Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
рабочая программа по музыке на тему

Гришина Ирина Борисовна

Программа может использоваться педагогом  во внеурочной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._muz._shkat._dlya_sipkro_1_god_obucheniya.docx62.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК»
городского округа  Отрадный Самарской области

РАССМОТРЕНО:

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №

От «___» ____________2012г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора пот УР

_________________ /_________/

«___» сентября 2012г.

              «УТВЕРЖДАЮ»          Директор МОУ «СОШ №____»          ____________________/_______/

    «___» сентября 2012 г.

 

Авторская  программа внеурочной деятельности

«Музыкальная шкатулка»

Направление: общекультурное

Возраст детей 7 лет

Срок обучения – 1 год.  

Составитель: Гришина Ирина Борисовна

учитель музыки ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК»

г.о. Отрадный

год разработки программы 2012 г

Пояснительная записка

        С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые стандарты начального общего образования. Стандарт второго поколения предполагает реализацию в учебном образовательном учреждении как урочной, так и неурочной деятельности, на которую   выделено 10 часов в неделю.  Внеурочная деятельность организуется по спортивно – оздоровительным, духовно – нравственным, социальным, интеллектуальным, общекультурным направлениям развития личности. Дети сами выбирают вид внеклассной деятельности.

       Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в общеобразовательной школе.

       Поэтому следует научить детей добывать знания, пользоваться ими. Как это сделать? Для этого современная общеобразовательная школа ориентирована на развитие мышления детей. Содержание внеклассной работы представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования.

        Современными учеными доказано, что посредством музыки можно влиять на интеллектуальное развитие, а также воздействовать на  эмоциональное  самочувствие человека.        Музыка и вокальное пение, как ее основа,   обладают невероятным магнетизмом и энергетикой. Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых сочетаний усиливается многократно, если ребенок обладает слуховой чувствительностью. Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Актуальность:

       Программа актуальна, так как предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров,  развитие  музыкального слуха и овладение навыками вокального пения. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.  

        Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания  по музыкальной культуре, познакомятся с народными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса.

Цель программы:

       Формирование самостоятельной деятельности, общеинтеллектуальное развитие личности ребенка, его духовных, нравственных качеств  и эмоциональной сферы, выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося.

Задачи программы:

  • сформировать потребность в творческом труде, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленной цели; развивать творческие способности.
  • развивать музыкальность, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
  • приобщать к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.        

       Программа «Музыкальная шкатулка» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • ФГОС НОО.
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Планируемые результаты начального общего образования.
  • Программа «Музыка  1-4 классы» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. «Просвещение», 2010.
  • Учебный план ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК».

        Программа ориентирована на приобретение школьником общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности.

В основу программы внеурочной деятельности положены принципы личностно – деятельностного подхода, непрерывности и преемственности процесса образования.  Программа создана с учетом  возрастных, общеучебных и психологических особенностей первоклассника. Программа  связана с учебными предметами «Литературное  чтение», «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство». При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках чтения  – начальное понятие языка художественной литературы: эпические, лирические, драматические произведения, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; на уроках изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. 

       Тематическая направленность программы сочетается с программой по музыке  Е.Д.Критской. Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной,  и может служить дополнением к ней. Она  позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

       Занимаясь по данной программе, учащиеся приобретут новые знания  по музыкальной культуре, познакомятся с народными музыкальными традициями, что играет большую роль в формировании художественного вкуса. Программа направлена на эстетическое воспитание и творческую активность, что соответствует  цели и задачам ООП НОО, реализуемой в ГБОУ СОШ №10 ОЦ ЛИК. Музыкальные занятия и внеклассные мероприятия в школе направлены на то, чтобы развивать у учащихся способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру своих сил музыкально – художественные ценности.  

Реализация программы:

        В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Реализация программы осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.
Каждый вид учебной музыкальной деятельности играет определённую роль в музыкальном образовании школьников. Среди них слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная, поскольку обеспечивает максимально широкий объём получаемых знаний о музыке и знаний самих музыкальных произведений.

        Наиболее подходящей формой для реализации данной программы  считю форму кружка. Кружковая система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Программа предусматривает  изучение необходимых теоретических сведений по музыкальной грамоте и слушанию музыки. Теории преподносится в форме беседы, сопровождаемой показом приемов пения, ответами  на вопросы детей. Время, отведенное на темы, зависит от сложности поставленных задач и объема  музыкального материала. Музыкальный материал подобран  с учетом возрастных особенностей, интересов детей, общешкольного воспитательного плана и роли произведения в мире искусств.  

