Разработка Единого Всекубанского классного часа ,, ГОРДИМСЯ, ПОМНИМ ! “
классный час ( класс) на тему

Шембелиди Елена Григорьевна

Цель: развитие патриотических чувств у обучающихся

 

Задачи:

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

 

- познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

 

- воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважения к истории своей страны и участникам войны

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsekubanskiy_klassnyy_chas_gordimsya_pomnim.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

353507  Краснодарский край, город Темрюк , площадь Терлецкого 2

телефон : 886148 4-22-27

 

Разработка Единого Всекубанского   классного часа

,, ГОРДИМСЯ, ПОМНИМ ! “

                             ( 5-9 классы)

                                                   Автор : Шембелиди Елена Григорьевна

                                                          учитель истории и обществознания.

                                     

                                            г. Темрюк, 2015 г.

Цель: развитие патриотических чувств у обучающихся

Задачи:

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ;

- воспитывать чувство гордости за нашу страну, уважения к истории своей страны и участникам войны

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Ход мероприятия :

 Слайд  № 1  

                                                                                     

Учитель:  Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие.

 9 мая 2015 г. весь наш народ будет отмечать знаменательный юбилей – 70 лет Победы в Великой Отечественной войне.70 лет отделяют нас от тех страшных, суровых событий.

В преддверии этой славной даты мы   вспомним , как далась нашему народу эта Великая Победа.

Звучит песня "Священная война".

 (на фоне музыки) 1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.

 Здесь никого враги не пожалели:

 Ни стариков, ни женщин, ни детей,

 И бродит средь берёзонек и елей

 Седой войны пугающая тень

                                          М. Зорин

Учитель: ( Выстрелы, прозвучавшие на рассвете 22 июня 1941 года, были началом одной из самых ужасных трагедий XX века - Великой Отечественной войны. Самой кровопролитной в истории.

Слайд  № 2  

 Учитель: Перенесемся сейчас в тот далекий 1941 год. Лето. 22 июня. Четыре часа утра.

Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь. В первые же дни войны тысячи молодых людей добровольцами уходили на фронт.

 1-й чтец:

 Солнечным ранним утром в июне,

 В час, когда пробуждалась страна,

 Прозвучало впервые для юных

 Это страшное слово «война».

 Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

 Сквозь лишения, боль и беду,

 Уходили из детства ребята

 В сорок первом году.

Слайд № 3, 4, 5

Учитель: 

 Первой удар на себя приняла Брестская крепость в июне 1941 года. Защитники Брестской крепости держались целый месяц уже после того, как линия фронта передвинулась далеко на восток. Солдаты держались до последней капли крови. Когда фашисты всё же ворвались в крепость, то не было в живых ни одного солдата. На стенах крепости кровью было написано: «Умрём, но не сдадимся!»

Слайд № 6

 В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружен. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.

 Слайд № 7

 В результате контрнаступления Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года немцы были отброшены. Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался - несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев.

Слайд № 8,9

Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город.

 Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом. Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза. Зимой 1942-1943 годов в ходе Сталинградской операции была окружена армия (330 тысяч солдат) немецкого фельдмаршала Паулюса. Армия была разбита, 91 тысяча немецких солдат во главе с Паулюсом сдались в плен.

 

Слайд № 10

Битва под Курском - одно из важнейших и решающих событий Великой Отечественной и всей Второй мировой войны. После победы в этой битве Красная Армия начинает освобождать территорию нашего государства от немецко-фашистских захватчиков

Слайд № 11

К лету 1944 года Красная Армия освободила территорию Советского Союза и приступила к освобождению европейских государств, захваченных фашистами.

Весной 1945 года советские и союзнические войска вступили на территорию Германии. Началась завершающая Берлинская операция, в которой советскими войсками командовал маршал Г. К. Жуков.

 9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии.

