Программа внеурочной деятельности “Музыкально-театральная мастерская «Волжане»”
рабочая программа по музыке

Афанасьева Любовь Владимировна

Модуль программы внеурочной деятельности
“Музыкально-театральная мастерская” предназначен для активного приобщения детей к миру искусства посредством детского музыкального театра как формы дополнительного образования.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx33.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

заместитель директора  

по учебно-воспитательной работе

ГБОУ СОШ с. Кабановка

________________/Л.А.Таинкина /

«___» _________        2020 г.

«Утверждаю»

директор

ГБОУ СОШ с. Кабановка

_______________        /Л.А.Кузнецова/

 «___» _________        2020 г.

        

             

Модуль программы внеурочной деятельности
Музыкально-театральная мастерская «Волжане»
для учащихся начальных классов

Составитель:

Афанасьева Л.В.

Учитель музыки

2020 год

1. Пояснительная записка

Модуль программы внеурочной деятельности
“Музыкально-театральная мастерская” предназначен для
активного приобщения детей к миру искусства посредством детского музыкального театра как формы дополнительного образования.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Каждый преподаватель - режиссер, который создает свой неповторимый проект. Данный модуль программы по внеурочной деятельности отражает успешный ход работы педагога и способен обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”.

Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства.

Реализация программы предусматривает использование дистанционных образовательных технологий: виртуальные просмотры спектаклей, экскурсии, проведение онлайн-занятий с использованием Teams, Zoom.

Место данного курса в учебном плане.

На модуль «Музыкально-театральная мастерская» в начальной школе отводится 34 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом ГБОУ СОШ с. Кабановка.

Ценностные ориентиры содержания модуля. Освоение материала модуля предусматривает свободное художественное творчество детей, при вдохновляющей, стимулирующей проявления одаренности поддержке педагога. Все участники музыкально-театральной мастерской   без исключения могут не менее двух раз в год выступать на школьных праздниках, концертах, посещать вместе с педагогом филармонию, музеи, выставки. Внимание детей обращается на то, что необходимо знать российское культурное наследие, беречь его, изучать культуру Самары и Самарской области.

Проявления одаренности ребенка в области музыки, изобразительного искусства, каких-либо других сферах, вместе составляющих искусство театра,  фиксируются в диагностической карте, принимаясь за ориентир для формирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в соответствии с их одаренностью.

Модуль направлен на воплощение в жизнь представления о современном национальном воспитательном идеале – высоконравственном, творческом, компетентном россиянине, осознающем ответственность за настоящее и будущее своей страны, сохранение духовных и культурных традиций.

В процессе занятий поддерживается и развивается интерес обучающихся к музыке, изобразительному искусству, к деятельности известных художников и музыкантов России. Видеозаписи выступлений на сцене, рисунки, коллажи детей на музыкальную тему собираются в коллекции для выставок и экспозиций, в том числе посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам.

Деятельность ребенка, осваивающего модуль, носит продуктивный характер, выражающийся в двигательных импровизациях, выражающих эмоции, вызванные поэзией, литературой, созерцанием репродукций картин, иных эстетически ценных предметов.

 Новизна программы заключается в том, что на основе приобщения детей к театру здесь интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В модуле систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, музыкальное исполнение, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Модуль программы «Музыкально-театральная мастерская» составлен в соответствии со следующими нормативными документами:

1) Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года.

2) Письмо Министерства образования и науки РФ от 15.12.2002 N 30-51-914/16 «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования»,

3) Концепция развития дополнительного образования детей

Целью данного модуля является воспитание гармонически развитой и творчески активной личности средствами театра.

Задачи, решаемые в рамках данного модуля:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

-развитие музыкального слуха и певческих навыков.