          Занятия проводятся  игровой форме. Каждое занятие начинается с загадки, которую дети разгадывают в процессе занятия. Условия образовательного учреждения позволяют проводить занятия в кабинете музыки, в актовом зале школы, медиацентре, зимнем саду, в холле кабинета музыки. Часть занятий может  проводиться   в форме прогулки – экскурсии. Актовый зал оснащен экраном для показов видео, звукоусиливающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Есть микрофоны, работать с которыми на сцене дети привыкают с самых первых занятий.

       Песня является одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа. Овладение певческим искусством - большой труд, который требует волевых усилий, внимания, терпения со стороны обучаемого. Навык выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. В начале разучивания той или иной песни, всегда проводится  вводная  беседа. Обязательно обращается  внимание детей на авторов, историю создания. Дети разучивают песни, попевки, упражнения для развития певческого голоса и музыкального  слуха, слушают музыкальные произведения, играют на музыкальных инструментах, выполняют музыкально – ритмические движения. Исполняют музыкальные произведения хором, небольшими группами 2-3 человека. Дети  солируют и выразительное пение свидетельствует о вокальной культуре исполнителя. В процессе занятий добиваюсь, чтобы каждый ребенок проявляет свое субъективное отношение к окружающему миру через исполнение – передачу определенного художественного образа, импровизирует.

Организация занятий:

  • 1 раз в неделю. Всего за год 33 часа.
  • В вокальную группу принимаются дети с 7 лет.
  • Первоначальные навыки пения не требуются.
  • Наполняемость группы 12 человек.

Содержание программы

       Основное содержание программы предполагает выделение  разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.

       Особая часть музыкального  содержания  – народная музыка,  несущая свет и нравственную чистоту. Оно выполняет важнейшую воспитательную  миссию – учит детей- исполнителей и слушателей любить и чувствовать  музыку, видеть прекрасное во всем, понимать его. Это воспитывает в детях  уважение к музыкальной культуре других народов и дает представление  о том, что мы – часть общемировой культуры. 

 «Литературное чтение», когда дети заучивают тексты песен и скороговорок, делают правильные логические ударения при исполнении музыкальных фраз. Предмет «Окружающий мир» будет эмоционально восприниматься детьми, если звучат музыкальные  произведения о природе, ее явлениях (темы «Осень в музыке»,   «Ох, ты зимушка – зима!», «Весенние прогулки»). Знакомство детей с повадками животных будет ярче, если дети вспомнят о них песенки (тема  «Песенки о животных»). На уроках по предмету   «Изобразительное искусство»,  можно изобразить практически любой музыкальный образ, который больше всего запомнился в процессе  работы над темами года

Принципы программы:

  • включение учащихся в активную деятельность;
  • доступность и наглядность;
  • связь теории с практикой;
  • учёт возрастных особенностей;
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:

  • в воспитании нравственного, ответственного, инициативного и компетентного человека;
  • в формировании и воспитании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • в  формировании и воспитании эстетического вкуса;
  • в  формировании основ музыкальной культуры;
  • в воспитании эмоционально – ценностного отношения к искусству, музыке своего народа и музыке народов мира.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

       Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки обучающихся.

       Тематическое построение программы позволяет  объединить  ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

       В 1-й год обучения закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.  В  возрасте  7 лет у каждого учащегося  проявляются творческие способности.

Особенности организации образовательного процесса:

        Процесс образования детей строится на принципах «от простого к сложному», при этом учитываются индивидуальные особенности воспитанников. Так как вокальное пение – это занятие трудное, то предусмотрена индивидуальная работа с детьми. Занятия посещают все желающие дети. Здесь нет «способных» и «неспособных». Детям очень нравится петь, поэтому аргументом для занятия в этом кружке является, прежде всего, их желание.       По способу организации педагогического процесса программа предусматривает тесное взаимодействие различных видов искусств, охватывая  духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.  Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио).

Широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников;

Методы изучения и освоения программы:

  • метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному материалу (Д.Б. Кабалевский);
  • метод обобщения размышлений о музыке (Э.Б. Абдуллин);
  • метод импровизации (Н.А. Терентьева);
  • метод драматизации и театрализации (Т.В. Надолинская);
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев).
  • метод проблемного обучения метод создания «композиций»;
  • метод художественного контекста метод интонационно-стилевого постижения музыки;
  • метод размышления о музыке.    