Слайд № 12

Учитель : Четыре года бушевала Великая Отечественная война. Это 1 418 бессонных дней и ночей, это 20 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые два метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту.  За годы войны фашисты уничтожили 1710 советских городов и более 70 тысяч сёл и деревень.

Слайд № 13

2-й чтец:

На братских могилах не ставят крестов,

 И вдовы на них не рыдают,

 К ним кто-то приносит букеты цветов,

 И Вечный огонь зажигают.

 Здесь раньше вставала земля на дыбы,

 А нынче – гранитные плиты.

 Здесь нет ни одной персональной судьбы –

 Все судьбы в единую слиты.

 А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

 Горящие русские хаты,

 Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

 Горящее сердце солдата.

 У братских могил нет заплаканных вдов –

 Сюда ходят люди покрепче.

 На братских могилах не ставят крестов,

 Но разве от этого легче?.

                                        (В. Высоцкий)

Учитель :  9 мая  - это  День Победы наших войск над фашисткой Германией и день памяти о миллионах погибших, замученных и оставшихся калеками.

Слайд № 14,15

Учитель : Помнить о них необходимо. Помнить для того, чтобы жить. Помнить, чтобы новый разрушительный смерч не пронесся над планетой, уничтожая все живое. Чтобы уцелела земля наша.

В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.

 Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.

 Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.

 Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.

 Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.

Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? …

 «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

Учитель : После поражения под Москвой гитлеровское командование вынуждено было искать другие пути к победе. В конце весны 1942 г. гитлеровское верховное командование сосредоточило основные усилия на южном крыле советско-германского фронта, делая ставку на захват нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Ставрополья. Замысел врага по захвату Кавказа был изложен в директиве гитлеровского командования № 45 от 23 июля 1942 г., условное наименование «Эдельвейс», и состоял в том, чтобы окружить и уничтожить наши войска южнее и юго-восточнее Ростова и овладеть Северным Кавказом. В сентябре- декабре 1942 года продолжались упорные бои на Туапсинском направлении. Оборона Новороссийска и Туапсе сорвала планы гитлеровского командования по захвату Черноморского побережья и заставила его перейти к обороне.

Овладеть всей территорией края фашисты не могли. Легендарными в истории сражений за Кавказ явились десант в районе рыбацкого поселка Станичка у Новороссийска и оборона захваченного плацдарма-Малой земли. 4 февраля 1943 года отряд моряков под командованием майора  Ц.Л. Куникова высадился на берег. Триста храбрецов повели бой с такой сноровкой и яростью, будто их тысячи. И вслед за ними на захваченный плацдарм перевезли десантный корпус 18-й армии. Плацдарм был расширен до 4 км по фронту и до 2,5 км. в глубину, впоследствии он получил название «Малая земля» (участок местности на западном берегу Новороссийской (Цемесской) бухты и южной окраине Новороссийска), где с 4 февраля по 16 сентября 1943 г. советские войска вели героические бои. Семь месяцев враг штурмовал этот плацдарм.  На плацдарме, по свидетельству очевидцев, не было «ни метра площади, куда бы не свалилась бомба, не упала мина или снаряд». «Родиной мужества и отваги» называли Малую землю. За проявленную отвагу и героизм 21 ее защитник был удостоен звания Героя Советского Союза, сотни воинов награждены орденами и медалями.

Слайд № 16, 17

3-й чтец:

                 Малая Земля

Землю на клочья терзали снаряды,

 Небо пылало от взрывов в ночи.

 С криком: - " за Родину!", гибли солдаты,

 Их поливали огнём палачи.                                            

 Больше полгода здесь бой продолжался.

 Новороссийск не отдал рубежи.

 Вечная память всем тем, кто сражался,

 Кто не покинул тогда блиндажи.

 "Малой землёю", зовётся с любовью,

 Этот клочок, что геройством объят.

 Каждая пядь, тут пропитана кровью,

 В бухте Цемесской погиб весь десант.

 Нос корабля  здесь из пены прибоя,

 С  прошлого века застыл на ветру.