  1. Планируемые результаты модуля

В результате освоения модуля «Музыкально-театральная мастерская», должны быть достигнуты:

личностные результаты:

— формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе знакомства и использования произведений отечественных композиторов, писателей, драматургов, различных направлений современного театрального искусства России;

– формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

– формирование умений наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства, ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участвовать в культурной и творческой жизни класса, школы, города и др.;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

готовность и способность обучающихся к музыкальному, художественному саморазвитию;

-сформированность ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих любовь к искусству;

метапредметные результаты (универсальные учебные действия):

познавательные

-способность решать проблемы творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных произведений;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий между музыкой и изобразительным искусством, звучанием и театральными действиями;

  • умение осуществлять познавательную деятельность с использованием различных сайтов;

регулятивные:

  • способность принимать и сохранять цели и задачи музыкально-театральной деятельности, находить средства к ее осуществлению;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные музыкально-исполнительские театральные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов, в их воплощении;
  • умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в инструментально-исполнительской деятельности, импровизациях, рисовании под музыку;

коммуникативные:

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о характере и особенностях музыкальных произведений и инструментов в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение способами коллективного музицирования, взаимодействия в процессе создания коллажей на тему репертуарных театральных постановок.

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи деятельности, осуществлять поиск средств ее осуществления в разных формах и видах;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в      процессе восприятия, исполнения, оценки творческих произведений;

- формирование навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, позитивной самооценки своих творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с целями и задачами деятельности.

Предметные:

– формирование представления о роли театра в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование знаний об основах театральной культуры и основных закономерностях театрального искусства;

– формирование умений воплощать музыкальные и литературные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокальных произведений, в импровизациях.

В результате освоения курса, учащиеся получат возможность:

- расширить свои представления о театральном искусстве, основах актерского мастерства, культуре зрителя;

- научиться ориентироваться в театральных терминах, активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом – постановкой спектакля, оформлением декораций, созданием костюмов, музыкальным оформлением спектакля;

- научиться ориентироваться в пространстве, запоминать ролевые слова, находить нужные позы и действия, читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения, строить диалог с партнѐром, отрабатывать дикцию.

- развивать творческий потенциал и эмоциональную сферу личности, умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и веру в свои силы, воспитывать нравственно-эстетические качества, умение работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат собственной деятельности;

- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству, исполнительские способности, навыки правильного произношения и культуры речи, игрового поведения, эстетического чувства, реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, создавать образы героев с помощью выразительных пластических движений;

- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию, пользоваться интонациями.

3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

        Раздел 1. Основы театрального мастерства (4 ч)

        Как создаѐтся спектакль.  Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Техника безопасности на занятиях.

        Театральное мастерство. Театральный этюд. Актѐр – единство материала и инструмента. Средства образной выразительности. Диалог, монолог, или театр одного актѐра. Искусство декламации. Развитие интонационной выразительности.

        Декорации для спектакля. Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Для чего нужна бутафория и из чего еѐ изготовляют.

        Костюм – важное средство характеристики персонажа.

        Музыкальное сопровождение. Роль музыки в спектакле. Фонограмма и «живая музыка».

        Афиша и программка. Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки.

        Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения в театре.

        Раздел 2. Мастерская театрального творчества (22 ч)

        "Люблю я мамочку свою". Литературно - музыкальная композиция ко Дню матери, связанная с русскими народными обычаями. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

        "Мажор и минор". Театральная постановка - музыкальная композиция, в рамках изучения школьной программы. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

        "Никто не забыт, ничто не забыто".  Литературно - музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы. Работа над спектаклем (составление сценария, создание декораций и костюмов, музыкальное и мультимедийное сопровождение, репетиции, постановка).

        Раздел 3. Мастерство актёра (5 ч)

        Подвижные игры, игры на внимание, память, логику.

        Этюдная работа. Упражнения на включение воображения.

        Слуховое внимание. Знакомство с актёрским тренингом. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии.

        Знакомство с понятиями «мимика», «жест». Упражнение в изображении героев с помощью мимики и жестов.

        Игры на активизацию внимания и памяти. Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа.

        Раздел 4. Вокальное мастерство (3ч)

           Изучение нотной грамоты, правил использования дыхания во время пения.

           Чистое интонирование, использование во время пения "крещендо" и "диминуэндо".

                 Тематическое планирование модуля

№ раздела

Название раздела

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

1

Основа театрального мастерства

Понимать, как создаѐтся спектакль.  Путь от литературного текста через все театральные цеха до спектакля на сцене. Работа драматурга. Техника безопасности на занятиях.