       Для развития певческих умений и навыков, используются различные формы распевания. Для разработки дыхания  - имитация «Надутый мяч», «Свежий лес», «Восход солнца». Для развития дикции и артикуляции – скороговорки. Дети могут придумать сами мелодию на скороговорку и утрированно  пропеть слоги: «бгда», «бра», «кпрфа» и.т.д. Используется   пение в унисон, спеть разнохарактерно одно и то же произведение, спеть шепотом, пластическое интонирование - придумывание движения в соответствии с содержанием песни. Данные распевания и формы работы очень увлекают детей, заинтересовывают. Репертуар усложняется постепенно, по мере приобретения вокально-хоровых навыков и уровня развитости певческих возможностей детей.

       Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывают семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае.

Планируемые результаты изучения курса.

 Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом.

В области личностных результатов:

  • Наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • Наличие эмоционально – ценностного отношения к искусству;
  • Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

В области метапредметных результатов:

  • Умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно – творческих задач;
  • Уметь проводить простые аналогии и сравнения  между музыкальными произведениями, а так же произведениями музыки, литературы, изобразительного искусства по заданным в программе  критериям;
  • Осуществление элементов синтеза как составление целого из частей; Осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.
  • Подведение под понятие на основе существенных признаков музыкального  произведения и их синтеза;
  • Наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении  музыкально – творческих задач;
  • Участие в музыкальной жизни класса, школы, города.

В области предметных результатов:

  • умение определять характер и настроение  музыки с учетом терминов и образных определений;
  • умение воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
  • умение соотносить простые образцы народной и профессиональной музыки;
  • знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных духовых;
  • проявление навыков вокально – хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки;

Обучающиеся должны знать:

  • первичные жанры: песня, танец, марш, вокальная и инструментальная музыка;
  • музыкальные термины и названия: мелодия, аккомпанемент, темп, регистр, динамика, тембр, фраза, куплет, запев, припев, вступление;
  • правила пения, певческой постановки и охраны голоса.
  • правила распределение дыхания при исполнении музыкального произведения.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни,  хоровой музыки, оперы, балета. проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений с дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение   в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания);
  • сравнивать и  обобщать на примере предлагаемых произведений;
  • слушать и эмоционально исполнять вокальные произведения;
  • проявлять  навыки  вокально – хоровой деятельности;
  • выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусств

Паспорт программы

1

Наименование программы

Дополнительная образовательная

2

По степени авторского вклада

Авторская

3

По направленности

Художественная

4

По уровню усвоения содержания        

Углубленная

5

По форме организации

Групповая

6

По возрасту обучения детей        

Основного общего образования

7

По приоритетному целеполаганию

Развивающая, воспитывающая

8

По контингенту обучающихся

Общая

9

По степени творческого подхода

Репродуктивно - творческая

10

По срокам реализации

4 года

11

По степени реализации

Полностью реализованная

Первый год обучения

Задачи 1 года обучения:

  • Дать понятие «вокальное пение», привить простейшие навыки пения.
  • Научить эмоционально воспринимать музыку, сформировать устойчивое желание заниматься ею.
  • Организовать музыкальную деятельность, направленную на общение, познание, оценку и преобразование.
  • Обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Учебно – тематический план

Тема года: «Музыка в загадках»

Теоретические

Практические

1. «Здравствуй, школа!».

1

1

2.«Осень в музыке».

2

3.«Музыкальная азбука».

1

4

4. «Песенки о животных».

1

2

5. «Ох, ты зимушка – зима!».

1

1

6.«Зимние веселые праздники»

2

7. «Про любимые игрушки звонко песенки поем».

1

1

8. «Здравствуй, Масленица!»

2

9. «Очень любим маму».

2

10. «Весенние прогулки».

1

3

11. «Веселые музыканты».

1

1

12. «Разыграем сказку!»

4

13. «Подведем итог»…

1

Всего: 33 часа

7

26

Календарно – тематическое планирование занятий  первого года обучения

№ занятия

Тема

Кол-во ча

с

ов

Да

та

Тип заня

тия

Вид занятия

Планируемые   результаты системы знаний обучающимися.

УУД.

Тема года: «Музыка в загадках».

33

«Здравствуй, школа!».

