
Календарно – тематическое планирование занятий первого года обучения
№ занятия | Тема | Кол-во ча с ов | Да та | Тип заня тия | Вид занятия | Планируемые результаты системы знаний обучающимися. | УУД. |
Тема года: «Музыка в загадках». | 33 | ||||||
«Здравствуй, школа!». | 2 | ||||||
1 | Стоит дом, Кто в него войдёт - Тот ум приобретет. (Школа). | 1 | ИНМ | аудиторное | Знать правила поведения на занятии, правила пения. Уметь слушать музыку внимательно, определять характер и настроение музыкального произведения «Теперь мы первоклассники». | Освоить роль ученика; Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Наблюдать, сравнивать. Подробно пересказывать прослушанное произведение; определять тему. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. | |
2 | Звенит звонок, и непременно Наступает... (Перемена). | 1 | ЗПЗ | аудиторное практическое | Знать правила поведения на занятии, правила пения; текст 1 куплета песни «Теперь мы первоклассники». Уметь слушать музыку внимательно, определять характер и настроение музыкального произведения.эмоционально откликаться на прослушанную песенку «Репка» Вихаревой. | ||
«Осень в музыке». | 2 | Освоить роль ученика; Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Сравнивать, анализировать; уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Сравнивать, формулировать.
Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях. | |||||
3 | Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ...(Осень). | 1 | ИНМ | аудиторное практическое | Знать: роль музыки в повседневной жизни человека; песню, танец, марш; правила пения. Уметь: определять на слух общий характер музыкальных произведений. Вступать после музыкального вступления в песнях «Теперь мы первоклассники», «Репка». | ||
4 | Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? (Репка). | 1 | ЗПЗ | аудиторное практическое | Знать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения; характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Уметь чисто интонировать мелодию музыкального произведения, инсценировать музыкальные произведения (на примере песни «Репка»). | ||
«Музыкальная азбука». | 5 | ||||||
5 | Пять ступенек - лесенка, На ступеньках - песенка. (Ноты). | 1 | ИНМ | аудиторное | Знать названия нот. Уметь чисто интонировать мелодию песни «Теперь мы первоклассники», петь звукоряд, правильно артикулируя звуки о,а,и. | Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Ориентироваться в видах деятельности на занятиях, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. Уметь воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов. Использовать в своей деятельности простейшие муз инструменты. Уметь определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений. | |
6 | Чтобы всюду ноты-точки Размещались по местам, Пять линеек нотной строчки Мы назвали…(Нотный стан). | 1 | ИНМ | аудиторное практическое | Знать нотный стан, названия нот. Уметь: выразительно и эмоционально исполнять знакомые песни, понимать дирижерский жест. Петь легко и свободно звукоряд до – мажор. | ||
7 | Завитой, красивый знак Нарисуем мы вот так. Он велик и всемогущ, Это наш …(Скрипичный ключ). | 1 | ЗПЗ | аудиторное практическое | Знать: истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью; нотный звукоряд до – мажор, скрипичный ключ. Уметь: высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведениях, чисто интонировать мелодию, петь по фразам песню «Хлопайте в ладоши!». Начинать петь одновременно, понимать дирижерский жест. | ||
8 | Чтоб не спутать польку с вальсом, или маршем, например, Обязательно на страже Здесь всегда стоит …(Размер). | 1 | ОСЗ | аудиторное практическое | Знать размер 2/4, где он используется. Уметь: слушать музыку внимательно, определяя на слух основные жанры музыки. Выполнять фразировку в мелодии песни «Хлопайте в ладоши!» | ||
9 | Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят. Голоса как на подбор. Выступает детский… (Хор). | 1 | КЗУ | внеаудиторное практическое | Знать: связь разговорной и музыкальной речи; размер 2/4, дирижерскую схему; понятие «хор». Уметь: воспринимать и передавать радостный характер песни «Хлопайте в ладоши!»; понимать дирижерский жест учителя, чисто интонировать малую терцию вверх и вниз. | ||
