Классный час: «Гордимся, помним!»
методическая разработка (8 класс) на тему
материал классного часа содействует духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, к государственным Праздникам России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_gordimsya_pomnim.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Классного часа: «Гордимся, помним!»
в 8 классе
Автор: Новикова Елена Ивановна учитель физической культуры МБОУООШ №16 х. Новопокровского Приморско-Ахтарского района Краснодарского края |
Цель: содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, к государственным Праздникам России.
Задачи классного часа:
-актуализация исторической памяти, формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
-воспитание обучающихся в духе патриотизма и гражданственности, гордости за достижения родной страны, воспитание гуманистических качеств личности обучающихся, уважения к другим народам и странам;
- развитие познавательной компетентности обучающихся на основе работы с первоисточниками, воспоминаниями военачальников, писателей, журналистов, ветеранов Великой Отечественной войны, освободивших Россию и Краснодарский край;
- формирование коммуникативной культуры, способности к общению со сверстниками и старшим поколением.
Сценарий классного часа.
I Организационная часть.
II Мотивация.
Просмотр видеоролика «Я хочу, чтобы не было больше войны»
Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.
1 чтец:
Июнь... Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 чтец:
Июнь... Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае.
3 чтец:
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам.
Обшарили немецкие бинокли.
4 чтец:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего, каких – то 5 минут осталось
1 задание: составить в двух группах даты начала и окончания войны (карточки с буквами и цифрами).
Звучит запись Левитан «О начале войны».
III Основная часть.
Учитель:
22 июня 1941 года в 4 часа утра, когда мирные люди нашей страны спокойно спали, фашистская Германия без объявления войны своими танками и самолётами нарушила наши границы, ворвалась на территорию нашей страны, стала бомбить города и сёла, убивать мирный наш народ, сжигать дома. Так началась Великая Отечественная война.
5 чтец
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово « война».
Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,
Сквозь лишения, боль и беду,
Уходили из детства ребята
В сорок первом году.
2 задание: ответить на вопросы (в группах).
1. Ласковое прозвище боевых машин реактивной артиллерии во время Великой Отечественной Войны (Катюша).
2. Маршал Советского Союза (Жуков).
3. Какой город устоял против осады 900 дней? (Ленинград).
4. Какой немецкий город был завоеван в конце войны? (Берлин).
3 задание: кроссворды.
- Исписанный лист бумаги в конверте.
2. Высшая награда за достижения во время войны.
3. Несчастье, неприятность, ужасное происшествие.
4. Народ, с которым воевали русские во время Отечественной войны.
5. Кто помогал взрослым во время войны в тылу (работал на заводах, в госпиталях, писал солдатам письма, вязал носки и варежки).
6. Наступление на врага.
1. Огнестрельное оружие, которым пользовались солдаты во время войны.
2. Столица Советского союза.
3. Средство для обработки ран и ссадин.
4. Люди, которые жили в лесу в землянках, разведывали расположение войск и орудий врага, подрывали немецкие поезда и заводы.
5. Страна, с которой воевал Советский Союз с 1941 по 1945 годы. Ответы:
Учитель: Счастливая мирная жизнь советских людей на рассвете 22 июня 1941 года была прервана нападением фашистской Германии. На войне тяжело всем, но особенно противоестественно, когда в войну втягиваются дети, которые должны радоваться, дружить, учиться и обязательно - жить.
6 чтец:
Роса еще дремала на лафете,
Когда под громом дрогнул Измаил:
Трубач полка-
У штаба-
На рассвете
В холодный горн тревогу затрубил.
Набата звук,
Кинжальный, резкий, плотный,
Летел Троянов Вал,
Как будто он не гарнизон пехотный,
А всю Россию к бою поднимал!
Звучит «Священная война» (муз. А. Александрова)
Учитель: Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
7 чтец:
Чёрным было небо над Кубанью,
Нефть клубила адскую пургу.
Мальчики без воинского званья
Бились на кубанском берегу.
Не надев солдатских гимнастёрок,
Пареньки из краснодарских школ
По - солдатски вплавились в пригорок,
Как велели честь и комсомол. (слайды 1-3)
Учитель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими-отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. (слайд 4)
Кубанские пионеры также внесли свой вклад в победу над врагом.