 Памятник этот последнего боя,

 Так и стоит много лет на посту.

          ( Алевтина Коновалова)

Ученик  : В наступательных боях на Кубани и Таманском полуострове многие бойцы показали беспредельное мужество и самоотверженность. Командир отделения 26-го полка сержант Петр Таран, наступая в составе подразделения, первым достиг вражеских проволочных заграждений. Не имея ножниц для резки проволоки, он, будучи ростом под 190 см, обладая большой физической силой, расшатал несколько кольев и вместе с проволокой поднял их над собой и так держал под огнем врага, пока вся рота не преодолела заграждения. Словно заговоренный стоял сержант-богатырь под шквалом огня: ни одна пуля не задела его. Затем Таран присоединился к своим товарищам, в числе первых ворвался в фашистскую траншею, огнем из автомата и гранатами уложил до 20 гитлеровцев. К сожалению, через несколько дней в очередном бою мужественный сержант был сражен вражеской пулей.

Петру Тарану посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, он был зачислен навечно в списки своей части.

Слайд № 18

Ученик :  Самоотверженно действовал красноармеец 3-го Краснознаменного мотострелкового полка В. Лазаренко. Находясь в составе танкового десанта, он связками гранат уничтожил два танка противника. Будучи раненным, уничтожил расчет немецкого тяжелого орудия, убил офицера и захватил солдата с повозкой, груженной боеприпасами. В. Лазаренко 25 октября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд № 19

Учитель : Весной 1943 года напряженные воздушные сражения вспыхнули на самом южном участке Советско-германского фронта, на Кубани, в небе которой шли непрерывные воздушные бои гигантских размеров, в которых участвовало одновременно сотни самолетов. Здесь шла смертельная борьба за господство в воздухе, решался вопрос, кому будет принадлежать небо.

Самые напряженные воздушные бои начались 17 апреля 1943 г. Советским лётчикам на Кубани удалось завоевать господство в воздухе, которое они удерживали до конца войны.

Всего за время сражений в небе Кубани советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов.

В воздушном сражении, длившемся более двух месяцев, летчики показали образцы героизма, самоотверженности и отваги. Здесь, на Кубани указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, четырем летчикам полка было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»: гв.майору П.Крюкову, гв.капитанам В.Фадееву (посмертно), А.Покрышкину и ст.л-ту Т.Речкалову.

В небе Кубани впервые во всем блеске проявился талант будущего трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина.

Заслуги Покрышкина в сражении на Кубани были высоко оценены, и 24 апреля он получает свое первое звание Героя Советского Союза, а в июне очередное звание майора. Помимо советских наград в том же 1943 году Покрышкин был награжден американской медалью «За выдающиеся заслуги»

Слайд № 20

Ученик :  Вадим Иванович Фадеев (25 декабря 1917 года — 5 мая 1943 года) — Герой Советского Союза, летчик-истребитель, гвардии капитан, командир эскадрильи.

К концу апреля 1943 года капитан Фадеев совершил 394 боевых вылета, провёл 43 воздушных боя и лично сбил 17 самолётов противника и 3 в группе. Итог: 20 сбитых самолетов противника.

Незадолго до гибели были направлены документы на присвоение ему звания Героя Советского Союза.

5 мая 1943 года выполняя задание на прикрытие своих войск в районе станицы Крымская на самолёте P-39 оторвался от звена Александра Покрышкина и был замечен группой Ме-109. Пара рассыпалась и завязался бой. Фадеев был ранен и потянул домой. Его ведомый, Андрей Труд, не мог оторваться от Ме-109 и не смог обеспечить прикрытие ведущего. Фадеев смог посадить самолёт в плавнях реки Адагум, но скончался от потери крови. Его тело нашли только 11 июля.

24 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Фадееву Вадиму Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Похоронен в центральном парке села Киевское Крымского района Краснодарского края.

Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.

Слайд № 21

Минута молчания.

Слайд № 22

Учитель :    Всех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой во время Великой Отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.