«Песенки о животных». | 3 | ||||||
10 | Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Еж). | 1 | ИНМ | аудиторное | Знать, что песня – основа музыкальных впечатлений. Размер 2/4. Уметь эмоционально воспринимать изображение сказочных образов в музыке, запоминать мелодию новой песни «Ежик». Петь легким звуком попевку р.н.п. «Ах вы, сени». | Освоить роль ученика; Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное. Сравнивать, сопоставлять. Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях. Контролировать и оценивать свою деятельность. Знакомиться с элементами нотной записи. Подробно пересказывать прослушанное; определять тему. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | |
11 | Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк, Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! (Щенок). | 1 | ЗПЗ | аудиторное практическое | Знать понятия: «лад», «мажор», «минор»; мелодию новой песенки «Мой щенок». Уметь петь энергично выразительно, умеренно громко, не форсируя звук; играть простейшие музыкальные фразы из песни «Ежик» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне. | ||
12 | Кто в берлоге спит зимой, Любит ягоды и мёд? Он лохматый и большой, Лапу тёплую сосёт. (Медведь) Автор А.Мецгер | 1 | ЗПЗ | внеаудиторное практическое | Знать какое значение имеет музыка в жизни человека, звучание природы. Уметь: воспринимать и передавать радостный и спокойный характер изучаемых музыкальных произведений «Ежик» и «Мой щенок». Распевать один слог на несколько звуков. | ||
«Ох ты, зимушка – зима!». | 2 | ||||||
13 | На деревья, на кусты С неба падают цветы. Белые, пушистые, Только не душистые. (Снег). | 1 | ИНМ | аудиторное | Знать размер 3/4 на примере песни «Серебристые снежинки». Уметь выразительно исполнять песни; чисто интонировать мелодию музыкального произведения; понимать дирижерский жест, правильно делать акцент в трехдольном размере. | Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Участвовать в паре. Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого поискового характера. | |
14 | Снег на полях, лёд на водах, | 1 | ЗПЗ | аудиторное практическое | Знать, что песня – основа музыкальных впечатлений. Уметь определять общий характер музыки; узнавать освоенные музыкальные произведения «Три пингвина» Варламова, «Серебристые снежинки». | ||
«Зимние веселые праздники». | 2 | ||||||
15 | Он приходит в зимний вечер, Зажигать на елке свечи. Он заводит хоровод — Это праздник…(Новый год). | 1 | ОСЗ | аудиторное практическое | Знать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения; характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Размер 3/4. Уметь воспроизводить интервалы голосом; чисто интонировать при пении песен «Серебристые снежинки», «Мой щенок». Правильно использовать певческое дыхание, понимать дирижерский жест. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья». Определять план выполнения заданий на занятиях. Участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях. Стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками. Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. | |
16 | Среди зимы – большое торжество. | 1 | КЗУ | внеаудиторное практическое | Знать религиозные праздники, народные традиции, песни. Уметь слушать, воспринимать «колядки». Выдерживать паузы, не брать дыхание в середине муз. фразы в песнях «Ежик», «Серебристые снежинки». | ||
«Про любимые игрушки звонко песенки поем». | 2 | ||||||
17 | Был он маленький — с ладошку, | 1 | ИНМ | аудиторное | Знать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; мелодию новой песни «Шарики воздушные». мелодию и текст песни «Мамочка моя». Уметь: узнавать освоенные музыкальные произведения. Играть простейшие музыкальные фразы на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне («Три пингвина»). | Контролировать и оценивать свою деятельность. Подробно пересказывать прослушанное; определять тему. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Сравнивать, сопоставлять. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.