В годы войны зародилось и развернулось в массовое, поистине всенародное ребячье движение. В госпиталях ребята ухаживали за ранеными, выступали с художественной самодеятельностью. В летнюю пору 1941 года в колхозах края работало около 200 тысяч школьников.
В период временной оккупации Кубани гитлеровские захватчики встретили массовое сопротивление всего населения, вылившееся в широкий размах партизанской и подпольной борьбы. И в этой борьбе сумели найти своё место пионеры. Юные герои вписали замечательные, беспримерные страницы в летопись боевой славы. (слайды 5-25)
Звучит песня «Пионеры герои Кубани»
Рассказы учеников о юных героях.
ЖЕНЯ ПОПОВ. Учился в 8-й Майкопской школе, писал листовки и расклеивал их по городу, вел подрывную деятельность в тылу врага, срывая выполнение боевых операций фашистов. В декабре 1942 года был схвачен фашистами. Целый месяц его пытали в гестапо. 17 января, в день своего рождения, Женя был расстрелян.
А что было дальше?
Гестапо, тюрьма.
Пытки,
Допросы,
Расправа.
А что было дальше?
Холодная тьма
И юная
Вечная слава. (слайд 26)
ЛЁНЯ ОБЪЕДКО. Жил в хуторе Семисводном Красноармейского района. Желая помочь партизанам, перерубил телефонный кабель, тянувшийся от станицы Анастасиевской, где находился немецкий штаб, до станицы Славянской, где шла передовая линия. Был схвачен гестаповцами, жестоко избит и расстрелян в марте 1943 года.
Завгородний Алексей Иванович посвятил подвигу Лени Объедко стихотворение:
Про мальчика, про Леню, будет этот рассказ.
В Семисводном он рос, быстрый, легкий, как птица,
Как и все он мечтал, и твердил каждый раз:
-Я хочу быть пилотом, летать научиться!
Он хотел, чтобы ветер дул упруго в лицо,
Он хотел, чтобы шапку срывал он со свистом.
Он хотел быть похожим на наших отцов,
Смело шедших вперед на клинок, на винтовочный выстрел.
Он хотел, чтоб в полях колосились хлеба,
Чтоб комбайны гудели в пшеничном просторе.
Вдруг … Война! Всех сплотила она,-
Что ни дом, то огромное горькое горе.
Вербы косы склонили над рекою вдали.
Немцы Леню схватили, на допрос повели.
Злобной пыткой пытали (для других, мол, пример) (слайд 27)
НАДЯ ГНЕЗДИЛОВА. Ученица 6 класса станицы Даховской Тульского района. Была разведчицей в партизанском отряде, участвовала в операции по освобождению станицы. Погибла в перестрелке во время боя. (слайд 28)
ВАНЯ МАСАЛЫКИН. Жил в станице Новопокровской. Уводил из-под носа фашистов оружие – винтовки, патроны, гранаты, прятал их в окопчике, а потом раздавал жителям. Его выследили, арестовали. После страшных пыток в сентябре 1943 года Ваня был расстрелян.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм. (слай 29)
ВИТЯ ГУРИН. Учился в школе № 2 станицы Новотитаровской Динского района. Был связным и разведчиком в партизанском отряде. Вместе с группой партизан был схвачен фашистами и расстрелян в декабре 1942 года. Витя Гурин посмертно награжден медалью «За оборону Кавказа».