2

1

Стоит дом,

Кто в него войдёт -

Тот ум приобретет.

(Школа).

1

ИНМ

аудиторное

Знать правила поведения на занятии, правила пения.

Уметь слушать музыку внимательно, определять характер и настроение  музыкального  произведения «Теперь мы первоклассники».

Освоить роль ученика;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Наблюдать, сравнивать. Подробно пересказывать прослушанное произведение; определять тему.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2

Звенит звонок, и непременно

Наступает... (Перемена).

1

ЗПЗ

аудиторное

практическое

Знать правила поведения на занятии, правила пения;  текст 1 куплета песни «Теперь мы первоклассники».

Уметь слушать музыку внимательно, определять характер и настроение  музыкального  произведения.эмоционально откликаться на прослушанную песенку  «Репка» Вихаревой.

«Осень в музыке».

2

Освоить роль ученика;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Сравнивать, анализировать; уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Сравнивать, формулировать.

 

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях.

3

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ...(Осень).

1

ИНМ

аудиторное

практическое

Знать: роль музыки в повседневной жизни человека; песню, танец, марш; правила пения.

Уметь: определять на слух общий характер музыкальных произведений.

Вступать после музыкального вступления в песнях «Теперь мы первоклассники», «Репка».

4

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка).

1

ЗПЗ

аудиторное

практическое

Знать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения;   характерные особенности жанров: песни, танца, марша.

Уметь чисто интонировать мелодию музыкального произведения, инсценировать музыкальные произведения (на примере  песни  «Репка»).

«Музыкальная азбука».

5

5

Пять ступенек - лесенка,

На ступеньках - песенка.

(Ноты).

1

ИНМ

аудиторное

Знать  названия нот.

Уметь чисто интонировать мелодию песни «Теперь мы первоклассники»,

 петь звукоряд, правильно артикулируя звуки о,а,и.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях,  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Уметь воспринимать музыку разных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.  Использовать в своей деятельности

 простейшие муз инструменты.

Уметь определять характер и настроение  музыки с учетом терминов и образных определений.

6

Чтобы всюду ноты-точки

Размещались по местам,

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали…(Нотный стан).

1

ИНМ

аудиторное

практическое

Знать нотный стан, названия нот.

Уметь: выразительно и эмоционально исполнять знакомые песни, понимать дирижерский жест. Петь легко и свободно звукоряд до – мажор.

7

Завитой, красивый знак

Нарисуем мы вот так.

Он велик и всемогущ,

Это наш …(Скрипичный ключ).

1

ЗПЗ

аудиторное

практическое

Знать: истоки музыки и ее взаимосвязь с жизнью; нотный звукоряд до – мажор, скрипичный ключ.

Уметь: высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведениях, чисто интонировать мелодию, петь по фразам песню  «Хлопайте в ладоши!».

 Начинать петь одновременно, понимать дирижерский жест.

8

Чтоб не спутать польку с вальсом, или маршем, например,

Обязательно на страже

 Здесь всегда стоит …(Размер).

1

ОСЗ

аудиторное

практическое

Знать размер 2/4, где он используется.

Уметь: слушать музыку внимательно,

определяя  на слух основные жанры музыки. Выполнять фразировку в мелодии песни «Хлопайте в ладоши!»

9

Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят. Голоса как на подбор. Выступает детский… (Хор).

1

КЗУ

внеаудиторное

практическое

Знать: связь разговорной и музыкальной речи;

размер 2/4, дирижерскую схему; понятие «хор».

 Уметь: воспринимать и передавать радостный характер песни «Хлопайте в ладоши!»; понимать дирижерский жест учителя, чисто интонировать малую терцию вверх и вниз.

«Песенки о животных».

3

10

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж).

1

ИНМ

аудиторное

Знать, что  песня – основа музыкальных впечатлений. Размер 2/4.

Уметь эмоционально воспринимать изображение сказочных образов  в музыке, запоминать мелодию новой песни «Ежик».

Петь легким звуком попевку р.н.п.  

 «Ах вы, сени».

Освоить роль ученика;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, выделять главное.

Сравнивать, сопоставлять. Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях.

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Знакомиться с элементами нотной записи.    

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы. Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

11

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Щенок).

1

ЗПЗ

аудиторное

практическое

Знать понятия:  «лад», «мажор», «минор»; мелодию новой песенки  «Мой щенок».