Участвовать в паре. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого поискового характера. | |
18 | Что все это значит? Дочка, а не плачет. Спать уложишь, будет спать День и два, и даже пять. (Кукла). | 1 | ЗПЗ | аудиторное практическое | Знать, как передавать ритмический рисунок в мелодии песни «Мамочка моя». Текст песни «Шарики воздушные». Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты; выразительно исполнять фразировку песни «Кукла» Вихаревой. Весело и подвижно исполнять песни «Три пингвина», «Шарики воздушные». | ||
«Здравствуй, Масленица!» | 2 | ||||||
19 | Всю неделю отдыхаем, Всех блинами угощаем. Холод зимний провожаем, А весну с теплом встречаем. (Масленица). | 1 | ЗПЗ | аудиторное практическое | Знать: музыкальный образ русских воинов; героические образы в искусстве; песни о защитниках Отечества. Музыкальный размер 4/4 на примере русской народной песни «Солдатушки». Уметь: слушать музыку внимательно, определять плясовой характер русских народных песен «Ах вы, сени», «Калинка». Определять на слух звучание народного оркестра на примере песен «Светит месяц», «Коробейники». Петь легко и свободно р.н.п. «Блины». | Уважать свою семью, родственников, родителей. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. Уметь проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями. Ориентироваться в видах деятельности на занятиях, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | |
20 | И с икрой, и со сметаной- Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки-… (Блины). | 1 | КЗУ | внеаудиторное практическое | Знать: о своеобразии русских народных песен «Солдатушки», «Ах вы, сени», «Калинка». Звучание народных инструментов: свирели, дудочки, рожка, гуслей. Уметь слушать, воспринимать и анализировать знакомые русские народные песни или их фрагменты, определять на слух музыкальные размеры 2/4; 4/4. | ||
«Очень любим маму». | 2 | ||||||
21 | Кто вас, дети, больше любит, Кто вас нежно так голубит И заботится о вас, Не смыкая ночью глаз? ( Мама). | 1 | ОСЗ | внеаудиторное практическое | Знать образы – портреты созданные с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. Уметь выразительно исполнять мелодию песни «Мамочка моя», легко и подвижно веселую песню «Блины». Петь, выделяя акценты в попевку р.н.п. «Уж как шла лиса». | Освоить роль ученика.
Уважать свою семью, родственников, родителей. Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства. Участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях. Контролировать и оценивать свою деятельность. | |
22 | Волосы седые, Добрые глаза Всех внучаток любит бабушка моя. | 1 | КЗУ | внеаудиторное практическое Концерт для мам | Знать изобразительные и выразительные особенности музыкального сочинения. Уметь петь выразительно, эмоционально, передавая характер произведения. Правильно стоять, выходить и уходить со сцены. | ||
«Весенние прогулки». | 4 | ||||||
23 | Тает снежок, ожил лужок, День прибывает, когда это бывает? (Весной). | 1 | ИНМ | аудиторное | Знать свойство музыки передавать состояние природы, чувств, мыслей человека. Уметь узнавать освоенные музыкальные произведения; различать тембры различных музыкальных инструментов; анализировать музыкальные произведения. Петь попевку р.н.п. «Уж как шла лиса», изменяя характер произведения. | Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья». Ориентироваться в видах деятельности на занятиях, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. Использовать в своей деятельности простейшие муз инструменты. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. | |
24 | На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик). | 1 | ЗПЗ | аудиторное практическое | Знать мелодию и текст 1 –го куплета новой песенки «Одуванчик». Уметь выразительно исполнять веселую по характеру песню «Шарики воздушные». Петь легким звуком попевку р.н.п. «Уж как шла лиса». «Ах вы, сени». | ||
25 | Мы по улице ходили И о времени забыли. Дождь пошел. Стучит он гулко, Сорвана была... (Прогулка). | 1 | КЗУ | аудиторное практическое | Знать содержание и музыкальный материал изученных произведений: р.н.п. «Уж как шла лиса», «Мамочка моя», «Шарики воздушные». Уметь эмоционально исполнять разные по характеру песни, определять на слух основные жанры музыки. | ||
26 | Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. (Бабочка). | 1 | ОСЗ | аудиторное практическое | Знать музыкальные инструменты по изображениям. Уметь: определять простые размеры, считать их на 2/4,3/4. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Играть простейшие музыкальные фразы песен «Уж как шла лиса», «Ах вы, сени» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне. | ||
«Веселые музыканты». | 2 | ||||||
27 | Ду – ду, ду –ду- ду Да – да , да –да да - Вот так поет она всегда. Не палочка, не трубочка, А что же это?.. (Дудочка). | 1 | ИНМ | аудиторное | Знать музыкальные инструменты по изображениям. Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты, сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства. | |
28 | Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает… (Барабан). | 1 | ОСЗ | аудиторное практическое | Знать музыкальные инструменты по изображениям и звучанию. Узнавать игру оркестра русских народных инструментов. Уметь: сопоставлять тембры, показать имитацию игры на них. Играть мелодию р.н.п. «Теремок» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне. | ||
«Разыграем сказку!» | 4 | ||||||
29 | В поле появился дом.