ТОЛЯ АЛЕХИН. Учился в школе № 1 города Анапы, занимался в радиокружке. Был радистом в партизанском отряде, участвовал в боевых операциях, ходил в разведку. Погиб в бою с врагами в январе 1943 года. (слад 30)
ВЕНЕРА ПАВЛЕНКО и КЛАРА НАВАЛЬНЕВА. Ученицы школы № 1 станицы Кореновской. Ухаживали за советскими летчиками, самолет которых был сбит неподалеку от станицы, а затем помогли им скрыться от фашистов. Были схвачены и зверски замучены гестаповцами. (слайд 31)
ВОЛОДЯ ГУКОВ. Житель станицы Мингрельской Абинского района, учился в 4 классе. Был разведчиком в партизанском отряде. При выполнении задания был схвачен фашистами, жестоко избит и расстрелян в сентябре 1942 года. слайд 32)
ЛЁНЯ ТАРАННИК. Жил в станице Ключевской Горяче-Ключевского района, учился в 5 классе. Был партизанским разведчиком – следил за расположением огневых точек противника и сведения передавал в отряд. Он сумел выкрасть у немецкого офицера важные документы, которые помогли разгадать план по уничтожению партизан. Леню выследили и поле страшных пыток и допросов расстреляли в августе 1942 года. (слайд 33)
ФЕДЯ ТОКАРЕВ. Учился в школе № 3 станицы Абадзехской. Выполнял задания партизанского отряда. По доносу предателя Федя был схвачен и подвергся жесточайшим пыткам. В октябре 1942 года юный патриот вместе со своим дедушкой были закопаны в землю живыми.
СТЕПА ПОНОМАРЕВ. Жил в станице Каменномостской. Ему было 14 лет. Он был связным в партизанском отряде, участвовал в операциях по освобождению пленных, предотвращал угон скота, раскрывал имена предателей. Был схвачен фашистами на пороге родного дома. После жестоких пыток в октябре 1942 года Степа был расстрелян. (слайд 34)
НИНА КАМЕНЕВА. Дочь партизана. Жила в станице Новосвободной Тульского района. Ей было 15 лет. Она добывала информацию для отряда, в котором воевал отец. Нина и ее мать были схвачены, подверглись страшным пыткам и были вместе расстреляны в октябре 1942 года. (слайд 35)
ВИТЯ НОВИЦКИЙ. Житель города Новороссийска. Не раз убегал на фронт, был под Керчью в самом пекле сражений. Во время наступление фашистов на Новороссийск Витя помогал нашим матросам отбивать атаки врага. Когда матросы погибли, он встал за пулемет. Фашисты проникли в дом и зверски расправились с Витей. Они облили его бензином, подожгли и сбросили на мостовую. Витя Новицкий посмертно награжден орденом Отечественной войны. (слайд 36)
ВИТАЛИК И ЛЕНА ГОЛУБЯТНИКОВЫ. Учились в школе № 3 станицы Брюховецкой. В 1943 году во время отступления немецких войск ценой своих жизней они спасли колонну советских солдат, предупредив их о засаде.
Эта новость летела как птица,
Отступала угрюмо тоска:
Оставляют фашисты станицу,
Наступают родные войска.
Ждали жители наших
Советских,
Ждали, словно любимых своих,
Ждал свободы народ
В Брюховецкой,
Ждал прихода бойцов дорогих.
Ждали этого Лена и Витя.
День февральский был долгий,
Как год.
Вдруг из дома напротив-
Смотрите-
В щель немецкий глядит пулемет.
Их пронзила догадка: засада!
Непонятная слышалась речь…
«Нам спасти наших воинов надо,
Нужно наших бойцов уберечь».
Стали строгими юные лица,
На раздумье -секунды ушли…
А бойцов- принимала
Станица,
Вот они показались в вдали.
И все ближе родные шинели
И счастливые лица солдат…
« Стойте! Сто-о-ой…»,-
Голоса зазвенели,
Но прервал их чужой автомат.