Уметь петь энергично выразительно, умеренно громко,  не форсируя звук;

играть простейшие музыкальные фразы из песни «Ежик» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне.

12

Кто в берлоге спит зимой,

Любит ягоды и мёд?

Он лохматый и большой,

Лапу тёплую сосёт.

(Медведь)

Автор  А.Мецгер

1

ЗПЗ

внеаудиторное

практическое

Знать  какое значение имеет музыка в жизни человека, звучание природы.

Уметь: воспринимать и передавать радостный и спокойный  характер изучаемых музыкальных произведений  «Ежик» и «Мой щенок».

Распевать один слог на несколько звуков.

«Ох ты, зимушка – зима!».

2

13

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

Только не душистые.

(Снег).

1

ИНМ

аудиторное

Знать размер 3/4 на примере песни «Серебристые снежинки».

Уметь выразительно исполнять песни; чисто интонировать мелодию музыкального произведения; понимать дирижерский жест, правильно делать акцент в трехдольном размере.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Участвовать в паре.

Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.  Самостоятельно создавать  способы решения проблем творческого поискового характера.

14

 Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой).

1

ЗПЗ

аудиторное

практическое

Знать,  что  песня – основа музыкальных впечатлений.

Уметь определять общий характер музыки; узнавать освоенные музыкальные произведения «Три пингвина» Варламова, «Серебристые снежинки».

«Зимние веселые праздники».

2

15

Он приходит в зимний вечер, Зажигать на елке свечи. Он заводит хоровод — Это праздник…(Новый год).

1

ОСЗ

аудиторное

практическое

Знать, что мелодия – главная мысль музыкального произведения;   характерные особенности жанров: песни, танца, марша.

Размер 3/4.

Уметь воспроизводить интервалы голосом; чисто интонировать при пении песен «Серебристые снежинки», «Мой щенок».

Правильно использовать певческое дыхание, понимать дирижерский жест.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

Определять план выполнения заданий на занятиях.

Участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях.

Стремиться находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме.

16

Среди зимы – большое торжество.
Великий праздник – … (Христово Рождество).

1

КЗУ

внеаудиторное

практическое

Знать религиозные праздники, народные традиции, песни.

Уметь слушать, воспринимать «колядки». Выдерживать паузы, не брать дыхание в  середине муз. фразы в песнях «Ежик», «Серебристые снежинки».

«Про любимые игрушки звонко песенки поем».

2

17

Был он маленький — с ладошку,
Вырос — стал размером с кошку.
Со слона стать размечтался —
Бах, и хвостик лишь остался.

(Воздушный шар).

1

ИНМ

аудиторное

Знать: выразительность и изобразительность музыкальной интонации; мелодию новой песни «Шарики воздушные».

 мелодию и текст песни «Мамочка моя».

Уметь: узнавать освоенные музыкальные произведения. Играть простейшие музыкальные фразы на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне («Три пингвина»).

Контролировать и оценивать свою деятельность.

Подробно пересказывать прослушанное; определять тему.

 Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.    

 

Сравнивать, сопоставлять.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм. 

 

Участвовать в паре.

 Самостоятельно создавать  способы решения проблем творческого поискового характера.

18

Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать уложишь, будет спать

День и два, и даже пять. (Кукла).

1

ЗПЗ

аудиторное

практическое

Знать,  как передавать ритмический рисунок  в мелодии песни «Мамочка моя». Текст песни «Шарики воздушные».

Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты; выразительно исполнять фразировку  песни «Кукла» Вихаревой.

Весело и подвижно исполнять песни «Три пингвина», «Шарики воздушные».

«Здравствуй, Масленица!»

2

19

Всю неделю отдыхаем,

Всех блинами угощаем.

Холод зимний провожаем,

А весну с теплом встречаем. (Масленица).

1

ЗПЗ

аудиторное

практическое

Знать: музыкальный образ русских воинов; героические образы в искусстве; песни о защитниках Отечества.

 Музыкальный размер 4/4 на примере русской народной песни «Солдатушки».

Уметь: слушать музыку внимательно,

определять плясовой характер русских народных песен  «Ах вы, сени», «Калинка». Определять на слух  звучание народного оркестра на примере  песен  «Светит месяц», «Коробейники». Петь легко и свободно р.н.п. «Блины».

Уважать  свою семью, родственников, родителей.

Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

Уметь проводить простые аналогии и сравнения  между музыкальными произведениями.