Помните!

Через века, через года –

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, –

Помните!

Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –

Помните!

                                                                                            (Р. Рождественский)

                     ВИКТОРИНА   ПО ИСТОРИИ  ВОВ

1. Когда началась ВОВ?

          Ответ:  22 июня 1941 г.

2. Сколько лет продолжалась ВОВ ?

               Ответ: 4 года

3. На стенах какой  крепости кровью было написано: «Умрём, но не сдадимся!» ?

              Ответ:  Брестской

4. Блокада какого  города продолжалась 900 дней

Ответ: Ленинграда

5.  Назовите дату оккупации Темрюкского района фашистами.

Ответ: 24 августа 1942 г .- оккупации Темрюкского района фашистами.

6. Что означает выражение  ,,Малая Земля” ?

Ответ: 4 февраля 1943 года на берегу Цемесской бухты высадился отряд спецназначения и занял оборону на плацдарме. Позднее плацдарм получил название "Малая Земля".

7. Сколько дней длилась оборона «Малой Земли»?

Ответ: более семи месяцев – 225 дней

 8. Каким образом были связаны в период битвы за Кавказ г. Темрюк и г. Новороссийск?

Ответ:  от Новороссийска до Темрюка протянулся мощный  оборонительный  рубеж - «Голубая  линия».

9. Какие города Кубани за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны награждены боевыми орденами?

    Ответ:  Новоросийск, Туапсе, Сочи

10. Воплощением народного подвига в годы ВОВ стала судьба Е.Ф. Степановой из Тимашевска. Что вы знаете о ее семье?

   Ответ: Девять сыновей Е.Ф. Степановой отдали жизнь за свободу и независимость Родины в борьбе с гитлеровским фашизмом

11. Когда фашистские войска оккупировали Кубань и заняли её столицу?

       Ответ: в августе 1942 г.

12. Какова судьба поселка Михизеева Поляна ?

Ответ: 13 ноября фашисты расстреляли жителей поселка Михизеева Поляна Мостовского района - 207 человек, большинство которых - дети. Поселок сожгли.

Список использованной литературы

1. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945  /  Под.           ред. Хлевнюк О.П. - М.: Академия, 2002.  

2.«Великая  Отечественная   война»:   энциклопедия.–   М.:   Сов.           Энциклопедия, 1985  

3  «Внеклассные мероприятия в средних и старших классах». М.А.Петрухина.  Издательство «Учитель»,2008г

4. 1.А.А. Данилов, Л.Г.Косулин «История России , 9класс»,  .  Москва, «Просвещение», 2006г

5. Г. А. Деборин, Б. С.Тельпуховский. Итоги и уроки великой отечественной войны . Москва ,Мысль, 1970 год.            

6. О.Е.Жиренко. «Классные часы», , Москва. «ВАКО»,     2009г       

                                                                       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Главное слово на любом языке»

- воспитание чувства любви и уважения к самому родному человеку – маме;- воспитание нравственных качеств личности....

Разработка Единого Всекубанского классного часа "Олимпийский старт Кубани"

Данная разработка направлена на воспитание патриотических чувств и гордости за свою страну и Кубань – хозяйку олимпийских игр,формирование коммуникативной культуры учащихся (умение работать в команде)...

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани» в 10-11 классах Автор сценария: Голубева Виолетта Федоровна,

           Сценарий классного часа в 10 классе «Жаркие. Зимние. Твои»                    Форма проведения: Заседа...

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Олимпийский старт Кубани» в 10-11 классах Автор сценария: Голубева Виолетта Федоровна,

           Сценарий классного часа в 10 классе «Жаркие. Зимние. Твои»                    Форма проведения: Заседа...

Единый Всекубанский классный час "Гордимся,помним"

Всекубанский классный час  «Гордимся, помним!» является кульминацией серии классных часов, посвященных 70-летию окончания Великой Отечественной войны, начавшейся с классного часа «100 дней до Вел...