| 1 | ИНМ | аудиторное практическое | Знать о значении музыки в спектаклях. Уметь сопоставлять изображения народных и профессиональных инструментов, считать размер 4/4. Петь песенку «Теремок» подвижно, весело. | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях. Уметь определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в своей памяти. Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Ориентироваться в видах деятельности на занятиях, определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Участвовать в музыкальной жизни класса, школы. | |
30 | 1 | ИНМ | аудиторное практическое | Знать о жанровой принадлежности музыкальных произведений; о музыке, звучащей в кино. Уметь узнавать знакомые песенки из мультфильмов. Определять простые размеры. Петь песенки «Ежик», «Теремок», чисто интонируя мелодию. Инсценировать сказку «Теремок». | |||
31 | 1 | ЗПЗ | внеаудиторное практическое | Знать содержание и музыкальный материал изученных произведений; особенности изображения музыкальными звуками жизненных явлений. Уметь узнавать освоенные музыкальные произведения; эмоционально воспринимать изображение сказочных образов в музыке. Инсценировать сказку «Теремок». | |||
32 | 1 | ЗПЗ | внеаудиторное практическое | Знать, что такое песенность, танцевальность и маршевость в оперной и балетной музыке. Уметь выразительно исполнять любимую песню; определять простые размеры, считать их. Инсценировать сказку «Теремок». | |||
33 | «Подведем итог»… | 1 | КЗУ | внеаудиторное практическое | Знать, что такое песенность, танцевальность и маршевость в оперной и балетной музыке; какое значение имеет музыка в жизни человека. Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты. |
ТИПЫ ЗАНЯТИЙ | |
ИНМ | изучение нового материала |
ЗПЗ | закрепление первичных знаний |
КПЗУ | комплексное применения знаний и умений |
ОСЗ | обобщение и систематизация знаний |
КЗУ | Контроль знаний и умений |
Список рекомендуемой литературы для учителей:
- Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст]. – М., 2002.- 336 с.
- В настоящей книге автор освещает актуальные методические вопросы музыкального воспитания, такие, как «наглядная» методика музыкальной работы, организация школьного хорового коллектива.
- Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы [Текст]: методическое пособие. – М., 2004.- 207 с.
- В пособие последовательно от класса к классу раскрывают все темы учебников, что поможет учителям интересно и содержательно проводить уроки музыки.
- 8. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп [Ноты]: методическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений.- М.: ИИП,2002.-165 с.
- Эта книга – результат творческого поиска музыкальных руководителей образовательных учреждений. Ее авторы стремились помочь современным педагогам в освоении инновационных подходов к музыкальному развитию детей. Книга содержит сценарии увлекательных музыкальных спектаклей, музыкальных игр и праздников.
- Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.
- Каптерев П.Ф. дидактические очерки. Теория образования. // Избр. педогог. соч. М., 1982 г.
- Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980 г.
- Программно-методические материалы «Музыка. Начальная школа» М. «Дрофа» 2001 г.
- Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М. «Академия» 2000 г.
- Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000 г.
- Тельгарова Р.А. «Уроки музыкальной культуры» М. «Просвещение» 1991 г.
- Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М. «Просвещение» 1992 г.
Список рекомендуемой литературы для родителей:
- Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2008 г.
- Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов.
- О. Римко. Энциклопедия малыша «Первое музыкальное путешествие» 2010 г.
- Каплунова И.М. «Я живу в России» песни и стихи для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.,2006 г. ( В сборнике предлагаются планы детских викторин и интересные вопросы к ним, даются сведения о государственной символике и ее истории).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-театральной студии «Маскарад»
Программа составлена на основе программы «Театр» Генераловой И.А.ОС «Школа 2100»; Стандарт ФГОС; М. «БАЛАСС», Год издания 2013....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
Программа внеурочной деятельности "Литературная шкатулка"
Программа занятий внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...
Внеурочная деятельность " Театральная шкатулка"
Пояснительная запискаАктуальность программыКак развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»(5-6 класс)...