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях,  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Уметь с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

20

И с икрой, и со сметаной-

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки-… (Блины).

1

КЗУ

внеаудиторное

практическое

Знать:  о своеобразии русских народных песен «Солдатушки», «Ах вы, сени», «Калинка». Звучание народных инструментов: свирели, дудочки, рожка, гуслей.

Уметь слушать, воспринимать и анализировать знакомые русские народные песни или их фрагменты, определять на слух  музыкальные размеры 2/4; 4/4.

«Очень любим маму».

2

21

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

( Мама).

1

ОСЗ

внеаудиторное

практическое

Знать образы – портреты созданные с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи.

Уметь выразительно исполнять мелодию песни «Мамочка моя», легко и подвижно

 веселую песню «Блины». Петь, выделяя акценты в попевку р.н.п.  

«Уж как шла лиса».

Освоить роль ученика.

 

Уважать  свою семью, родственников, родителей.

Уметь  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Осуществлять простые  обобщения между отдельными произведениями искусства.

Участвовать в диалоге на уроке и жизненных ситуациях.

Контролировать и оценивать свою деятельность.

22

Волосы седые,              Добрые глаза                                                     Всех внучаток любит бабушка моя.

1

КЗУ

внеаудиторное

практическое

Концерт для мам

Знать изобразительные и выразительные особенности музыкального сочинения.

Уметь петь выразительно, эмоционально, передавая характер произведения. Правильно стоять, выходить и уходить со сцены.

«Весенние прогулки».

4

23

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

(Весной).

1

ИНМ

аудиторное

Знать свойство музыки передавать состояние природы, чувств, мыслей человека.

Уметь узнавать освоенные музыкальные произведения; различать тембры различных музыкальных инструментов; анализировать музыкальные произведения. Петь попевку р.н.п.  «Уж как шла лиса», изменяя характер произведения.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «Родина», «природа», «семья».

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях,  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Уметь строить свои высказывания о музыке в устной форме.

Уметь  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных и музыкальных произведений с точки зрения общечеловеческих норм.

Использовать в своей деятельности простейшие муз инструменты.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

24

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(Одуванчик).

1

ЗПЗ

аудиторное

практическое

Знать  мелодию и текст 1 –го куплета новой песенки «Одуванчик».

Уметь выразительно исполнять веселую по характеру песню «Шарики воздушные». Петь легким звуком попевку р.н.п.  «Уж как шла лиса». «Ах вы, сени».

25

Мы по улице ходили

И о времени забыли.

Дождь пошел.

Стучит он гулко,

Сорвана была... (Прогулка).

1

КЗУ

аудиторное

практическое

Знать содержание и музыкальный материал изученных произведений: р.н.п.  «Уж как шла лиса», «Мамочка моя», «Шарики воздушные».

Уметь эмоционально исполнять разные по характеру песни, определять  на слух основные жанры музыки.

26

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

1

ОСЗ

аудиторное

практическое

Знать музыкальные инструменты по изображениям.

Уметь: определять простые размеры, считать их на 2/4,3/4. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Играть простейшие музыкальные фразы песен «Уж как шла лиса», «Ах вы, сени» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне.

«Веселые музыканты».

2

27

Ду – ду, ду –ду- ду

Да – да , да –да да -

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка, А что же это?.. (Дудочка).

1

ИНМ

аудиторное

Знать музыкальные инструменты по изображениям.

Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты, сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов.

Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Уметь  аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

Высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы.

Осуществлять простые обобщения между отдельными произведениями искусства.

28

 Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает… (Барабан).

1

ОСЗ

аудиторное

практическое

Знать музыкальные инструменты по изображениям и звучанию. Узнавать игру оркестра русских народных инструментов.

Уметь: сопоставлять  тембры, показать имитацию игры на них. Играть мелодию р.н.п. «Теремок» на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ксилофоне.

«Разыграем сказку!»

4

29

В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени Норушка,
И лягушечка Квакушка,
Ёж, Лисица и Зайчишка.
А ещё лохматый Мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьётся над трубой дымок.
Этот домик — …(Теремок).

 

1

ИНМ

аудиторное

практическое

Знать  о значении музыки  в спектаклях.

Уметь сопоставлять изображения народных и профессиональных инструментов, считать размер  4/4. Петь песенку «Теремок» подвижно, весело.

 Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Участвовать в диалоге на занятии и жизненных ситуациях.