2

Мастерская театрального творчества

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы

3

Мастерство актёра

Инсценировать песни, фрагменты опер, балетов, спектаклей.

4

Вокальное мастерство  

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий при освоении содержания музыкальных образов.

Режим занятий. Модуль внеурочной деятельности «музыкально-театральная мастерская» для учащихся младших классов рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

На занятиях используются современные педагогические технологии: арт-композиция, учебно-деловая игра, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления, синестетические технологии.

Занятия в форме арт-мастерской, включаются блоки:

  • «Музыка живописи»
  • «Краски русских мелодий»

 

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.

      Фазы технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены разнообразными визуальными формами и стратегиями работы с текстом, возможностью организации дискуссий и проектов.

      Обучение основывается на принципах сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

4.Средствами оценивания результатов модуля

Форма аттестации - опросы учащихся: устные, письменные, сетевые. Итоговая работа проводится в форме презентации одной из арт-композиций, по выбору обучающегося.

Аттестационные срезы позволяют выявлять уровень сформированности полихудожественной компетенции обучающегося.

Также для определения результативности модуля могут использоваться варьированные методы и формы диагностики в форме беседы, игры, собеседования по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д. В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться: сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные), участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, теневых мини-спектаклях, подготовленных участниками занятий), самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.

Во всех случаях при будут применятся следующие общие критерии оценивания:

«5» -когда ребенок умеет полностью погрузиться в художественный образ и если в роли есть музыкальные партии, исполняет их чисто интонационно.

«4» -если ребенок частично входит в образ и интонирует не совсем точно.

«3» -когда ребенок совсем не может войти в образ, стесняется и ко всему неправильно и интонационно, и ритмически передает музыкальный материал.

В зависимости от формы оценивания к общим критериям оценивания будут применятся специальные критерии необходимые для каждой конкретной формы оценивания.

5. Материально техническое обеспечение модуля

Для занятий по модулю "Музыкально-театральная мастерская"желательно использовать помещение, имеющее сцену (актовый зал), занавес, музыкальное оборудование (музыкальный центр с колонками, синтезатор, а в некоторых случаях лучше и фортепиано, ноутбук)

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

Пособия для учащихся:

  • Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й  класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.

  • Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

3-й  класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.

  • Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

4-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.

Пособия для учителя:

  • Гурков А.Н. Школьный театр. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
  • Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280с.
  • Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса. – 2000. – 96 с.
  • Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.

Ресурсы Интернета

-http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm (доступ от 24.09.2020) Ганелин, Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

- youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc (доступ от 24.09.2020) Похмельных A.A. Образовательная программа «Основы театрального искусства».

 -http://www.kidkid.ru/mult1.html (доступ от 24.09.2020) Советские мультфильмы, пазлы.

-http://littlehuman.ru/393/ (доступ от 24.09.2020) Сборник детских скороговорок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс

Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности музыкально-театральной студии «Маскарад»

Программа составлена на основе программы «Театр» Генераловой И.А.ОС «Школа 2100»; Стандарт ФГОС; М. «БАЛАСС», Год издания 2013....

Программа внеурочной деятельности "Мастерская чувств" 1 класс

Эта программа - первый шаг к театру. А наш школьный театр – это свободное пространство, где человек может испытать самого себя....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская ЮИД" 7 класс

Данная программа подразумевает профилактику детского дорожного травматизма, знакомство учащихся с содержанием работы специалистов ГИБДД, обеспечивающих безопасность дорожного движения.Цель программы «...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Певческая мастерская"

Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Художественно-творческая мастерская» направленность: художественно-эстетическая возраст: 12-13 лет

Данная программа  по ИЗО  дает возможность юным талантам попробовать свои силы также и в разных направлениях классического и прикладного творчества: рисунок, живопись, лепка, моделирова...

Программа внеурочной занятости воспитанников "Творческая мастерская "Фантазия"

Цель программы. Создание творческой среды для развития художественно-творческих способностей у воспитанников.Задачи.Обучающие:–познакомить с видами изобразительного и декоративно-прикладного иск...