Рабочая программа по внеурочной деятельности "Увлекательный баскетбол"
рабочая программа (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей эстетико-спортивного центра МБОУ «Мало-Куналейская СОШ » Руководитель __________ Н.Г.Беляева Протокол № ____ от "___" ___ 2016 г. | "СОГЛАСОВАНО" Зам. дир по УР МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» __________________ Л.И.Некипелова "___"__________ 2016 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ директора ОО №___ от _________2016года ____________________ Т.А.Смолина |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Увлекательный баскетбол»
для учащихся 5классов
/ спортивно-оздоровительное направление /
Составитель: Некипелов Евгений Степанович
Квалификация: учитель
физической культуры
Педагогический стаж: 18лет
Малый Куналей, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Увлекательный баскетбол» для 5класса МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального Закона РФ об образовании № 273- ФЗ от 29.12.2012г.
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
- способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Основные задачи:
1.Оздоровительная задача.
- Укрепление здоровья.
- Совершенствование физического развития.
2.Образовательная задача.
- Обучение основам техники и тактики игры баскетбол.
- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям баскетболом.
- Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Спортивные игры» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно метапредметными и предметными результатами.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда;
Предметные результаты:
-формирование знаний о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
- определяют, где применяют действия с мячом,
- используют общие приёмы решения поставленных задач,
- ставят и формулируют проблемы,
- ориентируются в разнообразии способов решения задач.
Регулятивные:
- принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре,
- принимают инструкцию педагога и четко следуют ей,
- осуществляют итоговый и шаговый контроль,
- выполняют действия в соответствии с поставленной задачей и условиям её реализации,
- используют установленные правила в контроле способа решения,
- планируют свои действия.
Коммуникативные:
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности,
- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии,
- используют речь для регуляции своего действия,
- формулируют собственное мнение и позицию,
Личностные:
- проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей,
- умеют управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
- оказывают бескорыстную помощь своим сверстникам, умеют находить общий язык и общие интересы,
- ориентируются на понимании причин успеха в учебной деятельности,
- самоанализ и самооценка результата,
- понимают значение знаний для человека и принимают его, стремятся хорошо учиться,
- раскрывают внутреннюю позицию школьника.
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
- стремление индивида вовлечь в занятия баскетболом свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса. Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин).
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 5 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 12-15 человек.
Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-презентация, урок-марафон
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
Программный материал | Количество часов | |
1 | Теоретические сведения | 2 |
2 | Баскетбол. Техническая подготовка | 8 |
3 | Общефизическая подготовка | 10 |
4 | Специально физическая подготовка | 5 |
5 | Подвижные и спортивные игры | 8 |
6 | Контрольные испытания | 1 |
Итого | 34 |
Содержание программы.
Баскетбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия баскетболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
- Основы знаний.
- Общая физическая подготовка.
- Специальная подготовка.
- Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по баскетболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
- Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
- Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения
Значение баскетбола в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
Место и время проведения общеразвивающих и специальных
упражнений во время тренировочных занятий.
Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и
специальных упражнений для различных видов спорта.
Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов,
на снарядах и со снарядами в парах.
Для развития быстроты - упражнения на быстроту двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
интенсивности.
Для развития ловкости и гибкости - упражнения с высокими
требованиями к координации и амплитуде движений.
Планируемый результат освоения программы «Баскетбол»
ЛИЧНОСТНЫЕ.
- положительное отношение к систематическим занятиям баскетболом;
- понимание роли баскетбола в укреплении здоровья.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- Рассказывать об истории развития баскетбола в России;
- Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма;
- Технически правильно выполнять двигательные действия в баскетболе;
- Играть в баскетбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- Следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
- Понимать цель выполняемых действий;
- Различать подвижные и спортивные игры;
- Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Дата | Часы |
1 | Техника безопасности. Ознакомление с основными строевыми командами. Изучение передачи, ловли, броска в корзину. Игры. | сентябрь | 1 |
2 | Повороты на месте. Изучение штрафного броска, подвижные игры. Эстафеты с элементами баскетбола. | 1 | |
3 | «Гигиена баскетболиста. Врачебный контроль. Предупреждение травм». Ловля мяча, ведение мяча. Игры. | 1 | |
4 | ОРУ. Упражнения на осанку. Передачи одной рукой. Ловля двумя руками. Бросок двумя снизу. Игры. | 1 | |
5 | ОРУ. Упражнения на осанку. Ловля мяча снизу. Бросок одной от плеча. Ловля мяча от щита. | октябрь | 1 |
6 | Развитие быстроты, прыгучести и ловкости. Передачи и ловля в движении. Броски с места. | 1 | |
7 | Развитие гибкости и умение сохранять равновесие. Ознакомление с защитной стойкой и передвижение приставными шагами. Игры. | 1 | |
8 | Защитная стойка, передвижения защитника. Ловля мяча от щита. Изучение ранее изученных приемов. | 1 | |