Уметь определять характер и настроение  музыки с учетом терминов и образных определений.

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в  своей памяти.

Сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

Ориентироваться в видах деятельности на занятиях,  определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.        

Участвовать в музыкальной жизни класса, школы.

30

1

ИНМ

аудиторное

практическое

Знать о жанровой принадлежности музыкальных произведений;  о музыке, звучащей  в кино.

Уметь  узнавать знакомые песенки из мультфильмов. Определять простые размеры. Петь песенки «Ежик», «Теремок», чисто интонируя мелодию.  Инсценировать сказку «Теремок».

31

1

ЗПЗ

внеаудиторное

практическое

Знать содержание и музыкальный материал изученных произведений; особенности изображения музыкальными звуками жизненных явлений.

Уметь узнавать освоенные музыкальные произведения; эмоционально воспринимать изображение сказочных образов  в музыке. Инсценировать сказку «Теремок».

32

1

ЗПЗ

внеаудиторное

практическое

Знать, что такое песенность, танцевальность и  маршевость в оперной и балетной музыке.

Уметь выразительно исполнять любимую песню; определять простые размеры, считать их. Инсценировать сказку «Теремок».

33

«Подведем итог»…

1

КЗУ

внеаудиторное

практическое

Знать, что такое песенность, танцевальность и  маршевость в оперной и балетной музыке;

какое значение имеет музыка в жизни человека.

 Уметь слушать, воспринимать и анализировать музыкальные произведения или их фрагменты.

ТИПЫ ЗАНЯТИЙ

ИНМ

изучение нового материала

ЗПЗ

закрепление первичных знаний

КПЗУ

комплексное применения знаний и умений

ОСЗ

обобщение и систематизация знаний

КЗУ

Контроль знаний и умений

Список рекомендуемой  литературы для учителей:

  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст]. – М., 2002.- 336 с.
  2. В настоящей книге автор освещает актуальные методические вопросы музыкального воспитания, такие, как «наглядная» методика музыкальной работы, организация школьного хорового коллектива.
  3. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы [Текст]: методическое пособие. – М., 2004.- 207 с.
  4. В пособие последовательно от класса к классу раскрывают все темы учебников, что поможет учителям интересно и содержательно проводить уроки музыки.
  5. 8. Кутузова И.А., Кудрявцева А.А. Музыкальный калейдоскоп [Ноты]: методическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений.- М.: ИИП,2002.-165 с.
  6. Эта книга – результат творческого поиска музыкальных руководителей образовательных учреждений. Ее авторы стремились помочь современным педагогам в освоении инновационных подходов к музыкальному развитию детей. Книга содержит сценарии увлекательных музыкальных спектаклей, музыкальных игр и праздников.
  7. Дмитриева Л.Т., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.
  8. Каптерев П.Ф. дидактические очерки. Теория образования. // Избр. педогог. соч. М., 1982 г.
  9. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980 г.
  10. Программно-методические материалы «Музыка. Начальная школа» М. «Дрофа» 2001 г.
  11. Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» М. «Академия» 2000 г.
  12. Т.Э. Тютюнникова «Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа» М. «Астрель» 2000 г.
  13. Тельгарова Р.А. «Уроки музыкальной культуры» М. «Просвещение» 1991 г.
  14. Воспитание музыкой: из опыта работы / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М. «Просвещение» 1992 г.

Список рекомендуемой  литературы для родителей:

  1. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2008 г.
  2. Куберский И.Ю., Минина Е.В.  Энциклопедия для юных музыкантов.
  3. О. Римко. Энциклопедия малыша «Первое музыкальное путешествие» 2010 г.
  4. Каплунова И.М. «Я живу в России»  песни и стихи для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.,2006 г. ( В сборнике предлагаются планы детских викторин и интересные вопросы к ним, даются сведения о государственной символике и ее истории).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-театральной студии «Маскарад»

Программа составлена на основе программы «Театр» Генераловой И.А.ОС «Школа 2100»; Стандарт ФГОС; М. «БАЛАСС», Год издания 2013....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»

Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....

Программа внеурочной деятельности "Литературная шкатулка"

Программа занятий внеурочной деятельности «Литературная шкатулка» в объеме 34 часов, по одному часу в неделю, предназначена для реализации в смешанной группе, состоящей из обучающихс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...

Внеурочная деятельность " Театральная шкатулка"

Пояснительная запискаАктуальность программыКак развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»(5-6 класс)...