Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка» (5-6 класс)
рабочая программа по музыке (5, 6, 7 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
(5-6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_muzykalnaya_shkatulka_5-6_klass.docx | 34.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
(5-6 класс)
Руководитель:
Медведева Ольга Ивановна
Возраст детей: 10 -,11 лет Вид образовательной программы – рабочий Срок реализации – 2 года
I.Пояснительная записка
Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания. Замечательный педагог современности В.Сухомлинский писал: «Душа ребен-
ка – душа чуткого музыканта». Он подчеркивал, что музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения души другого человека, любить, сострадать,
творить добро, открывать прекрасное.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостря-
ется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное ум-
ственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важ-
ной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Реализации данной цели способствуют следующие задачи:
- Формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;
- Формировать у детей потребность общения с высокохудожественными образцами песенной музыки;
- Учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями;
- Создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств.
- Воспитывать любовь и интерес к музыке; культуру чувств, поведения; музыкальный вкус;
- Воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.
- Развивать творческие способности детей, вокально-хоровые навыки; музыкальное мышление.
Основные содержательные линии курса:
- Индивидуальное и коллективное пение;
- Проведение музыкальных игр;
- Проведение тематических бесед о музыке и музыкантах;
- Слушание музыкальных произведений;
- Музыкально – ритмические движения;
6. Выполнение творческих заданий.
Форма организации:
Деятельность кружка осуществляется на базе МБОУ «Старокутушская ООШ». Занятия проводятся 2 раз в неделю, в кабинете русского языка, актовом зале, библиотеке.
Данная программа рассчитана на 136 часа с учебной нагрузкой 2 часа в неделю.
II. Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыкальная шка-
тулка» к концу первого года обучения (конец 5-го класса)
Обучающиеся должны иметь представление:
- О музыкальных жанрах (песня, танец, марш);
- О понятиях: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;
- Наиболее популярных в России музыкальных инструментах;
- Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Музыкальная шка-
тулка» к концу второго года обучения (конец 6-го класса)
Обучающиеся должны иметь представление:
- Об истоках народного творчества, особенностях народного фольклора в Вологодской области;
- О песенных и танцевальных жанрах;
- О музыкальных формах;
- О программной музыке, понимать значение программы в музыкальном произведении;
- Представлять музыкальный образ, стиль в прослушанных произведениях;
- Перечислять основные приемы развития музыки.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Восприятия художественных образцов народной, классической и современ-ной музыки;
- Исполнения знакомых песен;
- Участия в коллективном пении;
- Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
III.Содержание курса
Первый год обучения (5 класс)
I полугодие
В мире музыкальных звуков. Вводный. Знакомство с деятельностью кружка, основными направлениями.
Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Знакомство с легендами,
мифами о музыке и музыкантах. Чтение сказок о музыке и музыкантах, определение глав-ных героев и значение роли музыки.
«7 цветов радуги – 7 нот». Знакомство со звукорядом, нотным станом. Элементы нотной грамоты, работа в прописях.
Путешествие в музыкальный театр. Правила поведения в музыкальном театре. Роль музы-ки в театре и кино. Составить программу любимых песен из мультфильмов по интересам обучающихся.
Жанры вокальной музыки. Знакомство с жанрами: песня, романс, гимн. Знакомство с ис-торией возникновения гимна России, символика нашего государства: флаг, герб.
II полугодие
Этот удивительный ритм. Музыкально ритмические движения. Музыкальные игры. Зна-комство с длительностями. Участие в ритмических упражнениях, играх, музыкальных иг-рах.
Сказочные образы в музыке. Познакомить с музыкальными произведениями на сказоч-ный сюжет.
«Композитор, исполнитель, слушатель». Дать понятия: композитор, исполнитель, слу-шатель.
Музыкальные жанры. Знакомство с основными муз. жанрами (песня, танец, марш).
Музыкальные инструменты. Сказки о музыкальных инструментах, знакомство с темб-рами инструментов.
Творческая мастерская. Творческие задания по пройденному материалу.
Второй год обучения (6 класс)
I полугодие
Окружающий мир и музыка. Введение. Знакомство с деятельностью кружка, основными направлениями. Звуки, которые нас окружают.