9 | Повороты с мячом и без мяча. Передачи мяча сверху в прыжке. Эстафеты с элементами баскетбола. | ноябрь | 1 |
10 | Правила соревнований и судейство баскетбола. Повороты на месте без мяча. Ведение мяча с изменением скорости. Игры. | 1 | |
11 | Правила соревнований и судейство баскетбола. Повороты в движении. Передачи от груди с отскоком. Игра. | 1 | |
12 | Передвижение в защитной стойке. Обводка препятствий. Эстафеты с элементами баскетбола. | декабрь | 1 |
13 | Развитие быстроты, прыгучести, выносливости. Ловля катящегося мяча. Обводка, передачи, броски. | 1 | |
14 | Броски после ведения. Изучение игры 2*1. Эстафеты с элементами баскетбола. | 1 | |
15 | Совершенствование ранее изученных приемов. Проверка физической подготовки занимающихся. | 1 | |
16 | Передачи двумя руками снизу. Противодействие ведению. Бросок в корзину после 2-х шагов. | январь | 1 |
17 | «Оборудование, инвентарь и уход за ним». Ведение и броски с сопротивлением. Игра. | 1 | |
18 | Проверка занимающихся по техническим нормативам. | 1 | |
19 | Передачи одной рукой сбоку. Индивидуальные тактические действия: отрыв от игрока, держание игрока. Развитие выносливости. | февраль | 1 |
20 | Ведение со сменой рук. Общее физическое развитие занимающихся. | 1 | |
21 | Изучение групповых тактических действий. Броски в корзину одной рукой. | 1 | |
22 | Передачи в сложных игровых условиях. Игра | 1 | |
23 | Развитие выносливости, координации, умение сохранять равновесие. Ознакомление с системой быстрого нападения. | март | 1 |
24 | Развитие выносливости, координации, умение сохранять равновесие. Ознакомление с системой быстрого нападения. | 1 | |
25 | ОРУ. Взаимодействия 2-х игроков. Упражнения в системе быстрого нападения. Индивидуальные действия в нападении. | 1 | |
26 | ОРУ. Изучение финта на рывок. Овладение системой быстрого нападения. Исправление ошибок в технике игры. | 1 | |
27 | Технический прием «заслон». Взаимодействия 2*1. Устранение ошибок в технике игры. | апрель | 1 |
28 | Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2. Индивидуальные действия в защите. | 1 | |
29 | ОРУ. Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2. Индивидуальные действия в защите. Штрафные броски. | 1 | |
30 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами баскетбола. | 1 | |
31 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения. Передачи в движении, броски с места, в движении, игра 1*1, 2*2. | май | 1 |
32 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Овладение индивидуальными защитными действиями. Подготовка к контрольным испытаниям. | 1 | |
33 | Разновидность прыжков. ОРУ. Защитные действия против нападения. Подготовка к контрольным испытаниям. | 1 | |
34 | Контрольные испытания. Тренировка в штрафных бросках. | 1 | |
Итого: 34 | 34 |
Материально-техническое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программы. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
1. Щит с кольцом
2. Гимнастическая стенка
3. Гимнастические маты
4. Скакалки
5. Мячи баскетбольные
6. Мячи набивные (масса 1кг)
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
- Основы истории развития баскетбола в России;
- Сведения о строении и функциях организма человека;
- Правила игры в баскетбол
- Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
- Строевые упражнения;
- Гимнастические упражнения;
- Легкоатлетические упражнения;
- Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
- Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
- Подвижные игры;
- Упражнения для развития прыгучести;
- Упражнения для развития качеств, необходимых приловли и передачах мяча;
- Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении бросков мяча;
Техника нападения (практическая часть):
- Перемещения и стойки;
- Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
- Действия без мяча: остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
- Индивидуальные действия
- Командные действия
Тактика защиты:
- Индивидуальные действия
- Командные действия
Контрольные игры и соревнования:
теоретическая часть
- Правила соревнований
практическая часть:
- Соревнования по подвижным играм с элементами баскетбола
- Учебно-тренировочные игры
Физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Мальчики | Девочки |
1 | Бег 60м с высокого старта (с) | 11.6 | 12.0 |
2 | Поднимание и опускание туловища за 30сек | 28 | 26 |
3 | Метание мяча | 20 | 14 |
4 | Прыжок в длину с места (см) | 125 | 110 |
5 | Челночный бег 3х10м | 9.8 | 10.0 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Количественный показатель |
1 | Передвижения в защитной стойке 6 *5 м (сек) | 13.7 |
2 | Техника щтрафного броска из 30 | 6 |
3 | 2-х шажная техника броска без сопротивления 10 справа, 10 слева (раз) | 6/6 |
Список литературы
1.Мы играем в баскетбол. С. Стонкус. Москва «Просвещение», 1984
2.Баскетбол: Теория и практика Минск «Полымя», 1989
3.Баскетбол. Адаптированная программа для СДЮСШОР. Сызрань, 2002
4.Баскетбол. Учебник для студентов под редакцией Ю.М. Портнова Москва, «Физкультура и спорт» 1988 .
5.Урок физкультуры в современной школе – Москва, «Физкультура и спорт» 2002
6.Подвижные игры Л .Былеева, В. Яковлев – Москва, «Физкультура и спорт» 2000
7.Баскетбол Учебное пособие для занятий с начинающими. П.М.Цетлин – Москва, «Физкультура и спорт», 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности Баскетбол 3-4 классы ФГОС
Программа по внеурочной деятельности, баскетбол.Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"
Данная программа разработанна на основе курса обучения игре в баскетбол для общеобразовательных школ. Материал программы даётся в пяти разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол»
ДОП по баскетболу для начальной школы физкультурно-оздоровительной напраленности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Баскетбол"
Рабочая программа расчитана на проведение внеурочных занятий по баскетболу для обучающихся начального и основного общего образования....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол"....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол" 7-8 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Баскетбол" 7-8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Баскетбол» для 6 классов
Направленность программы:Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.Воспитывающий характер про...