Нет для памяти нашей
Преграды,
Наступил он, торжественный
Миг:
Вижу сверстников ясные
Взгляды
И не в камне, не в бронзе-
Живых. (слад 37)
ВЛАДИК КАШИРИН. Житель города Анапы. Принимал участие в подрывной деятельности подпольной группы «Рассвет», возглавляемой Катей Соловьяновой. Он спас заминированный склад зерна, вынув 55 запалов и оборвав шнуры в ящиках со взрывчаткой. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу». В составе 18-й армии Владик принимал участие в боях за Крым, дошел до Будапешта. Среди его наград есть медаль «За оборону Кавказа». Герой погиб после войны, обезвреживая неразорвавшуюся бомбу. (слайд 38)
ЮРА САЗОНОВ и КОЛЯ ТОКАРЕВ. Жили в станице Даховской. Были связными в партизанском отряде, передавали партизанам ценные сведения, расклеивали в станице листовки. Юных разведчиков выследили и после долгих пыток в гестапо расстреляли в октябре 1942 года. (слайд 39)
КОЛЯ ШУЛЬГА. Родился в станице Кисляковской Кущевского района, учился в 18-школе. Ему было 11 лет. Он был связным в партизанском отряде, переправлял оружие партизанам, перерезал линии связи фашистов. По доносу Коля был схвачен, его пытали и закопали в яме живым. (слайд 40)
МУСЯ ПИНКЕНЗОН. Учился в 5 классе школы № 1 станицы Усть-Лабинской. Очень любил музыку, играл на скрипке. Во время массовых арестов был схвачен вместе с отцом… В январе 1943 года фашисты вывели не расстрел более 300 жителей станицы. Среди них был Муся. Он бесстрашно шагнул навстречу фашистскому офицеру, вскинул на плечо скрипку и заиграл. Торжественно и гордо звучала мелодия, которую подхватили обреченные на смерть жители станицы. Фашисты опешили от смелости маленького скрипача. Раздалась команда, а за ней автоматные очереди…
Никак забыть я не могу
Тот город Краснодар.
Лежала скрипка на снегу,
Над ней закат пылал.
Он так потешиться хотел,
Фашистский генерал.
Но мальчик пел, он только пел
« Интернационал»! (слайд 41)
Учитель:
Неправда, что время сушит слезы. Неправда, что время притупляет горечь утрат. Седые матери помнят погибших детей. Никто не заставит их позабыть. Повешены, расстреляны, погребены заживо…
Мы вспомнили только о немногих, кто свои юные жизни отдал за освобождение Родины. Но мы помним всех.
Вела на подвиги страна,
И в жизни быстротечной
Их не забудут имена,
И точно так же, как весна,
Их юность будет вечной. (слайд 42)
Много юных, еще не познавших жизнь, ребят забрала война, но они отдали жизнь за наше будущее, и как могли приближали своими подвигами день Победы.
Давно отгремели бои Великой Отечественной войны. Над нашими городами и селами ясное небо, теплое солнце. Буйно цветут сады и шумят неоглядные нивы. За все это отдали свои жизни малолетние герои. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
8 чтец:
Над нами небо голубое,
Нам жизнь счастливая дана,
И мы обязаны с тобою
Запомнить эти имена.
Герои наши – просто дети,
Чью жизнь оборвала война.
И мы должны запомнить эти,
Запомнить эти имена!
Принять их к сердцу близко-близко,
Их подвиг оценить сполна.
И, поклонившись обелискам,
Запомнить эти имена!
Запомнить навсегда и свято
И пронести сквозь времена.
Во имя Родины, ребята,
Запомним эти имена! (слайд 43)
Минута молчания
9 чтец:
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! (слайд 48)
IV Заключение. Рефлексия.
- Что нового учащиеся узнали в ходе классного часа?
- Какие чувства вызвал классный час?
Звучит песня «Войне нет места» (слайды 44-45)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Краю75: помним, гордимся, наследуем"
Классный час посвященный 75-летию образования Краснодарского края....
Единый Всекубанский классный час "Гордимся,помним"
Всекубанский классный час «Гордимся, помним!» является кульминацией серии классных часов, посвященных 70-летию окончания Великой Отечественной войны, начавшейся с классного часа «100 дней до Вел...
Классный час "Мы помним! Мы гордимся"
классный час в 6 классе, посвященный 70 летию Победы...
КЛАССНЫЙ ЧАС «Гордимся, помним!», посвященный 70-й годовщине Победы. ...
Цели:воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;прививать нравственно-эстетические качества, чувство любви к родному краю.Задачи:расширение знаний учащихся о героической истории нашего н...
Разработка Единого Всекубанского классного часа ,, ГОРДИМСЯ, ПОМНИМ ! “
Цель: развитие патриотических чувств у обучающихся Задачи: - расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; - познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ; - воспитывать...
Классный час "Мы помним! Мы гордимся!"
Цели:· сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне, о детстве, опалённом войной, о Великом празднике – Дне Победы;·...
Классный час "Мы помним! Мы гордимся!"
Занятие к 9 мая...