Народное творчество. Корень музыкальной культуры. Значение слов: народ, творчество. Отличия народных песен от авторских. Особенности народного творчества в Вологодской области.
Народный календарь. Годовой цикл обрядов. Календарные песни. Праздники по народ-ному календарю.
Песенные жанры. Знакомство с былинами, историческими песнями, лирическими про-тяжными и городскими песнями.
Танцевальные жанры. Народные и бальные танцы, старинные танцы – шествия и евро-пейские танцы.
Музыкальная гостиная. Выступление на концерте, участие в мероприятии.
II полугодие
Музыкальная форма. Знакомство с формами в музыке. Прослушивание музыкальных произведений и разбор по музыкальным формам.
Программная музыка. Что такое программная музыка. Для чего нужна программа. Му-зыкальный портрет, пейзаж. Тема времена года в музыке.
Музыкальный стиль. Особенности творчества композиторов. Понятие стиль.
Музыкальный образ. Понятие образ. Связь образа с замыслом композитора. Музыкаль-ная тема, способы ее изложения.
Приемы развития в музыке. Основные приемы развития в музыке: повтор (точны и не-точный), секвенция, контраст. Понятие о структурной единице (фраза, мотив).
Творческая мастерская. Творческие задания по пройденному материалу.
Учебно-тематическое планирование по программе Первый год обучения (5 класс)
№ | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во | |
По плану | Фактич. | часов | ||
I полугодие | ||||
1 | В мире музыкальных звуков. |
| 2 | |
2 | Мифы, легенды, предания о музыке и музыкантах. | 3 | ||
3 | Сказки о музыке. | 4 | ||
4 | «7 цветов радуги – 7 нот» | 3 | ||
5 | Путешествие в музыкальный театр. | 3 | ||
6 | Песни из любимых мультфильмов. | 3 | ||
7 | Жанры вокальной музыки. | 4 | ||
8 | Символы нашего государства. | 2 | ||
II полугодие | ||||
9 | Этот удивительный ритм. | 3 | ||
10 | Музыкально ритмические движения. | 3 | ||
11 | Музыкальные игры. | 2 | ||
12 | Сказочные образы в музыке | 3 | ||
13 | «Композитор, исполнитель, слушатель» | 3 | ||
14 | Музыкальные жанры. | 5 | ||
15 | Музыкальные инструменты (народные) | 3 | ||
16 | Музыкальные инструменты (симфонические) | 3 | ||
17 | Творческая мастерская | 3 | ||
Итого | 68 | |||
Учебно-тематическое планирование по программе Второй год обучения (6 класс)
№ | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во | |
По плану | Фактич. | часов | ||
I полугодие | ||||
1 | Окружающий мир и музыка. | 2 | ||
2 | Народное творчество. | 4 | ||
3 | Народный календарь. | 5 | ||
4 | Песенные жанры. | 4 | ||
5 | Танцевальные жанры. | 5 | ||
6 | Музыкальная гостиная. | 2 | ||
II полугодие | ||||
Музыкальная форма | ||||
7 | Музыкальная форма. | 2 | ||
8 | Тема. Период. | 2 | ||
9 | Двухчастная форма. | 2 | ||
10 | Трехчастная форма. | 2 | ||
11 | Форма рондо. | 2 | ||
12 | Форма вариации. | 2 | ||
13 | Программная музыка. | 3 | ||
14 | Времена года в музыке. | 3 | ||
15 | Музыкальный стиль. | 3 | ||
16 | Музыкальный образ. | 3 | ||
17 | Приемы развития в музыке. | 3 | ||
18 | Творческая мастерская | 3 | ||
Итого | 68 | |||
Информационное обеспечение
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Из-дательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007
- Настольная книга, школьного учителя - музыканта. АлиевЮ.Б. – М., «Владос»,
2000.
- Сухоняева Е.Э. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»,
2002.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. «Педагогика», 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
Программа может использоваться педагогом во внеурочной деятельности в начальной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"
рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта осн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) для 1-4 классов.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности «Волшебная шкатулка» предназначена для учащихся 1-4 классов (7-11 лет). Программа рассчитана на 4 года...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс
5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...